Автор: Бекмансурова Ирина Валентиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ ООШ д. Кочкино Населённый пункт: п.Пещёра Верхнекамского района Кировской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Неделя здоровья Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы Куйбышевского района
городского округа Самара
Российская Федерация, 443004, г. Самара, ул. Торговый переулок, 13
Т. 330-39-46. Факс 330-38-09 e-mail: cvr07@list
Конспект занятия
по ознакомлению детей с окружающим миром
«Водица - царица»
в группе кратковременного пребывания детей дошкольного
возраста
Педагог
дополнительного
образования:
Цыденкова Р.В.
Самара 2015
«ВОДИЦА - ЦАРИЦА»
Цель : Придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, творчески
воздействуя на чувства, воображение и фантазию детей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
1.
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, форма, текучесть).
2.
Сформировать у детей представление всеобщности явлений : все твердые тела
(снег, лед)можно превратить в жидкость, все жидкости могут быть превращены
впар).
3 . Д о к а з а т ь ,
ч т о
в о д а
о б л а д а е т
у д и в и т е л ь н о й
с и л о й .
4 . У ч и т ь
п р и н и м а т ь
у ч а с т и е
в
ф о р м у л и р о в а н и и
в ы в о д о в .
Развивающие :
5.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
стимулировать желание делать выводы.
6.Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений).
7.Уточнить значение воды для всего живого.
8.Развивать мышление, любознательность речь детей; ввести в активный словарь
детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; развивать у детей
связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными;
упражнять
в
употреблении
глаголов,
точно
отражающих
действие:
налить,
перелить,вылить.
Воспитательные:…
9.Воспитывать бережное отношение к воде; уточнить знания о том, что вода –
ценный природный дар, воду надо беречь.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.
Игровой ( игровые персонажи –
«Тучка»,
волшебное превращение детей в
Капельки).
2.
Наглядный (« Иллюстрации
:
вода в почве, круговорот воды в природе,
превращение воды в туман, росу).
3.
Использование технологий : компьютерный просмотр «Использование водяных
мельниц, работающих с помощью воды».
4.
Практический (опыты).
5.
Словесный (рассказы детей, педагога, беседы, вопросы поискового характера).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1.
Изготовление панно «Кому нужна вода».
2.
Чтение сказок познавательного характера, рассказов ( М.Д.Перин «Живая вода»,
стихотворения С.Я. Маршака «Вчера и сегодня»…).
3.
Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду, воды в
пар).
4.
Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для
чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
5.
Знакомство детей с карточками – методов исследования, как с ними работать.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Стаканчики разных конфигураций.
2. Баночки разных форм.
3. Ложечки по 4 шт. на каждого ребенка.
4. Блюдце с сахаром, солью на каждый стол.
5. Коктельные трубочки по 4 шт. на каждого ребенка.
6. Стакан с соком лимона, стакан с соком апельсина.
7. Кувшин с водой.
8. По 1 баночке с крышками ( под крышками нанесена разного цвета гуашь).
9. Льдинки - Замороженные разноцветные формы.
10 Игровые водяные мельницы – 2 шт.
Атрибуты : дождики по 2 каждой Капелии.
Костюмы : Тучки и Капелии.
Музыка : Виноватая тучка.
Содержание вопросов
1.
Где в природе встречается вода?.
2.
Во что может превращаться вода ?
3.
Зачем нужна вода ?
4.
Что такое вода ? (жидкость). Опыт 1. Переливание воды.
5.
Что будет. Если воду заморозить ?
6.
Какие свойства еще есть у воды ?
7.
Имеет ли вода силу ?
8.
Какую воду мы пьем ?
9.
Почему про воду говорят «Водица – царица».
Опыты, эксперименты
9.
Свойства воды: прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, не имеет
формы, обладает силой, имеет веc.
10
Игры с водой: фонтанчики, мельница.
Ход занятия
Дети в кабинете сидят на стульчиках.
Педагог : Читает загадку
«Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу».
Ответы детей: вода.
Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о воде.
Звучит музыка «Виноватая тучка».
В костюме тучки вбегает ребенок, танцует танец тучки ( Никита Ч).
После
слов
«Кап,
кап,
кап
–
дождик
пошел,
звук
уменьшается,
тучка
останавливается и читает стихотворение:
Вы, слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, море, океане и в
водопроводном кране. Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает, без
воды вам не умыться, ни наестся, ни напиться! Смею вам я доложить: без
воды
нам
не
прожить!
Я
тучка
не
простая,
волшебная.
Сейчас
ногами
постучу и в капель вас превращу.
Капельки : Вбегают две капельки, танцуют танец дождя (Настя Б, и Лиза П).
Капельки : Читают стихи.
В природе путешествует вода, она не исчезает никогда: то в снег
превратиться, то в лед, растает и снова в поход…
Педагог: Молодцы капельки, славно путешествовали, посылаю вас на землю,
пролейте ее веселым дождем, напоите землю, деревья, цветы.
Педагог: приглашает детей в лабораторию «Водица– царица».
Педагог : Дети, скажите, где встречается вода ?
Ответы детей (в море, океане, в кране, реке, озере, лужи, родниках).
Педагог дает понятие, что тело человека состоит из воды: она составляет
75% от нашего веса. Большая часть воды в организме человека и животных
находится
в
крови.
Она
есть
в
желудочном
соке,
который
помогает
перевариваться пище в желудке, она есть в слюне, мускулах, коже, костях,
ногтях и даже в эмали зубов. Вы наверное слышали, что человек без пищи
может прожить более двух месяцев, а без воды четыре – пять дней. Почему
это так? Пища, которую мы едим, растворяется в воде, питательные вещества
кровь разносит по всему телу, чтобы накормить каждую
клеточку. Вот
почему без воды нет жизни.
Педагог: Во что может превращаться вода ?
Ответы детей : в росу, пар, дождь, туман, в снег, лед.
Педагог : Для чего в природе нужна вода?
Ответы
детей: умываться, купаться, закаляться, для роста растений, для
животных, чтобы готовить еду, пить…..
Педагог : вместе с детьми обобщает ответы и дополняет , что вода нужна и в
быту, и
в
сельском
хозяйстве, и в промышленности, и для неживой
природы. Вода она везде, вода она повсюду.
Педагог : Дети, скажите, а что такое вода ? Что с ней можно делать ?
Ответы детей : Вода это жидкость, ее можно разливать, переливать …
Опыт 1 . Педагог переливает воду из кувшина в стакан, из стакана в кувшин.
Педагог :
А
что
будет,
если
воду
поставить
в
морозильную
камеру
или
вынести на мороз ?
Опыт 2.
Мы с вами утром заливали воду в формочки и ставили на мороз. Я
их занесла, давайте посмотрим что получилось, рассматривают.
Ответы детей: вода замерзла, получилось как сапожки, кубики….
Педагог: какой вывод вы можете сделать ?
Дети : вода может превращаться в лед ; становиться твердой.
Педагог: А что будет со льдом, если его опустить в воду ?
Опыт
3: Дети опускают льдинки в стаканчики с водой, оставляют их на
некоторое время.
Педагог: Дети, возьмите стаканчики с чистой водой, какого цвета вода ?
Ответы: вода бесцветная, прозрачная, не имеет цвета …
Педагог : А как проверить, может ли вода менять свой цвет.
Ответы детей : если в нее добавить что-то красящее, то она будет цветная.
Опыт 4 : дети берут баночки с водой под крышкой, взбалтывают.
Педагог: какой вывод вы можете сделать?
Дети : вода окрасилась в разные цвета, она принимает цвет того вещества,
который добавляется…..
Педагог: как проверить, имеет ли вода запах?
Ответы детей: нужно понюхать .
Опыт 5. Дети берут стаканчики с водой, нюхают и делают вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыты 6,7: с апельсиновым и лимонным соком.
Вывод: вода может иметь запах.
Педагог : вода обладает еще какими – то свойствами ?
Ответы детей: она не имеет вкуса.
Опыт 8: дети трубочками берут воду из стаканчиков, пьют.
Опыт 9: с сахаром.
Опыт 10: с солью.
Ответы детей и вывод: вода не имела вкуса, а когда добавили сахар и соль,
растворила сахар, соль, и изменила вкус.
Педагог: вернемся к опыту с льдинками. Что произошло ?
Ответы детей : лед снова превратился в воду.
Вывод :
вода
растворяет
различные
вещества
:
соль,
сахар,
стиральный
порошок, мед.
Педагог: берет кувшин с водой и пустую баночку. Задает вопрос « имеет ли
вода форму?
Ответы
детей :
вода
формы
не
имеет,
она
принимает
форму
сосудов
в
которые наливают воду.
Вопрос к детям : Имеет ли форму вода в реке, море, океане?
Ответы детей.
Педагог: имеет ли вода силу ?
Ответы детей.
Просмотр слайдов: Работа водяных мельниц.
Наблюдение за
работой
игрушечной
мельницы
от
воды
(
показано
на
видеосъемке).
Вопрос к детям: какую воду мы пьем ? Какая вода и откуда поступает к нам
в кран ?
Ответы детей.
Общий вывод: вода не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, ни формы.
Вода
может
превращаться
в
пар,
туман,
росу,
лед,
снег.
В
воде
растворяются
вещества.
Вода
имеет
силу.
Пресной
воды
на
земле
остается очень мало, к ней нужно относиться бережно.
Дети читают стихи:
1.Да! Вода она везде. Осмотрись вокруг – озера и моря, без воды не
проживет Земля твоя.
2.Воду ценит каждый человек, дерево не выросло б вовек!
3.Птицы, звери тоже воду пьют, рыбки без водички не живут.
4.Травка без водички не растет, все живое без воды помрет.
5.По морям не плыли б корабли, и цветы на клумбах не цвели. С речек
орошаются поля, чтоб красивою была Земля.
6.Давайте же воду все будем беречь. От трат неразумных ее все стеречь.
Педагог: Не зря в народе говорят «Хлеб – всему голова», потому что он
главный на столе. А воду – называют «Царицей», потому что без нее нет
жизни на Земле.
Педагог: Раздает детям книжечки «Азбука чистоты», просит детей
изучить ее хорошо дома и еще больше узнать о воде. Приглашает детей
отдохнуть, расслабиться – поплясать под музыку «Виноватая тучка».
Приложение к занятию : фото