Напоминание

Брейн-ринг как форма повышения квалификации педагогов.


Автор: Томилова Ольга Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 84 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Брейн-ринг как форма повышения квалификации педагогов.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Брейн-ринг как форма повышения квалификации педагогов.

Образовательная стратегия закона «Об образовании в Российской

Федерации» и ФГОС ДО ориентируют педагогов дошкольных

образовательных учреждений на освоение новых профессиональных

компетенций, что, в свою очередь, делает необходимым такое направление

работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование

уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из

условий качества обучения и воспитания дошкольников.

Современная система образования, ориентированная на

компетентностный подход, требует непосредственного вовлечения педагогов

в активную познавательную деятельность с применением активных и

интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью

осваивается, поддерживается и в дальнейшем используется в

непосредственной практической деятельности.

В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые

способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого

педагога и педагогического коллектива в целом. Одной из таких форм,

получивших признание и распространение в педагогическом сообществе,

является деловая игра в форме брейн-ринга.

Сегодня мне хотелось бы поделиться одной из таких деловых игр,

проводимых мною с педагогами дошкольного образовательного учреждения,

в котором я работаю. Этот брейн-ринг был разработан и проведен мною как

руководителем методического объединения для воспитателей групп раннего

возраста ДОУ г.Владикавказа по итогам проведенных ранее заседаний МО.

Надеюсь, этот материал будет полезен моим коллегам, старшим

воспитателям дошкольных образовательных учреждений в работе по

повышению профессионального мастерства педагогов.

Сценарий деловой игры для педагогов

БРЕЙН-РИНГ «В ногу со временем»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по нормативно-

правовому обеспечению деятельности ДОО и ФГОС ДО.

2. Содействовать развитию педагогического кругозора и профессиональной

компетентности.

Ход игры:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наверняка, все вы помните слова песни легендарной группы «Машина

времени» - «Поворот».

«Вот, новый поворот…, что он нам несет, пропасть или взлет, омут или

брод…». Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в

обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в

этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень

непрерывного образования.

Перемены. …. Наверняка, большинство из нас боится перемен. Конечно,

многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно и предпочитают

за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.

Так какие же нормативно-правовые документы стали отправной

точкой перемен в системе нашего дошкольного образования?

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от

29.12.2012 № 273-ФЗ);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26

от 15.05.2013

Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам дошкольного образования № 1014 от

30.08.2013;

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155)

Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого

профессионализма.

Современному воспитателю необходимо научиться адекватно реагировать

на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде

единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно

и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях,

самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на

возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.

Сегодня, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть в деловую игру,

которая имеет специфическое название брэйн-ринг.

Форма проведения: две команды (рабочие творческие группы - по

жеребьевке)

Брейн-ринг (англ. brain — мозг, интеллект, умник; то есть

«интеллектуальный ринг») — брейн-ринг - «это мозговая атака», бой,

сражение, соревнование, игра. И своей целью он ставит, определение,

выявление знаний группы людей на определенную тему.

Вам предстоит выполнить задания, которые помогут вспомнить, о чем мы

говорили с вами на прошлых заседаниях нашего МО.

Для этого мы с вами разделимся на две команды. При входе в зал вы взяли

кружочки определенного цвета. Прошу вас определиться в команды по 8

человек и пересесть за столы таким образом, чтобы цвет таблички совпал с

цветом кружочка. Итак, у нас получилось две команды.

Брэйн-ринг состоит из 7 раундов.

В конце брэйн-ринга подводятся итоги и объявляются победители.

А сейчас я познакомлю вас с правилами нашего Брэйн-ринга.

Раунды открываются, как правило, вопросом для обеих команд, ваша

задача ответить на него быстрее своих соперников. Обратите внимание - у

вас на столах лежат молоточки (колокольчики), та команда, которая быстрее

ударит в молоточек (зазвонит в колокольчик), имеет право первоочередного

ответа. Если команда ответила раньше, чем позвонила в колокольчик или

ответила неправильно, другая может ответить и получить балл за правильный

ответ. Побеждает команда, набравшая большинство баллов.

Оценивать ответы команд будет компетентное жюри (представляются

члены жюри).

Практическая часть.

Итак, начинаем наш Брэйн-ринг.

Во-первых, Вам необходимо придумать название ваших команд

(на выполнение отводится 1 минута).

Раунд 1. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

Подберите определение к данному понятию: (не забывайте о колокольчике

и праве первоочередного ответа).

1.

Амплификация – это …. обогащение развития ребенка, максимальная

реализация его возрастных возможностей.

2.

Педагогическая рефлексия — это…. умение анализировать

собственную воспитательную деятельность, критически ее

оценивать, находить причины своих педагогических ошибок,

неэффективности используемых методов; осуществлять выбор

методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в

конкретной ситуации.

3.

Адаптация - это…. процесс вхождения человека

в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

4.

Гендерное воспитание - это… воспитание ребенка

с учетом его пола.

5.

Педагогический мониторинг – это…

регулярное отслеживание

динамики происходящих изменений в каком-либо педагогическом

объекте.

6.

Технология – это…

алгоритм последовательных педагогических

действий, гарантирующих получение необходимого педагогического

результата.

Раунд 2. «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»

Командам необходимо за 1 минуту подобрать к определенным понятиям

ключевые слова, т.е. слова или словосочетания, относящиеся к данным

понятиям по теме и по смыслу.

Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ.

Вариативная среда, насыщенная среда, полифункциональная среда,

трансформируемая среда, доступная среда, безопасная среда,

пространство, время, предметное окружение, спокойная зона, игровая зона,

активная зона, учебная зона, зоны деятельности, уголки………(салон

красоты, поликлиника, уголок экспериментирования….)

Адаптация в ДОУ.

Листок здоровья, социальный портрет, стресс, дети раннего возраста,

детский сад, возрастные особенности, адаптация, тяжелая адаптация,

легкая адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация,

социальный опыт, ранний возраст, педагоги, родители, психическое

здоровье, график, режим, консультация, взаимодействие….

Раунд 3. «КОТ В МЕШКЕ».

Определите:

1.

Из какого нормативного документа взята эта фраза:

«Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание

детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы

физического, нравственного и интеллектуального развития личности

ребенка».

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст. 44.

2.

В каком нормативно-правовом документе сказано:

«Образовательная программа дошкольного образования обеспечивает

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах

общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных

психологических и физиологических особенностей и должна быть

направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 этого документа».

ФГОС ДО, п. 1.6

3.

Какой нормативный документ определяет, что:

«Количество детей в группах дошкольной образовательной организации

определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты -

для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на

1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0

метра квадратного на одного ребенка».

СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. на 27.08. 2015), п.1.9

4.

В каком нормативно-правовом документе сказано:

«Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность

на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме

реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины

(модуля) в соответствии с утвержденной Рабочей программой».

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст. 48, п.1.

Раунд 4. «Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ».

Необходимо ответить на вопросы:

1.

Какой документ определяет содержание и организацию

образовательного процесса в ДОУ?

Основная образовательная программа дошкольной организации.

2.

Какой документ устанавливает максимально допустимый объём

образовательной нагрузки для детей в ДОУ?

СанПиН

3.

Какие три группы требований включает в себя ФГОС ДО?

1) к структуре ООП

2) к условиям реализации ООП

3) к результатам усвоения ООП

4.

Какие направления развития и образования детей обеспечивают

развитие личности ребенка, согласно ФГОС ДО?

Социально-коммуникативное;

Познавательное;

Речевое;

Художественно-эстетическое;

Физическое.

5.

Каким документом регулируются отношения между ДОУ и семьей?

Договором между ДОУ и родителями

6.

Какая документация по организации воспитательно-образовательного

процесса является обязательной для воспитателя?

календарный план работы,

табель посещаемости детей,

Рабочая программа.

7.

Какие три основные функциональные зоны должны выделяться в

РППС группы по Н.А.Коротковой?

«Спокойная» — для спокойной деятельности детей.

«Активная» — для деятельности, связанной с интенсивным

движением, возведением крупных игровых построек и т.п.

«Рабочая» — для художественно-эстетической и

познавательной деятельности и т.п.

8.

Какие различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы

адаптационного периода?

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней,

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в

течение месяца,

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

Раунд 5. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАЗЛЫ»

Педагогам дается задание, составить высказывание, фразу, предварительно

разрезанную на словосочетания (фраза разрезается по два, по три слова).

Время выполнения задания – 5 минут.

Воспитание развивает способности,

но не создает их. (Ф. Вольтер)

Воспитателем, как и художником, нужно родиться. (К. Вебер)

Дать детям радость в учении –

это первая заповедь воспитания.

(В.А.Сухомлинский)

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так, как

учили этому вчера. (Д. Дьюи)

Цель воспитания – научить

наших детей обходиться без нас.

(Эрнст Легуве)

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не

памятью. (Л.Н. Толстой)

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего

глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Жан-Жак Руссо)

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо

зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх)

Раунд 6. «АУКЦИОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ»

Командам предлагается написать за 1 минуту и потом назвать как можно

больше традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями.

Раунд 7. «КРОССВОРД ВОСПИТАТЕЛЯ» (время выполнения 5 минут).

По горизонтали:

1. Способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся,

направленный на решение задач воспитания или обучения.

Метод (педагогический)

2.

Результат обучения и воспитания. Образование

3.

План, который включает в себя блоки планирования «Утро»,

«Прогулка», «Вечер», методическое обеспечение образовательно-

воспитательного процесса.

Календарно-тематический план (КТП)

4. Процесс усвоения растущей личностью социального опыта.

Социализация

5.

Психическое состояние, возникающее в результате несоответствия

социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка

требованиям новой социальной ситуации.

Дезадаптация

6.

Целостный, сознательно организованный педагогический процесс

формирования и образования личности в учебно-воспитательных

учреждениях специально подготовленными специалистами.

Воспитание (как пед. явление)

По вертикали:

1. Регулярное, по унифицированной схеме проводимое отслеживание

динамики происходящих изменений в каком-либо педагогическом объекте.

Мониторинг (педагогический)

2.

Процесс самосознания педагогом логики своих состояний, мыслей и

действий в ходе воспитания и обучения детей.

Рефлексия (педагогическая)

3. Основной документ, определяющий обязательный минимум содержания

основных образовательных программ, объем учебной нагрузки

обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Включает в

себя федеральный и национально-региональный компоненты

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

4. Приспособление организма и психики ребенка к новым условиям.

Адаптация

5. Алгоритм последовательных педагогических действий, гарантирующих,

получение необходимого педагогического результата

Технология (педагогическая)

6. Малая социальная группа людей, выполняющая важнейшие общественные

и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую,

воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

Семья

Подведение итогов.

Заключение.

Я хочу вам рассказать Притчу о переменах.

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь.

Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и

третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются!

Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один

он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в

четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё

это из воды.

«Что изменилось?» — спросил Учитель.

«Ничего...» — ответил Ученик.

Тогда

Учитель

поставил

эти

четыре

котелка

с

водой

на

огонь.

Через

некоторое

время

он

вынул

деревяшку,

морковь,

яйцо

и

налил

в

чашку

ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

«Что изменилось?» — опять спросил Учитель.

«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка

не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.

«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде, и из твердой

стала мягкой, легко разрушающейся. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо,

не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны

удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило

воду, придало ей новый вкус и аромат».

«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные

обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в

тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ

таких

большинство.

Эти

люди

только

в

обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они

становится

мягкими

и

скользкими.

Опускают

руки,

винят

во

всем

либо

других,

либо

«непреодолимые

внешние

обстоятельства».

Чуть

«придавило»…

и

они

уже

в

панике,

психологически

раздавлены.

Такие

«морковки», как правило, легко становятся «жертвами моды», хотят, чтобы

«всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния

удачливые торговцы, политики… и предсказатели.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются

самими

собой

в

любых

жизненных

ситуациях.

Они,

как

правило,

хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают

всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за

черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают

крепче!

Их

очень-очень

мало.

Именно

такие

люди

в

обычной

жизни

незаметны,

а

в

тяжелые

времена

они

вдруг

«твердеют»

и

упорно

преодолевают «внешние обстоятельства».

«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.

«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных

жизненных

обстоятельств

растворяются

в

окружающей

среде,

превращая

безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил

Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием

неблагоприятных

обстоятельств,

сколько

трансформируют

сами

эти

жизненные

обстоятельства,

превращая

их

в

нечто

прекрасное,

извлекая

пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону

жизнь окружающих».

- Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Но все мы хотим

верить, что перемены - это всегда к лучшему.

Удачи вам! И пусть все в вашей жизни меняется к лучшему!

Томилова Ольга Леонидовна, старший воспитатель

МБДОУ Детский сад № 84 комбинированного вида,

г. Владикавказ,

Республика Северная Осетия-Алания



В раздел образования