Напоминание

Система развития кадрового потенциала МБУ ДО "Центр развития творчества"


Автор: Панченко Наталья Александровна
Должность: заведующий методическим отделом
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: город Рубцовск,Алтайский край
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Система развития кадрового потенциала МБУ ДО "Центр развития творчества"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества»

Город Рубцовск, пер. Алейский, 25

Телефон 4-21-82; 4 -39-84

Система

развития кадрового потенциала

МБУ ДО «Центр развития творчества»

Автор - составитель:

Панченко Наталья Александровна

зав. методическим отделом

г. Рубцовск

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.Актуальность

3

2. Целевой компонент

5

3. Содержание

6

4. Прогнозируемые результаты

14

5. Эффективность системы развития

кадрового потенциала

15

6. Литература

18

2

Актуальность

В

настоящее

время

система

дополнительного

образования

детей

проходит стадию интенсивного развития образовательных ценностей и норм,

критического

отбора

педагогических

технологий,

наиболее

адекватных

развитию

личности

обучающегося,

его

познавательным

интересам

и

мировоззренческой позиции. Важную роль в этих процессах играет повышение

квалификации

педагогов

этой

уникальной

образовательной

сферы,

чему

в

немалой степени способствует развитие методической работы.

Центр развития творчества – учреждение дополнительного образования,

кото р о е

отл и ч а е т

п о с тоя н н о е

с т р е м л е н и е

к

р а з в и т и ю .

Б ы т ь

конкурентоспособными в любых ситуациях, «идти в ногу со временем» - это

своеобразный девиз, необходимый в современных условиях для качественной

работы.

Методическая

деятельность

МБУ

ДО

«Центр

развития

творчества»

-

единство

взаимосвязанных

структурных

и

функциональных

элементов,

характеризующихся

системностью

содержания

работы,

чередованием

теоретических

и

практических

организационных

форм

деятельности,

обеспечивающих алгоритм формирования и развития методической культуры

3

педагога

как

высший

показатель

профессиональной

готов но с т и

(компетентности) педагога.

В условиях обновления содержания образования возросла потребность в

педагоге,

способном

модернизировать

содержание

своей

деятельности

посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений

науки

и

передового

педагогического

опыта.

В

связи

с

этим

изменяются

и

функции

методического

сопровождения,

обеспечивающего

деятельность

педагога. Актуальность проблемы обновления образования объясняется

стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых

педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими

педагогами,

с

другой.

Использование

же

в

педагогической

деятельности

различных

образовательных

технологий

позволяет

педагогам

и

другим

специалистам

повысить

мотивацию

обучающихся,

профессионально

практическую

направленность

занятий,

а,

следовательно,

добиваться

более

гарантированных

запланированных

результатов

в

своей

профессиональной

педагогической деятельности.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций

инновационных

изменений

в

системе

современного

образования,

отличий

традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения;

понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм

и

методов

обучения,

критериев

технологичности;

владения

технологиями

целеполагания,

проектирования,

диагностирования,

проектирования

оптимальной

авторской

методической

системы,

развитых

дидактических,

рефлексивных,

проектировочных,

диагностических

умений;

умения

анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и

эффективность

применяемых

педагогических

технологий

и

собственной

педагогической деятельности в целом.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения

уровня

профессиональной

компетенции

педагогов.

В

связи

с

этим

надо

сформулировать такие требования к уровню квалификации педагога, которые

4

будут

обусловлены

не

традициями,

а

происходящими,

проектируемыми

и

прогнозируемыми изменении в системе образования. Только переориентация

образовательного процесса (педагога) на работу в логике компетентностного

подхода,

приобретение

педагогом

новых

компетентностей

позволит

Центру

обеспечить

новое

качество

образования,

а

его

обучающимся

достигнуть

новых

образовательных

результатов.

Очевидно,

что

именно

эти

задачи

определяют и новую модель повышения квалификации педагогов Центра.

Целевой компонент

Цель: Обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов как

условие реализации целей развития личности ребенка в современных условиях,

совершенствование

учебно-воспитательного

процесса

и

необходимость

освоения современных методов решения профессиональных задач.

Задачи:

обеспечение образовательного учреждения высококвалифицированными

педагогическими кадрами;

подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации

образования, обновления его структуры и содержания;

развитие

мотивации

и

создание

условий

для

п р о в е д е н и я

экспериментальной деятельности и научно – исследовательской работы,

формирование методической компетенции педагога;

повышение уровня личностно – профессиональной готовности педагогов

к использованию инновационных технологий в обучении;

5

использование

нетрадиционных

форм

непрерывного

образования

педагогов (дистанционное обучение, интернет – форумы.

Содержание

Новый

взгляд

на

цели,

ценности

образования

взрослых,

усиление

вариативности его содержания привели к поиску и становлению новых форм

организации образовательной деятельности.

Система повышения квалификации сформировалась на основе анализа

кадровой

ситуации

в

Центре

в

соответствии

с

перспективными

планами

повышения квалификации педагогов.

Обучение педагогов Центра представляет собой непрерывную систему

повышения квалификации:

самообразование;

повышение квалификации на базе Центра;

городские программы по повышению квалификации;

краевые курсы повышения квалификации (АКИПКРО, АГПА, АКДТДиМ

и.т. д.);

российские программы дистанционного обучения.

6

В основе каждого уровня лежат принципы актуальности, вариативности,

и н д и в и д уа л и за ц и и ,

гото в н о с т и ,

с и с т е м н о с т и ,

п о с т е п е н н о с т и ,

компетентностный подход.

Содержание

методической

работы

определяется

особенностями

образовательной

ситуации,

в

которой

разворачивается

профессиональная

деятельность,

и

уровнем

квалификации

педагогов,

как

осуществляющих

образовательный процесс, так и сопровождающих их.

Методическая работа в учреждении направлена на разработку и внедрение

нового содержания образования, на совершенствование деятельности педагога,

повышение его профессиональной компетентности и включает в себя:

развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;

программно-методическое

обеспечение

стратегических

направлений

деятельности учреждения;

внедрение

в

практику

деятельности

эффективных

инновационных

моделей

образовательной

практики,

технологий

воспитания

и

социализации,

направленных

на

формирование

таких

универсальных

компетенций

как

мышление,

рефлексия,

способы

самоорганизации,

коммуникабельность, мобильность;

выявление

тенденций

определения

качества

образования

и

факторов,

влияющих на этот процесс.

Методическая деятельность – это те способы, приемы, с помощью которых

педагоги получают, систематизируют, распространяют методические знания. К

числу основных видов методической деятельности относятся:

разработка методики;

создание методической продукции (методических рекомендаций, пособий

и др.);

изучение, обобщение и описание педагогического опыта;

методическое консультирование;

7

методическая

помощь

(опережающее

либо

оперативное

реагирование

методической службы на запросы, потребности, затруднения педагога,

содействие решению возникших проблем);

методическая коррекция.

Процесс

получения

методических

знаний,

их

систематизация,

распространение

и

повышение

профессионального

мастерства

педагогов

осуществляется через такие формы как:

проблемно-творческая группа;

постоянно действующий методический семинар (ПДС);

педагогический совет;

мастер-класс;

методический совет;

«портфолио педагога»;

школа профессионального мастерства;

смотры, конкурсы документации педагогов;

конкурс профессионального мастерства;

дискуссионные клубы;

курсы повышения квалификации;

аттестация педагогов;

педагогические студии;

открытые занятия;

обмен опытом;

самоанализ;

разработка индивидуальных планов саморазвития;

выпуск методической продукции;

тренинги;

участие педагогов в выставках, конкурсах, грантах;

интегрированные занятия;

индивидуальная работа;

8

совещание при директоре;

городские методические объединения;

методические консультации;

творческие лаборатории;

фестиваль педагогического творчества.

При отборе форм обучения предпочтение отдается тем, которые направлены

на

активное

вовлечение

педагогов

в

этот

процесс.

Метод

интерактивного

обучения становится ведущим.

При

проведении

традиционных

еженедельных

методических

дней

методическая

служба

ориентируется

на

формирование

креативного

и

проектного

мышления

педагогов,

совершенствование

профессиональной

компетентности и аналитических способностей, умение работать в команде.

Таким образом, основными источниками деятельности методического отдела

являются наука, практический опыт и творчество педагогов.

Методические объединения помогают педагогам различных направлений

деятельности

развивать

профессиональные

компетенции,

совершенствовать

себя, анализировать деятельность, реализовывать творческие идеи.

Творческие

группы

Центра

объединяют

педагогов,

занимающихся

разработкой

какой-либо

психолого-педагогической,

воспитательной

или

управленческой проблемой практико-ориентированного характера. Участники

группы

анализируют

фактическое

состояние

педагогического

процесса

в

аспекте

данной

проблемы,

проектируют

процесс

совершенствования

и

реализации

труда,

проводят

экспериментальную

апробацию

проектов,

анализируют

эффективность

их

внедрения,

разрабатывают

методические

рекомендации на основе результатов полученных в группе, представляют свои

исследования

для

обсуждения

педагогической

общественности.

Творческие

группы

создаются

из

наиболее

опытных,

творческих

педагогов,

имеющих

склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной

проблеме

.

9

Для обеспечения современного качества и эффективности развития системы

дополнительного

образования

в

Центре

созданы

и

функционируют

профессионально-педагогические

объединения

интегрированные

службы

(информационно

аналитическая

служба,

проектная,

психолого-

педагогическая, служба образовательного маркетинга) в составе инициативных

и творческих педагогов разных направлений, объединенных одной идеей.

Существенную новизну в систему повышения квалификации вносит

дистанционное сопровождение деятельности педагога. Преимущество данной

формы обучения состоит в том, что педагог может обучаться в удобное для него

время без отрыва от производства, выбрать тематику наиболее актуальную для

его специфики деятельности, где

осуществляется

своевременная обратная

связь, совершенствуются информационно – коммуникативные компетенции.

Инновационные формы, методы, технологии обучения:

индивидуальный образовательный маршрут;

видео - конференции;

технология модерации;

экспертная оценка и решение ситуационных задач;

информационно – коммуникативные технологии;

презентация идеи (позиции);

работа с кейсом;

вебинар (онлайн – семинар);

интернет – форум;

коучинг;

упражнение по баскет – методу;

авторский курс;

инновационное проектирование.

Организация системы повышения квалификации

как непрерывного

образования педагогов предполагает соблюдения следующих условий:

10

нормативно

регламентирующих,

создающих

правовые

основы

для

осуществления инновационной деятельности;

перспективно

целевых,

обеспечивающих

н ап р а вл е н н о с т ь

инновационной

деятельности

педагога

в

соответствии

с

объективно

возникающими

противоречиями

и

потребностями

образовательного

учреждения;

потребностно

стимулирующих,

обеспечивающих

благоприятную

материальную

и

психологическую

обстановку

для

осуществления

инновационной деятельности;

коммуникативно

информационных,

обеспечивающих

грамотность

и

безопасность

субъектов

инновации

и

создающих

образовательную

и

координационную основу инновационной деятельности.

Создание модели личности педагога

Становление педагога в личностном и профессиональном «портрете»

связано

с

формированием

профессиональной

позиции,

ключевых

педагогических компетенций.

Основные пути профессионально-личностных достижений педагога

в

научно-методической работе:

1)

формирование

индивидуального

банка

освоенных

и

применяемых

методических приемов и педагогических технологий;

2)

продуцирование

индивидуальных

форм

образовательной

поддержки

во

взаимодействие с обучающимися;

3)

системная

самообразовательная

работа

через

личностную

целостность,

рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.

В профессиограмме педагогов Центра следующие составляющие:

Функции

(профессиональные

действия педагога)

Результаты

труда педагога

Профессионально

важные качества

педагога

Индивидуально-

личностные

характеристики

педагога

Образовательная

достижение высоких

результатов в обучении,

непосредственный

организатор

учебно-

целеустремлен-

ность,

открыто сть,

11

соответствующих

современным

требованиям и

критериям качества

образования

воспитательного

процесса

компетентность,

ответственность,

коммуникабель-

ность

мотивированность,

восприимчивость

Воспитательная

успешная социализация

личности обучающихся

внимательный

наставник и помощник

в развитии позитивной

активности личности

психологическая

близость к учащимся,

способность к

нестандартным

действиям

Развивающая

формирование

конкурентоспособной

личности

субъект формирования

культуры и жизненных

стратегий личности

ребенка

способность к

рефлексивной

деятельности,

устойчивая

направленность на

самореализацию

Модель педагога Центра - творческая профессионально компетентная

личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая

составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью

видеть

индивидуальные

качества

воспитанников,

способная

к

личностному

творческому росту.

Конкурентоспособный

педагог

в

условиях

реализации

программы,

направленной на повышение качества образования, должен обладать такими

качествами,

как

педагогическая

компетентность,

мотивированность,

педагогические способности, педагогическая направленность, педагогический

оптимизм, вера в собственные силы.

В совершенстве каждый педагог должен обладать профессиональными

потребностями

в

образовании,

направленными

на

развитие

творческой

личности:

12

профессиональные знания, овладение способами научного творчества,

педагогического

исследования,

диагностической

деятельности

и

эксперимента;

собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;

способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;

профессиональная

ориентация

на

реализацию

актуальных

и

перспективных,

ожидаемых

и

прогнозируемых

образовательных

потребностей;

педагогическое мышление и рефлексия;

педагогическое целеполагание;

психолого-педагогическая культура.

Деятельность педагога заключается в непрерывном процессе обновления

содержания образования, направленном на повышение качества образования.

Личные качества педагога должны постоянно совершенствоваться и

обладать следующими качествами:

мотивация к педагогической деятельности;

социальный оптимизм;

позитивная «Я – концепция»;

ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;

адекватная самооценка;

эмоциональная устойчивость.

Поддержка, стимулирование и повышение статуса педагогических

работников:

обеспечение нормативной, правовой системы стимулирующего характера

педагогическим работникам;

аттестация

педагогических

кадров

на

квалификационные

категории,

представление

и

награждение

лучших

работников

образования

государственными, муниципальными и отраслевыми наградами и знаками

отличия;

13

прохождение повышения квалификации педагогическим работником не

менее чем один раз в пять лет.

Подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной культуры

и компетенции работников Центра:

составление

перспективного

плана

-

прогноза

потребности

в

педагогических

кадрах

и

формирование

на

его

основе

заказа

на

подготовку педагогических кадров;

организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения;

расширение

образовательного

пространства

и

создание

за

счет

этого

необходимых

условий

для

включения

педагогов

Центра

в

образовательное пространство города, округа, края и т. д.;

интенсификация

подготовки

специалистов

с

высшим

педагогическим

образованием, специалистов с высшей, первой категориями.

Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации

педагогических кадров:

организация

научно-методического

сопровождения

развития

кадрового

потенциала;

развитие системы информационно-методической поддержки повышения

квалификации, переподготовки педагогических кадров;

совершенствование

форм

методического

сопровождения,

адаптации

и

становления молодых специалистов:

обязательные курсы повышения

квалификации, консультации методистов и опытных педагогов;

развитие конкурсного движения педагогов.

Обновление структуры и содержания методической деятельности с учетом

основных направлений модернизации системы образования:

интеграция

достижений

педагогической

науки

и

образовательной

практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и

повышения профессиональной компетентности педагогов;

14

практико-ориентированная

подготовка

педагогических

работников

к

инновационным преобразованиям;

содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка

конкурсного движения педагогов;

совершенствование

форм

методической

работы

с

педагогическим

коллективом;

распространение

передового

педагогического

опыта

и

инновационной

практики;

освоение

современных

педагогических

и

воспитательных

технологий

(информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных и

т. д.);

овладение

основами

научного

анализа

собственного

педагогического

труда педагогами, администрацией.

Прогнозируемые результаты

создать условия для формирования новых образовательных потребностей

педагогов, побуждающих к работе над достижением высокого уровня

своей

компетентности,

стремлению

к

постоянному

саморазвитию

и

самосовершенствованию, расширению кругозора, формированию общей,

профессиональной и методологической культуры;

достичь

высокого

уровня

готовности

педагогов

к

инновационной

деятельности (не менее 80%);

усовершенствовать процесс повышения квалификации педагогов

через

использование

персонифицированных

программ

профессионального

развития педагога;

15

повысить участие педагогов в грантовых конкурсах различных уровней;

достичь

высокой

удовлетворенности

потребителей

каче ством

оказываемых образовательных услуг (не менее 85-90%);

создать

конкурентоспособное

образовательное

учреждение

высокой

педагогической культуры;

обобщить и распространить опыт работы по данному направлению среди

образовательных учреждений города.

Возможные негативные результаты:

текучесть кадров;

непринятие частью коллектива цели, задач, путей их достижения;

психологическая

неготовность

части

коллектива

к

работе

в

режиме

инновационного подхода к повышению квалификации.

Пути компенсации негативных результатов:

организация неформального общения;

поддержка первых успехов, «подвижек»;

собеседование, определение личностной перспективы роста;

создание условий для развития мотивационно - целевой компетенции

педагогов.

Эффективность системы развития кадрового потенциала

Параметры

Оценочные показатели

Качество условий, в которых

функционирует система повышения

квалификации педагогов

нормативно – правовое обеспечение

морально – психологические условия

санитарно – гигиенические условия

Качество параметров системы

повышения квалификации

Качество субъектов системы

повышения квалификации (члены

администрации, методическая служба,

педагоги)

Для членов администрации:

владение умениями анализа ситуации,

целеполагания, моделирования, планирования,

организации, контроля и другими

управленческими умениями.

Для методической службы:

16

способность формировать информационный

запас;

возможность и стремление привести свой

профессиональный опыт в содержание обучения;

владение методами диагностирования

профессиональных затруднений педагогов и

умение обучать их методам самодиагностики;

умение организовать процесс повышения

квалификации, создать условия для каждого

педагога с целью преодоления своих проблемных

вопросов;

умение владеть набором методик, средств и

технологий обучения педагогов (андрагогика).

Для педагогов:

сформированность (несформированность)

комплекса мотивов профессионального развития;

совпадение (несовпадение) профессиональных

запросов и потребностей;

адекватная (неадекватная) самооценка;

уровень знаний педагогики, психологии,

методики;

профессиональная компетентность;

наличие (отсутствие) профессиональной позиции.

Качество содержания системы

повышения квалификации

Психолого – педагогический блок, который ориентирует

педагогов на приобретение базовых теоретических

знаний об инновационных процессах в российской и

мировой педагогике и психологии, о сущности

профессионально – творческого саморазвития, о

механизмах и компонентах развития индивидуального

стиля педагога.

Блок информационной культуры педагога включает в

себя информационную компетентность педагога и

использование информационных технологий в процессе

обучения и воспитания. Интеграция педагогической

науки и практики влечет за собой качественные

изменения образовательного пространства, появляется

новый спектр инструментов и средств совместной

деятельности педагогов и обучающихся.

17

Блок обновления знаний и умений в определенной

отрасли науки и практики в соответствии с задачами

модернизации образования, формой повышения

квалификации педагогов в предметном аспекте, после

знакомства с достижениями науки и практики в

конкретной сфере, с новаторскими методиками

обучения, может быть, особый вид консультирования и

руководства деятельностью педагогов в процессе

обучения

Качество процессов, протекающих в

системе повышения квалификации

педагогов

Качество процессов оценивается в двух плоскостях:

обеспечение функционирования (стабильность) и

обеспечение развития (динамики) системы повышения

квалификации

Качество организации повышения

квалификации педагогов

Качество организации системы повышения

квалификации оценивается по уровню обеспечения

непрерывности профессионального развития и ее

личностной ориентированности

Качество форм и средств повышения

квалификации педагогов

Непрерывность повышения квалификации требует

создания организационных условий, при которых

происходит формирование и развитие личности

педагога, его профессиональный рост. Для организации

непрерывности образования используются

разнообразные формы и средства, такие, которые бы

отвечали требованиям модернизации российского

образования до 2020г.

Качество результатов повышения

квалификации педагогов

Важный показатель результативности системы

повышения квалификации – темпы профессионального

развития. Чем быстрее педагог становится

высокопрофессиональным специалистом, мастером

своего дела, тем выше качество результатов системы

повышения квалификации педагогического персонала

образовательного учреждения

18

Литература

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 г. № 273-ФЗ.

2.Диагностика

успешности

учителя:

сб.

методических

материалов

для

руководителей школ (сост. Т.В. Морозова). – М.: Педагогический поиск, 1999.

3. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного педагога» в системе

постдипломного образования. – Барнаул. 2009.

4.Евладова

Е.Б.

Образование

основное

и

дополнительное:

проблема

взаимосвязи/Внешкольник. – М., 2010.

5. Жуковский И.В., Жуковская А.И. Партнерство в образовании/ Внешкольник.

– М., 2011.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-

Дону, 2012.

19

7.

Кузнецова

Н.А.,

Яковлев

Д.Е.

управление

методической

работой

в

учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и

педагогов/ Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-Пресс, 2009.

8. Кулькевич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологии. Р-н-Д,

2007.

9.

Лизинский

В.М.

Приемы

и

формы

в

учебной

деятельности.

М.:

Центр

«Педагогический поиск», 2010.

10. Лазарев В.С., Поташник М.М Управление развитием школы. – М., Новая

школа, 2001.

11. Мозгарев Л.В. Структура качества повышения квалификации работников

образования. – Педагогика. - №10.-2004.

12. Маркова Т.Н. Психология профессионализма. М., 2011.

13.

Маскин

В.В.,

Меркулова

Т.К.,

Петренко

А.А.

Слагаемые

успешной

управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. –

Рязань, 2009.

14. Михайлова Н.А. Современные научно-методические подходы к выявлению

и

оценке

результативности

образовательной

деятельности/

Дополнительное

образование, №7, 2008.

15. Никитина И.В. Инновационные педагогические технологии и организации

учебно-воспитательного и методического процессов. – Волгоград, 2007.

16. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник

нормативных и методических материалов для дополнительного образования

детей. – М., ВЛАДОС, 2010.

17.

Фомин

А.А.

Соблюдение

педагогических

требований

как

фактор,

повышающий профессиональную компетентность современного педагога. – М.,

2011.

18. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования:

учебное

пособие

для

студентов

высших

педагогических

заведений.

М.:

Издательский центр «Академия», 2011.

20

21



В раздел образования