Автор: Панченко Наталья Александровна
Должность: заведующий методическим отделом
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: город Рубцовск,Алтайский край
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Система развития кадрового потенциала МБУ ДО "Центр развития творчества"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества»
Город Рубцовск, пер. Алейский, 25
Телефон 4-21-82; 4 -39-84
Система
развития кадрового потенциала
МБУ ДО «Центр развития творчества»
Автор - составитель:
Панченко Наталья Александровна
зав. методическим отделом
г. Рубцовск
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Актуальность
3
2. Целевой компонент
5
3. Содержание
6
4. Прогнозируемые результаты
14
5. Эффективность системы развития
кадрового потенциала
15
6. Литература
18
2
Актуальность
В
настоящее
время
система
дополнительного
образования
детей
проходит стадию интенсивного развития образовательных ценностей и норм,
критического
отбора
педагогических
технологий,
наиболее
адекватных
развитию
личности
обучающегося,
его
познавательным
интересам
и
мировоззренческой позиции. Важную роль в этих процессах играет повышение
квалификации
педагогов
этой
уникальной
образовательной
сферы,
чему
в
немалой степени способствует развитие методической работы.
Центр развития творчества – учреждение дополнительного образования,
кото р о е
отл и ч а е т
п о с тоя н н о е
с т р е м л е н и е
к
р а з в и т и ю .
Б ы т ь
конкурентоспособными в любых ситуациях, «идти в ногу со временем» - это
своеобразный девиз, необходимый в современных условиях для качественной
работы.
Методическая
деятельность
МБУ
ДО
«Центр
развития
творчества»
-
единство
взаимосвязанных
структурных
и
функциональных
элементов,
характеризующихся
системностью
содержания
работы,
чередованием
теоретических
и
практических
организационных
форм
деятельности,
обеспечивающих алгоритм формирования и развития методической культуры
3
педагога
как
высший
показатель
профессиональной
готов но с т и
(компетентности) педагога.
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в
педагоге,
способном
модернизировать
содержание
своей
деятельности
посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений
науки
и
передового
педагогического
опыта.
В
связи
с
этим
изменяются
и
функции
методического
сопровождения,
обеспечивающего
деятельность
педагога. Актуальность проблемы обновления образования объясняется
стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых
педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими
педагогами,
с
другой.
Использование
же
в
педагогической
деятельности
различных
образовательных
технологий
позволяет
педагогам
и
другим
специалистам
повысить
мотивацию
обучающихся,
профессионально
–
практическую
направленность
занятий,
а,
следовательно,
добиваться
более
гарантированных
запланированных
результатов
в
своей
профессиональной
педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций
инновационных
изменений
в
системе
современного
образования,
отличий
традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения;
понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм
и
методов
обучения,
критериев
технологичности;
владения
технологиями
целеполагания,
проектирования,
диагностирования,
проектирования
оптимальной
авторской
методической
системы,
развитых
дидактических,
рефлексивных,
проектировочных,
диагностических
умений;
умения
анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и
эффективность
применяемых
педагогических
технологий
и
собственной
педагогической деятельности в целом.
Достижение нового качества образования невозможно без повышения
уровня
профессиональной
компетенции
педагогов.
В
связи
с
этим
надо
сформулировать такие требования к уровню квалификации педагога, которые
4
будут
обусловлены
не
традициями,
а
происходящими,
проектируемыми
и
прогнозируемыми изменении в системе образования. Только переориентация
образовательного процесса (педагога) на работу в логике компетентностного
подхода,
приобретение
педагогом
новых
компетентностей
позволит
Центру
обеспечить
новое
качество
образования,
а
его
обучающимся
–
достигнуть
новых
образовательных
результатов.
Очевидно,
что
именно
эти
задачи
определяют и новую модель повышения квалификации педагогов Центра.
Целевой компонент
Цель: Обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов как
условие реализации целей развития личности ребенка в современных условиях,
совершенствование
учебно-воспитательного
процесса
и
необходимость
освоения современных методов решения профессиональных задач.
Задачи:
обеспечение образовательного учреждения высококвалифицированными
педагогическими кадрами;
подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации
образования, обновления его структуры и содержания;
развитие
мотивации
и
создание
условий
для
п р о в е д е н и я
экспериментальной деятельности и научно – исследовательской работы,
формирование методической компетенции педагога;
повышение уровня личностно – профессиональной готовности педагогов
к использованию инновационных технологий в обучении;
5
использование
нетрадиционных
форм
непрерывного
образования
педагогов (дистанционное обучение, интернет – форумы.
Содержание
Новый
взгляд
на
цели,
ценности
образования
взрослых,
усиление
вариативности его содержания привели к поиску и становлению новых форм
организации образовательной деятельности.
Система повышения квалификации сформировалась на основе анализа
кадровой
ситуации
в
Центре
в
соответствии
с
перспективными
планами
повышения квалификации педагогов.
Обучение педагогов Центра представляет собой непрерывную систему
повышения квалификации:
самообразование;
повышение квалификации на базе Центра;
городские программы по повышению квалификации;
краевые курсы повышения квалификации (АКИПКРО, АГПА, АКДТДиМ
и.т. д.);
российские программы дистанционного обучения.
6
В основе каждого уровня лежат принципы актуальности, вариативности,
и н д и в и д уа л и за ц и и ,
гото в н о с т и ,
с и с т е м н о с т и ,
п о с т е п е н н о с т и ,
компетентностный подход.
Содержание
методической
работы
определяется
особенностями
образовательной
ситуации,
в
которой
разворачивается
профессиональная
деятельность,
и
уровнем
квалификации
педагогов,
как
осуществляющих
образовательный процесс, так и сопровождающих их.
Методическая работа в учреждении направлена на разработку и внедрение
нового содержания образования, на совершенствование деятельности педагога,
повышение его профессиональной компетентности и включает в себя:
развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;
программно-методическое
обеспечение
стратегических
направлений
деятельности учреждения;
внедрение
в
практику
деятельности
эффективных
инновационных
моделей
образовательной
практики,
технологий
воспитания
и
социализации,
направленных
на
формирование
таких
универсальных
компетенций
как
мышление,
рефлексия,
способы
самоорганизации,
коммуникабельность, мобильность;
выявление
тенденций
определения
качества
образования
и
факторов,
влияющих на этот процесс.
Методическая деятельность – это те способы, приемы, с помощью которых
педагоги получают, систематизируют, распространяют методические знания. К
числу основных видов методической деятельности относятся:
разработка методики;
создание методической продукции (методических рекомендаций, пособий
и др.);
изучение, обобщение и описание педагогического опыта;
методическое консультирование;
7
методическая
помощь
(опережающее
либо
оперативное
реагирование
методической службы на запросы, потребности, затруднения педагога,
содействие решению возникших проблем);
методическая коррекция.
Процесс
получения
методических
знаний,
их
систематизация,
распространение
и
повышение
профессионального
мастерства
педагогов
осуществляется через такие формы как:
проблемно-творческая группа;
постоянно действующий методический семинар (ПДС);
педагогический совет;
мастер-класс;
методический совет;
«портфолио педагога»;
школа профессионального мастерства;
смотры, конкурсы документации педагогов;
конкурс профессионального мастерства;
дискуссионные клубы;
курсы повышения квалификации;
аттестация педагогов;
педагогические студии;
открытые занятия;
обмен опытом;
самоанализ;
разработка индивидуальных планов саморазвития;
выпуск методической продукции;
тренинги;
участие педагогов в выставках, конкурсах, грантах;
интегрированные занятия;
индивидуальная работа;
8
совещание при директоре;
городские методические объединения;
методические консультации;
творческие лаборатории;
фестиваль педагогического творчества.
При отборе форм обучения предпочтение отдается тем, которые направлены
на
активное
вовлечение
педагогов
в
этот
процесс.
Метод
интерактивного
обучения становится ведущим.
При
проведении
традиционных
еженедельных
методических
дней
методическая
служба
ориентируется
на
формирование
креативного
и
проектного
мышления
педагогов,
совершенствование
профессиональной
компетентности и аналитических способностей, умение работать в команде.
Таким образом, основными источниками деятельности методического отдела
являются наука, практический опыт и творчество педагогов.
Методические объединения помогают педагогам различных направлений
деятельности
развивать
профессиональные
компетенции,
совершенствовать
себя, анализировать деятельность, реализовывать творческие идеи.
Творческие
группы
Центра
объединяют
педагогов,
занимающихся
разработкой
какой-либо
психолого-педагогической,
воспитательной
или
управленческой проблемой практико-ориентированного характера. Участники
группы
анализируют
фактическое
состояние
педагогического
процесса
в
аспекте
данной
проблемы,
проектируют
процесс
совершенствования
и
реализации
труда,
проводят
экспериментальную
апробацию
проектов,
анализируют
эффективность
их
внедрения,
разрабатывают
методические
рекомендации на основе результатов полученных в группе, представляют свои
исследования
для
обсуждения
педагогической
общественности.
Творческие
группы
создаются
из
наиболее
опытных,
творческих
педагогов,
имеющих
склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной
проблеме
.
9
Для обеспечения современного качества и эффективности развития системы
дополнительного
образования
в
Центре
созданы
и
функционируют
профессионально-педагогические
объединения
–
интегрированные
службы
(информационно
–
аналитическая
служба,
проектная,
психолого-
педагогическая, служба образовательного маркетинга) в составе инициативных
и творческих педагогов разных направлений, объединенных одной идеей.
Существенную новизну в систему повышения квалификации вносит
дистанционное сопровождение деятельности педагога. Преимущество данной
формы обучения состоит в том, что педагог может обучаться в удобное для него
время без отрыва от производства, выбрать тематику наиболее актуальную для
его специфики деятельности, где
осуществляется
своевременная обратная
связь, совершенствуются информационно – коммуникативные компетенции.
Инновационные формы, методы, технологии обучения:
индивидуальный образовательный маршрут;
видео - конференции;
технология модерации;
экспертная оценка и решение ситуационных задач;
информационно – коммуникативные технологии;
презентация идеи (позиции);
работа с кейсом;
вебинар (онлайн – семинар);
интернет – форум;
коучинг;
упражнение по баскет – методу;
авторский курс;
инновационное проектирование.
Организация системы повышения квалификации
как непрерывного
образования педагогов предполагает соблюдения следующих условий:
10
нормативно
–
регламентирующих,
создающих
правовые
основы
для
осуществления инновационной деятельности;
перспективно
–
целевых,
обеспечивающих
н ап р а вл е н н о с т ь
инновационной
деятельности
педагога
в
соответствии
с
объективно
возникающими
противоречиями
и
потребностями
образовательного
учреждения;
потребностно
–
стимулирующих,
обеспечивающих
благоприятную
материальную
и
психологическую
обстановку
для
осуществления
инновационной деятельности;
коммуникативно
–
информационных,
обеспечивающих
грамотность
и
безопасность
субъектов
инновации
и
создающих
образовательную
и
координационную основу инновационной деятельности.
Создание модели личности педагога
Становление педагога в личностном и профессиональном «портрете»
связано
с
формированием
профессиональной
позиции,
ключевых
педагогических компетенций.
Основные пути профессионально-личностных достижений педагога
в
научно-методической работе:
1)
формирование
индивидуального
банка
освоенных
и
применяемых
методических приемов и педагогических технологий;
2)
продуцирование
индивидуальных
форм
образовательной
поддержки
во
взаимодействие с обучающимися;
3)
системная
самообразовательная
работа
через
личностную
целостность,
рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.
В профессиограмме педагогов Центра следующие составляющие:
Функции
(профессиональные
действия педагога)
Результаты
труда педагога
Профессионально
важные качества
педагога
Индивидуально-
личностные
характеристики
педагога
Образовательная
достижение высоких
результатов в обучении,
непосредственный
организатор
учебно-
целеустремлен-
ность,
открыто сть,
11
соответствующих
современным
требованиям и
критериям качества
образования
воспитательного
процесса
компетентность,
ответственность,
коммуникабель-
ность
мотивированность,
восприимчивость
Воспитательная
успешная социализация
личности обучающихся
внимательный
наставник и помощник
в развитии позитивной
активности личности
психологическая
близость к учащимся,
способность к
нестандартным
действиям
Развивающая
формирование
конкурентоспособной
личности
субъект формирования
культуры и жизненных
стратегий личности
ребенка
способность к
рефлексивной
деятельности,
устойчивая
направленность на
самореализацию
Модель педагога Центра - творческая профессионально компетентная
личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая
составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью
видеть
индивидуальные
качества
воспитанников,
способная
к
личностному
творческому росту.
Конкурентоспособный
педагог
в
условиях
реализации
программы,
направленной на повышение качества образования, должен обладать такими
качествами,
как
педагогическая
компетентность,
мотивированность,
педагогические способности, педагогическая направленность, педагогический
оптимизм, вера в собственные силы.
В совершенстве каждый педагог должен обладать профессиональными
потребностями
в
образовании,
направленными
на
развитие
творческой
личности:
12
профессиональные знания, овладение способами научного творчества,
педагогического
исследования,
диагностической
деятельности
и
эксперимента;
собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;
способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;
профессиональная
ориентация
на
реализацию
актуальных
и
перспективных,
ожидаемых
и
прогнозируемых
образовательных
потребностей;
педагогическое мышление и рефлексия;
педагогическое целеполагание;
психолого-педагогическая культура.
Деятельность педагога заключается в непрерывном процессе обновления
содержания образования, направленном на повышение качества образования.
Личные качества педагога должны постоянно совершенствоваться и
обладать следующими качествами:
мотивация к педагогической деятельности;
социальный оптимизм;
позитивная «Я – концепция»;
ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;
адекватная самооценка;
эмоциональная устойчивость.
Поддержка, стимулирование и повышение статуса педагогических
работников:
обеспечение нормативной, правовой системы стимулирующего характера
педагогическим работникам;
аттестация
педагогических
кадров
на
квалификационные
категории,
представление
и
награждение
лучших
работников
образования
государственными, муниципальными и отраслевыми наградами и знаками
отличия;
13
прохождение повышения квалификации педагогическим работником не
менее чем один раз в пять лет.
Подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной культуры
и компетенции работников Центра:
составление
перспективного
плана
-
прогноза
потребности
в
педагогических
кадрах
и
формирование
на
его
основе
заказа
на
подготовку педагогических кадров;
организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения;
расширение
образовательного
пространства
и
создание
за
счет
этого
необходимых
условий
для
включения
педагогов
Центра
в
образовательное пространство города, округа, края и т. д.;
интенсификация
подготовки
специалистов
с
высшим
педагогическим
образованием, специалистов с высшей, первой категориями.
Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров:
организация
научно-методического
сопровождения
развития
кадрового
потенциала;
развитие системы информационно-методической поддержки повышения
квалификации, переподготовки педагогических кадров;
совершенствование
форм
методического
сопровождения,
адаптации
и
становления молодых специалистов:
обязательные курсы повышения
квалификации, консультации методистов и опытных педагогов;
развитие конкурсного движения педагогов.
Обновление структуры и содержания методической деятельности с учетом
основных направлений модернизации системы образования:
интеграция
достижений
педагогической
науки
и
образовательной
практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и
повышения профессиональной компетентности педагогов;
14
практико-ориентированная
подготовка
педагогических
работников
к
инновационным преобразованиям;
содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка
конкурсного движения педагогов;
совершенствование
форм
методической
работы
с
педагогическим
коллективом;
распространение
передового
педагогического
опыта
и
инновационной
практики;
освоение
современных
педагогических
и
воспитательных
технологий
(информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных и
т. д.);
овладение
основами
научного
анализа
собственного
педагогического
труда педагогами, администрацией.
Прогнозируемые результаты
создать условия для формирования новых образовательных потребностей
педагогов, побуждающих к работе над достижением высокого уровня
своей
компетентности,
стремлению
к
постоянному
саморазвитию
и
самосовершенствованию, расширению кругозора, формированию общей,
профессиональной и методологической культуры;
достичь
высокого
уровня
готовности
педагогов
к
инновационной
деятельности (не менее 80%);
усовершенствовать процесс повышения квалификации педагогов
через
использование
персонифицированных
программ
профессионального
развития педагога;
15
повысить участие педагогов в грантовых конкурсах различных уровней;
достичь
высокой
удовлетворенности
потребителей
каче ством
оказываемых образовательных услуг (не менее 85-90%);
создать
конкурентоспособное
образовательное
учреждение
высокой
педагогической культуры;
обобщить и распространить опыт работы по данному направлению среди
образовательных учреждений города.
Возможные негативные результаты:
текучесть кадров;
непринятие частью коллектива цели, задач, путей их достижения;
психологическая
неготовность
части
коллектива
к
работе
в
режиме
инновационного подхода к повышению квалификации.
Пути компенсации негативных результатов:
организация неформального общения;
поддержка первых успехов, «подвижек»;
собеседование, определение личностной перспективы роста;
создание условий для развития мотивационно - целевой компетенции
педагогов.
Эффективность системы развития кадрового потенциала
Параметры
Оценочные показатели
Качество условий, в которых
функционирует система повышения
квалификации педагогов
нормативно – правовое обеспечение
морально – психологические условия
санитарно – гигиенические условия
Качество параметров системы
повышения квалификации
Качество субъектов системы
повышения квалификации (члены
администрации, методическая служба,
педагоги)
Для членов администрации:
владение умениями анализа ситуации,
целеполагания, моделирования, планирования,
организации, контроля и другими
управленческими умениями.
Для методической службы:
16
способность формировать информационный
запас;
возможность и стремление привести свой
профессиональный опыт в содержание обучения;
владение методами диагностирования
профессиональных затруднений педагогов и
умение обучать их методам самодиагностики;
умение организовать процесс повышения
квалификации, создать условия для каждого
педагога с целью преодоления своих проблемных
вопросов;
умение владеть набором методик, средств и
технологий обучения педагогов (андрагогика).
Для педагогов:
сформированность (несформированность)
комплекса мотивов профессионального развития;
совпадение (несовпадение) профессиональных
запросов и потребностей;
адекватная (неадекватная) самооценка;
уровень знаний педагогики, психологии,
методики;
профессиональная компетентность;
наличие (отсутствие) профессиональной позиции.
Качество содержания системы
повышения квалификации
Психолого – педагогический блок, который ориентирует
педагогов на приобретение базовых теоретических
знаний об инновационных процессах в российской и
мировой педагогике и психологии, о сущности
профессионально – творческого саморазвития, о
механизмах и компонентах развития индивидуального
стиля педагога.
Блок информационной культуры педагога включает в
себя информационную компетентность педагога и
использование информационных технологий в процессе
обучения и воспитания. Интеграция педагогической
науки и практики влечет за собой качественные
изменения образовательного пространства, появляется
новый спектр инструментов и средств совместной
деятельности педагогов и обучающихся.
17
Блок обновления знаний и умений в определенной
отрасли науки и практики в соответствии с задачами
модернизации образования, формой повышения
квалификации педагогов в предметном аспекте, после
знакомства с достижениями науки и практики в
конкретной сфере, с новаторскими методиками
обучения, может быть, особый вид консультирования и
руководства деятельностью педагогов в процессе
обучения
Качество процессов, протекающих в
системе повышения квалификации
педагогов
Качество процессов оценивается в двух плоскостях:
обеспечение функционирования (стабильность) и
обеспечение развития (динамики) системы повышения
квалификации
Качество организации повышения
квалификации педагогов
Качество организации системы повышения
квалификации оценивается по уровню обеспечения
непрерывности профессионального развития и ее
личностной ориентированности
Качество форм и средств повышения
квалификации педагогов
Непрерывность повышения квалификации требует
создания организационных условий, при которых
происходит формирование и развитие личности
педагога, его профессиональный рост. Для организации
непрерывности образования используются
разнообразные формы и средства, такие, которые бы
отвечали требованиям модернизации российского
образования до 2020г.
Качество результатов повышения
квалификации педагогов
Важный показатель результативности системы
повышения квалификации – темпы профессионального
развития. Чем быстрее педагог становится
высокопрофессиональным специалистом, мастером
своего дела, тем выше качество результатов системы
повышения квалификации педагогического персонала
образовательного учреждения
18
Литература
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ.
2.Диагностика
успешности
учителя:
сб.
методических
материалов
для
руководителей школ (сост. Т.В. Морозова). – М.: Педагогический поиск, 1999.
3. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного педагога» в системе
постдипломного образования. – Барнаул. 2009.
4.Евладова
Е.Б.
Образование
основное
и
дополнительное:
проблема
взаимосвязи/Внешкольник. – М., 2010.
5. Жуковский И.В., Жуковская А.И. Партнерство в образовании/ Внешкольник.
– М., 2011.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-
Дону, 2012.
19
7.
Кузнецова
Н.А.,
Яковлев
Д.Е.
управление
методической
работой
в
учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и
педагогов/ Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-Пресс, 2009.
8. Кулькевич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологии. Р-н-Д,
2007.
9.
Лизинский
В.М.
Приемы
и
формы
в
учебной
деятельности.
М.:
Центр
«Педагогический поиск», 2010.
10. Лазарев В.С., Поташник М.М Управление развитием школы. – М., Новая
школа, 2001.
11. Мозгарев Л.В. Структура качества повышения квалификации работников
образования. – Педагогика. - №10.-2004.
12. Маркова Т.Н. Психология профессионализма. М., 2011.
13.
Маскин
В.В.,
Меркулова
Т.К.,
Петренко
А.А.
Слагаемые
успешной
управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. –
Рязань, 2009.
14. Михайлова Н.А. Современные научно-методические подходы к выявлению
и
оценке
результативности
образовательной
деятельности/
Дополнительное
образование, №7, 2008.
15. Никитина И.В. Инновационные педагогические технологии и организации
учебно-воспитательного и методического процессов. – Волгоград, 2007.
16. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник
нормативных и методических материалов для дополнительного образования
детей. – М., ВЛАДОС, 2010.
17.
Фомин
А.А.
Соблюдение
педагогических
требований
как
фактор,
повышающий профессиональную компетентность современного педагога. – М.,
2011.
18. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования:
учебное
пособие
для
студентов
высших
педагогических
заведений.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2011.
20
21