Напоминание

А.С. Макаренко о воспитании детей в семье


Автор: Екмалян Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сосны" УДП РФ
Населённый пункт: Одинцовский район, пос. Сосны
Наименование материала: Статья
Тема: А.С. Макаренко о воспитании детей в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




А.С. Макаренко о воспитании детей в семье

Екмалян Елена Андреевна

Аннотация:

Главное

в

воспитании

маленького

человека

достижение

душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. У ребенка в

семейных условиях воспитываются те качества, которые будут необходимы

ему в дальнейшей жизни. Вот почему именно семья формирует содержание

общества. Какова типичная семья - таково и общество. Вместе с тем, именно

в

семье

решаются

и

другие

педагогические

задачи.

Их

совокупность

формирует

содержание

семейного

воспитания.

Как

воспитать

ребенка

правильно,

как

помочь

ему

социализироваться,

вырасти

достойным

гражданином

нашего

общества,

этому

и

посвящена

наша

статья.

Статья

может быть актуальной для родителей и педагогов.

Ключевые слова: воспитать ребенка, семья, личность, воспитание.

В

современной

отечественной

педагогической

литературе

семейное

воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия

родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых

социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности

ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.

Одним

их

первых

советских

педагогов,

обогативших

педагогику

ценными идеями, методами и приемами, который уделял огромное внимание

вопросам семейного воспитания и внес много нового в освещение проблемы

семейного воспитания, считается Антон Семенович Макаренко.

Макаренко

говорил:

«Прежде

всего,

обращаем

ваше

внимание

на

следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем

перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это

вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это

дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо

воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого

действительно

захочет,

а

кроме

того,

это

дело

приятное,

радостное,

счастливое» [5].

Главнейшим

условием

семейного

воспитания

он

считал

наличие

полной

семьи,

крепкого

коллектива,

где

царствуют

любовь

и

взаимное

уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

С

ранних

лет

в

семейных

условиях

у

детей

воспитываются

коллективизм,

честность,

заботливость,

бережливость,

ответственность,

способность

ориентировки

и

оперативность.

Семья

должна

быть

коллективом,

в

котором

дети

получают

первоначальное

воспитание

и

который, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.

В семье формируются те качества, которые более нигде сформированы

быть не могут. Семья приспосабливает личность к окружающим людям,

является

концентрированным

выражением

ее

усилий

по

физическому,

моральному

и

трудовому

воспитанию,

профессиональной

ориентации

подрастающего поколения. Семья формирует содержание общества. Отсюда

следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание

гражданина,

патриота,

будущего

семьянина,

законопослушного

члена

общества. Именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их

совокупность формирует содержание семейного воспитания [1].

Семья

обязана

формировать

физически

и

психически

здоровую,

высоконравственную,

интеллектуально

развитую

личность,

готовую

к

предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого

подхода

к

семейному

воспитанию

предполагает

его

осуществление

по

нескольким

относительно

самостоятельным,

но

взаимосвязанным

направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.

Морально-нравственное

воспитание

предполагает

формирование

у

подрастающего

поколения

любви,

уважения,

доброты,

порядочности,

честности, справедливости, совести, достоинства, долга.

Интеллектуальное

воспитание

-

предполагает

заинтересованное

участие

родителей

в

обогащении

детей

знаниями,

формировании

у

них

потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое

воспитание

призвано

развивать

таланты

и

дарования

детей, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

Физическое

воспитание

предусматривает

формирование

у

ребенка

привычки

к

ведению

здорового

образа

жизни

и

включает

правильную

организацию

распорядка

дня,

занятия

физической

культурой

и

спортом,

закаливание организма.

Трудовое

воспитание

закладывает

основу

будущей

самостоятельной

жизни - профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах

государства, общества и собственной семьи [2].

Это

лишь

основные

направления

семейного

воспитания.

В

разных

семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим,

экологическим,

половым

и

другими

направлениями

воспитательного

взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных

отношений.

Считается,

что

внутрисемейные

отношения

являются

ведущим

компонентом

семейного

воспитания.

Семья

также

включает

в

себя

хозяйственно-экономические,

правовые,

нравственные,

эмоционально-

психологические

и

другие

связи.

Внутрисемейные

отношения

взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями.

Серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает

кризис данной семьи, потерю ее воспитательных возможностей [4].

Межлично стное

общение

является

одним

из

с о ц и а л ь н о -

психологических

механизмов

становления

личности.

Именно

в

процессе

общения

со

взрослым

ребенок

приобретает

навыки

речи

и

мышления,

овладевает

основами

человеческого

опыта

в

различных

областях

жизни,

познает

и

усваивает

правила

взаимоотношений,

качества,

свойственные

людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы

опыта жизни в собственной деятельности [3].

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают

отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От

характера

и

состояния

супружеских

отношений

зависит

нравственно-

эмоциональный

климат

семьи,

а,

следовательно,

ее

воспитательные

возможности.

А.С.

Макаренко

утверждал,

что

только

в

той

семье

дети

получат

правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой

деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

Родители имеют власть и авторитет. Отец является ответственным старшим

членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин.

Родители

всегда

должны

помнить,

что

ребенок

не

только

их

радость

и

надежда,

но

и

будущий

гражданин,

за

которого

они

отвечают

перед

обществом.

В

семье

должно

быть,

несколько

детей.

Это

предупреждает

развитие

в

ребенке

эгоистических

наклонностей,

дает

возможность

организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует

развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить

другому и подчинить свои интересы общим. Родители должны проявлять к

детям требовательную любовь, иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

Он указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет

ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета

родителей.

1. Авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор,

превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая

у

детей

постоянный

страх,

такие

отцы

превращают

детей

в

забитые,

безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо

самодуры.

2. Авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать

детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям.

Насколько

неразумен

авторитет

расстояния,

настолько

же

недопустимо

в

семье панибратство.

3. Авторитет любви один из самых опасных ложных авторитетов. Он

осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают

их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним

никаких требований и ни в чем не отказывая. Он говорил еще о таких видах

ложного авторитета, как авторитет чванства, подкупа. Осуждал родителей,

добивающихся

от

детей

хорошего

поведения

только

с

помощью

наград.

Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за

собой моральное развращение детей. Он считал, что истинный авторитет

родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном

поведении

самих

родителей

как

граждан

общества,

а

также

правильный

режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного

воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как

правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать

детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами [5].

Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается

с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые и, в первую

очередь, родители. Важную роль в этом играет духовная атмосфера и семья.

Им

были

предложены

пять

составляющих

семьи:

любовь

к

детям;

взаимопонимание; взаимоуважение; традиции; диалог.

Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка

хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования

остальных.

На

каждом

этапе

общественно-исторического

развития

семейное

воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-

исторический характер. Изменения, произошедшие в обществе за последнее

время,

оставили

отпечаток

«крушения»

семьи

в

вопросе

воспитания

и

обучения детей. Сегодня есть все основания утверждать, что современная

семья несколько отдалилась от того, что когда-то считалась хранителем тех

лучших качеств, которые передавались старшим поколением более молодому.

Она невольно превратилась в место, где духовное и нравственное в процессе

воспитания постепенно угасает. А потому действительность требует создания

такой семьи, где ребенка посвящают в мир духовного совершенства, где

воспитательный

процесс

осуществляется

путем

сопереживания,

где

личностные отношения взрослых - родителей и детей формируют желание

усвоения

хороших

привычек.

То

есть

семейное

воспитание

является

важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного

опыта

от

одного

поколения

людей

к

другому,

и

целенаправленной

социализацией

личности.

Семейная

среда

-

это

целостная

система

исторических

общественных

отношений,

особенности

взаимоотношений

между членами семьи, язык и традиции. То есть семья предстает во всем

многообразии и богатстве ее взаимоотношений с миром, она рассматривается

как сложная и саморазвивающаяся система.

Таким образом, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство

обеспечения существования преемственности поколений, это исторический

процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

Список литературы:

1.

Макаренко,

А.С.

Книга

для

родителей:

Учебное

пособие

/

А.С.Макаренко - М.: Педагогика, 1981. 300с.

2. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко

- М.: Педагогика 1984. 380с.

3. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе: Учебное

пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 300с.

4. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие /

А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 200с.

5.

Макаренко,

А.С.

Лекции

о

воспитании

детей.

Общие

условия

семейного воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Знание 1984.

400с.



В раздел образования