Автор: Екмалян Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сосны" УДП РФ
Населённый пункт: Одинцовский район, пос. Сосны
Наименование материала: Статья
Тема: А.С. Макаренко о воспитании детей в семье
Раздел: дошкольное образование
А.С. Макаренко о воспитании детей в семье
Екмалян Елена Андреевна
Аннотация:
Главное
в
воспитании
маленького
человека
–
достижение
душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. У ребенка в
семейных условиях воспитываются те качества, которые будут необходимы
ему в дальнейшей жизни. Вот почему именно семья формирует содержание
общества. Какова типичная семья - таково и общество. Вместе с тем, именно
в
семье
решаются
и
другие
педагогические
задачи.
Их
совокупность
формирует
содержание
семейного
воспитания.
Как
воспитать
ребенка
правильно,
как
помочь
ему
социализироваться,
вырасти
достойным
гражданином
нашего
общества,
этому
и
посвящена
наша
статья.
Статья
может быть актуальной для родителей и педагогов.
Ключевые слова: воспитать ребенка, семья, личность, воспитание.
В
современной
отечественной
педагогической
литературе
семейное
воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия
родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых
социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности
ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
Одним
их
первых
советских
педагогов,
обогативших
педагогику
ценными идеями, методами и приемами, который уделял огромное внимание
вопросам семейного воспитания и внес много нового в освещение проблемы
семейного воспитания, считается Антон Семенович Макаренко.
Макаренко
говорил:
«Прежде
всего,
обращаем
ваше
внимание
на
следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем
перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это
вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это
дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо
воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого
действительно
захочет,
а
кроме
того,
это
дело
приятное,
радостное,
счастливое» [5].
Главнейшим
условием
семейного
воспитания
он
считал
наличие
полной
семьи,
крепкого
коллектива,
где
царствуют
любовь
и
взаимное
уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.
С
ранних
лет
в
семейных
условиях
у
детей
воспитываются
коллективизм,
честность,
заботливость,
бережливость,
ответственность,
способность
ориентировки
и
оперативность.
Семья
должна
быть
коллективом,
в
котором
дети
получают
первоначальное
воспитание
и
который, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.
В семье формируются те качества, которые более нигде сформированы
быть не могут. Семья приспосабливает личность к окружающим людям,
является
концентрированным
выражением
ее
усилий
по
физическому,
моральному
и
трудовому
воспитанию,
профессиональной
ориентации
подрастающего поколения. Семья формирует содержание общества. Отсюда
следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание
гражданина,
патриота,
будущего
семьянина,
законопослушного
члена
общества. Именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их
совокупность формирует содержание семейного воспитания [1].
Семья
обязана
формировать
физически
и
психически
здоровую,
высоконравственную,
интеллектуально
развитую
личность,
готовую
к
предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого
подхода
к
семейному
воспитанию
предполагает
его
осуществление
по
нескольким
относительно
самостоятельным,
но
взаимосвязанным
направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.
Морально-нравственное
воспитание
предполагает
формирование
у
подрастающего
поколения
любви,
уважения,
доброты,
порядочности,
честности, справедливости, совести, достоинства, долга.
Интеллектуальное
воспитание
-
предполагает
заинтересованное
участие
родителей
в
обогащении
детей
знаниями,
формировании
у
них
потребности в их приобретении и постоянном обновлении.
Эстетическое
воспитание
призвано
развивать
таланты
и
дарования
детей, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.
Физическое
воспитание
предусматривает
формирование
у
ребенка
привычки
к
ведению
здорового
образа
жизни
и
включает
правильную
организацию
распорядка
дня,
занятия
физической
культурой
и
спортом,
закаливание организма.
Трудовое
воспитание
закладывает
основу
будущей
самостоятельной
жизни - профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах
государства, общества и собственной семьи [2].
Это
лишь
основные
направления
семейного
воспитания.
В
разных
семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим,
экологическим,
половым
и
другими
направлениями
воспитательного
взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных
отношений.
Считается,
что
внутрисемейные
отношения
являются
ведущим
компонентом
семейного
воспитания.
Семья
также
включает
в
себя
хозяйственно-экономические,
правовые,
нравственные,
эмоционально-
психологические
и
другие
связи.
Внутрисемейные
отношения
взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями.
Серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает
кризис данной семьи, потерю ее воспитательных возможностей [4].
Межлично стное
общение
является
одним
из
с о ц и а л ь н о -
психологических
механизмов
становления
личности.
Именно
в
процессе
общения
со
взрослым
ребенок
приобретает
навыки
речи
и
мышления,
овладевает
основами
человеческого
опыта
в
различных
областях
жизни,
познает
и
усваивает
правила
взаимоотношений,
качества,
свойственные
людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы
опыта жизни в собственной деятельности [3].
В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают
отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От
характера
и
состояния
супружеских
отношений
зависит
нравственно-
эмоциональный
климат
семьи,
а,
следовательно,
ее
воспитательные
возможности.
А.С.
Макаренко
утверждал,
что
только
в
той
семье
дети
получат
правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой
деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.
Родители имеют власть и авторитет. Отец является ответственным старшим
членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин.
Родители
всегда
должны
помнить,
что
ребенок
не
только
их
радость
и
надежда,
но
и
будущий
гражданин,
за
которого
они
отвечают
перед
обществом.
В
семье
должно
быть,
несколько
детей.
Это
предупреждает
развитие
в
ребенке
эгоистических
наклонностей,
дает
возможность
организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует
развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить
другому и подчинить свои интересы общим. Родители должны проявлять к
детям требовательную любовь, иметь в глазах детей заслуженный авторитет.
Он указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет
ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета
родителей.
1. Авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор,
превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая
у
детей
постоянный
страх,
такие
отцы
превращают
детей
в
забитые,
безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо
самодуры.
2. Авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать
детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям.
Насколько
неразумен
авторитет
расстояния,
настолько
же
недопустимо
в
семье панибратство.
3. Авторитет любви один из самых опасных ложных авторитетов. Он
осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают
их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним
никаких требований и ни в чем не отказывая. Он говорил еще о таких видах
ложного авторитета, как авторитет чванства, подкупа. Осуждал родителей,
добивающихся
от
детей
хорошего
поведения
только
с
помощью
наград.
Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за
собой моральное развращение детей. Он считал, что истинный авторитет
родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном
поведении
самих
родителей
как
граждан
общества,
а
также
правильный
режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного
воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как
правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать
детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами [5].
Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается
с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые и, в первую
очередь, родители. Важную роль в этом играет духовная атмосфера и семья.
Им
были
предложены
пять
составляющих
семьи:
любовь
к
детям;
взаимопонимание; взаимоуважение; традиции; диалог.
Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка
хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования
остальных.
На
каждом
этапе
общественно-исторического
развития
семейное
воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-
исторический характер. Изменения, произошедшие в обществе за последнее
время,
оставили
отпечаток
«крушения»
семьи
в
вопросе
воспитания
и
обучения детей. Сегодня есть все основания утверждать, что современная
семья несколько отдалилась от того, что когда-то считалась хранителем тех
лучших качеств, которые передавались старшим поколением более молодому.
Она невольно превратилась в место, где духовное и нравственное в процессе
воспитания постепенно угасает. А потому действительность требует создания
такой семьи, где ребенка посвящают в мир духовного совершенства, где
воспитательный
процесс
осуществляется
путем
сопереживания,
где
личностные отношения взрослых - родителей и детей формируют желание
усвоения
хороших
привычек.
То
есть
семейное
воспитание
является
важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного
опыта
от
одного
поколения
людей
к
другому,
и
целенаправленной
социализацией
личности.
Семейная
среда
-
это
целостная
система
исторических
общественных
отношений,
особенности
взаимоотношений
между членами семьи, язык и традиции. То есть семья предстает во всем
многообразии и богатстве ее взаимоотношений с миром, она рассматривается
как сложная и саморазвивающаяся система.
Таким образом, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство
обеспечения существования преемственности поколений, это исторический
процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
Список литературы:
1.
Макаренко,
А.С.
Книга
для
родителей:
Учебное
пособие
/
А.С.Макаренко - М.: Педагогика, 1981. 300с.
2. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко
- М.: Педагогика 1984. 380с.
3. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе: Учебное
пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 300с.
4. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие /
А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 200с.
5.
Макаренко,
А.С.
Лекции
о
воспитании
детей.
Общие
условия
семейного воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Знание 1984.
400с.