Автор: Салахова Роза Абраровна
Должность: методист, учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, МБОУ "Гимназия №3 ЗМР РТ"
Населённый пункт: город Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Раздел: среднее образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
В УСЛОВИЯХ ФГОС
Салахова Роза Абраровна,
методист Управления образования Исполнительного комитета
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Совершенствование
профессиональной компетентности,
мышления
и
стиля
работы
педагога
–
феномен образовательного
процесса
в
соответствии с изменением понимания роли учителя и места управления
знаниями
в
контексте формирования
интеллектуального продукта
–
конструктивного и конкурентного человеческого потенциала страны.
Развивать свой «человеческий капитал», оказывать прямую поддержку
в создании инновационно - образовательных консорциумов для реализации
образовательных
программ на качественном эффективном уровне - главная
стратегия образования.
Педагог
является
основной
фигурой
при
внедрении
в
практику
различных
инноваций,
и
для
успешной
реализации
в
новых
условиях
поставленных
перед
ним
задач
должен
обладать
необходимым
уровнем
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
к о м п е т е н т н о с т и и профессионализма.
Нам
всем
необходимо
осознать
сегодня,
что
мы
находимся
на
пике
модернизации
образовательного
процесса,
идет
активное
обсуждение
системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех
субъектов образования выделяют компетентностный подход.
Компетентностный
подход означает
для
педагогов
и
обучаемых
постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с
преимущественной трансляции
и
освоения
знаний,
умений,
навыков
на
создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на
формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-
политиче ского,
рыночно
-
экономиче ского,
и н ф о рм а ц и о н н о -
коммуникационного насыщенного пространства.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить
учиться
всю
жизнь
и
эффективно
использовать
полученные
знания
на
практике,
т.е.
развивать
необходимые
в
дальнейшем
ключевые
компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и
от
компетентности
учителя.
Именно
компетентный
педагог
обеспечивает
положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и
развитии учащихся.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают
актуальным
повышение
квалификации
и
профессионализма
педагога,
т.е
его профе ссиональной
компетентно сти. С в о б о д н о
м ы с л я щ и й ,
прогнозирующий
результаты
своей
деятельности
и
моделирующий
образовательный
процесс
педагог
является
гарантом
достижения
целей
современного образования.
Компетенция –
совокупность
взаимосвязанных
качеств
личности
(знаний,
умений,
навыков,
способов
деятельности),
задаваемых
по
отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых
чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность –
владение,
обладание
человеком
соответствующей
компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету
деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в
данной
ситуации
полученные
знания
и
опыт.
Понятие
«компетентный»
определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».
Профессионализм - это достижение высоких образцов осуществления
нескольких сторон педагогического труда (деятельность, общения, личности
педагога).
Под профессионализмом понимается
особое
свойство
людей
систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в
самых
разнообразных
условиях.
Для
приобретения
профессионализма
необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность
постоянно
учиться
и
совершенствовать
свое
мастерство.
Понятие
п р о ф е с с и о н а л и з м а
н е
о г р а н и ч и в а е т с я
х а р а к т е р и с т и к а м и
высококвалифицированного
труда;
это
и
особое
мировоззрение
человека.
Необходимой
составляющей
профессионализма
человека
является
профессиональная компетентность.
Профессиональная
компетентность
–
э т о
с и с т е м а
з н а н и й ,
интеллектуальных и предметно-практических умений, навыков, привычек,
обеспечивающих
понимание
и
выполнение
профессиональной
деятельности. Компетентность представляет единство субстанционального
и
проце ссуального,
когнитивного и
о п е р а т и в н о го
а с п е к т о в .
Характеристиками профессиональной
компетентности
являются:
полнота,
глубина, системность. Осознанность, прочность, оперативность, как знаний,
так и деятельности. Требования к компетентности, варьируя в зависимости
от
положения
личности
в
системе
разделения
управленческого
труда
в
организации, условно подразделяют на две основные группы.
В о - п е р в ы х ,
н а з ы в а ю т
з н а н и я
и у м е н и я ,
п р и с у щ и е
специфике деятельности учители, обусловленной особенностями предмета
труда
–
информации,
знаний
по
предмету
и
продукта
труда
– знаний
учеников.
Во
–
вторых,
способность
и
предприимчивость
в
усваивании
и
использовании
и
передаче
полученной
информации,
способность
к
системному восприятию и интерпретации информации, структурированию
проблем и методическому поиску их разрешения.
Во-третьих, отмечают умение работать с обучающимися, родителями и
управлять собой и временем.
Профессиональная
деятельность педагога протекает
в
условиях
высокой ответственности и жесткого дефицита времени, а отсюда высокой
плотности
действии
и
решений
в
единицу
времени.
Ему
приходится
формулировать и решать задачи с высокой степенью нестандартности. Он
является
«законодателем»
знаний,
правил,
распорядка.
«Моделью»
подражания, копирования в образовательной среде.
Под
моделью
(франц.
module
–
образец)
–
понимается
логически
созданный
образец
педагога,
мысленно
или
письменно
отраженная
«конструкция» в виде совокупности наиболее общих требований и качеств,
отражающих
общественно
необходимый
уровень
профессиональной
пригодности
человека
к
выполнению
функции,
требований
и
качеств,
которыми должен обладать учитель новой формации
ФУНКЦИИ
КОМПЕТЕНЦИИ
ТРЕБОВАНИЯ
Менеджер –
концептолог
Контролер – идеолог,
Мобилизатор –
координатор- генератор
идей. Коммуникатор,
политик,
защатник
ЗНАНИЯ:
общие,
специальные
КУЛЬТУРА
ДУХОВНОСТЬ
ЭРУДИТ
Пригодность,
подготовленность,
работоспособность
нравственная
политическая установка
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
РОСТ
СПОСОБНОСТИ
Эрудит,
организатор,
исследователь,
Эксперт – инноватор
УМЕНИЯ:
ценностные ориентации,
самосознание
исполнителя,
аналитика
КАЧЕСТВА:
Самореализация,
самоанализ
самопрогноз,
саморегулация
формирование
имидж - пиар
Содержание
практической
готовности
Организаторская
деятельность:
Развивающие
КОММУНИКАТИВНЫЕ
УМЕНИЯ:
наличие здравого смысла,
Содержание
Теоретической
готовновсти:
Ориентационные
Мобилизационные
Информационные
природное любопытство,
умение хорошо говорить
и излагать свои мысли в
письменной форме,
гибкость, выносливость,
внимание к мелочам,
хорошее воспитание и
образование,
целеустремленность
Аналитические
Прогностические
Рефлексивные
Говоря с модели профессиональный компетентности учителя, мы все
таки
приходим
к
мысли,
что
в
школе,
будь
она
обычная
средняя
или
профессиональная, самый ответственный за качество образования человек –
это Учитель – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный
научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане
современных наук. Он должен вдохновить своих воспитанников на учение.
А для этого постараемся ответить на вопросы: Кто такой компетентный
педагог? Что он должен уметь?
Компетентный
педагог
–
это
проявляющаяся
готовность
к
педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств
(характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому
творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого
потенциала.
Компетентный
преподаватель
интегрирует
в
себе
высокий
уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных
качеств.
Что должен уметь компетентный педагог?
Успешно
решать
свои
жизненные
проблемы,
проявляя
инициативу,
самостоятельность и ответственность;
ориентироваться
на
рынке
труда
и
понимать,
какие
умения
потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и
успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
видеть
и
понимать
действительные
жизненные
интересы
своих
учеников;
проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами
учащихся;
закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
планировать учебное занятие с использованием всего многообразия
форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной
работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
ставить
цели
и
оценивать
степень
их
достижения
совместно
с
учащимися;
в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних
временных затрат;
привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в
которых сам недостаточно компетентен;
оценивать
достижения
учащихся
не
только
отметкой,
но
и
содержательной характеристикой;
оценивать
не
только
предметные
достижения,
но
и
развитие
личностных качеств;
видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
нужно быть готовым к постоянным переменам;
строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних
знаний и вчерашнего опыта невозможно;
главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в
будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники
учителя;
любая
человеческая
деятельность
красива
и
эффективна,
и
это
представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
по привычке считать себя самым главным и единственным источником
знаний;
передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из
того, как был воспитан сам;
придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда
заданные
способы
правильного
и
неправильного
решения
различных
проблем;
следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким
образом
профессионально
компетентным
можно
назвать
учителя,
который
на
достаточно
высоком
уровне
осуществляет
педагогическую
деятельность,
педагогическое
общение,
достигает
стабильно
высоких
результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной
компетентности
–
это
динамичный
процесс
усвоения
и
модернизации
профессионального
опыта,
ведущий
к
развитию
индивидуальных
профессиональных
качеств,
накоплению
профессионального
опыта,
предполагающий
непрерывное
самообразование,
саморазвитие
и
самосовершенствование педагога.
Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:
– использование в работе интерактивных технологий;
– проведение нестандартных уроков;
– организацию исследовательской работы;
– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;
– отслеживание динамики развития учащихся;
– пропаганду достижений науки и культуры;
–
подбор
заданий,
которые
требуют
использования
дополнительных
источников информации;
– проведение консультаций по поиску необходимой информации;
–
обучение
приемам
составления
плана,
написанию
конспектов,
умению
выделять главное;
– подготовку заданий творческого характера;
– стимулирование высказывания собственных мыслей;
– использование диалогических методов в работе;
– разработку заданий разного уровня;
– создание проблемных ситуаций;
– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;
– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.
К профессионально-педагогическим компетенциям относят:
Социально - психологическая компетенция.
Общепедагогическая профессиональная компетенция.
Предметная компетенция.
Управленческая компетенция.
Рефлексивная компетенция.
Информационно – коммуникативная компетенция.
Компетенция в сфере инновационной деятельности.
Креативная компетенция.
Остановлюсь на некоторых из них:
Информационная компетентность заключается в умении:
Интерпретировать,
систематизировать,
критически
оценивать,
анализировать.
Использовать полученную информацию.
Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и на
различных носителях.
Социальная компетентность:
Соотносить свои устремления с интересами других людей.
Привлекать других людей к решению поставленных задач.
Продуктивно взаимодействовать с членами группы.
Анализировать и разрешать противоречия.
Коммуникативная компетентность:
Ставить цели.
Грамотно оформлять документы.
Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.
Каковы
же
критерии
и
показатели
профессиональной
компетентности
учителя?
Показатели:
ценностное отношение к профессии;
ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я –
учитель-исследователь»;
готовность
к
проявлению
личной
инициативы
и
дальнейшему
профессиональному росту.
Выделенным
компетенциям
деятельности
будут
соответствовать
соответствующие компетентности педагога:
компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;
компетентность
в
раскрытии
личностного
смысла
конкретного
учебного курса и учебного материала конкретного урока;
компетентность в целеполагании учебной деятельности;
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для
реализации индивидуального подхода в обучении;
ком п е т е н т н о с т ь
в
п р ед м е т е
п р е п од а ва н и я
( п р е д м е т н а я
компетентность);
компетентность
в
принятии
решений,
связанных
с
разрешением
педагогических задач;
компетентность в разработке программ деятельности и поведения;
компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою
очередь, предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего
информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и
способов ее решения (способов деятельности);
компетентность
в
оценивании
текущих
и
итоговых
результатов
деятельности.