Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС


Автор: Салахова Роза Абраровна
Должность: методист, учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, МБОУ "Гимназия №3 ЗМР РТ"
Населённый пункт: город Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

В УСЛОВИЯХ ФГОС

Салахова Роза Абраровна,

методист Управления образования Исполнительного комитета

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Совершенствование

профессиональной компетентности,

мышления

и

стиля

работы

педагога

феномен образовательного

процесса

в

соответствии с изменением понимания роли учителя и места управления

знаниями

в

контексте формирования

интеллектуального продукта

конструктивного и конкурентного человеческого потенциала страны.

Развивать свой «человеческий капитал», оказывать прямую поддержку

в создании инновационно - образовательных консорциумов для реализации

образовательных

программ на качественном эффективном уровне - главная

стратегия образования.

Педагог

является

основной

фигурой

при

внедрении

в

практику

различных

инноваций,

и

для

успешной

реализации

в

новых

условиях

поставленных

перед

ним

задач

должен

обладать

необходимым

уровнем

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

к о м п е т е н т н о с т и и профессионализма.

Нам

всем

необходимо

осознать

сегодня,

что

мы

находимся

на

пике

модернизации

образовательного

процесса,

идет

активное

обсуждение

системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех

субъектов образования выделяют компетентностный подход.

Компетентностный

подход означает

для

педагогов

и

обучаемых

постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с

преимущественной трансляции

и

освоения

знаний,

умений,

навыков

на

создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на

формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-

политиче ского,

рыночно

-

экономиче ского,

и н ф о рм а ц и о н н о -

коммуникационного насыщенного пространства.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить

учиться

всю

жизнь

и

эффективно

использовать

полученные

знания

на

практике,

т.е.

развивать

необходимые

в

дальнейшем

ключевые

компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и

от

компетентности

учителя.

Именно

компетентный

педагог

обеспечивает

положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и

развитии учащихся.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают

актуальным

повышение

квалификации

и

профессионализма

педагога,

т.е

его профе ссиональной

компетентно сти. С в о б о д н о

м ы с л я щ и й ,

прогнозирующий

результаты

своей

деятельности

и

моделирующий

образовательный

процесс

педагог

является

гарантом

достижения

целей

современного образования.

Компетенция –

совокупность

взаимосвязанных

качеств

личности

(знаний,

умений,

навыков,

способов

деятельности),

задаваемых

по

отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых

чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность –

владение,

обладание

человеком

соответствующей

компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету

деятельности.

Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в

данной

ситуации

полученные

знания

и

опыт.

Понятие

«компетентный»

определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Профессионализм - это достижение высоких образцов осуществления

нескольких сторон педагогического труда (деятельность, общения, личности

педагога).

Под профессионализмом понимается

особое

свойство

людей

систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в

самых

разнообразных

условиях.

Для

приобретения

профессионализма

необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность

постоянно

учиться

и

совершенствовать

свое

мастерство.

Понятие

п р о ф е с с и о н а л и з м а

н е

о г р а н и ч и в а е т с я

х а р а к т е р и с т и к а м и

высококвалифицированного

труда;

это

и

особое

мировоззрение

человека.

Необходимой

составляющей

профессионализма

человека

является

профессиональная компетентность.

Профессиональная

компетентность

э т о

с и с т е м а

з н а н и й ,

интеллектуальных и предметно-практических умений, навыков, привычек,

обеспечивающих

понимание

и

выполнение

профессиональной

деятельности. Компетентность представляет единство субстанционального

и

проце ссуального,

когнитивного и

о п е р а т и в н о го

а с п е к т о в .

Характеристиками профессиональной

компетентности

являются:

полнота,

глубина, системность. Осознанность, прочность, оперативность, как знаний,

так и деятельности. Требования к компетентности, варьируя в зависимости

от

положения

личности

в

системе

разделения

управленческого

труда

в

организации, условно подразделяют на две основные группы.

В о - п е р в ы х ,

н а з ы в а ю т

з н а н и я

и у м е н и я ,

п р и с у щ и е

специфике деятельности учители, обусловленной особенностями предмета

труда

информации,

знаний

по

предмету

и

продукта

труда

– знаний

учеников.

Во

вторых,

способность

и

предприимчивость

в

усваивании

и

использовании

и

передаче

полученной

информации,

способность

к

системному восприятию и интерпретации информации, структурированию

проблем и методическому поиску их разрешения.

Во-третьих, отмечают умение работать с обучающимися, родителями и

управлять собой и временем.

Профессиональная

деятельность педагога протекает

в

условиях

высокой ответственности и жесткого дефицита времени, а отсюда высокой

плотности

действии

и

решений

в

единицу

времени.

Ему

приходится

формулировать и решать задачи с высокой степенью нестандартности. Он

является

«законодателем»

знаний,

правил,

распорядка.

«Моделью»

подражания, копирования в образовательной среде.

Под

моделью

(франц.

module

образец)

понимается

логически

созданный

образец

педагога,

мысленно

или

письменно

отраженная

«конструкция» в виде совокупности наиболее общих требований и качеств,

отражающих

общественно

необходимый

уровень

профессиональной

пригодности

человека

к

выполнению

функции,

требований

и

качеств,

которыми должен обладать учитель новой формации

ФУНКЦИИ

КОМПЕТЕНЦИИ

ТРЕБОВАНИЯ

Менеджер –

концептолог

Контролер – идеолог,

Мобилизатор –

координатор- генератор

идей. Коммуникатор,

политик,

защатник

ЗНАНИЯ:

общие,

специальные

КУЛЬТУРА

ДУХОВНОСТЬ

ЭРУДИТ

Пригодность,

подготовленность,

работоспособность

нравственная

политическая установка

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

РОСТ

СПОСОБНОСТИ

Эрудит,

организатор,

исследователь,

Эксперт – инноватор

УМЕНИЯ:

ценностные ориентации,

самосознание

исполнителя,

аналитика

КАЧЕСТВА:

Самореализация,

самоанализ

самопрогноз,

саморегулация

формирование

имидж - пиар

Содержание

практической

готовности

Организаторская

деятельность:

Развивающие

КОММУНИКАТИВНЫЕ

УМЕНИЯ:

наличие здравого смысла,

Содержание

Теоретической

готовновсти:

Ориентационные

Мобилизационные

Информационные

природное любопытство,

умение хорошо говорить

и излагать свои мысли в

письменной форме,

гибкость, выносливость,

внимание к мелочам,

хорошее воспитание и

образование,

целеустремленность

Аналитические

Прогностические

Рефлексивные

Говоря с модели профессиональный компетентности учителя, мы все

таки

приходим

к

мысли,

что

в

школе,

будь

она

обычная

средняя

или

профессиональная, самый ответственный за качество образования человек –

это Учитель – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный

научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане

современных наук. Он должен вдохновить своих воспитанников на учение.

А для этого постараемся ответить на вопросы: Кто такой компетентный

педагог? Что он должен уметь?

Компетентный

педагог

это

проявляющаяся

готовность

к

педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств

(характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому

творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого

потенциала.

Компетентный

преподаватель

интегрирует

в

себе

высокий

уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных

качеств.

Что должен уметь компетентный педагог?

Успешно

решать

свои

жизненные

проблемы,

проявляя

инициативу,

самостоятельность и ответственность;

ориентироваться

на

рынке

труда

и

понимать,

какие

умения

потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и

успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

видеть

и

понимать

действительные

жизненные

интересы

своих

учеников;

проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами

учащихся;

закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

планировать учебное занятие с использованием всего многообразия

форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной

работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

ставить

цели

и

оценивать

степень

их

достижения

совместно

с

учащимися;

в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних

временных затрат;

привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в

которых сам недостаточно компетентен;

оценивать

достижения

учащихся

не

только

отметкой,

но

и

содержательной характеристикой;

оценивать

не

только

предметные

достижения,

но

и

развитие

личностных качеств;

видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

нужно быть готовым к постоянным переменам;

строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних

знаний и вчерашнего опыта невозможно;

главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в

будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники

учителя;

любая

человеческая

деятельность

красива

и

эффективна,

и

это

представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

по привычке считать себя самым главным и единственным источником

знаний;

передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из

того, как был воспитан сам;

придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда

заданные

способы

правильного

и

неправильного

решения

различных

проблем;

следовать мелочным правилам и инструкциям.

Таким

образом

профессионально

компетентным

можно

назвать

учителя,

который

на

достаточно

высоком

уровне

осуществляет

педагогическую

деятельность,

педагогическое

общение,

достигает

стабильно

высоких

результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной

компетентности

это

динамичный

процесс

усвоения

и

модернизации

профессионального

опыта,

ведущий

к

развитию

индивидуальных

профессиональных

качеств,

накоплению

профессионального

опыта,

предполагающий

непрерывное

самообразование,

саморазвитие

и

самосовершенствование педагога.

Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:

– использование в работе интерактивных технологий;

– проведение нестандартных уроков;

– организацию исследовательской работы;

– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;

– отслеживание динамики развития учащихся;

– пропаганду достижений науки и культуры;

подбор

заданий,

которые

требуют

использования

дополнительных

источников информации;

– проведение консультаций по поиску необходимой информации;

обучение

приемам

составления

плана,

написанию

конспектов,

умению

выделять главное;

– подготовку заданий творческого характера;

– стимулирование высказывания собственных мыслей;

– использование диалогических методов в работе;

– разработку заданий разного уровня;

– создание проблемных ситуаций;

– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;

– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.

К профессионально-педагогическим компетенциям относят:

Социально - психологическая компетенция.

Общепедагогическая профессиональная компетенция.

Предметная компетенция.

Управленческая компетенция.

Рефлексивная компетенция.

Информационно – коммуникативная компетенция.

Компетенция в сфере инновационной деятельности.

Креативная компетенция.

Остановлюсь на некоторых из них:

Информационная компетентность заключается в умении:

Интерпретировать,

систематизировать,

критически

оценивать,

анализировать.

Использовать полученную информацию.

Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и на

различных носителях.

Социальная компетентность:

Соотносить свои устремления с интересами других людей.

Привлекать других людей к решению поставленных задач.

Продуктивно взаимодействовать с членами группы.

Анализировать и разрешать противоречия.

Коммуникативная компетентность:

Ставить цели.

Грамотно оформлять документы.

Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

Каковы

же

критерии

и

показатели

профессиональной

компетентности

учителя?

Показатели:

ценностное отношение к профессии;

ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я –

учитель-исследователь»;

готовность

к

проявлению

личной

инициативы

и

дальнейшему

профессиональному росту.

Выделенным

компетенциям

деятельности

будут

соответствовать

соответствующие компетентности педагога:

компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;

компетентность

в

раскрытии

личностного

смысла

конкретного

учебного курса и учебного материала конкретного урока;

компетентность в целеполагании учебной деятельности;

компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для

реализации индивидуального подхода в обучении;

ком п е т е н т н о с т ь

в

п р ед м е т е

п р е п од а ва н и я

( п р е д м е т н а я

компетентность);

компетентность

в

принятии

решений,

связанных

с

разрешением

педагогических задач;

компетентность в разработке программ деятельности и поведения;

компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою

очередь, предполагает:

компетентность в организации условий деятельности, прежде всего

информационных, адекватных поставленной учебной задаче;

компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и

способов ее решения (способов деятельности);

компетентность

в

оценивании

текущих

и

итоговых

результатов

деятельности.



В раздел образования