Автор: Васильева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 65 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ А.С. МАКАРЕНКО"
Раздел: дошкольное образование
О трудовом воспитании А.С. Макаренко
студентка 1 курса
Васильева Елена
Аннотация: статья посвящена трудовому воспитанию детей, трудовая
деятельность
помогает
всем
детям
осознать
полезность
своего
труда,
стремление трудиться. Воспитывая в себе трудолюбие, ребенок добивается
своих целей и становится личностью.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, дети
«Труд
-
это
могучий
воспитатель,
в
педагогической
системе
воспитания» А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое
труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что
развивает
маленького
человека,
поддерживает
его,
помогает
ему
самоутвердиться.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить
радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это
проявление людей друг о друге.
Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не
даны
ребенку
от
природы,
а
воспитываются
в
нем.
Труд
должен
быть
творческим,
радостным,
сознательным,
основной
формой
проявления
личности и заложенных в ней возможностей.
Трудовая
деятельность
воспитанников
занимала
большое
место
в
руководимых
Макаренко
учреждениях;
она
непрестанно
развивалась
и
совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов
сельскохозяйственного
труда,
в
основном
для
нужд
своего
коллектива,
Макаренко
затем
перешел
к
организации
производительного
труда
воспитанников в кустарных мастерских. В процессе трудовой деятельности
детей,
говорит
Макаренко,
надо
развивать
их
умение
ориентироваться,
планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства
и к материалам, добиваться высокого качества работы. Именно отношение к
работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная
ценность человека. Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и
желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на
практике, не воплотятся в конкретных делах. Чтобы поддерживать интерес к
труду,
надо
время
от
времени
поручать
дело,
непривычное
для
детей,
способное
захватить
своей
новизной.
Особой
притягательностью
для
подростков
обладает
труд,
связанный
с
техническим
творчеством.
Вырабатывается
привычка
длительное
время
работать
над
выполнением
о д н о г о
и
т о г о
ж е
з а д а н и я ,
д о в о д и т ь
д е л о
д о
к о н ц а .
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно
организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие,
дисциплинированность, инициативу.
Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на
тракторах, комбайнах, только пробуждает любознательность, интерес к труду,
технике, к исследованиям, способствует развитию широкого кругозора. А
потому становятся закономерными успехи в учебе. Анализируя свое участие
в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для
них следующее, "научились жить и работать в коллективе”, "уважать труд
других”, "считаться с мнением товарищей”, "подчиняться воле коллектива”,
"узнать цену труду”, "научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой
труд” и т.д. Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к
воспитанию может быть организован разнообразно
Труд называют могучим воспитателем. Единство труда и воспитания
достигается
тем,
что
человек,
познавая
мир
трудом,
создает
красоту,
утверждая
этим
в
себе
чувство
красоты
труда,
творчества,
познания.
Создание красоты труда – это целая область воспитания. Издавна в народе
говорили: "Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог,
результат
труда
–
выполненные
вещи,
предметы
и
т.п.
–
приносили
и
приносят
людям
радость.
С
учетом
этих
особенностей
становления
и
формирования
личности
в
новых
социальных
условиях
и
была
создана
А.С.Макаренко теория трудового и идейно – эстетического воспитания.
Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой
жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые
раскрывают
перед
человеком
его
завтрашнюю
радость.
Радостные
перспективы
в
своем
большинстве
являются
именно
перспективами
трудовыми. Воспитывая у ребят умение, мечтать, Макаренко поддерживал
лишь
те
их
мечты,
которые
пробуждали
творческую
деятельность
воспитанника.
Соединяя
романтику
мечты
с
прозой
труда,
Макаренко
воспитывал деятелей, способных самую смелую мечту сделать замечательной
явью. И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего
развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании
материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.
Комплекс многообразных путей приобщения детей к общественно полезному
производительному
труду
позволяет
реализовать
идею
нравственного
воспитания личности. Очень важно как можно раньше создавать для детей
условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и
настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои
способности.
С
этого,
можно
сказать,
начинается
путь
в
профессию,
которому воспитанники посвятят себя, став взрослыми.
В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они
существуют и могут существовать независимо друг от друга, и в каждом
отдельном случае может дать различный результат.
Переход общества в новое качественное состояние, темпы развития
научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой
и
профессиональной
подготовке.
Исследования
свидетельствуют,
что
в
современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных
знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными
на
рынке
труда.
На
решение
этой
проблемы
и
нацелена,
прежде
всего,
реформа образования. Безусловно, в последние годы изменяются условия
функционирования
школ,
предъявляются
новые
требования
к
образовательным учреждениям. Но гениальность педагогики Макаренко как
раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной
жизненно-ориентированная
педагогика,
приоритетом
которой
является
жизнь,
законы
развития
личности
в
единстве
с
природой
и
обществом.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем
главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
Ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение
в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключительно
из того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном
труде.
Но
от
этого
будет
зависеть
и
его
благосостояние,
материальный
уровень его жизни. Различные трудовые качества не даются человеку от
природы, они воспитываются в нем в течение его жизни, и в особенности в
молодости.
Трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом
трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще
он
должен
воспитываться
так,
чтобы
решающим
моментом
в
трудовом
усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость.
Таким образом, опираясь на мнение великого педагога А.С. Макаренко,
хотелось
бы
призвать
педагогов
и
родителей
помочь
детям
осознать
полезность
своего
труда,
стремление
трудиться
и
прививают
огромный
интерес
к
труду.
Например,
не
менее
кропотливый
труд
по
уходу
за
растениями.
Принимая
участие
в
нем,
ребенок
проявляет
заботу,
аккуратность, бережливость и получает определенные знания об их жизни.
Четко поставленная трудовая задача и ее решение должны сами по себе
доставлять
ребенку
такое
удовольствие,
чтобы
он
испытывал
радость.
Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его
труд.
Список литературы:
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник
А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
2. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: Учебник для
балалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2012. - 314 c.
3. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный
Дом, 2011. - 576 c.
4. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987.
– 573с.
5.
Макаренко
А.С.
О
воспитании
/Сост.
В.С.
Хелемендик.
–
М.:
Политиздат, 1990. – 415с.
6.
Сергеева,
В.П.
Теоретические
основы
воспитания:
Учебник
для
студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н.
Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.