Напоминание

Интерактивные формы работы с детьми


Автор: Синельщикова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГАОУ средняя школа 577
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные формы работы с детьми
Раздел: начальное образование





Назад




Интерактивные формы работы с детьми

«Игра

ведущая

деятельность

ребенка-дошкольника».

С

этим

положением

никто

не

спорит.

Но

как

это

реализуется

в

современной

практике?

С

каждым

новым

поколением

детей

меняется

и

игровое

пространство

детства.

Современное

поколение

все

более

предпочитает

компьютерные игры. Эта тенденция характерна не только для нашей страны,

но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости

вернуть детям право на игру.

В

Федеральных

государственных

требованиях

к

образовательным

программам [1, с. 3] игра рассматривается как важное средство социализации

ребенка, его развития. Для игры необходимо игровое пространство, организуя

которое педагог должен научить детей и взрослых играть, поддерживать

игровую

инициативу

ребенка,

сочетать

при

этом

современные

реалии

с

традициями.

Развитие

личности

ребенка

в

дошкольном

возрасте

характеризуется

освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом

возрасте

формируются

все

стороны

личности

ребенка:

интеллектуальная,

нравственная,

эмоционально-волевая.

Это

происходит

в

процессе

разнообразной

деятельности

ребенка

со

взрослыми

и

в

коллективе

сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в

частности дидактическим играм. [2, с. 9–10].

Дидактические развивающие игры – это разновидность игр с правилами,

специально

создаваемых

в

целях

обучения

и

воспитания

детей.

Они

направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в

них

проявляется

воспитательное

и

развивающее

влияние

игровой

деятельности. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра –

одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими

знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме

игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в

смысловом

поле

игр.

Ребенок

обнаруживает

способность

наделять

нейтральный

(до

определенного

уровня)

объект

игровым

значением

в

смысловом

поле

игры.

Именно

эта

способность

является

главнейшей

психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как

игрового средства.

Использование электронных образовательных ресурсов, обеспечивают:

а) визуализацию изучаемого материала об изучаемом объекте, процессе; б)

интерактивный

диалог;

в)

управление

в

режиме

реального

времени

объектами, процессами, как реально, так и виртуально представляющими

учебные

ситуации

или

модели

изучаемых

явлений;

г)

автоматизацию

процессов тренировки учебных умений и навыков, тестирования, контроля

результатов учебной деятельности с последующей коррекцией по результатам

контроля. ЭОР используют в дошкольном образовании с целью обновления

форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем

подходе

многие

направления,

задачи

и

содержание

воспитательно-

образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими

компьютерными программами [3, 56].

Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему

дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является

мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного,

эстетического развития Интерактивные формы работы с детьми дошкольного

возраста

«Игра

ведущая

деятельность

ребенка-дошкольника».

С

этим

положением

никто

не

спорит.

Но

как

это

реализуется

в

современной

практике?

С

каждым

новым

поколением

детей

меняется

и

игровое

пространство

детства.

Современное

поколение

все

более

предпочитает

компьютерные игры. Эта тенденция характерна не только для нашей страны,

но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости

вернуть детям право на игру.

В

Федеральных

государственных

требованиях

к

образовательным

программам [1, с. 3] игра рассматривается как важное средство социализации

ребенка, его развития. Для игры необходимо игровое пространство, организуя

которое педагог должен научить детей и взрослых играть, поддерживать

игровую

инициативу

ребенка,

сочетать

при

этом

современные

реалии

с

традициями.

Развитие

личности

ребенка

в

дошкольном

возрасте

характеризуется

освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом

возрасте

формируются

все

стороны

личности

ребенка:

интеллектуальная,

нравственная,

эмоционально-волевая.

Это

происходит

в

процессе

разнообразной

деятельности

ребенка

со

взрослыми

и

в

коллективе

сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в

частности дидактическим играм. [2, с. 9–10].

Дидактические развивающие игры – это разновидность игр с правилами,

специально

создаваемых

в

целях

обучения

и

воспитания

детей.

Они

направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в

них

проявляется

воспитательное

и

развивающее

влияние

игровой

деятельности. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра –

одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими

знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме

игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в

смысловом

поле

игр.

Ребенок

обнаруживает

способность

наделять

нейтральный

(до

определенного

уровня)

объект

игровым

значением

в

смысловом

поле

игры.

Именно

эта

способность

является

главнейшей

психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как

игрового средства.

Использование электронных образовательных ресурсов, обеспечивают:

а) визуализацию изучаемого материала об изучаемом объекте, процессе; б)

интерактивный

диалог;

в)

управление

в

режиме

реального

времени

объектами, процессами, как реально, так и виртуально представляющими

учебные

ситуации

или

модели

изучаемых

явлений;

г)

автоматизацию

процессов тренировки учебных умений и навыков, тестирования, контроля

результатов учебной деятельности с последующей коррекцией по результатам

контроля. ЭОР используют в дошкольном образовании с целью обновления

форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем

подходе

многие

направления,

задачи

и

содержание

воспитательно-

образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими

компьютерными программами [3, 56].

Сегодня

уже

можно

говорить,

что

введение

компьютера

в

систему

дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является

мощным

фактором

обогащения

интеллектуального,

нравственного,

эстетического

развития

ребенка,

а

значит,

приобщения

его

к

миру

информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности

электронных

образовательных

ресурсов

в

работе

с

детьми

дошкольного

возраста,

они

еще

не

нашли

здесь

должного

применения.

До

сих

пор

отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов

в

педагогическом

процессе,

систематизация

компьютерных

развивающих

программ,

не

сформулированные

единые

программно-методические

требования к компьютерным занятиям.

Выделяют три группы игр на основе позиции играющего: над ситуацией,

вне ее или внутри – это, соответственно, стратегии, игры-повествования и

симуляторы.

Стратегии

характеризуются,

прежде

всего,

четким

положением

играющего над игровой деятельностью – это, как правило, моделирование

процессов управления, командования. Характер объектов управления может

быть различным: от пиццерии до галактики, от парка развлечений до армии.

Для

эффективного

управления

требуется

учет

множества

факторов,

заложенных

в

программе

игры.

Чем

их

больше,

тем

ближе

модель

к

реальности и тем сложнее ею управлять. В такой игре не отражена система

человеческих ценностей, хотя действие является обобщенным, сокращенным

и отражает логику деятельности человека.

К

группе

игр-повествований

относятся

игры

с

непрерывным,

развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или

мультфильм,

где

разворачивающееся

на

экране

действие

требует

непосредственного вмешательства играющего.

Среди

игр

повествований

выделяют

квесты

и RPG. Отличаются эти

группы в основном по способу задания героя и характеру игровых действий.

В

квесте

герой

вводится

в

«готовом

виде»,

а

в RPG

есть

уникальная

возможность моделирования героя – изменения его по желанию играющего.

В играх-симуляторах играющий находится внутри ситуации, игра идет

от первого лица, видимая картинка ограничена полем зрения героя игры.

На оперативном уровне у детей развиваются психофизическая реакция,

ее

быстрота,

концентрация

внимания,

психомоторная

координация

(игра

«Двадцать две игры со щенками» - где надо накормить щенков, вывести на

прогулку, принять участие в состязании). На тактическом уровне развитие

получают адекватное восприятие ситуации, ее осознание, зрительная память,

эмоциональная

устойчивость

(задания

сборника

игр

для

детей

5-10

лет

«Искатель»).

Стратегический

уровень

требует

развития

логического

и

комбинаторного мышления, воображения (например «Сделай сам игру»).

Таким образом, организуя сюжетные интерактивные игры в детском

коллективе,

педагог

имеет

возможно сть

влиять

на

р е а л ь н ы е

взаимоотношения, путем продуманного распределения ролей внутри игры.

Использование

компьютерных

игр

способствует

развитию

любознательности, эстетического вкуса, логики и внимания, памяти, умений

анализировать, синтезировать и обобщать информацию, помогает адекватно

воспринимать

окружающий

мир,

искать

альтернативные

пути

решения

сложных ситуаций, способствует полноценному развитию личности. Однако

для эффективного использования компьютерных игр необходимо, чтобы в

них был заложен качественный дидактический материал.

Однако использование игровых компьютерных программ для обучения и

развития

детей

как

в

ДОУ,

так

и

в

домашних

условиях

имеет

свои

особенности.

Прежде

всего,

необходимо

ограничить

время

нахождения

ребенка

за

компьютером

(не

более

20

минут).

Кроме

того,

необходимо

убедиться

в

качестве

электронного

продукта,

который

должен

отвечать

техническим,

дидактическим,

психологическим

и

гигиеническим

требованиям.

Список использованной литературы:

1.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 №

655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных

требований

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования

2.

Смирнов А.В. Технические средства в обучении в воспитании

детей: учеб. пособие для образов, учреждений, сред. проф. образования / А.

В. Смирнов. - М.: Академия, 2005. - 202 с.

3.

Трофимова

В.В.

Формирование

информационно

-

технологической

культуры

младших

школьников

/

В.В.

Трофимова

//

Информатика и образование. - 2007. - № 5. - С. 125-126.



В раздел образования