Автор: Синельщикова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГАОУ средняя школа 577
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные формы работы с детьми
Раздел: начальное образование
Интерактивные формы работы с детьми
«Игра
—
ведущая
деятельность
ребенка-дошкольника».
С
этим
положением
никто
не
спорит.
Но
как
это
реализуется
в
современной
практике?
С
каждым
новым
поколением
детей
меняется
и
игровое
пространство
детства.
Современное
поколение
все
более
предпочитает
компьютерные игры. Эта тенденция характерна не только для нашей страны,
но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости
вернуть детям право на игру.
В
Федеральных
государственных
требованиях
к
образовательным
программам [1, с. 3] игра рассматривается как важное средство социализации
ребенка, его развития. Для игры необходимо игровое пространство, организуя
которое педагог должен научить детей и взрослых играть, поддерживать
игровую
инициативу
ребенка,
сочетать
при
этом
современные
реалии
с
традициями.
Развитие
личности
ребенка
в
дошкольном
возрасте
характеризуется
освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом
возрасте
формируются
все
стороны
личности
ребенка:
интеллектуальная,
нравственная,
эмоционально-волевая.
Это
происходит
в
процессе
разнообразной
деятельности
ребенка
со
взрослыми
и
в
коллективе
сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в
частности дидактическим играм. [2, с. 9–10].
Дидактические развивающие игры – это разновидность игр с правилами,
специально
создаваемых
в
целях
обучения
и
воспитания
детей.
Они
направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в
них
проявляется
воспитательное
и
развивающее
влияние
игровой
деятельности. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра –
одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими
знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме
игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в
смысловом
поле
игр.
Ребенок
обнаруживает
способность
наделять
нейтральный
(до
определенного
уровня)
объект
игровым
значением
в
смысловом
поле
игры.
Именно
эта
способность
является
главнейшей
психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как
игрового средства.
Использование электронных образовательных ресурсов, обеспечивают:
а) визуализацию изучаемого материала об изучаемом объекте, процессе; б)
интерактивный
диалог;
в)
управление
в
режиме
реального
времени
объектами, процессами, как реально, так и виртуально представляющими
учебные
ситуации
или
модели
изучаемых
явлений;
г)
автоматизацию
процессов тренировки учебных умений и навыков, тестирования, контроля
результатов учебной деятельности с последующей коррекцией по результатам
контроля. ЭОР используют в дошкольном образовании с целью обновления
форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем
подходе
многие
направления,
задачи
и
содержание
воспитательно-
образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими
компьютерными программами [3, 56].
Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему
дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является
мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного,
эстетического развития Интерактивные формы работы с детьми дошкольного
возраста
«Игра
—
ведущая
деятельность
ребенка-дошкольника».
С
этим
положением
никто
не
спорит.
Но
как
это
реализуется
в
современной
практике?
С
каждым
новым
поколением
детей
меняется
и
игровое
пространство
детства.
Современное
поколение
все
более
предпочитает
компьютерные игры. Эта тенденция характерна не только для нашей страны,
но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости
вернуть детям право на игру.
В
Федеральных
государственных
требованиях
к
образовательным
программам [1, с. 3] игра рассматривается как важное средство социализации
ребенка, его развития. Для игры необходимо игровое пространство, организуя
которое педагог должен научить детей и взрослых играть, поддерживать
игровую
инициативу
ребенка,
сочетать
при
этом
современные
реалии
с
традициями.
Развитие
личности
ребенка
в
дошкольном
возрасте
характеризуется
освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом
возрасте
формируются
все
стороны
личности
ребенка:
интеллектуальная,
нравственная,
эмоционально-волевая.
Это
происходит
в
процессе
разнообразной
деятельности
ребенка
со
взрослыми
и
в
коллективе
сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в
частности дидактическим играм. [2, с. 9–10].
Дидактические развивающие игры – это разновидность игр с правилами,
специально
создаваемых
в
целях
обучения
и
воспитания
детей.
Они
направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в
них
проявляется
воспитательное
и
развивающее
влияние
игровой
деятельности. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра –
одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими
знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме
игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в
смысловом
поле
игр.
Ребенок
обнаруживает
способность
наделять
нейтральный
(до
определенного
уровня)
объект
игровым
значением
в
смысловом
поле
игры.
Именно
эта
способность
является
главнейшей
психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как
игрового средства.
Использование электронных образовательных ресурсов, обеспечивают:
а) визуализацию изучаемого материала об изучаемом объекте, процессе; б)
интерактивный
диалог;
в)
управление
в
режиме
реального
времени
объектами, процессами, как реально, так и виртуально представляющими
учебные
ситуации
или
модели
изучаемых
явлений;
г)
автоматизацию
процессов тренировки учебных умений и навыков, тестирования, контроля
результатов учебной деятельности с последующей коррекцией по результатам
контроля. ЭОР используют в дошкольном образовании с целью обновления
форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем
подходе
многие
направления,
задачи
и
содержание
воспитательно-
образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими
компьютерными программами [3, 56].
Сегодня
уже
можно
говорить,
что
введение
компьютера
в
систему
дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является
мощным
фактором
обогащения
интеллектуального,
нравственного,
эстетического
развития
ребенка,
а
значит,
приобщения
его
к
миру
информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности
электронных
образовательных
ресурсов
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста,
они
еще
не
нашли
здесь
должного
применения.
До
сих
пор
отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов
в
педагогическом
процессе,
систематизация
компьютерных
развивающих
программ,
не
сформулированные
единые
программно-методические
требования к компьютерным занятиям.
Выделяют три группы игр на основе позиции играющего: над ситуацией,
вне ее или внутри – это, соответственно, стратегии, игры-повествования и
симуляторы.
Стратегии
характеризуются,
прежде
всего,
четким
положением
играющего над игровой деятельностью – это, как правило, моделирование
процессов управления, командования. Характер объектов управления может
быть различным: от пиццерии до галактики, от парка развлечений до армии.
Для
эффективного
управления
требуется
учет
множества
факторов,
заложенных
в
программе
игры.
Чем
их
больше,
тем
ближе
модель
к
реальности и тем сложнее ею управлять. В такой игре не отражена система
человеческих ценностей, хотя действие является обобщенным, сокращенным
и отражает логику деятельности человека.
К
группе
игр-повествований
относятся
игры
с
непрерывным,
развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или
мультфильм,
где
разворачивающееся
на
экране
действие
требует
непосредственного вмешательства играющего.
Среди
игр
повествований
выделяют
квесты
и RPG. Отличаются эти
группы в основном по способу задания героя и характеру игровых действий.
В
квесте
герой
вводится
в
«готовом
виде»,
а
в RPG
есть
уникальная
возможность моделирования героя – изменения его по желанию играющего.
В играх-симуляторах играющий находится внутри ситуации, игра идет
от первого лица, видимая картинка ограничена полем зрения героя игры.
На оперативном уровне у детей развиваются психофизическая реакция,
ее
быстрота,
концентрация
внимания,
психомоторная
координация
(игра
«Двадцать две игры со щенками» - где надо накормить щенков, вывести на
прогулку, принять участие в состязании). На тактическом уровне развитие
получают адекватное восприятие ситуации, ее осознание, зрительная память,
эмоциональная
устойчивость
(задания
сборника
игр
для
детей
5-10
лет
«Искатель»).
Стратегический
уровень
требует
развития
логического
и
комбинаторного мышления, воображения (например «Сделай сам игру»).
Таким образом, организуя сюжетные интерактивные игры в детском
коллективе,
педагог
имеет
возможно сть
влиять
на
р е а л ь н ы е
взаимоотношения, путем продуманного распределения ролей внутри игры.
Использование
компьютерных
игр
способствует
развитию
любознательности, эстетического вкуса, логики и внимания, памяти, умений
анализировать, синтезировать и обобщать информацию, помогает адекватно
воспринимать
окружающий
мир,
искать
альтернативные
пути
решения
сложных ситуаций, способствует полноценному развитию личности. Однако
для эффективного использования компьютерных игр необходимо, чтобы в
них был заложен качественный дидактический материал.
Однако использование игровых компьютерных программ для обучения и
развития
детей
как
в
ДОУ,
так
и
в
домашних
условиях
имеет
свои
особенности.
Прежде
всего,
необходимо
ограничить
время
нахождения
ребенка
за
компьютером
(не
более
20
минут).
Кроме
того,
необходимо
убедиться
в
качестве
электронного
продукта,
который
должен
отвечать
техническим,
дидактическим,
психологическим
и
гигиеническим
требованиям.
Список использованной литературы:
1.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 №
655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования
2.
Смирнов А.В. Технические средства в обучении в воспитании
детей: учеб. пособие для образов, учреждений, сред. проф. образования / А.
В. Смирнов. - М.: Академия, 2005. - 202 с.
3.
Трофимова
В.В.
Формирование
информационно
-
технологической
культуры
младших
школьников
/
В.В.
Трофимова
//
Информатика и образование. - 2007. - № 5. - С. 125-126.