Автор: Сабутова Азинат Мавлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Белочка"
Населённый пункт: п.г.т. Федоровский Сургутский район
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по нравственно – патриотическому воспитанию в
средней группе
Тема: «Моя семья».
Цель: Формировать у детей представление о семье через организацию
разных видов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представление о семье и ее составе,
-Учить строить элементарные родственные связи;
-Формировать представления о слове и предложении;
- Продолжать учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в
убывающей последовательности;
- Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес и связную речь детей.
- Развивать общую моторику
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, уважение .
-Заботливое отношение к родным и близким людям.
Предварительная работа: чтение художественных произведений,
рассматривание иллюстраций, беседы, наблюдения, дидактические игры,
показ презентаций.
Материал к занятию: презентация «Моя семья», фотографии семьи
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что
ещё согревает и улучшит всем настроение.
Воспитатель:
А давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими
друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Вместе:
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
2. Создание игровой ситуации.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, к нам в гости пришёл Зайчонок.
Зайчонок:
Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою
загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … (семья).
Ответы детей.
Воспитатель:
Зайчонок, а почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?
Зайчонок:
Я грустный от того, что у меня нет семьи.
3. Беседа.
Воспитатель:
Как вы думаете, дети, что такое семья?
Ответы детей.
Слайд 1.
Вывод: Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья –
самое дорогое, что есть у каждого человека.
Воспитатель:
А вы хотели бы узнать больше о семье, и рассказать гостям о своих семьях?
Ответы детей.
(Воспитатель приглашает детей и Зайчонка присесть на стульчики)
Воспитатель:
Слайд 2.
Дети, посмотрите, на экране появился домик, но он пустой. В нём никто не
живёт. Давайте заселим в этот дом семью.
- Кто самый старший в ваших семьях? (Бабушка, дедушка)
- А какая она, бабушка? (Хозяйственная, заботливая…)
- Как можно назвать бабушку ласково? (Бабуля)
- А дедушка у вас какой? (Трудолюбивый…)
- А как можно дедушку назвать ласково? (Дедуля)
- Как дедушка и бабушка заботятся о вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
Слайд 2.
Жили – были в нашем доме дедушка и бабушка. Вот мы видим начало новой
семьи.
Воспитатель:
Послушайте стихотворение?
«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому – нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».
- О ком это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель:
Что можно сказать про такого папу?
- Что умеет делать ваш папа?
- Как можно папу назвать ласково?
-Скажите, дедушка старше, а папа…(младше)
Ответы детей.
Воспитатель:
- Хотите узнать о ком следующее стихотворение?
«Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шёл.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!»
-О ком я вам прочитала?
Ответы детей.
Воспитатель:
Почему девочке было хорошо с мамой?
Ответы детей.
Воспитатель:
Что умеет делать мама?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как можно назвать маму ласково?
-Скажите, папа выше, а мама…(ниже)
Ответы детей.
Воспитатель:
Кем для вас приходятся ваши мама и папа?(родители)
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте заселим маму и папу в наш дом.
Слайд 2.
- Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно, детей. Какая же семья без
ребятишек.
- Скажите, какие должны быть дети?
Ответы детей.
Воспитатель:
Кем вы приходитесь для своих родителей?(детьми)
Ответы детей.
Воспитатель:
Как можно ласково назвать дочку? (доченька)
Ответы детей.
Воспитатель:
А сына? (сыночек)
Ответы детей.
Воспитатель:
А у кого из вас есть брат или сестра? Они старше или младше вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как можно ласково назвать брата, сестру? (братик, сестричка)
Ответы детей.
Воспитатель:
Слайд 2.
Вот теперь в нашем доме появились дети.
Воспитатель:
У нас появилась целая семья – большая и дружная. А ещё хочется, чтобы она
была здоровая, а для этого нужно заниматься гимнастикой. Покажем?
4. Пальчиковая гимнастика:
(Воспитатель разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
(Дети подражают воспитателю)
Воспитатель:
Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что
это какая семья? Определите, какая у вас семья – маленькая или большая?
(сопровождаю показом иллюстраций) А еще каждая семья живет где? (в
доме, квартире)
Ответы детей.
Вывод: воспитатель подводит детей к пониманию того, что мама, папа,
дочка и сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие, что у каждой
семьи есть дом или квартира.
Слайд 3.
Ответы детей.
Воспитатель:
А почему родные люди друг друга называют ласково, нежно?
Ответы детей.
Слайд 3.
Воспитатель:
Расскажите, пожалуйста, а как ваши родные проводят вместе с вами
свободное время?
Ответы детей.
Слайд 3.
Воспитатель:
А у вас в семьях помогают друг другу? Как?
Ответы детей.
Слайд 3.
Вывод: воспитатель подводит к пониманию того, что в семье все друг друга
любят, что родные люди проводят вместе свободное время, что все члены
семьи помогают друг другу.
Воспитатель:
Устали? А теперь давайте поиграем.
5. Подвижная игра «Найди свой дом»
Воспитатель детям показывает геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник и прямоугольник ). На команду воспитателя: «День» - дети
двигаются. А на команду: «Ночь» - дети находят свои домики в соответствии
с геометрическими фигурами.
(Воспитатель приглашает детей пройти к столам)
6. Игровое упражнение «Составь семью»
Воспитатель:
Какие геометрические фигуры находятся у вас на столах?
Детям предлагаю с помощью кругов показать членов семьи (самый
большой круг – дедушка, поменьше – бабушка и т. д.)
7.Игровое упражнение «Живые слова»
Воспитатель:
Живыми словами будут дети, вызываются двое ребят, первый ребенок будет
словом «моя», второй- словом «семья»; дети вместе с воспитателем читают
предложение : Моя семья. Воспитатель переставляет детей : Семья моя,
вызывается третий ребенок- слово «дружная», читаем предложение :Моя
дружная семья и наоборот- Дружная моя семья.
8. Итог.
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вернуться на свои места
(Воспитатель хвалит детей)
Зайчонок:
Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, что такое семья и в следующий раз
приду к вам в гости со своими родными. До свидания!
(Зайчонок уходит)
9. Рефлексия.
Воспитатель:
- Дети, скажите, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, у меня есть смайлики: грустные и весёлые. Мне очень понравилось,
как вы занимались, и я беру смайлик, который улыбается. И вы возьмите по
одному смайлику. Если вам не понравилось – возьмите грустный смайлик,
если понравилось – возьмите весёлый.
Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!