Напоминание

"Подходы к гуманизации образования"


Автор: Букалова Вера Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Планета"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подходы к гуманизации образования"
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 373

ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Букалова, студент магистратуры кафедры “Педагогика и методики

преподавания”, ТГУ.

Ключевые

слова:

гуманизм;

гуманистические

идеи;

воспитательная

деятельность; гуманные отношения.

Аннотация: Данная статья знакомит с подходами к гуманизации

современного образования. В ней рассмотрены исторические корни вопроса.

Актуальность статьи обусловлена современными тенденциями гуманизации

образования.

Современная

образовательная

система

претерпевает

серьезные

трансформации,

связанные

с

общим

стремлением

общества

к

гуманистическим идеалам. Гуманизм - это признание ценности человека как

личности,

его

права

на

свободное

проявление

своих

способностей,

утверждения блага человека, как критерия оценки общественных ценностей.

Идеями

гуманизма

были

пронизаны

теоретические

труды

философов

античности.

к

ним

стремились

великие

ученные

эпохи

Возрождения.

Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных

душевных

сил

ученика. Ксенофонт,

ученик

Сократа,

автор

античного

педагогического романа «Киропедия или Воспитание Кира», на первое место

в воспитании ставил воспитание справедливости. Климент Александрийский

(ум.в 212 г до н.э), священнослужитель и руководитель школы, был автором

дошедшего до нас труда «Педагог» и указывал на то, что целью педагога

является не простая передача знаний, не «научение», а «улучшение души»

[1].

Великие ученые эпохи Возрождения и Нового времени в своих трудах

продолжали выдвигать и пропагандировать гуманистические идеи. Мишель

Монтень

в

своем

труде

«Опыты»

рассматривал

человека

как

высшую

ценность.

Жан-Жак

Руссо

призывал

родителей

и

педагогов

развивать

в

ребенке

естественность,

уважать

в

нем

личность

и

все

ее

полезные

и

разумные

склонности

[2].

Практическая

деятельность

многих

великих

педагогов имела в своей основе вышеуказанные идеи. Один из величайших

педагогов-практиков

современности Ш.А. Амонашвили

писал о том, что

надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать

их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо

жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. [3]. Современный

образованный

человек

понимает,

насколько

важны

для

всестороннего

развития личности базовые принципы гуманизма.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

отмечается

важность

построения

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей обучающихся. Данное требование ФГОС является одним из

показателей ориентированности современной образовательной системы на

гуманистические

принципы.

Современный

педагог,

несомненно,

должен

учитывать

в

своей

профессиональной

деятельности

индивидуальные

характеристики каждого ребенка, видеть в своем воспитаннике, прежде всего

личность. Вышеуказанный подход конечно требует от наставника не только

достаточный багаж теоретических знаний в области возрастной психологии и

физиологии,

но

и

наличие

у

него

личностных

качеств,

позволяющих

выстраивать

процесс

педагогического

взаимодействия,

основанный

на

принципах

гуманизма.

Положительные

качества

личности

являются

предметом

изучения

этики.

К

подобным

качествам

можно

отнести:

человечность,

доброту,

терпеливость,

порядочность,

че стно сть,

ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость,

уважение

к

людям,

высокая

нравственность,

оптимизм,

эмоциональная

уравновешенность,

потребность

к

общению,

доброжелательность,

самокритичность,

дружелюбие,

сдержанность,

достоинство,

патриотизм,

религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и

многие

другие.

Сложно

оценить

и

переоценить

важность

этих

качеств,

измерить

их. Даниил Гранин писал о том, что

этика не имеет единиц

измерения. Даже в вечных и общих определениях – добрый, злой, душевный,

жестокий – мы беспомощно путаемся, не зная с чем сравнить, как понять, кто

действительно добр, а кто добренький, где критерии таких

качеств как,

например, порядочность.[4]. С этим утверждением сложно спорить, потому

что кроме общепринятых определений этических категорий, положительных

черт

личности,

у

каждого

человека

в

представлении

существуют

свои

тонкости

их

понимания

и

определения.

Сложность

этой

ситуации

для

педагога

заключается

еще

и

в

том,

что

кроме

определения,

выявления,

понимания этих качеств у формирующийся личности, у него нет права на

ошибку.

Важными

профессиональными

качествами

педагога

мы

должны

признать

трудолюбие,

работоспособность,

дисциплинированность,

ответственность,

умение

поставить

цель,

избрать

пути

ее

достижения,

организованность,

настойчивость,

систематическое

и

планомерное

повышение

своего

профессионального

уровня,

стремление

постоянно

повышать

качество

своего

труда

и

т.

д.

Через

эти

требования

педагог

реализуется

как

работник,

выполняющий

свои

обязанности

в

системе

производственных отношений. Но, кроме того, особо важны человеческие

качества

педагога,

которые

становятся

профессионально

значимыми

предпосылками

создания

благоприятных

отношений

в

учебно-

воспитательном процессе. В ряду этих качеств —обязательное для учителя

качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей

ценности

на

земле,

Выражение

этого

отношения

в

конкретных

делах

и

поступках.

Гуманные

отношения

слагаются

из

интереса

к

личности

учащегося,

из

сочувствия

ученику,

помощи

ему,

уважения

его

мнения,

состояния

особенностей

развития,

из

высокой

требовательности

к

его

учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учитель —

это

всегда

активная,

творческая

личность

Он

выступает

организатором

повседневной

жизни

школьников.

Кроме

того,

учитель

должен

быть

изобретательным,

сообразительным

настойчивым,

всегда

готовым

к

самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Следует

отметить,

что

в

процессе

организации

воспитательной

деятельности, основанной на гуманистических идеях педагогу необходимо

всесторонне

развивать

в

своих

воспитанниках

вышеозначенные

качества

личности. В подрастающей личности следует также развивать такие качества

как

доброта,

ответственность,

сопереживание,

уважение

к

людям,

заботливость,

честность.

Важно

на

собственном

примере,

ежедневно

и

ежечасно показывать детям важность и необходимость доброго, гуманного

отношения

к

находящемуся

рядом

человеку.

Помочь

в

затруднительной

ситуации,

указать

на

ошибку

без

чувства

превосходства,

а

с

желанием

помочь, поделиться тем, что у тебя есть, а у товарища нет.

Возвращаясь

к

гуманистическим

ценностям,

являющимися

основой

реализации ФГОС, стоит уделить внимание тесной взаимосвязи наличия у

учащегося положительных качеств личности и построения педагогических

взаимоотношений, основанных на принципах гуманизма.

Общеизвестно, что основные принципы воспитания являются отправными

положениями педагогики. Данный тезис можно отнести и к закономерностям

воспитания человека. В основных принципах и закономерностях воспитания

отображаются главные требования, которые дают представление о методах

организации

и

содержании

образовательного

процесса.

В

процессе

воспитания и формирования личности человека необходимо учитывать ряд

закономерностей, от которых зависит данный процесс, так как они являются

определяющим инструментом педагогики как науки. Эти же закономерности

дают

понимание

о

реализации

данных

процессов

в

практической

деятельности.

Необходимо отметить, что процесс воспитания и его закономерности

представлены довольно широким перечнем. Среди них значительное место

занимает вовлечение личности в активную деятельность.

Исключив это

понятие

из

процесса

воспитания,

можно

с

полной

уверенностью

констатировать

невозможность

развития

личности.

Общеизвестно,

что

обучение и развитие – это присвоение накопленного

поколениями опыта.

Присвоить же любые знания можно лишь через определенную деятельность.

Рассмотреть

это

утверждение

можно

на

примере

получения

знаний.

Невозможно

приобрести

знания

без

осуществления

познавательной

деятельности. Воспитательный процесс невозможен без целей, из которых

основной является формирование развитой гармоничной личности. Одним

из условий достижения данной цели является привлечение

учащихся в

разнообразные виды деятельности. Видов деятельности довольно большое

количество

в

различных

областях,

например:

учебно-познавательная,

физкультурно-оздоровительная,

художественно-эстетическая,

морально-

воспитательная

и

другие.

Развитие

учащегося

происходит

только

при

условии его участия в какой-либо деятельности. Именно эти закономерности

влияют на формирование личности в процессе воспитания.

Чем больше

видов деятельности участвуют в

процессе развития личности, тем более

справедливо присвоение личности эпитета «разносторонне развитая», или

«всесторонне развитая».

Для

эффективного

процесса

воспитания

и

развития

личности

необходимы определенные условия. Во-первых, необходимо стимулирование

ее

активности.

Без

должного

приложения

усилий,

без

старательности,

развитие умственных способностей

и овладение знаниями невозможно.

Воспитательный

процесс

можно

считать

бесполезным

при

отсутствии

личной заинтересованности ребенка в получении новых знаний. Мотивация

должна,

прежде

всего,

быть

понятна

и

доступна

для

ребенка,

а

не

для

педагога. Личный интерес учащегося, его заинтересованность в конкретной

области деятельности может дать хороший толчок для дальнейшего развития

его личности.

Еще одна из закономерностей обучения и воспитания подразумевает

проявление уважения и гуманности к учащемуся.

Реализация принципа

гуманизации воспитательного процесса ведет к облагораживанию поведения

его

участников,

к

демократизации

их

отношений,

к

их

защите

от

неблагоприятной среды. Но в тоже время сам процесс обучения и воспитания

неразрывно связан с требовательностью. С психологической точки зрения

данная

закономерность

представляется

определенным

характером

взаимоотношений, которые складываются между педагогом и учеником. У

ребенка

появляются

переживания,

связанные

с

его

эмоционально-

чувственной сферой, которые и влияют на эффективность воспитательного

процесса. Взаимное уважение, гуманность и доверие в отношениях между

ребенком и педагогом являются обязательными условиями эффективности

процесса

воспитания.

И

только

в

этом

случае

можно

говорить

о

стимулировании личной активности учащегося.

Опора

на

положительные

качества

личности

так

же

является

необходимым

условием

для

процесса

развития

и

воспитания.

Важно

понимать , что психологическая основа данной закономерности воспитания

ребенка раскрывается в понимании ситуаций различной степени сложности,

которые

придется

преодолеть

учащимся

при

достижении

перспектив

личностного роста.

При осуществлении всякой деятельности требуется

повышенный

расход

не

только

физических

сил,

но

и

нервной

энергии,

особенно если речь идет о работе над собой. Проявление положительных

качеств в совместном общении или в совместной деятельности зачастую

означает отказ от своих личностных выгод и амбиций и выдвижение на

первый план интересов и желаний другого человека.

В процессе воспитания очень важно учитывать индивидуальные и

возрастные особенности ребенка. Особенно, когда речь идет о нравственном

воспитании.

И

здесь

нет

четких

правил

и

границ.

Каждый

ребенок

индивидуален. Задача педагога проявить чуткость и терпение в этом вопросе.

Учитывать

необходимо

особенности

характера,

темперамента,

поведения.

Все это непременно должно быть учтено в воспитательном процессе.

Одна из самых важных закономерностей педагогического процесса –

воспитание

через

коллектив.

По

утверждению

А.С.

Макаренко,

именно

коллектив является воспитателем личности [5]. И от того, какие отношения в

коллективе, насколько в нем развиты взаимоуважение, забота друг о друге, во

многом зависит процесс воспитания. Ведь задача любого воспитания состоит

в формировании в личности положительных качеств и черт. Это становится

возможным только в условиях здоровых духовных и социальных отношений

в сообществе. К тому же воспитательный процесс постоянно подкрепляется

влиянием коллектива. Это дает возможность личности познать защищенность

и

свободу,

и,

кроме

того,

обогащает

ее

художественно-эстетическими

и

нравственными отношениями. Поэтому можно с уверенностью сказать, что

без создания положительного микроклимата в коллективе сложно получить

высокую

эффективность

воспитательного

процесса

и

до стичь

положительных результатов воспитания.

В воспитательный процесс должны быть вовлечены не

только педагоги и учащиеся. Здесь необходима согласованность и единство

усилий не только педагогов и школы, но и родителей, и общества в целом. В

том случае, если гармоничности влияния различных сфер не будет, вряд ли

воспитательная работа даст желаемый результат. Педагог, заинтересованный

в эффективности и результативности процесса воспитания и развитии своих

учащихся,

должен активно

использовать положительные качества своих

воспитанников, тем самым подтверждая гуманистическую направленность

процесса

воспитания.

Без

опоры

на

эмоциональную

заинтересованность,

порядочность, уважение, трудолюбие, старательность

каждого ученика и

коллектива

в

целом,

невозможен

прогресс

в

развитии

учащихся

и

в

саморазвитии

педагога.

Эта

мысль

подтверждается

великим

гуманистом

современности Ш. Амонашвили, утверждающим, что личность рождается в

борьбе с самим собой и воспитание и обучение должны быть нацелены на то,

чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему

одержать победу в этой нелегкой борьбе.[3]

Список литературы:

1.

Винничук,

Л.

Люди,

нравы

и

обычаи

Древней

Греции

и

Рима.

/

Л.Винничук.

– Москва, 1988. –

496с.

2.

История

педагогики.

учебник

для

пед.вузов

/

ред.

А

Пискунова.

Москва, 2001

351с.

3.

Амонашвили,

Ш.А.

Здравствуйте,

дети!

/

Ш.А.

Амонашвили

М.Просвещение, 1983

с.208

4.

Гранин, Д.А. Эта странная жизнь. Документальная повесть. / Д.А.

Гранин

Тольятти, 2002

с.246

5.

Макаренко, А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. /

А.С. Макаренко

Юрайт, 2017

с.468



В раздел образования