Авторы: Костылева Елена Николаевна, Кравченко Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов,учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 4
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Родительское собрание: Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника"
Раздел: начальное образование
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
(составлено и проведено учителями начальных классов: Кравченко О.Н., Костылеваой Е.Н.)
Тема: Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
Цели:
определить
понятие
«здоровый
образ
жизни»
и
его
влияние
на
развитие
и
воспитание ребенка;
предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.
Участники: родители учащихся 1-го класса; классный руководитель; учитель физической
культуры, работающий в классе, школьный психолог, мед. работники школы)
Оформление, оборудование и инвентарь.
1.Столы в классе стоят по кругу.
2.На доске оформлена выставка рисунков учащихся класса «ЗОЖ».
Ход собрания.
I.Здоровый образ жизни: понятие, структурные компоненты.
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители!
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из
дошкольного периода к обучению в начальной школе – это сложный и ответственный период; от
того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша
задача − разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с
какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать
ребятам.
На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного
процесса и увидим наших детей глазами психолога, школьного врача, учителей-предметников.
Начнем наш консилиум.
Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век,
технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий.
Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С
такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование,
может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно
здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в
частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом
очень важном и серьёзном.
Здоровый
образ
жизни
-
это
индивидуальная
система
поведения
человека,
направленная
на
сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные
условия для течения физиологических и психических процессов, что уменьшает вероятность
заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.
В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной.
Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное
влияние.
Детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в
детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации. Именно поэтому
человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это
будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они
отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность.
Здоровый
образ
жизни,
являясь
индивидуальной
системой
поведения
человека,
предполагает
выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный
уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и
отдыха,
личная
гигиена,
психическая
устойчивость,
отказ
от
вредных
привычек,
безопасное
поведение, правильное питание.
II. Составляющие здорового образа жизни, влияющие на развитие и воспитание ребенка;
Выступление специалистов: классного руководителя, учителя физической культуры и медицинских
работников образовательного учреждения
Питание
Рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У
школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Важно употреблять
пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме
витаминов для укрепления иммунитета.
Режим дня
У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только
все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого
школьника
этот
режим
индивидуален
и
зависит
от
особенностей
организма
и
общей
загруженности.
Физическая активность
Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.
Необходимо
следить
только
за
тем,
чтобы
организм
не
был
перегружен.
Оптимальный
двигательный
режим
-
важнейшее
условие
здорового
образа
жизни.
Его
основу
составляют
систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи
укрепления
здоровья
и
развития
физических
способностей
детей,
сохранения
здоровья
и
двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При
этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в
школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных
формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс
физического воспитания школьников:
-
учебные
занятия
являются
основной
формой
физического
воспитания
и
могут
оказывать
непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;
- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют
дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей
внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;
-
физические
упражнения
в
режиме
дня
направлены
на
укрепление
здоровья,
повышения
умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и
отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое
привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья,
формирование положительного отношения к здоровому образу жизни
Отсутсвие вредных привычек
Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на
много
лет.
Именно
вредные
привычки
оказывают
наиболее
негативное
влияние
на
здоровье
современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.
Компьютер
и
телевизор
негативно
влияют
на
здоровье
школьников.
Со
временем
у
многих
школьников развивается компьютерная зависимость, от которой очень сложно избавиться. Кроме
того,
постоянное
сидение
за
компьютером
неизбежно
приводит
к
проблемам
со
зрением
и
позвоночником. В телевизоре тоже нет ничего хорошего – вполне вероятны проблемы с лишним
весом
и
с
глазами.
Следовательно,
важно
ограничить
влияние
на
школьника
телевизора
и
компьютера.
Конечно,
запрещать
не
нужно,
чтобы
избежать
нежелательных
последствий,
но
необходимо делать перерывы.
III.Причины нарушения здоровья ребенка в школе
Выступление педагога-психолога
Школьный
психолог
знакомит
присутствующих
с
возрастными
особенностями
первоклассников и с тем, какие проблемы могут возникать у них в период адаптации к новым
условиям обучения.
Притча.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о
его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий
его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка
я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?»
Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою
ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у
того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал
«Всё в твоих руках, человек!»
Современный
подход
к
созданию
модели
ЗОЖ
требует
новых,
личностно-ориентированных
методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:
развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на
основе духовного и интеллектуального обмена;
выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;
формирование умения принять правильное решение;
приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;
обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;
формирование
рефлексивно-аналитических
умений,
способности
алгоритмизировать
свою
деятельность,
выбирать
рациональные
способы
работы,
достигать
результата,
своевременно
приходить на помощь другим;
развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия
духовно-нравственного потенциала.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не
активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо
развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.
Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче.
Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса
познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где
комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где
конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье воспитать
поистине здоровое потомство.
Выступление классного руководителя.
Значение сна для детей.
Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе,
он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо
спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.
Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение
переутомления, головные боли, слабость. раздражительность, плаксивость.
И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.
И поэтому мы сейчас предлагаем всем родителям окунуться в прекрасный волшебный сон.
Игра «Волшебный сон»
Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.
Замедляются движения, исчезает напряжение.
И становится понятно, расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжение улетело, и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке,
Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
И послушный твой язык быть расслабленным привык.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать!
Крепко пальцы сжать в кулак и к груди прижать вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире – 1, 2, 3, 4!
Веселы, бодры и снова мы к занятиям готовы!!!
Причины нарушения здоровья ребенка в школе: стрессовая тактика педагогического воздействия,
несоответствие технологий и методик обучения функциональным возрастным возможностям
детей, интенсификация учебного процесса, нерациональная организация учебного процесса и
самостоятельной работы ученика.
IV. Решением родительского собрания является памятка : Гигиенические требования при
выполнении домашних заданий(см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
V. Заключительный этап родительского собрания
Выступление классного руководителя.
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни.
Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолевании глупостей
и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами
ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное
условие питания нашей и детской души.
Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны
радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.
Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители,
педагоги, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более полноценной.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКА: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на
работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлен, что в помещении, где ребёнок
работает, должна быть температура 18–20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение
температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является
ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно
анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение
комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в
интерьере тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются
тёплые тона – оранжевый и жёлтый, Можно использовать оттенки зелёного. Можно использовать
искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре месяце свет должен гореть до
10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим
на 1 час.
Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень
столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.
При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул
высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.
Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.
Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается
время с 16 до 18 часов. К 12 часам обычно наступает падение работоспособности. Первая фаза это
– врабатывание, она длится до 7 минут. Средняя продолжительность активного внимания
первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность
начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по
5 минут каждая.
Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка,
обществознания, обучения грамоте.
В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы
работоспособность снижается .Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу
отмечается вновь повышение работоспособности.
Поэтому лучше готовить домашние уроки так:
1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.
2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.
4-й урок – более лёгкий.
Длительность непрерывного чтения в начальной школе такова:10 минут для учеников 1–2-х
классов, до 20 минут для учащихся 3–4-х классов.
Для работы с компьютером отводится такое же время.