Напоминание

"Родительское собрание: Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника"


Авторы: Костылева Елена Николаевна, Кравченко Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов,учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 4
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Родительское собрание: Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника"
Раздел: начальное образование





Назад




РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

(составлено и проведено учителями начальных классов: Кравченко О.Н., Костылеваой Е.Н.)

Тема: Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника

Цели:

определить

понятие

«здоровый

образ

жизни»

и

его

влияние

на

развитие

и

воспитание ребенка;

предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.

Участники: родители учащихся 1-го класса; классный руководитель; учитель физической

культуры, работающий в классе, школьный психолог, мед. работники школы)

Оформление, оборудование и инвентарь.

1.Столы в классе стоят по кругу.

2.На доске оформлена выставка рисунков учащихся класса «ЗОЖ».

Ход собрания.

I.Здоровый образ жизни: понятие, структурные компоненты.

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители!

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из

дошкольного периода к обучению в начальной школе – это сложный и ответственный период; от

того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша

задача − разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с

какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать

ребятам.

На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного

процесса и увидим наших детей глазами психолога, школьного врача, учителей-предметников.

Начнем наш консилиум.

Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век,

технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий.

Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С

такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование,

может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно

здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в

частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом

очень важном и серьёзном.

Здоровый

образ

жизни

-

это

индивидуальная

система

поведения

человека,

направленная

на

сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные

условия для течения физиологических и психических процессов, что уменьшает вероятность

заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной.

Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное

влияние.

Детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в

детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации. Именно поэтому

человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это

будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они

отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность.

Здоровый

образ

жизни,

являясь

индивидуальной

системой

поведения

человека,

предполагает

выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный

уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и

отдыха,

личная

гигиена,

психическая

устойчивость,

отказ

от

вредных

привычек,

безопасное

поведение, правильное питание.

II. Составляющие здорового образа жизни, влияющие на развитие и воспитание ребенка;

Выступление специалистов: классного руководителя, учителя физической культуры и медицинских

работников образовательного учреждения

Питание

Рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У

школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Важно употреблять

пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме

витаминов для укрепления иммунитета.

Режим дня

У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только

все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого

школьника

этот

режим

индивидуален

и

зависит

от

особенностей

организма

и

общей

загруженности.

Физическая активность

Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.

Необходимо

следить

только

за

тем,

чтобы

организм

не

был

перегружен.

Оптимальный

двигательный

режим

-

важнейшее

условие

здорового

образа

жизни.

Его

основу

составляют

систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи

укрепления

здоровья

и

развития

физических

способностей

детей,

сохранения

здоровья

и

двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При

этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в

школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных

формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс

физического воспитания школьников:

-

учебные

занятия

являются

основной

формой

физического

воспитания

и

могут

оказывать

непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;

- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют

дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей

внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;

-

физические

упражнения

в

режиме

дня

направлены

на

укрепление

здоровья,

повышения

умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и

отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое

привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья,

формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

Отсутсвие вредных привычек

Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на

много

лет.

Именно

вредные

привычки

оказывают

наиболее

негативное

влияние

на

здоровье

современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Компьютер

и

телевизор

негативно

влияют

на

здоровье

школьников.

Со

временем

у

многих

школьников развивается компьютерная зависимость, от которой очень сложно избавиться. Кроме

того,

постоянное

сидение

за

компьютером

неизбежно

приводит

к

проблемам

со

зрением

и

позвоночником. В телевизоре тоже нет ничего хорошего – вполне вероятны проблемы с лишним

весом

и

с

глазами.

Следовательно,

важно

ограничить

влияние

на

школьника

телевизора

и

компьютера.

Конечно,

запрещать

не

нужно,

чтобы

избежать

нежелательных

последствий,

но

необходимо делать перерывы.

III.Причины нарушения здоровья ребенка в школе

Выступление педагога-психолога

Школьный

психолог

знакомит

присутствующих

с

возрастными

особенностями

первоклассников и с тем, какие проблемы могут возникать у них в период адаптации к новым

условиям обучения.

Притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о

его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий

его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.

И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка

я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?»

Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою

ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у

того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал

«Всё в твоих руках, человек!»

Современный

подход

к

созданию

модели

ЗОЖ

требует

новых,

личностно-ориентированных

методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на

основе духовного и интеллектуального обмена;

выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;

формирование умения принять правильное решение;

приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;

обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;

формирование

рефлексивно-аналитических

умений,

способности

алгоритмизировать

свою

деятельность,

выбирать

рациональные

способы

работы,

достигать

результата,

своевременно

приходить на помощь другим;

развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия

духовно-нравственного потенциала.

Повышение психоэмоциональной устойчивости.

По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не

активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо

развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.

Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче.

Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса

познания.

Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где

комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где

конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье воспитать

поистине здоровое потомство.

Выступление классного руководителя.

Значение сна для детей.

Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе,

он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо

спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.

Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение

переутомления, головные боли, слабость. раздражительность, плаксивость.

И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.

И поэтому мы сейчас предлагаем всем родителям окунуться в прекрасный волшебный сон.

Игра «Волшебный сон»

Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.

Замедляются движения, исчезает напряжение.

И становится понятно, расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряжение улетело, и расслаблено всё тело.

Будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке,

Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.

И послушный твой язык быть расслабленным привык.

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать!

Крепко пальцы сжать в кулак и к груди прижать вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире – 1, 2, 3, 4!

Веселы, бодры и снова мы к занятиям готовы!!!

Причины нарушения здоровья ребенка в школе: стрессовая тактика педагогического воздействия,

несоответствие технологий и методик обучения функциональным возрастным возможностям

детей, интенсификация учебного процесса, нерациональная организация учебного процесса и

самостоятельной работы ученика.

IV. Решением родительского собрания является памятка : Гигиенические требования при

выполнении домашних заданий(см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

V. Заключительный этап родительского собрания

Выступление классного руководителя.

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни.

Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолевании глупостей

и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами

ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное

условие питания нашей и детской души.

Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны

радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.

Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители,

педагоги, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более полноценной.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на

работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлен, что в помещении, где ребёнок

работает, должна быть температура 18–20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение

температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является

ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.

Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно

анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение

комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в

интерьере тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются

тёплые тона – оранжевый и жёлтый, Можно использовать оттенки зелёного. Можно использовать

искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре месяце свет должен гореть до

10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим

на 1 час.

Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень

столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.

При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул

высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.

Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.

Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается

время с 16 до 18 часов. К 12 часам обычно наступает падение работоспособности. Первая фаза это

– врабатывание, она длится до 7 минут. Средняя продолжительность активного внимания

первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность

начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по

5 минут каждая.

Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка,

обществознания, обучения грамоте.

В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы

работоспособность снижается .Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу

отмечается вновь повышение работоспособности.

Поэтому лучше готовить домашние уроки так:

1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.

2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.

4-й урок – более лёгкий.

Длительность непрерывного чтения в начальной школе такова:10 минут для учеников 1–2-х

классов, до 20 минут для учащихся 3–4-х классов.

Для работы с компьютером отводится такое же время.



В раздел образования