Автор: Берекеля Валентина Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО №4
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка урока по математике (3 класс)
Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное в столбик".
Раздел: начальное образование
МБОУ ЦО №4 Привокзального района г. Тулы
Тайны малой Родины.
Урок математики в 3 классе Б.
Тема: «Умножение двузначного числа
на однозначное в столбик».
Учитель: Берекеля В. К.
-1-
Цели:
а) образовательные:
помочь детям «открыть» алгоритм решения примеров
заданного вида;
закрепить навыки решения задач на приведение к единице;
повторить свойство умножения суммы на число;
способствовать формированию вычислительных навыков;
б) развивающие:
развивать мыслительную деятельность, навыки решения сложных задач;
способствовать усвоению таблицы умножения и соответствующих случаев
деления;
в) воспитательные:
стимулировать интерес к историческим памятникам малой родины;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, эстетический вкус; умение
создавать дружескую атмосферу при работе в группах;
учить соблюдать правила сотрудничества.
Задачи:
Создать благоприятную атмосферу на уроке;
Организовать
ситуации
для
развития
у
учеников
ответственности
за
результаты своей работы.
Оборудование:
компьютер, индивидуальные карточки с заданиями; учебник по математике
для 3 класса, автор Л. Г. Петерсон; план – карта Тульского кремля.
-2-
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности.
-
Представьте, что вы оказались на необитаемом острове, ребята.
Сначала удивились, потом испугались, увидели корабль и
обрадовались.
(Поочерёдно демонстрирую изображение театральных масок « Удивление»,
«Испуг», «Радость». Ученики мимикой показывают эти эмоции. На
последней фиксирую их внимание.)
-Вот с таким хорошим настроением и проведём наш урок.
III. Сообщение темы и постановка целей урока.
- Тема урока зашифрована в таблице умножения на 7.
7
35
49
21
42
28
14
56
63
0
Ответ: Умножение.
-Я думаю, что нет такого человека, который не любил бы путешествовать,
Вот и у нас сегодня есть возможность побывать на экскурсии в Тульском
кремле, с одной стороны, очень знакомом, а с другой – полном тайн и
загадок.
( На классной доске вывешиваю план – карту Тульского кремля.)
-
Путь нам предстоит интересный, но сложный, поэтому нужно серьёзно
подготовиться. Что мы возьмём с собой, ребята?
(Справочник (учебник), дневник наблюдений (тетрадь), инструменты ( пенал
с канцелярскими принадлежностями).
-
Предлагаю вам следующий девиз:
«Ошибки не бойтесь, она исправима, лишь безразличие не допустимо).
(Слайд1).
-Как вы думаете, кому доступен вход на территорию Тульского кремля?
(Вход доступен тем, кто сам выведет тему нашего урока).
IY. « Открытие» детьми нового знания.
–Прежде чем войти на территорию кремля( демонстрирую на мониторе
компьютера изображение Тульского кремля), мы должны пройти через поле
чисел.
Е
М
Н
О
Ж
Е
Н
И
У
-3-
- На доске вывешиваю таблицу чисел и прошу детей выполнить в тетрадях задания (по
группам):
45
54
46
38
20
10
17
12
9
3
54
46
53
49
40
30
47
11
8
5
36
27
38
19
50
20
19
11
9
2
61
56
25
37
30
10
27
14
7
5
35
36
44
28
60
20
28
13
8
3
63
55
34
36
30
20
18
12
6
4
42
48
26
29
40
10
19
13
9
6
65
20
35
27
40
20
38
14
7
4
- А теперь я предлагаю поработать в группах. Не забывайте о правилах
работы в группах и прислушивайтесь ко мнению соседа.
Задания:
а)I группа – увеличьте числа 7 столбика на числа 8 столбика;
Ответы: 29, 58,30, 41, 41, 30, 32, 52).
б)II группа – умножьте числа 10 столбика на числа 9 столбика;
Ответ: (27, 40, 18, 35, 24, 24, 54, 28).
в)III группа – числа 5столбика умножьте на 9;
Ответы: (20*9=180, 40*8=320, 50*9=450,30*7=210, 60*8=480, 30*6=180,
40*9=360, 40*7=280.)
г)IY группа – расположите числа 1 столбика в порядке возрастания;
Ответ: 35, 36, 42, 45,54, 61, 63, 65).
д)Y группа – расположите числа 2 столбика в порядке убывания;
Ответы: (56, 55, 54, 48, 46, 36,27, 20).
е)YI группа – умножьте числа 10 столбика на числа8 столбика;
Ответ: (12*3=36, 11*5=55, 11*2=22, 14*5=70, 13*3=39, 12*4=48, 13*6=78,
14*4=48).
ж)YII группа – сложите числа 6 и 7 столбика;
Ответ: ( 30, 70, 70, 40,80, 50, 50, 60).
(Проверка выполненных заданий. Члены каждой группы дают ответ «по
цепочке».
- Решение каких примеров у какой группы вызвало затруднение?.
Ребята 3 и 6 группы поднимают руки:
- Нам было сложно выполнять решение этих примеров, т.к. мы ещё хорошо
не знакомы с умножением двузначного числа на однозначное.
- Но вы же справились с этим заданием?
-Мы использовали свойство умножения суммы на число, чтобы умножить
12*3=(10+2)*3=10*3+2*3=36.
-Как ещё можно выполнить данное умножение?
-В столбик.
-Значит чему мы будем сегодня с вами учиться?
-Будем учиться выполнять умножение двузначного числа на однозначное в
столбик.
-4-
-Какова же тема нашего урока?
- Умножение двузначного числа на однозначное в столбик.
-Умницы, только что вы сами вывели тему нашего сегодняшнего урока.)
-Молодцы, ребята, вы замечательно выполнили задания. Мы можем
продолжать свой путь. На нашем пути стоит удивительная башня.
( Слайд).
На ней в давние времена стоял часовой и висел колокол. Какое название
носит эта башня?
(- Спасская, или Вестовая, Набатная)
- Чтобы пройти через её ворота нам необходимо выполнить ещё одно
задание.
Y. Первичное закрепление.
(На доске креплю плакат с названием данной башни и заданием, которое
находиться в конверте: работа по справочнику (учебнику) на стр. 36 №3:
вычислить произведения, используя запись в столбик – представители 5
команд выполняют решение данных примеров у доски (решают примеры с
комментированием), 6 и 7 команда решает примеры и выполняет функцию
проверяющих, использование игры «Ловушка»)
Ответ: 98*5= 490, 27*7= 18 9, 86*8= 688, 56*6= 336, 74*4= 296.
-Прекрасно, ребята, и с этим заданием вы справились.
YI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Давайте двигаться дальше. На нашем пути встречается вторая башня. Слайд.
Она хранит в себе тайник, который находится в её погребу.
-Как вы думаете, какой тайник она в себе хранит?
-Под ней был расположен погреб, в котором хранилось оружие.
- Какое название она носит?
-Башня на Погребу.
(На доске – плакат с названием данной башни и задание:стр.45, №13.)
-Хотите проверить чему научились?
-Да.
-Тогда приступайте к выполнению задания.
Самопроверка.
- Проверьте по образцу на доске! Если правильно выполнили задание –
поставьте знак «+», если неверно «-«.
- Почему допустили ошибки?
Обсуждение:
- Неправильно подписали одно число под другим;
- Допустили ошибку при умножении?
Вывод:
- Повторить таблицу умножения; выполнять правильное подписывание
одного числа под другим при умножении двузначного числа на однозначное в
столбик.
YII. Физкультминутка.
-5-
-Мы хорошо потрудились, друзья, предлагаю вам отдохнуть.
Читаю стихотворение, ученики повторяют движения.
YII. Включение в систему знаний и повторение.
-Двигаемся дальше. Мы оказались возле собора, зодчий которого неизвестен.
- Какое название носит данный собор?
-Успенский собор.
Слайд.
(На доске плакат с названием данного собора и заданием.)
-Что ещё вызывает у вас затруднение на уроках математики?
1)-Решение задач.
- Тогда давайте потренируемся в решении задач.
(Раздаю ученикам карточки – таблицы. Дети составляют условие задачи,
решают её по действиям, записывают в тетрадях математические выражения.
Проводится коллективная проверка решений, устно разбираются другие
способы решения задач.
( В магазин привезли виноград. В 7 ящиках находиться 28 кг винограда.
Сколько кг винограда будет находиться в 16 ящиках?)
Анализ задачи:
- Чтение условия задачи.
-Прочитайте вопрос задачи. Что надо найти?
-Сколько кг винограда находиться в 16 ящиках?
-Мы можем сразу дать ответ на поставленный вопрос?
-Нет.
-Почему?
-
Мы не знаем сколько кг винограда находиться в 1 ящике.
-
Решали ли мы задачи такого вида раньше?
-
Решали.
-
Как они называются?
-
Задачи на приведение к единице.
(Решение задачи проводится по группам. Затем следует объяснение решения
задачи )
Задача.
7 ящ. – 28 кг винограда
16 ящ. -? кг винограда
_________________________
1ящ. - ?кг I способ
Решение:
1)
28: 7=4( кг) – в 1 ящике
2)
16*4=64 (кг) – в 16 -ти ящиках
II способ
16*(28:7)=64(кг)
Ответ: 64 кг винограда в 16-ти ящиках.
-Составьте и запишите решение задачи, аналогичной данной.
-6-
3)
Составление и решение выражения, работа с геометрическим
материалом.
–Мы продолжаем наше занимательное путешествие.
-В Тульском кремле есть ещё одна башня, которая хранит в себе тайну.
-Как она называется?
-Ивановская башня.
Слайд.
-Какую тайну она в себе хранит?
-Под ней находиться подземный ход к реке Упе.
-С какой целью он был прорыт?
-Чтобы во время осады крепости жители не остались без воды.
-Сохранился ли подземный ход до наших дней?
-Нет.
-В каком веке он был разрушен и с того времени не восстановлен?
-В 17 веке.
-Прочитаем задание, которое мы должны выполнить.
(Раздаю карточки с нарисованной на них незамкнутой линией, ученики
измеряют длину отрезков, которые составляют линию, составляют
выражение, находят общую длину, записывают ответы в тетради).
13*3 12*4 15*5
6м
45 93 4 1 5 2 6 3
(6+ 39+48+75=168(м), 6+ 13*3+ 12*4+15*5 )
-Как называется эта линия?
-Незамкнутая ломаная линия.
-Какая её длина?
-168 м.
-Как вы получили данный ответ?
-Составили выражение, а затем его решили.
-Чем вы руководствовались при решении данного выражения?
-Использовали правило решения выражений без скобок.
-
Подземный ход к реке Упе был равен 168 м?
-Нет.
-Какой длины был подземный ход к реке Упе?
-70 метров.
-На сколько метров длина нашей ломаной линии больше?
-На 168-70=98(м).
-На 98 метров больше.
-Что вы должны были сделать, чтобы узнать длину каждого звена данной
ломаной линии?
-7-
-Выполнить умножение двузначного числа на однозначное в столбик.
4)
решение уравнений.
-Двигаемся дальше. Вспомните, какая башня получила название от церкви,
расположенной вблизи неё?
-Пятницкая башня.
(Плакат, задание: решить уравнения 2 ученика у доски : стр. 35,№11(1,2)).
-Обсудите в группах, что неизвестно в уравнениях и что надо найти.
14*х=840, х:70=13,
х=840:14, х=70*13,
х=60. х=910.
_________ ________________
14*60=840, 910:70=13 ,
840=840(верно). 13=13(верно).
Ответ: х=60. Ответ: х=910.
-Проверка.
-Ребята, сегодня наше путешествие близится к завершению.
Мы с вами увидели всё на территории Тульского кремля?
-Нет.
-Какие башни кремля мы ещё не посетили?
-Никитскую, Наугольную, башню Водяных ворот, башню Одоевских ворот.
-Сколько всего башен на территории кремля?
-9.
-За урок в 45 минут посетить все башни невозможно, поэтому своё
путешествие мы продолжим на следующем уроке математики.
-А сейчас, чтобы выйти из территории данного исторического музея, вы
должны решить тесты (работа в группах. Карточки с заданием у каждой
группы на столе):
1.Обведите кружочком правильный ответ:
24*6=(70, 84, 91, 94)
18*7=(119, 129, 126, 124)
25*2=(50, 60, 80,40)
34*4=(126,146,156,136)
2.Обведите кружочком букву с правильным решением задачи.
а) За 6 одинаковых конвертов заплатили 54 рубля. Сколько таких конвертов
можно купить на 81 рубль?
А. 81:(54:6)=81:9=9(конвертов)
Б.(54:6):81=9(конвертов)
б)Из 24 м ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько таких платьев можно
сшить из 90 м ткани?
А). 90: (24:8)=30 (платьев)
Б). 24:8:90=30(платьев)
YIII.Итог урока.
-8-
-Вернёмся к девизу нашего урока:
«Ошибки не бойтесь, она исправима, лишь безразличие не допустимо».
-Какой вывод вы сделали, работая по девизу нашего урока?
-Не надо бояться браться за решение любого задания.
-Любая ошибка поправима.
-Когда мы вместе, нам ничего не страшно.
-Чему научились?
-Научились выполнять умножение двузначного числа на однозначное в
столбик.
-Всем ли было легко?
-Какие трудности испытывали?
-Понравилось ли вам наше путешествие?
-Понравилось.
-Каждый человек должен знать историю своей семьи, своего рода, своего
края, своей Родины.
IX. Рефлексия.
-Нужно итоги нам подвести,
Оценки свои прошу привести.
(Каждый ребёнок крепит карточку со своим именем под изображением той
маски, которая соответствует его настроению к концу урока).