Автор: Заикина Маргарита Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования (русская филология)
Учебное заведение: "Малая академия"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство формирования лингвистических знаний и умений у детей младшего и среднего возраста"
Раздел: дополнительное образование
Игра как средство формирования лингвистических знаний и
умений у детей младшего и среднего возраста
Игровой метод обучения русскому языку в настоящее время очень
актуален. Нередко на занятиях можно увидеть скучающие взгляды учеников.
О
чем
это
может
говорить?
О
не
квалифицированности
педагога
или
о
нежелании ребенка учиться? А ответ на эти вопросы простой – педагог и
ребенок говорят на разных языках. Учитель в своей речи использует очень
много терминологии, которая осложняет учащемуся восприятие той или иной
темы.
Стихия,
в
которой
дети
хорошо
себя
чувствуют
и
воспринимают
материал – это игра. Именно через нее ребенок познает мир, узнает много
нового и интересного.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность
ребенка, в ходе которой он приобретает различные знания и умения, глубже
познает явления окружающей действительности.
Данный метод обучения
имеет
много
преимуществ.
В-первых,
повышается
познавательная
активность и мотивация к получению новых знаний за счет применения
разнообразных
форм
обучения,
во-вторых,
увеличивается
объем
выполненных
заданий
на
уроке,
в-третьих,
в
итоге
игры
ученик
видит
объективный и моментальный результат своей деятельности и т.д.
На
уроках
по
русской
филологии
целесообразно
использовать
следующие типы игр:
1.
Ролевая игра
С самого раннего возраста человек играет самые разные роли: роль
ребенка, сына, отца, матери и дочери, учителя, воспитателя и т.д. Ребенок в
игровой деятельности примеряет на себя эти роли. Девочки часто играют в
дочки-матери, мальчики в казаки-разбойники. А почему бы не попробовать
такой
тип
игр
и
на
уроках
по
русской
словесности?
Изучая
имя
прилагательное, перевоплотитесь в волшебницу-художницу, которая будет
расписывать каждый предмет своими волшебными красками. При изучении
темы
«Обращение»
можно
использовать
различные
диалоги,
в
которых
каждый ребенок станет их участником. Мной неоднократно проводилась
ролевая игра «Я – педагог», в ходе которой ученик примерял на себя роль
педагога и объяснял новую тему урока. Конечно, такого типа игры требуют
очень хорошего уровня подготовки. Но результат и восхищенные взгляды
детей не могут не оставить равнодушными.
2.
Игра с раздаточным материалом
Основная трудность, с которой может столкнуться педагог – подготовка
раздаточного
материала.
Учитель
может
самостоятельно
подбирать
и
создавать его, а может привлечь к этому процессу детей. К примеру, дети
могут подготовить раздаточный материал накануне занятия. Использовать
такой тип игр можно при изучении абсолютного любого раздела русского
языка, начиная от фонетики и заканчивая синтаксисом. Очень нравится детям
игра, в ходе которой нужно угадать фразеологический оборот, изображенный
на
картинке.
А
затем
предложить
детям
самостоятельно
«засекретить»
фразеологизм.
3.
Командные игры
Особенность этого типа заключается в том, что класс разбивается на
команды (примерно 4 человека в каждой). Пытайтесь, чтобы микрогруппы
получились
одинакового
уровня
знаний.
Объедините
сильных
и
слабых
учеников. Слабые ученики, как правило, обладают большой фантазией, а
сильные
–
хорошим
словарным
запасом.
Такие
совместные
виды
деятельности сплачивают участников, помогают узнать друг друга с разных
сторон. В случае успеха положительные оценки необходимо поставить всем
членам команды.
4.
Дидактическая сказка
Этот тип игры помогает учителю в простой игровой форме объяснить
сложную и важную тему. Превратите урок в сказку, отправьтесь с ребятами в
путешествие,
например,
по
увлекательной
стране
«Орфография»
или
«Пунктуация». Такие сказки помогают уяснить суть правила и запоминаются
детьми легко и быстро.
Игры
на
уроках
по
русской
филологии
сильно
способствуют
получению новых знаний у детей. Однако учителю стоит всегда помнить, что
игра на уроке – это не цель, а способ получения новых знаний, активизация
познавательной деятельности ребенка. И именно от правильной организации
этой деятельности и будет зависеть ее успех.