Напоминание

"Игра как средство формирования лингвистических знаний и умений у детей младшего и среднего возраста"


Автор: Заикина Маргарита Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования (русская филология)
Учебное заведение: "Малая академия"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство формирования лингвистических знаний и умений у детей младшего и среднего возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Игра как средство формирования лингвистических знаний и

умений у детей младшего и среднего возраста

Игровой метод обучения русскому языку в настоящее время очень

актуален. Нередко на занятиях можно увидеть скучающие взгляды учеников.

О

чем

это

может

говорить?

О

не

квалифицированности

педагога

или

о

нежелании ребенка учиться? А ответ на эти вопросы простой – педагог и

ребенок говорят на разных языках. Учитель в своей речи использует очень

много терминологии, которая осложняет учащемуся восприятие той или иной

темы.

Стихия,

в

которой

дети

хорошо

себя

чувствуют

и

воспринимают

материал – это игра. Именно через нее ребенок познает мир, узнает много

нового и интересного.

Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность

ребенка, в ходе которой он приобретает различные знания и умения, глубже

познает явления окружающей действительности.

Данный метод обучения

имеет

много

преимуществ.

В-первых,

повышается

познавательная

активность и мотивация к получению новых знаний за счет применения

разнообразных

форм

обучения,

во-вторых,

увеличивается

объем

выполненных

заданий

на

уроке,

в-третьих,

в

итоге

игры

ученик

видит

объективный и моментальный результат своей деятельности и т.д.

На

уроках

по

русской

филологии

целесообразно

использовать

следующие типы игр:

1.

Ролевая игра

С самого раннего возраста человек играет самые разные роли: роль

ребенка, сына, отца, матери и дочери, учителя, воспитателя и т.д. Ребенок в

игровой деятельности примеряет на себя эти роли. Девочки часто играют в

дочки-матери, мальчики в казаки-разбойники. А почему бы не попробовать

такой

тип

игр

и

на

уроках

по

русской

словесности?

Изучая

имя

прилагательное, перевоплотитесь в волшебницу-художницу, которая будет

расписывать каждый предмет своими волшебными красками. При изучении

темы

«Обращение»

можно

использовать

различные

диалоги,

в

которых

каждый ребенок станет их участником. Мной неоднократно проводилась

ролевая игра «Я – педагог», в ходе которой ученик примерял на себя роль

педагога и объяснял новую тему урока. Конечно, такого типа игры требуют

очень хорошего уровня подготовки. Но результат и восхищенные взгляды

детей не могут не оставить равнодушными.

2.

Игра с раздаточным материалом

Основная трудность, с которой может столкнуться педагог – подготовка

раздаточного

материала.

Учитель

может

самостоятельно

подбирать

и

создавать его, а может привлечь к этому процессу детей. К примеру, дети

могут подготовить раздаточный материал накануне занятия. Использовать

такой тип игр можно при изучении абсолютного любого раздела русского

языка, начиная от фонетики и заканчивая синтаксисом. Очень нравится детям

игра, в ходе которой нужно угадать фразеологический оборот, изображенный

на

картинке.

А

затем

предложить

детям

самостоятельно

«засекретить»

фразеологизм.

3.

Командные игры

Особенность этого типа заключается в том, что класс разбивается на

команды (примерно 4 человека в каждой). Пытайтесь, чтобы микрогруппы

получились

одинакового

уровня

знаний.

Объедините

сильных

и

слабых

учеников. Слабые ученики, как правило, обладают большой фантазией, а

сильные

хорошим

словарным

запасом.

Такие

совместные

виды

деятельности сплачивают участников, помогают узнать друг друга с разных

сторон. В случае успеха положительные оценки необходимо поставить всем

членам команды.

4.

Дидактическая сказка

Этот тип игры помогает учителю в простой игровой форме объяснить

сложную и важную тему. Превратите урок в сказку, отправьтесь с ребятами в

путешествие,

например,

по

увлекательной

стране

«Орфография»

или

«Пунктуация». Такие сказки помогают уяснить суть правила и запоминаются

детьми легко и быстро.

Игры

на

уроках

по

русской

филологии

сильно

способствуют

получению новых знаний у детей. Однако учителю стоит всегда помнить, что

игра на уроке – это не цель, а способ получения новых знаний, активизация

познавательной деятельности ребенка. И именно от правильной организации

этой деятельности и будет зависеть ее успех.



В раздел образования