Автор: Елисеева Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №14
Населённый пункт: город Балаково, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Организация проектной деятельности в ДОУ».
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического
прогресса
во
все
ее
сферы
диктуют
педагогу
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания
на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Современные
педагогические
исследования
показывают,
что
главная
проблема
дошкольного
образования
–
потеря
живости,
притягательности
процесса познания.
Одним
из
перспективных
методов,
способствующих
решению
этой
проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-
ориентированном
подходе
к
обучению
и
воспитанию,
он
развивает
познавательный
интерес
к
различным
областям
знаний,
формирует
навыки
сотрудничества.
Перед
нами,
педагогами,
стоит
задача
уже
в
дошкольном
возрасте
закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске
ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения
полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Как показывает наша педагогическая практика, такую возможность даёт
метод
проектов.
Он
позволяет
расширить
образовательное
пространство,
придать
ему
новые
формы
и
даёт
возможность
развития
творческого,
познавательного мышления ребёнка, развития наблюдения и анализа явлений,
проведения
сравнения,
обобщения
и
умения
делать
выводы,
творческого
мышления,
логики
познания,
пытливости
ума,
совместной
познавательно-
поисковой
и
исследовательской
деятельности, коммуникативных и
рефлексивных
навыков
и
многое
другое,
что
является
составляющими
успешной личности.
Метод
проектов,
рассматривается
современной
наукой,
как
цикл
инновационной деятельности является одной из перспективных педагогических
технологий, имеющих соответствующие признаки, функции структуру.
2
Данный факт, а так же анализ состояния практик и по использованию
инновационных
технологий
позволяет
выбрать
метод
проекта
в
качестве
средства
повышения
профессиональной
компетентности
воспитателей
и
оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.
Метод
проектов –
можно
представить
как,
способ
организации
педагогического
процесса,
основанными
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанника,
способ
взаимодействия
с
окружающей
средой,
поэтапная
практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной
творческой
личности
ребенка,
которая определяется
задачами
развития
и
задачами исследовательской деятельности детей.
Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются:
высокая
активность
воспитанников;
интенсивная
само стоятельная
познавательная деятельность дошкольников; повышение личностной ценности
реализованных проектов; увеличение глубины и объема полученных знаний,
приобретенных умений.
Педагогу,
обратившемуся
к
методу
проектов,
следует
помнить,
что
проектная
деятельность
разворачивается
в
проблемной
ситуации,
при
этом
проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть
мотивированы.
Чтобы
каждый
участник
был
заинтересован
в
получении
результата,
деятельность
должна
быть
посильна
дошкольникам,
соответствовать интересам и возможностям каждого.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в
ходе
ее
реализации
в
образовательном
процессе
детского
сада
взрослыми
создаются
различные
ситуации,
побуждающие
ребенка
самостоятельно
мыслить,
находить
и
решать
элементарные
познавательные
проблемы
воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению
позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора
3
познавательной,
исследовательской
деятельности
своих
воспитанников,
что
влияет
на
изменение
и
психологического
климата
в
группе,
поощряется
самостоятельность, творчество.
Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей,
которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.
В
первую
очередь
это
относится
к
групповым
проектам,
когда
работает
небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный
продукт. К таким качествам можно отнести умение, работать в коллективе,
брать
ответственность
за
выбор
решения,
согласовывать
свои
действия
с
действиями
других
участников
группы,
анализировать
результаты
деятельности,
ощущать
себя
членом
команды,
соподчинять
собственные
интересы интересам общего дела.
Для
проектирования
необходима
соответствующая
организация
предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой
комнаты
воспитатель
сосредотачивает
документы
на
различных
носителях:
книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно
осваивать разные способы познания окружающего мира. (Полочка умной книги.
Дуб мудрости). В ДОУ можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую
абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио-видео центры. Здесь дети
с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их
понимания
энциклопедии.
Если
информационного
поля
ДОУ
недостаточно,
возможно выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность
взрослых
и
детей
в
библиотеках,
музеях
и
других
культурных
центрах.
Конкретным
результатом
работы
для
дошкольников
могут
быть
рисунки,
поделки,
аппликации,
альбом,
книга,
сочиненная
сказка,
подготовленный
концерт, спектакль.
Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес
к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в
области
воспитания
дошкольника.
Научить
ребенка
проектировать
может
4
воспитатель,
владеющий
методом
проектов
как
технологией
и
как
деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Основная
функция
проектирования
–
наметить
программу,
подобрать
средства дальнейших целевых действий. Реализация проектирования в практике
работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного
саморазвития
дошкольника,
знакомство
с
циклами
проектирования.
В
разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.
Умение
пользоваться
проектным
методом
–
показатель
высокой
квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и
развития детей.
Таким
образом,
проектирование
является
одним
из
средств
интеллектуального
социального
творческого
саморазвития
всех
субъектов
образования. Использование технологии проектирования как одной из форм
поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития
способностей дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез,
2013. — 112 с.
2. Виноградова Н. А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие
для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2013.
— 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2014. - №4.
4.
Дворецкий
С.
Формирование
проектной
культуры
//
Высшее
образование в России. 2003. № 4. 193 с.
5. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное
воспитание. - 2013. - № 3.
5
6. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании
дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1.
7.
Комратова
Н.
Г.
Проектная
деятельность:
культура
и
экология
//
Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2.
8.
Кочкина
Н.А.
Метод
проектов
в
дошкольном
образовании:
Методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 72с.
9 . Краля
Н.А.
Метод
учебных
проектов
как
средство
активизации
учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П.
Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. – 59 с.
10. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128с.
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие
для
руководителей
и
практических
работников
ДОУ
/
Авт.
-сост.
:
Л.
С.
Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. –
М. : АРКТИ, 2014. – 96 с.