Автор: Гончарова Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Березка"
Населённый пункт: Смоленская обл., Смоленский район, п.Гедеоновка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственное становление личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Березка» Смоленского района Смоленской области
«Нравственное становление личности
ребенка посредством экологического
воспитания в условиях ДОО»
Гончарова Галина Михайловна
воспитатель
2017 г.
Система работы по теме: «Нравственное становление личности ребенка
посредством экологического воспитания в условиях ДОО»
Моя
система
работы
Моя
система
работы
Повышение уровня
профмастерства:
курсовая подготовка,
посещение
МО,
семинаров
Повышение уровня
профмастерства:
курсовая подготовка,
посещение
МО,
семинаров
Результаты освоения
ООП. Оценка
индивидуального
развития ребенка.
Результаты освоения
ООП. Оценка
индивидуального
развития ребенка.
Работа с детьми
Работа с детьми
Распространение
опыта работы:
проведение открытых
мероприятий с
детьми, выступление
на педсоветах
Распространение
опыта работы:
проведение открытых
мероприятий с
детьми, выступление
на педсоветах
Самообразование.
Изучение
литературы по
данной теме
Самообразование.
Изучение
литературы по
данной теме
Создание эколого-
развивающей среды
Создание эколого-
развивающей среды
Сотрудничество с
социумом: участие в
конкурсах,выставках,
посещение
библиотеки
Сотрудничество с
социумом: участие в
конкурсах,выставках,
посещение
библиотеки
Сотрудничество с
родителями
воспитанников
Сотрудничество с
родителями
воспитанников
Природа – не только великий учитель, она,
прежде всего, еще и великий воспитатель.
Сухомлинский В.А.
Цель:
формирование
первоначальной
системы
ценностных
ориентаций
у
дошкольников,
действенного
отношения
к
окружающему
миру
путем
становления
начал
экологической
культуры,
экологического
сознания
и
мышления.
Основные задачи:
-
создание условий для экологического образования дошкольников;
-
формирование
системы
элементарных
научных
экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
-
развитие познавательного интереса к миру природы;
-
развитие положительных нравственных качеств, побуждающих
детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
-
воспитание
гуманного,
эмоционально-положительного,
бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы;
-
формирование
первоначальной
системы
ценностных
ориентаций
(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы,
самоценности и многообразие значений природы, ценность общения с
природой);
- формирование
умения
и
желания
сохранять
природу
и
при
необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также
навыков
элементарной
природоохранной
деятельности
в
ближайшем
окружении;
-
формирование
элементарных
умений
предвидеть
последствия
некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с
детьми
дошкольного
возраста
предполагает
гуманизацию
всего
педагогического
процесса.
Огромная
роль
в
решении
этой
проблемы
отводится
экологическому
образованию
детей.
На
сегодняшний
день
экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом
выживания
человека
на
нашей
планете.
Кроме
того,
экологическое
образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку
ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её.
Но
главное,
положат
начало
осознанному
отношению
к
природе,
определению своего места в ней в будущем.
К сожалению, очень часто работники дошкольных учреждений в
процессе
ознакомления
дошкольников
с
природой
больше
внимания
обращают на их интеллектуальное развитие в этой области . Но накопление
знаний
о
природе
не
становится
предпосылкой
нравственного
развития
личности
дошкольников
и
формирования
у
них
эмоциональной
отзывчивости, этических норм и правил.
Вот почему своей главной целью ставлю, именно, формирование
первоначальной системы ценностных ориентаций у детей.
Малоэффективно
и
нерезультативно
прививать
эмоциональное
отношение дошкольников к природе по книгам и рисункам. Ребёнку надо
ощутить
запах
травы,
пение
птиц,
увидеть
красоту
весеннего
леса.
Расположение
дошкольного
учреждения
в
экологически
чистой
зоне,
сосновом бору, позволяет это сделать. Именно действенное общение ребенка
с природой научит его жить в гармонии с окружающей действительностью.
Основные принципы работы:
-индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей
детей;
-принцип развивающего обучения;
-преемственность;
-наглядность и доступность;
-сотрудничество;
-интегративность;
-систематичность;
-творчество и самостоятельность.
Ожидаемые результаты:
1.
Будет
сформирована
единая
система
становления
нравственных
качеств
личности
дошкольника
посредством
экологического
воспитания
на
основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
2.
Будет
разработана
и
внедрена
функциональная
модель
экологизации
дошкольников,
система
критериев
и
показателей
оценки
сформированности у них ценностных ориентаций.
3.
Организована развивающая среда, способствующая нравственно
– экологическому развитию детей.
4.
Будет
разработан
дидактический
комплекс
(конспекты
непосредственно образовательной деятельности, праздников, развлечений,
образовательные
проекты,
рекомендации,
консультации,
дидактические
игры, пособия и др.)
5.
Повысится уровень экологической культуры родителей.
1. Профессиональная подготовка педагогов.
Педагоги
детского
сада,
обучающие
и
воспитывающие
детей,
создающие для них пространственно–развивающую среду, - это решающий
фактор в экологическом образовании дошкольников.
Для обеспечения результативности данной работы необходимо
повышать
профессиональный
уровень
экологического
образования
воспитателей.
В рамках дошкольного учреждения были проведены:
1. Семинары-практикумы:
«Значение
экологического
воспитания
в
формировании
нравственности дошкольника»
«Новые формы работы в осуществлении экологического
воспитания детей»
2. Консультации для педагогов:
«Организация
развивающей
среды,
способствующей
проявлению
творческого
общения
дошкольника
с
природой»
«Сюжетно-ролевые
игры
в
ознакомлении
детей
с
природой»
3. Доклад на педсовете:
«Обогащение эмоционального опыта детей через общение с
природой»
4. Открытые просмотры НОД:
«Вот она какая – осень золотая»
«Расскажи мне о воде»
2. Создание эколого-развивающей среды
Одним
из
важных
условий
реализации
системы
экологического
образования
в
дошкольном
учреждении
способствует
правильная
организация и экологизация развивающей среды, которая способствует:
-
познавательному развитию ребенка;
-
эколого-эстетическому развитию;
-
оздоровлению ребенка;
-
формированию нравственных качеств;
-
формированию экологически грамотного поведения;
-
экологизации различных видов детской деятельности.
Правильно
организованная
развивающая
среда
является
методом
экологического воспитания: она, прежде всего, приучает детей систематически
думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном с
ними жизненном пространстве.
Детский
сад
расположен
в
зеленой
зоне
поселка.
На
территории
учреждения находится небольшая березовая роща, разнообразные деревья и
кустарники,
оформлены
клумбы
и
альпийские
горки.
Для
прогулок
детей
благоустроены
четыре
игровых
участка,
имеется
уголок
доктора
Айболита
(лекарственные растения), экологическая тропа.
Экологизация развивающей среды в детском саду.
Элементы
развивающей
среды
Функциональная роль
Формы и методы работы
1. Экологическая
тропа на
территории
детского сада
-познавательная;
-эколого-оздоровительная;
-развитие
эмоциональной
и
сенсорной сферы;
-бе зопа с но е
об ще ние
с
природой;
- исследовательская;
- э к с к у р с и и
и
ц е л е в ы е
прогулки;
- игры;
-практическая
деятельность
( п о с а д к а
и
у х о д
з а
растениями;
п од ко р м к а
птиц);
-исследовательская
деятельность;
-фенологические
наблюдения;
2. Огород, сад
-познавательная;
-формирование
трудовых
навыков;
-эколого-эстетическая;
-эколого-оздоровительная;
- в ы р а б о т к а
н а в ы к о в
экологически-безопасного
поведения;
- п о с а д к а
и
у х о д
з а
растениями;
-наблюдение стадий роста;
- в е д е н и е
д н е в н и к о в
наблюдений;
-знакомство
с
правилами
экологической
безопасности
для
себя
и
природы;
-сбор урожая;
3. Библиотека
(детская
литература,
энциклопедии)
-познавательная;
-во спитание
интере са
к
литературе
(художественной
и научно – популярной)
-чтение;
-рассматривание
иллюстраций;
- б е с е д ы
и
о б с у ж д е н и е
прочитанного;
-викторины, конкурсы;
4. Пособия
-познавательная;
-эколого-эстетическая;
-развивающая;
-рассматривание;
-наблюдения;
-экспериментирование;
5. Коридоры
-познавательная;
-развивающая;
-эстетическая;
-информационная;
-стенд для родителей;
-выставки
детских
работ
о
природе;
-тематическое оформление;
6. Эколого-
развивающая
среда в группах
1. Уголок природы:
-познавательная;
-информационная;
-эмоционально-позитивное
общение
с
пр ир од ны м и
объектами;
-формирование
трудовых
н а в ы к о в
п о
у х о д у
з а
растениями.
2 . Опытно-исследовательская
лаборатория:
-познавательная;
-развитие воображения.
3 . Разные
функциональные
уголки:
-познавательная;
-эколого-эстетическая;
-эколого-оздоровительная.
-наблюдения
и
уход
з а
комнатными растениями;
-ведение календаря погоды;
-рассматривание
картин
и
иллюстраций о природе;
-дидактиче ские
игры
о
природе;
-изготовление
поделок
из
природного материала;
- у хо д
з а
п о с а д к а м и
в
«огороде на подоконнике»
Игры – эксперименты:
-со льдом, водой, снегом;
-магнитом, стеклом, резиной;
-с различной бумагой;
-с землей, глиной, песком;
-проращивание семян и др.
- д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
природоведческого
содержания;
-энциклопедическая
литература;
- к а р т и н ы :
п е й з а ж ,
натюрморт;
-аудиозаписи звуков и песен
о природе с иллюстрациями;
-сюжетно-ролевые игры;
-различные виды театров;
-атрибуты
для
подвижных
игр.
3. Организация взаимодействия с родителями.
Экологическое
воспитание
является
не
только
одним
из
приоритетных
направлений
в
работе
дошкольного
учреждения,
но
и
важным
процессом
непрерывного
развития
экологической
культуры
родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка.
Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.
Особое внимание - на совместную деятельность детей и родителей, так как
именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме
того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному , психологическому
сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать
себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому
лучше
понять
ребенка.
Пропаганда
экологических
занятий
–
это
формирование
экологического
мировоззрения,
практических
навыков
природопользования, экологической культуры родителей, которые являются
для детей самыми большими авторитетами.
С
целью
повышения
уровня
экологической
культуры
родителей
планируется
проведение
ряда
мероприятий,
направленных
на
повышение
педагогической компетентности и пропаганду экологических знаний.
Работа с родителями
Тема мероприятия
Форма проведения
1. «Экологическое воспитание – что это
такое?»
Родительское собрание.
2. «Цветочные фантазии»
Смотр-конкурс
осенних
букетов
из
цветов,
выращенных
родителями
с
детьми на своих садовых участках.
3. «Мы любим природу»
Информационный стенд.
4. «Осенняя ярмарка»
Выставка даров природы, выращенных
вместе с детьми.
5. «Сохраним елку – красавицу наших
лесов!»
Новогодняя
мастерская
«Конкурс
поделок елок с родителями».
6 .
« У ч и м
р е бе н ка
о б щ е н и ю
с
природой»
Общее родительское собрание.
7. «Неделя экологической культуры»
Открытые
просмотры
экологических
мероприятий с детьми.
8.
«Сделай
участок
детского
сада
красивым»
Экологическая акция.
9. «Май – для цветов рай»
С м о т р
-
к о н к у р с
н а
л у ч ш и й
фоторепортаж.
10.
«Поступай
в
природе
так,
как
подскажет этот знак!»
Экологическая викторина
11. «Природа родного края»
Фотовыставка
12. «Чистый поселок»
Экологическая
акция
(в
рамках
районной программы)
13. «Береги лес от пожара»
Информационный стенд.
Кроме этого, в план работы с родителями включено проведение
совместных экологических праздников.
4. Взаимодействие с социумом
Экологическое образование не является изолированным направлением
в
работе
детского
сада
и
имеет
мировоззренческое
значение,
поэтому
возникает необходимость экологизации всего образовательного процесса и
налаживания
сотрудничества
с
другими
организациями.
Кроме
того,
координация
деятельности
дошкольного
учреждения
с
социумом
приобретает
особое
значение
с
точки
зрения
непрерывности
системы
экологического образования. Чем разнообразнее внешние связи МБДОУ, тем
эффективнее его работа.
Сотрудничество детского сада с другими организациями
поможет учреждению и коллективу стать неотъемлемой частью
системы непрерывного экологического образования города.
Направления сотрудничества с социумом
Направление
Организация
Формы
сотрудничества
Научное
консультирование
Посещение
библиотеки,
расположенной
на
территории СОКПБ
Знакомство детей с
особенностями
природы своего края,
проблемами их
охраны, с
конструктивной
деятельностью
человека по
отношению к природе
Эколого-
оздоровительное
ФАП п. Гедеоновка
Участие медицинских
работников в
мероприятии
«Природу любить
здоровье ценить»
Практическое
Участие в конкурсах
на
региональном
и
международном
уровнях
Конкурс «Лучший
букет», акция
«Покормите птиц»,
выставка кормушек
5. Работа с детьми
Система работы по экологическому воспитанию детей представляет
собой
следующее:
организованное
обучение,
совместная
деятельность
педагога
и
детей,
самостоятельная
деятельность
дошкольников.
Все
эти
направления органично дополняют друг друга и не могут существовать одно
без
другого.
При
построении
системы
экологической
работы
с
детьми
выделены основные направления:
Воспитательное направление работы
является ценрализующим во всей системе работы по экологическому
воспитанию
детей
и
решается
интегративно
с
реализацией
других
направлений, во всех формах и методах работы с детьми.
Познавательное направление работы
включает
цикл
познавательных
мероприятий
(используются
следующие
формы:
дидактические
игры,
беседы,
путешествия,
спектакли,
викторины),
которые
способствуют
более
глубокому
расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное направление работы
ставит
целью
знакомство
детей
с
компонентами
живой
и
неживой
природы,
влияние
деятельности
человека
на
эти
компоненты
в
игровой
занимательной
форме:
это
–
театрализованные
представления
на
экологическую
тему,
праздники,
утренники,
экологические
игры,
игры-
путешествия.
Игровое
направление
предполагает
широкое
и
постоянное
использование игровых обучающих ситуаций.
Практическое направление работы
изучение
растительного
и
животного
мира,
ландшафтов
родного
края,
связанное
с
практическими
делами,
совместные
с
родителями акции по озеленению групповых комнат, территории
МБДОУ,
работой
на
огороде,
посадкой
деревьев
и
кустарников,
оформлению
цветников,
подкормке
птиц,
изготовлению
и
развешиванию кормушек и скворечников способствуют привитию
бережного отношения дошкольников к родной природе.
Исследовательское направление работы
осуществляется
в
рамках
следующих
мероприятий:
проектной
деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу
полученных результатов.
Эколого-оздоровительное направление
реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в
ближайшее природное окружение.
Эколого-эстетическое направление
предполагает
использование
различных
видов
изобразительной
деятельности (воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные
явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях,
форме,
размерах
отдельных
частей
растений
и
животных,
затем
создает
условия
для
свободной
творческой
деятельности:
рисования,
лепки,
аппликации, конструирования поделок из природного материала).
Система работы с детьми включает в себя:
разработку экологической программы воспитания и развития
дошкольников;
посезонное
перспективное
планирование
непрерывной
непосредственно образовательной деятельности;
использование
адекватных
возрасту
детей
форм
и
методов
обучения
(опытно-экспериментальная
деятельность,
прогулки,
экскурсии,
чтение
художественной
литературы,
моделирование,
инсценирование, сочинение экологических сказок);
создание
эколого
–
развивающей
среды
(уголки
природы,
лаборатории природы);
организация
деятельности
вне
детского
сада
(праздники,
наблюдения, экологическая тропа, огород овощных культур, труд в
природе);
совместную
творческую
деятельность
воспитателей,
детей
и
родителей;
игровую деятельность, как ведущую форму деятельности детей;
экологию
здоровья
(фито-чай,
аромотерапия,
витаминотерапия,
двигательная активность, закаливание);
создание
системы
экологической
работы
(авторские
разработки
образовательной
деятельности,
работа
с
родителями,
с
общественными организациями, методическое и информационное
обеспечение и т.п.).
Экологическая
программа
воспитания
и
развития
состоит
из
следующих блоков:
Эколого-познавательный
блок.
Эколого-оздоровительный
блок .
Эколого-эстетический
блок.
Эколого-нравственный
блок.
Эколого-краеведческий.
Название блока
Задачи
Формы и методы
работы
Эколого-
познавательный блок
- освоение экологических
представлений;
- развитие познавательных
умений;
- овладение умениями
ухода за живыми
существами.
1.Экологические
занятия;
2.Уроки мышления.
(Почему у елки зеленые
иголки? Где ночуют
птицы? Чем дышит
береза? Почему цветные
листья?)
3.Экскурсии.
4.Экологические игры:
- Имитационные
- Соревновательные
(«Вопрос-ответ» и т. д.);
- Игры-путешествия
(«На дно моря» и т. д.);
- Дидактические («Кто
где живет», «У кого
какой дом» и т. д.).
5.Экологическая тропа.
6.Наблюдения.
7. Рассматривание
репродукций картин,
иллюстраций.
8.Лаборатория юного
эколога (проведение
опытов, рассматривание
коллекций).
9.Занятия в уголке
природы.
10.Прогулки на участке
детского сада и за его
пределами.
11.Моделирование.
Эколого-
оздоровительный
блок
- формирование здоровья и
здорового образа жизни
детей средствами природы.
1. Традиционная система
оздоровительной работы
на свежем воздухе
(утренняя гимнастика,
закаливание и др.)
2. Пешие прогулки по
участку и за его
пределы.
3. Психологические
тренинги.
4. Ходьба по тропе
здоровья (выложена из
шишек, гальки, веточек,
семян каштана,
скорлупы грецких
орехов, соломы).
5. Фитоуголок.
(Дыхательные
упражнения в уголке
фитонцидных растений.)
6. Занятия в уголке
доктора Айболита (О
лекарственных
растениях.)
7. Уроки безопасности.
8. Подвижные игры
(съедобное-
несъедобное).
Эколого-
эстетический блок
- формирование у детей
умения видеть и понимать
красоту природы, беречь
прекрасные творения;
- развитие у детей
эстетического вкуса
посредством природных
объектов;
- развитие у детей
положительных эмоций и
чувств от общения с
природой.
1.Интегрированные
занятия (изо и экология,
экология и музыка,
экология и
художественная
литература).
2.Наблюдения в природе
( осенний листопад,
падают пушинки - белые
снежинки, серебристый
иней, апрель, апрель- на
дворе опять капель).
3. Экологические
выставки.
4.Экологические
развлечения и
праздники.
5. Экологические акции.
6. Коллекционирование.
7. День экологического
творчества.
8. Рассматривание
репродукций картин,
иллюстраций.
Эколого-
нравственный блок
- формирование
эмоционально-
положительных отношений
детей к природе;
- накопление детьми опыта
гуманного отношения к
растениям и животным;
- формирование понимания
зависимости состояния
природного мира от
действий человека.
1.Экологические
тренинги.
2.Экологические акции
(Строим замки для птиц,
Посади дерево,
Покормите птиц зимой,
Нам до всего есть дело и
др.)
3.Интегрированные
занятия (экология-
социальный мир,
экология-
художественная
литература).
4.Ролевые экологические
игры
(«Строительство
города», «Отдыхаем в
лесу», «Зеленый
патруль» и др.)
5.Уроки доброты.
6.Беседы.
7.Обсуждение и
проигрывание ситуаций,
сюжета книг.
8.Занятия в уголке
природы.
Эколого-
краеведческий блок
- знакомство с
разнообразием
растительного и животного
мира, красотой природы
родного края;
- формирование
потребности в сохранении
и приумножении природы
1.Уголок родного края.
2. Коллекционирование.
3. Составление
гербариев.
4. Чтение
художественной
литературы.
5. Выставки детских
родного края.
работ.