Напоминание

"Нравственное становление личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях ДОУ"


Автор: Гончарова Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Березка"
Населённый пункт: Смоленская обл., Смоленский район, п.Гедеоновка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственное становление личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка» Смоленского района Смоленской области

«Нравственное становление личности

ребенка посредством экологического

воспитания в условиях ДОО»

Гончарова Галина Михайловна

воспитатель

2017 г.

Система работы по теме: «Нравственное становление личности ребенка

посредством экологического воспитания в условиях ДОО»

Моя

система

работы

Моя

система

работы

Повышение уровня

профмастерства:

курсовая подготовка,

посещение

МО,

семинаров

Повышение уровня

профмастерства:

курсовая подготовка,

посещение

МО,

семинаров

Результаты освоения

ООП. Оценка

индивидуального

развития ребенка.

Результаты освоения

ООП. Оценка

индивидуального

развития ребенка.

Работа с детьми

Работа с детьми

Распространение

опыта работы:

проведение открытых

мероприятий с

детьми, выступление

на педсоветах

Распространение

опыта работы:

проведение открытых

мероприятий с

детьми, выступление

на педсоветах

Самообразование.

Изучение

литературы по

данной теме

Самообразование.

Изучение

литературы по

данной теме

Создание эколого-

развивающей среды

Создание эколого-

развивающей среды

Сотрудничество с

социумом: участие в

конкурсах,выставках,

посещение

библиотеки

Сотрудничество с

социумом: участие в

конкурсах,выставках,

посещение

библиотеки

Сотрудничество с

родителями

воспитанников

Сотрудничество с

родителями

воспитанников

Природа – не только великий учитель, она,

прежде всего, еще и великий воспитатель.

Сухомлинский В.А.

Цель:

формирование

первоначальной

системы

ценностных

ориентаций

у

дошкольников,

действенного

отношения

к

окружающему

миру

путем

становления

начал

экологической

культуры,

экологического

сознания

и

мышления.

Основные задачи:

-

создание условий для экологического образования дошкольников;

-

формирование

системы

элементарных

научных

экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

-

развитие познавательного интереса к миру природы;

-

развитие положительных нравственных качеств, побуждающих

детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

-

воспитание

гуманного,

эмоционально-положительного,

бережного,

заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы;

-

формирование

первоначальной

системы

ценностных

ориентаций

(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы,

самоценности и многообразие значений природы, ценность общения с

природой);

- формирование

умения

и

желания

сохранять

природу

и

при

необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также

навыков

элементарной

природоохранной

деятельности

в

ближайшем

окружении;

-

формирование

элементарных

умений

предвидеть

последствия

некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с

детьми

дошкольного

возраста

предполагает

гуманизацию

всего

педагогического

процесса.

Огромная

роль

в

решении

этой

проблемы

отводится

экологическому

образованию

детей.

На

сегодняшний

день

экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом

выживания

человека

на

нашей

планете.

Кроме

того,

экологическое

образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку

ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её.

Но

главное,

положат

начало

осознанному

отношению

к

природе,

определению своего места в ней в будущем.

К сожалению, очень часто работники дошкольных учреждений в

процессе

ознакомления

дошкольников

с

природой

больше

внимания

обращают на их интеллектуальное развитие в этой области . Но накопление

знаний

о

природе

не

становится

предпосылкой

нравственного

развития

личности

дошкольников

и

формирования

у

них

эмоциональной

отзывчивости, этических норм и правил.

Вот почему своей главной целью ставлю, именно, формирование

первоначальной системы ценностных ориентаций у детей.

Малоэффективно

и

нерезультативно

прививать

эмоциональное

отношение дошкольников к природе по книгам и рисункам. Ребёнку надо

ощутить

запах

травы,

пение

птиц,

увидеть

красоту

весеннего

леса.

Расположение

дошкольного

учреждения

в

экологически

чистой

зоне,

сосновом бору, позволяет это сделать. Именно действенное общение ребенка

с природой научит его жить в гармонии с окружающей действительностью.

Основные принципы работы:

-индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей

детей;

-принцип развивающего обучения;

-преемственность;

-наглядность и доступность;

-сотрудничество;

-интегративность;

-систематичность;

-творчество и самостоятельность.

Ожидаемые результаты:

1.

Будет

сформирована

единая

система

становления

нравственных

качеств

личности

дошкольника

посредством

экологического

воспитания

на

основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.

2.

Будет

разработана

и

внедрена

функциональная

модель

экологизации

дошкольников,

система

критериев

и

показателей

оценки

сформированности у них ценностных ориентаций.

3.

Организована развивающая среда, способствующая нравственно

– экологическому развитию детей.

4.

Будет

разработан

дидактический

комплекс

(конспекты

непосредственно образовательной деятельности, праздников, развлечений,

образовательные

проекты,

рекомендации,

консультации,

дидактические

игры, пособия и др.)

5.

Повысится уровень экологической культуры родителей.

1. Профессиональная подготовка педагогов.

Педагоги

детского

сада,

обучающие

и

воспитывающие

детей,

создающие для них пространственно–развивающую среду, - это решающий

фактор в экологическом образовании дошкольников.

Для обеспечения результативности данной работы необходимо

повышать

профессиональный

уровень

экологического

образования

воспитателей.

В рамках дошкольного учреждения были проведены:

1. Семинары-практикумы:

«Значение

экологического

воспитания

в

формировании

нравственности дошкольника»

«Новые формы работы в осуществлении экологического

воспитания детей»

2. Консультации для педагогов:

«Организация

развивающей

среды,

способствующей

проявлению

творческого

общения

дошкольника

с

природой»

«Сюжетно-ролевые

игры

в

ознакомлении

детей

с

природой»

3. Доклад на педсовете:

«Обогащение эмоционального опыта детей через общение с

природой»

4. Открытые просмотры НОД:

«Вот она какая – осень золотая»

«Расскажи мне о воде»

2. Создание эколого-развивающей среды

Одним

из

важных

условий

реализации

системы

экологического

образования

в

дошкольном

учреждении

способствует

правильная

организация и экологизация развивающей среды, которая способствует:

-

познавательному развитию ребенка;

-

эколого-эстетическому развитию;

-

оздоровлению ребенка;

-

формированию нравственных качеств;

-

формированию экологически грамотного поведения;

-

экологизации различных видов детской деятельности.

Правильно

организованная

развивающая

среда

является

методом

экологического воспитания: она, прежде всего, приучает детей систематически

думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном с

ними жизненном пространстве.

Детский

сад

расположен

в

зеленой

зоне

поселка.

На

территории

учреждения находится небольшая березовая роща, разнообразные деревья и

кустарники,

оформлены

клумбы

и

альпийские

горки.

Для

прогулок

детей

благоустроены

четыре

игровых

участка,

имеется

уголок

доктора

Айболита

(лекарственные растения), экологическая тропа.

Экологизация развивающей среды в детском саду.

Элементы

развивающей

среды

Функциональная роль

Формы и методы работы

1. Экологическая

тропа на

территории

детского сада

-познавательная;

-эколого-оздоровительная;

-развитие

эмоциональной

и

сенсорной сферы;

-бе зопа с но е

об ще ние

с

природой;

- исследовательская;

- э к с к у р с и и

и

ц е л е в ы е

прогулки;

- игры;

-практическая

деятельность

( п о с а д к а

и

у х о д

з а

растениями;

п од ко р м к а

птиц);

-исследовательская

деятельность;

-фенологические

наблюдения;

2. Огород, сад

-познавательная;

-формирование

трудовых

навыков;

-эколого-эстетическая;

-эколого-оздоровительная;

- в ы р а б о т к а

н а в ы к о в

экологически-безопасного

поведения;

- п о с а д к а

и

у х о д

з а

растениями;

-наблюдение стадий роста;

- в е д е н и е

д н е в н и к о в

наблюдений;

-знакомство

с

правилами

экологической

безопасности

для

себя

и

природы;

-сбор урожая;

3. Библиотека

(детская

литература,

энциклопедии)

-познавательная;

-во спитание

интере са

к

литературе

(художественной

и научно – популярной)

-чтение;

-рассматривание

иллюстраций;

- б е с е д ы

и

о б с у ж д е н и е

прочитанного;

-викторины, конкурсы;

4. Пособия

-познавательная;

-эколого-эстетическая;

-развивающая;

-рассматривание;

-наблюдения;

-экспериментирование;

5. Коридоры

-познавательная;

-развивающая;

-эстетическая;

-информационная;

-стенд для родителей;

-выставки

детских

работ

о

природе;

-тематическое оформление;

6. Эколого-

развивающая

среда в группах

1. Уголок природы:

-познавательная;

-информационная;

-эмоционально-позитивное

общение

с

пр ир од ны м и

объектами;

-формирование

трудовых

н а в ы к о в

п о

у х о д у

з а

растениями.

2 . Опытно-исследовательская

лаборатория:

-познавательная;

-развитие воображения.

3 . Разные

функциональные

уголки:

-познавательная;

-эколого-эстетическая;

-эколого-оздоровительная.

-наблюдения

и

уход

з а

комнатными растениями;

-ведение календаря погоды;

-рассматривание

картин

и

иллюстраций о природе;

-дидактиче ские

игры

о

природе;

-изготовление

поделок

из

природного материала;

- у хо д

з а

п о с а д к а м и

в

«огороде на подоконнике»

Игры – эксперименты:

-со льдом, водой, снегом;

-магнитом, стеклом, резиной;

-с различной бумагой;

-с землей, глиной, песком;

-проращивание семян и др.

- д и д а к т и ч е с к и е

и г р ы

природоведческого

содержания;

-энциклопедическая

литература;

- к а р т и н ы :

п е й з а ж ,

натюрморт;

-аудиозаписи звуков и песен

о природе с иллюстрациями;

-сюжетно-ролевые игры;

-различные виды театров;

-атрибуты

для

подвижных

игр.

3. Организация взаимодействия с родителями.

Экологическое

воспитание

является

не

только

одним

из

приоритетных

направлений

в

работе

дошкольного

учреждения,

но

и

важным

процессом

непрерывного

развития

экологической

культуры

родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка.

Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.

Особое внимание - на совместную деятельность детей и родителей, так как

именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме

того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному , психологическому

сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать

себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому

лучше

понять

ребенка.

Пропаганда

экологических

занятий

это

формирование

экологического

мировоззрения,

практических

навыков

природопользования, экологической культуры родителей, которые являются

для детей самыми большими авторитетами.

С

целью

повышения

уровня

экологической

культуры

родителей

планируется

проведение

ряда

мероприятий,

направленных

на

повышение

педагогической компетентности и пропаганду экологических знаний.

Работа с родителями

Тема мероприятия

Форма проведения

1. «Экологическое воспитание – что это

такое?»

Родительское собрание.

2. «Цветочные фантазии»

Смотр-конкурс

осенних

букетов

из

цветов,

выращенных

родителями

с

детьми на своих садовых участках.

3. «Мы любим природу»

Информационный стенд.

4. «Осенняя ярмарка»

Выставка даров природы, выращенных

вместе с детьми.

5. «Сохраним елку – красавицу наших

лесов!»

Новогодняя

мастерская

«Конкурс

поделок елок с родителями».

6 .

« У ч и м

р е бе н ка

о б щ е н и ю

с

природой»

Общее родительское собрание.

7. «Неделя экологической культуры»

Открытые

просмотры

экологических

мероприятий с детьми.

8.

«Сделай

участок

детского

сада

красивым»

Экологическая акция.

9. «Май – для цветов рай»

С м о т р

-

к о н к у р с

н а

л у ч ш и й

фоторепортаж.

10.

«Поступай

в

природе

так,

как

подскажет этот знак!»

Экологическая викторина

11. «Природа родного края»

Фотовыставка

12. «Чистый поселок»

Экологическая

акция

рамках

районной программы)

13. «Береги лес от пожара»

Информационный стенд.

Кроме этого, в план работы с родителями включено проведение

совместных экологических праздников.

4. Взаимодействие с социумом

Экологическое образование не является изолированным направлением

в

работе

детского

сада

и

имеет

мировоззренческое

значение,

поэтому

возникает необходимость экологизации всего образовательного процесса и

налаживания

сотрудничества

с

другими

организациями.

Кроме

того,

координация

деятельности

дошкольного

учреждения

с

социумом

приобретает

особое

значение

с

точки

зрения

непрерывности

системы

экологического образования. Чем разнообразнее внешние связи МБДОУ, тем

эффективнее его работа.

Сотрудничество детского сада с другими организациями

поможет учреждению и коллективу стать неотъемлемой частью

системы непрерывного экологического образования города.

Направления сотрудничества с социумом

Направление

Организация

Формы

сотрудничества

Научное

консультирование

Посещение

библиотеки,

расположенной

на

территории СОКПБ

Знакомство детей с

особенностями

природы своего края,

проблемами их

охраны, с

конструктивной

деятельностью

человека по

отношению к природе

Эколого-

оздоровительное

ФАП п. Гедеоновка

Участие медицинских

работников в

мероприятии

«Природу любить

здоровье ценить»

Практическое

Участие в конкурсах

на

региональном

и

международном

уровнях

Конкурс «Лучший

букет», акция

«Покормите птиц»,

выставка кормушек

5. Работа с детьми

Система работы по экологическому воспитанию детей представляет

собой

следующее:

организованное

обучение,

совместная

деятельность

педагога

и

детей,

самостоятельная

деятельность

дошкольников.

Все

эти

направления органично дополняют друг друга и не могут существовать одно

без

другого.

При

построении

системы

экологической

работы

с

детьми

выделены основные направления:

Воспитательное направление работы

является ценрализующим во всей системе работы по экологическому

воспитанию

детей

и

решается

интегративно

с

реализацией

других

направлений, во всех формах и методах работы с детьми.

Познавательное направление работы

включает

цикл

познавательных

мероприятий

(используются

следующие

формы:

дидактические

игры,

беседы,

путешествия,

спектакли,

викторины),

которые

способствуют

более

глубокому

расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление работы

ставит

целью

знакомство

детей

с

компонентами

живой

и

неживой

природы,

влияние

деятельности

человека

на

эти

компоненты

в

игровой

занимательной

форме:

это

театрализованные

представления

на

экологическую

тему,

праздники,

утренники,

экологические

игры,

игры-

путешествия.

Игровое

направление

предполагает

широкое

и

постоянное

использование игровых обучающих ситуаций.

Практическое направление работы

изучение

растительного

и

животного

мира,

ландшафтов

родного

края,

связанное

с

практическими

делами,

совместные

с

родителями акции по озеленению групповых комнат, территории

МБДОУ,

работой

на

огороде,

посадкой

деревьев

и

кустарников,

оформлению

цветников,

подкормке

птиц,

изготовлению

и

развешиванию кормушек и скворечников способствуют привитию

бережного отношения дошкольников к родной природе.

Исследовательское направление работы

осуществляется

в

рамках

следующих

мероприятий:

проектной

деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу

полученных результатов.

Эколого-оздоровительное направление

реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в

ближайшее природное окружение.

Эколого-эстетическое направление

предполагает

использование

различных

видов

изобразительной

деятельности (воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные

явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях,

форме,

размерах

отдельных

частей

растений

и

животных,

затем

создает

условия

для

свободной

творческой

деятельности:

рисования,

лепки,

аппликации, конструирования поделок из природного материала).

Система работы с детьми включает в себя:

разработку экологической программы воспитания и развития

дошкольников;

посезонное

перспективное

планирование

непрерывной

непосредственно образовательной деятельности;

использование

адекватных

возрасту

детей

форм

и

методов

обучения

(опытно-экспериментальная

деятельность,

прогулки,

экскурсии,

чтение

художественной

литературы,

моделирование,

инсценирование, сочинение экологических сказок);

создание

эколого

развивающей

среды

(уголки

природы,

лаборатории природы);

организация

деятельности

вне

детского

сада

(праздники,

наблюдения, экологическая тропа, огород овощных культур, труд в

природе);

совместную

творческую

деятельность

воспитателей,

детей

и

родителей;

игровую деятельность, как ведущую форму деятельности детей;

экологию

здоровья

(фито-чай,

аромотерапия,

витаминотерапия,

двигательная активность, закаливание);

создание

системы

экологической

работы

(авторские

разработки

образовательной

деятельности,

работа

с

родителями,

с

общественными организациями, методическое и информационное

обеспечение и т.п.).

Экологическая

программа

воспитания

и

развития

состоит

из

следующих блоков:

Эколого-познавательный

блок.

Эколого-оздоровительный

блок .

Эколого-эстетический

блок.

Эколого-нравственный

блок.

Эколого-краеведческий.

Название блока

Задачи

Формы и методы

работы

Эколого-

познавательный блок

- освоение экологических

представлений;

- развитие познавательных

умений;

- овладение умениями

ухода за живыми

существами.

1.Экологические

занятия;

2.Уроки мышления.

(Почему у елки зеленые

иголки? Где ночуют

птицы? Чем дышит

береза? Почему цветные

листья?)

3.Экскурсии.

4.Экологические игры:

- Имитационные

- Соревновательные

(«Вопрос-ответ» и т. д.);

- Игры-путешествия

(«На дно моря» и т. д.);

- Дидактические («Кто

где живет», «У кого

какой дом» и т. д.).

5.Экологическая тропа.

6.Наблюдения.

7. Рассматривание

репродукций картин,

иллюстраций.

8.Лаборатория юного

эколога (проведение

опытов, рассматривание

коллекций).

9.Занятия в уголке

природы.

10.Прогулки на участке

детского сада и за его

пределами.

11.Моделирование.

Эколого-

оздоровительный

блок

- формирование здоровья и

здорового образа жизни

детей средствами природы.

1. Традиционная система

оздоровительной работы

на свежем воздухе

(утренняя гимнастика,

закаливание и др.)

2. Пешие прогулки по

участку и за его

пределы.

3. Психологические

тренинги.

4. Ходьба по тропе

здоровья (выложена из

шишек, гальки, веточек,

семян каштана,

скорлупы грецких

орехов, соломы).

5. Фитоуголок.

(Дыхательные

упражнения в уголке

фитонцидных растений.)

6. Занятия в уголке

доктора Айболита (О

лекарственных

растениях.)

7. Уроки безопасности.

8. Подвижные игры

(съедобное-

несъедобное).

Эколого-

эстетический блок

- формирование у детей

умения видеть и понимать

красоту природы, беречь

прекрасные творения;

- развитие у детей

эстетического вкуса

посредством природных

объектов;

- развитие у детей

положительных эмоций и

чувств от общения с

природой.

1.Интегрированные

занятия (изо и экология,

экология и музыка,

экология и

художественная

литература).

2.Наблюдения в природе

( осенний листопад,

падают пушинки - белые

снежинки, серебристый

иней, апрель, апрель- на

дворе опять капель).

3. Экологические

выставки.

4.Экологические

развлечения и

праздники.

5. Экологические акции.

6. Коллекционирование.

7. День экологического

творчества.

8. Рассматривание

репродукций картин,

иллюстраций.

Эколого-

нравственный блок

- формирование

эмоционально-

положительных отношений

детей к природе;

- накопление детьми опыта

гуманного отношения к

растениям и животным;

- формирование понимания

зависимости состояния

природного мира от

действий человека.

1.Экологические

тренинги.

2.Экологические акции

(Строим замки для птиц,

Посади дерево,

Покормите птиц зимой,

Нам до всего есть дело и

др.)

3.Интегрированные

занятия (экология-

социальный мир,

экология-

художественная

литература).

4.Ролевые экологические

игры

(«Строительство

города», «Отдыхаем в

лесу», «Зеленый

патруль» и др.)

5.Уроки доброты.

6.Беседы.

7.Обсуждение и

проигрывание ситуаций,

сюжета книг.

8.Занятия в уголке

природы.

Эколого-

краеведческий блок

- знакомство с

разнообразием

растительного и животного

мира, красотой природы

родного края;

- формирование

потребности в сохранении

и приумножении природы

1.Уголок родного края.

2. Коллекционирование.

3. Составление

гербариев.

4. Чтение

художественной

литературы.

5. Выставки детских

родного края.

работ.



В раздел образования