Автор: Балукова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 208
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Экология для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Экология для дошкольников»
Экология
- это наука, изучающая взаимоотношения организмов со
средой обитания и между собой.
Посмотрите,
как
подчас
легкомысленно,
пренебрегая
элементарными
нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики.
И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь
нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников,
пробудить их экологическое сознание.
Экологическая
культура поведения формируется на основе знаний,
практических
навыков,
эстетических
переживаний.
Дошкольник
должен
научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить,
убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала
природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего
мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные,
направленные
на
всестороннее
развитие
детей,
и
парциальные,
обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития.
Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад -
дом
радости»,
«Кроха».
Парциальные
(экологические):
«Семицветик»,
«Природа
и
художник»,
«Наш
дом
–
природа»,
«Жизнь
вокруг
нас»,
«Паутинка», «Мы», «Юный эколог».
Задачи экологического воспитания и образования детей:
1.
Освоение
новых
знаний,
закрепление
и
обогащение
ранее
усвоенных;
2.
формирование
умений
и
навыков
по
уходу
за
растениями
и
животными;
3.
формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе,
умения делать выводы;
4.
воспитание самостоятельности через общение с природой;
5.
воспитание эстетических чувств;
6.
воспитание любви к природе, родине;
7.
развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по
3-м блокам:
специально организованное обучение в форме занятий;
совместная деятельность взрослого с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Занятия по экологии бывают:
занятия-наблюдения за животными и растениями;
занятия по классификации представлений о природе;
занятия
по
обучению
детей
труду
по
уходу
за
растениями
и
животными;
занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об
объектах природы;
занятия-исследования;
занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
комплексные занятия.
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы,
обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций
и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к
природе:
решение проблемных ситуаций;
элементарное экспериментирование;
работа с моделями;
моделирование;
игры;
наблюдение;
постановка проблемных вопросов;
участие детей в уходе за растениями;
выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.
В детском саду применяются следующие виды игр:
1.
Дидактические
игры для уточнения и закрепления знаний о
предметах, явлениях природы, растениях и животных.
2.
Предметные
игры (
с
листьями,
семенами,
цветами
)
–
«Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
3.
Настольно-печатные
игры с
целью
систематизации
знаний
детей о растениях, животных, явлениях неживой природы и т. д.
4.
Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в
воде, на земле», «Четвертый лишний».
5.
Игровые упражнения на определение различных предметов по
качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку
дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
6.
Подвижные
игры с
целью
подражания
повадкам
животных,
отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик»,
«Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
7.
Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в
процессе
занятий,
экскурсий,
повседневной
жизни
(сюжетно-ролевые
природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т.
д.)
8.
Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
сказки-кроссворды о животных;
отгадай загадки и узнай героев;
найди ошибки у художника, поэта;
может так быть или нет.
Словесные методы:
Чтение художественной литературы:
В
детской
литературе
природа
отображается
различными
художественными
средствами.
Будучи
научной
по
своему
содержанию,
природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В
этом ее особенность.
Книга
о
природе
имеет
большую
познавательную
ценность.
Она
расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью
растений
и
животных,
помогает
устанавливать
связи
и
отношения,
существующие в природе.
Основоположниками
советской
детской
природоведческой
книги
являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки
«Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.
Литература для чтения и рассказывания детям:
Н. Акимушкин «Это все кошки»;
Н. Акимушкин «Это все собаки»;
В. Бианки «Рыбий дом»;
В. Бианки «Наши птицы»;
Г. Ганейзер «На лугу»;
Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;
М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;
А. Михайлов «Вот так куколка!»;
Н. Осипов «В воде и у воды»;
Н. Павлова «Бабочки»;
Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;
М. М. Пришвин «Золотой луг»;
Е. Серова «Наши цветы»;
Н. Сладков «Грачи прилетели»;
Н. Сладков «От зари до зорьки»;
Н. Сладков «Пестрые крылья»;
Н. Сладков «Солнцеворот»
Г. Скребицкий «Четыре художника»;
К. Д. Ушинский «Четыре желания»;
Г. Снегирев «Кто сажает лес»;
В. Чаплина «В зоопарке»;
Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.
Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.
Рассказ воспитателя:
Решая
определенные
образовательные
задачи,
воспитатель
строит
рассказ
с
учетом
опыта
и
интереса
дошкольников,
адресует
его
детям
конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с
чтением
художественной
литературы.
Восприятие
рассказа
для
детей
является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен
уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его,
на
основе
словесного
описания
активно
воссоздавать
достаточно
яркие
образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит
воспитатель,
соотнести
новое
в
содержании
рассказа
со
своим
прежним
опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих
требований.
Знания,
сообщаемые
в
рассказе,
должны
отвечать
требованиям
достоверности,
научности.
Воспитатель,
прежде
чем
сообщать
о
чем-то
детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным,
иметь
яркий
динамический
сюжет,
быть
эмоциональным.
Бессюжетные
рассказы,
большие
описания
не
привлекают
внимания
ребят,
не
запоминаются.
Рассказ
обязательно
сопровождается
иллюстративным
материалом
–
фотографиями,
картинами,
диафильмами.
Без
наглядности
интерес
к
рассказу
снижается,
он
хуже
воспринимается
детьми.
Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна
быть не более 10 – 15 мин.
Беседа
Исходя
из
дидактиче ских
задач
выделяют
2
вида
б е с е д :
предварительную
и
итоговую.
Предварительная
беседа
используется
воспитателями
перед
наблюдением,
экскурсией.
Цель
такой
беседы
–
уточнение
опыта
детей
для
того,
чтобы
установить
связь
предстоящего
наблюдения
с
имеющимися
знаниями.
Итоговая
беседа
направлена
на
систематизацию
и
обобщение
полученных
фактов,
их
конкретизацию,
закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного
уровня:
одни
беседы
проводятся
после
наблюдения
за
узким
кругом
наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в
лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например,
беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой
природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и
наглядно-образное
мышления.
Это
обязывает
педагогов
строить
процесс
обучения
таким
образом,
чтобы
основные
необходимые
сведения
дети
усваивали
не
вербальным,
а
наглядным
методом
(путем
запечатления
реальных
объектов
и
событий
окружающего
мира).
В
программе
экологического
образования
дошкольников
основной
упор
должен
быть
сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в
природе.
Можно классифицировать по разным принципам:
1.По
характеру
объектов,
используемых
в
экспериментах
и
в
наблюдениях:
- с растениями;
- с животными;
- с объектами неживой природы;
- объектом которых является человек.
2.По месту проведения опытов и наблюдений:
- в групповой комнате;
- на участке.
3. По количеству детей:
- индивидуальные (1 – 4 ребенка);
- групповые (5 - 10 детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
-
констатирующие
(позволяющие
увидеть
какое-то
одно
состояние
объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
-
сравнительные
(позволяющие
увидеть
динамику
процесса
или
отметить изменения в состоянии объекта);
-
обобщающие
(эксперименты,
в
которых
прослеживаются
общие
закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
-
иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент
только подтверждают знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Демонстрационными
называются
наблюдения
и
эксперименты,
при
которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у
педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за
ходом и результатами.
Фронтальными
называются
такие
наблюдения
и
эксперименты,
при
которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
Работа с родителями
Большое место в системе экологического образования в детском саду
должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
проведение
родительских
собраний
экологической
направленности
(КВН, викторины, «Поле чудес» и др.;
выезды с детьми на природу;
участие
родителей
в
спортивных
и
музыкальных
праздниках
экологической направленности;
совместное озеленение территории детского сада;
тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о
природе,
сделанных
совместно
родителями
с
детьми,
выпуск
семейных
экологических газет;
наглядная информация;
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического
образования
их
детей,
его
реально
осуществления
в
семье
необходимо
проводить
анкетирование
родителей,
беседы.
Результаты
анкетирования
необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и
чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая
работа
с
семьей
способствует
повышению
педагогической
культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского
сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.