Мотивация – как один из методов повышения качества образования
Автор: Никифорова Дина Николаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОУ ООШ №18 Населённый пункт: Раменский район,пос.РАОС Наименование материала: Статья Тема: Мотивация – как один из методов повышения качества образования Раздел: среднее образование
Мотивация - как один из
методов повышения качества
образования
Выполнила:
Учитель биологии
Никифорова Дина
Николаевна
Мотивация – как один из методов повышения качества образования.
Цель:
1. Выяснить, как мотивация влияет на качество учебного процесса;
2. Практическое применение мотивации на уроке.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения
можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее
актуальность обусловлена требованиям ФГОС. Постановкой задач
формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения
знаний и познавательных интересов, формирования у них активной
жизненной позиции. В основе новых государственных стандартов лежит
деятельный подход, который включает прежде всего личный мотив,
самостоятельную работу и т.д.. Все это является одно из слагаемых успеха по
повышению качество знаний. ФГОС выдвигает требования переноса акцента
с побуждения к повышению общей активности в учебе на мотивацию, отсюда
больше самостоятельности учащимся. Для того чтобы работать
самостоятельно, надо хотеть и уметь это делать. Если дать ребенку задание
самостоятельно изучить материал, а он этого не хочет и не может делать, то и
результата мы не увидим. Каждый учитель, родитель хотят, чтобы его дети
хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и
учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет
учиться», «ленится», «мог бы прекрасно заниматься», а желания нет».
Как тут не вспомнить древнюю мудрость: можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты,
добиться тишины, идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса,
без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь
видимость учебной деятельности.
•
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В
чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Какие
педагогические средства можно использовать для формирования у
учащихся мотивации к получению знаний? Рассмотрим причины спада
школьной мотивации:
•
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко
сформировано чувство будущего,
•
Отношение ученика к учителю,
•
Отношение учителя к ученику,
•
Умственное развитие ученика.
•
Личная значимость предмета.
•
У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к
учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим
процессом полового созревания.
•
Продуктивность учебной деятельности
•
Непонимание цели учения
•
Страх перед школой
Исследование проведенные психологом в пятом классе показали, что у
большинства учащихся учебные мотивы низкие: мотивы учения, широкие
познавательные мотивы. У 50% учащихся низкий показатель сотрудничество.
Я как классный руководитель задумалась, что делать? Как сделать, чтоб
повысить
учебную
мотивацию?
Ведь
это
успех
моих
детей.
А
ведь
познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у детей
для успешной учебной деятельности. Итак, цель моей работы заключалась,
как повысить учебную мотивацию?
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с
радостью, а другой – с безразличием?
Мотив – это желание что – либо делать.
Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности. Чтобы добиться
хороших
успехов
в
учебе,
необходимо
сделать,
чтоб
обучение
было
желанным процессом.
Принято различать два вида учебной мотивации
Познавательные мотивы имеют уровни:
широкие
познавательные
мотивы,
состоящие
в
ориентации
на
о в л а д е н и е
н о в ы м и
з н а н и я м и
—
ф а к т а м и ,
я в л е н и я м и ,
закономерностями,
учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение
способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения
знаний,
мотивы самообразования, состоящие в ориентации на приобретение
дополнительных
знаний
и
затем
на
построение
специальной
программы самосовершенствования.
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни:
широкие
социальные
мотивы
(долг
и
ответственность,
понимание
социальной значимости учения),
узкие
социальные
или
позиционные
мотивы
(стремление
занять
определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их
одобрение),
мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы
взаимодействия с другим человеком).
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе.
Например,
широкие
познавательные
мотивы
проявляются
в
принятии
решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями;
учебно-познавательные
—
самостоятельные
действия
по
поиску
разных
способов
решения,
в
вопросах
учителю
о
сравнении
разных
способов
работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю
по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях
самообразования.
Социальные
мотивы
проявляются
в
поступках,
свидетельствующих
о
понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в
стремлении
к
контактам
со
сверстниками
и
в
получении
их
оценок,
в
инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества —
стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее
осуществления.
Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости,
деградации личности.
Какими средствами мотивировать, стимулировать повышения
мотивации учащихся на уроке?
Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые
реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента,
методы и средства обучения, организационные формы и стиль
взаимодействия учителя и учащегося.
При подготовке к уроку надо учитывать мотивационное обеспечение
урока. Стараться стимулировать и мотивировать положительного
отношения к учению через обеспечение психического и физического
здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
Создавать ситуации успеха;
Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности
учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся,
сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
Стимулировать любознательность, познавательные интересы и
способности
Приемы, которые я использую для повышения мотивации
Новизна учебного материала;
Занимательное изложение нового материала;
Связь знаний с судьбами людей;
Создание доброжелательной атмосферы;
Показ практического применения знаний;
Проблемное обучение;
Обучение с компьютерной поддержкой;
Тестирование знаний;
Создание ситуации успеха;
Соревнование;
Привлечение учеников к оцениванию своих результатов;
Создание проблемной
ситуации;
Проблемное обучение – мощнейший способ повысить интерес к предмету.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют
повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового
материала и сформулировать проблему, с решением которой связано
“открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать
полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации,
привлекать школьников к их обсуждению и решению
Согласно требованиям ФГОС при формулировании темы обязательна
постановка проблемы, которая разрешается после изучения темы, что
является одним из фактором мотивации, направляющим учителя и ученика на
получение предметных, метапредметных и личностных результатов. Поиск
эпиграфа , являющийся предвосхищением темы, становиться одним из
средств мотивации.
Пример: В начале изучения темы: «Грибы» постановка вопроса «Что бы вы
хотели узнать о грибах?» (учащийся отвечают по цепочки) является мотивом
изучения новой темы.
Выдвижение гипотезы
Например:
Почему червяк ползет
А не бежит и не идет?
Быстро двигаться не хочет –
Может он ленивый очень?
Как вы думаете: почему червяк медленно ползет?
Нестандартные
уроки:
Уроки - соревнования;
Уроки типа КВН;
Уроки - аукционы;
Уроки - игры;
Уроки - конкурсы.
Принципы нестандартных уроков:
Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроках, вызвать интерес
Развитие коммуникативных функции
Урок – игра «Поле чуде»
(по теме « Побег. Почки. Лист»)
Цель: проверить знания о строении и функциях побега, листьев, умение
сравнивать почки, распознавать жилкование, листорасположение.
В начале игры отрывок из сказки из «Золотого ключика». Учитель
превращает стол в поле чудес, где лежат билеты с вопросами. Ответив на
вопрос, ученики получают жетоны. По количеству жетонов оценивают свой
результат.
Использование креативных заданий :
Цель: развитие фантазии, воображения, создание собственного продукта:
идеи, рисунка и т.д.
Например: Опишите эвглену зеленую, используя только прилагательные
(метод образного видения) или представьте, что вы амеба обыкновенная
(метод эмпатии)
Использование ИКТ.
Цель: овладение современными компьютерными технологиями и
актуализация полученной с их помощью информации для дальнейшего
самообразования.
Повысить эффективность урока.
Презентация
- мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более
интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух,
эмоции, воображение. Фрагменты уроков, на которых используется
презентация, отражают один из главных принципов создания современного
урока – принцип фасциации (привлекательности).
Доброжелательный настрой урока для формирования положительной
мотивации учения. Нужно уделить внимание каждому ученику, нужно
хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но
полученный ими самими результат.
Формы обучения: использует оптимальное сочетание фронтальных,
групповых и индивидуальных
Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.
В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим,
коммуникабельными.
Одним из стимулов мотивации является оценка
Оценка мотивирует тогда
Когда ученик уверен в её объективности;
Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких
показателей;
Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия -
места, где это можно реализовать.
В заключении хочется вспомнить притчу « Всё в твоих руках »
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что
мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец,
какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет
живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Как вы думаете, что
ответил мудрец?
Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках»
В наших руках находится самое дороге – это наши дети, будущее нашей
страны. И какими они будут, есть и наша заслуга.
Литература: Поташник М.М.,. Левитин М.В Освоение ФГОС: Методические
материалы
для
учителя
–
М.:
Педагогическое
общество
России
2016,.Ляшенко
Н.В,.
Попова
У.В
Биология.
6-11
классы:
Секреты
эффективности современного урока – Волгоград: Учитель 2014, Галеева Н.Л.
Сто приемов учебного успеха ученика на уроках биологии – М.: 5 за знания
2004, Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. –
М., 1972.