Напоминание

"Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы (на платформе Moodle)"


Автор: Ефремова Сардана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы (на платформе Moodle)"
Раздел: полное образование





Назад




«Использование

дистанционных

образовательных

технологий

в

преподавании русского языка и литературы (на платформе Moodle)».

Ефремова Сардана Николаевна

учитель русского языка и литературы

МОБУ «Якутская городская национальная гимназия»

город Якутск

Использование дистанционных образовательных технологий открывает

новые

педагогические

возможности,

позволяет

повысить

эффективность

обучения,

а

также

предоставляет

возможность

учащимся

самостоятельно

получать

образование.

Элементы

дистанционного

обучения

могут

использоваться

учителями

в

школе

для

часто

болеющих

детей,

для

индивидуализации

процесса

обучения,

для

устранения

трудностей,

возникающих

в

процессе

обучения,

для

детей,

активно

вовлеченных

в

занятия системы дополнительного образования, для детей с ограниченными

возможностями, для учащихся, заинтересованных в углубленном изучении

отдельных

предметов,

в

том

числе

в

рамках

программы

профильного

обучения.

МОБУ ЯГНГ рассматривает внедрение в систему образования элементов

электронного

и

дистанционного

обучения

как

одну

из

перспектив

дальнейшего развития. Для реализации поставленных целей по соответствию

современным

требованиям

к

образованию

гимназия

была

подключена

к

системе Moodle, представляющей систему управления обучением, которая

впоследствии

стала

платформой

для

создания

виртуальной

обучающей

среды.

Moodle (Modular Object- Oriented Dynamic Learning Environment) – это

среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных

дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в

100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми

преподавателями.

Преимущества Moodle:

-

распространяется

в

открытом

исходном

коде

-

возможность

приспособить

под

особенности

конкретного

образовательного

проекта,

разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;

- ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет

организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения

учебных задач, взаимообмена знаниями;

-

широкие

возможности

для

коммуникации:

обмен

файлами

любых

форматов,

рассылка,

форум,

чат,

возможность

рецензировать

работы

обучающихся, внутренняя почта и др.;

-

возможность

использовать

любую

систему

оценивания

(балльную,

словесную);

-

полная

информация

о

работе

обучающихся

(активность,

время

и

содержание учебной работы, портфолио);

- соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность

вносить изменения без тотального перепрограммирования;

- программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям

разного образовательного уровня, разных физических возможностей.

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура

(учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с

привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество

ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное

количество интерактивных элементов курса. Варьируя сочетания различных

элементов курса, учитель организует изучение материала таким образом,

чтобы

формы

обучения

соответствовали

целям

и

задачам

конкретных

занятий.

Основные преимущества, которые дает использование информационной

системы, реализованной с применением интернет- технологий, следующие:

- открытость и прозрачность информации (для обучающихся, учителей,

родителей, администрации гимназии) за счет образовательного интернет -

портала и отражаемой в нем актуальной информации;

-

доступность

для

обучающихся

учебно-методических

материалов

и

тренажеров;

- отсутствие субъективности в системе оценивания.

Следовательно, роль учителя в таком обучении сводится к тому, что он не

только самостоятельно создает дистанционный курс с учетом собственных

методических разработок, но и постоянно поддерживает электронную среду

обучения, в которой работают и развиваются обучающиеся. При этом учитель

выступает

в

роли

полноправного

участника

процесса

обучения

и

осуществляет подготовку необходимых учебных материалов и управление

ходом дискуссий через постановку проблемных вопросов.

Система дает возможность эффективно, на мой взгляд, структурировать

серию дистанционных уроков с учетом возрастных особенностей учащихся,

их уровня подготовленности; осуществлять мониторинг их деятельности,

контроль сроков выполнения заданий, индивидуальный подход к оцениванию

каждого

ученика,

использовать

инструменты

как

формирующего,

так

и

суммирующего оценивания.

Мною

использованы

разнообразные

элементы

системы

для

создания

тестов; заданий, реализующих интерактивность, что является обязательным

элементом

дистанционного

урока;

ресурсы

и

сервисы,

позволяющие

организовать

как

индивидуальную,

так

и

групповую

работу

учащихся

в

концепции

системно-

деятельностного

подхода,

нацеленную

на

развитие

универсальных

учебных

действий,

что

требуют

Федера льные

государственные образовательные стандарты.

Использование дистанционного обучения свою эффективность проявило

в прошлом учебном году в период карантина и в работе с обучающимися,

пропустившими

занятия

по

болезни.

Так,

например,

в

11б

классе

была

организована

индивидуальная

работа

с

материалами

по

подготовке

к

экзамену, что несомненно помогло моим обучающимся успешно сдать ЕГЭ

по русскому языку со средним баллом 74, 4. В мае, в период государственной

аттестации, нас снова ждет дистанционное обучение в 9 и 11 классах.

Как показывает практика, дистанционное обучение дает обучающимся

возможность

получать

высококачественное

обучение

на

месте

своего

проживания с учетом их индивидуальных особенностей и пожеланий. Данная

форма обучения явилась следствием объективного процесса информатизации,

вобрала в себя лучшие черты других форм обучения и за счет этого стала

наиболее перспективной, синтетической, гуманистической и интегральной

формой обучения.

Список литературы.

1.

Федеральный

закон

от

29.12.2012

273-ФЗ

"Об

образовании

в

Российской Федерации". М.: Эксмо, 2014. – 208 с.

2.

Гогицаева

О.У.,

Кочисов

В.К.

Роль

дистанционного

образования

в

современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и

психология. 2013. №4. С.10-12.

3.

Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина,

М.В.Моисеева

/Под

ред.

Е.С.Полат.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2004. – 416 с.



В раздел образования