Автор: Ефремова Сардана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы (на платформе Moodle)"
Раздел: полное образование
«Использование
дистанционных
образовательных
технологий
в
преподавании русского языка и литературы (на платформе Moodle)».
Ефремова Сардана Николаевна
учитель русского языка и литературы
МОБУ «Якутская городская национальная гимназия»
город Якутск
Использование дистанционных образовательных технологий открывает
новые
педагогические
возможности,
позволяет
повысить
эффективность
обучения,
а
также
предоставляет
возможность
учащимся
самостоятельно
получать
образование.
Элементы
дистанционного
обучения
могут
использоваться
учителями
в
школе
для
часто
болеющих
детей,
для
индивидуализации
процесса
обучения,
для
устранения
трудностей,
возникающих
в
процессе
обучения,
для
детей,
активно
вовлеченных
в
занятия системы дополнительного образования, для детей с ограниченными
возможностями, для учащихся, заинтересованных в углубленном изучении
отдельных
предметов,
в
том
числе
в
рамках
программы
профильного
обучения.
МОБУ ЯГНГ рассматривает внедрение в систему образования элементов
электронного
и
дистанционного
обучения
как
одну
из
перспектив
дальнейшего развития. Для реализации поставленных целей по соответствию
современным
требованиям
к
образованию
гимназия
была
подключена
к
системе Moodle, представляющей систему управления обучением, которая
впоследствии
стала
платформой
для
создания
виртуальной
обучающей
среды.
Moodle (Modular Object- Oriented Dynamic Learning Environment) – это
среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных
дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в
100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми
преподавателями.
Преимущества Moodle:
-
распространяется
в
открытом
исходном
коде
-
возможность
приспособить
под
особенности
конкретного
образовательного
проекта,
разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;
- ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет
организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения
учебных задач, взаимообмена знаниями;
-
широкие
возможности
для
коммуникации:
обмен
файлами
любых
форматов,
рассылка,
форум,
чат,
возможность
рецензировать
работы
обучающихся, внутренняя почта и др.;
-
возможность
использовать
любую
систему
оценивания
(балльную,
словесную);
-
полная
информация
о
работе
обучающихся
(активность,
время
и
содержание учебной работы, портфолио);
- соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность
вносить изменения без тотального перепрограммирования;
- программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям
разного образовательного уровня, разных физических возможностей.
В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура
(учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с
привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество
ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное
количество интерактивных элементов курса. Варьируя сочетания различных
элементов курса, учитель организует изучение материала таким образом,
чтобы
формы
обучения
соответствовали
целям
и
задачам
конкретных
занятий.
Основные преимущества, которые дает использование информационной
системы, реализованной с применением интернет- технологий, следующие:
- открытость и прозрачность информации (для обучающихся, учителей,
родителей, администрации гимназии) за счет образовательного интернет -
портала и отражаемой в нем актуальной информации;
-
доступность
для
обучающихся
учебно-методических
материалов
и
тренажеров;
- отсутствие субъективности в системе оценивания.
Следовательно, роль учителя в таком обучении сводится к тому, что он не
только самостоятельно создает дистанционный курс с учетом собственных
методических разработок, но и постоянно поддерживает электронную среду
обучения, в которой работают и развиваются обучающиеся. При этом учитель
выступает
в
роли
полноправного
участника
процесса
обучения
и
осуществляет подготовку необходимых учебных материалов и управление
ходом дискуссий через постановку проблемных вопросов.
Система дает возможность эффективно, на мой взгляд, структурировать
серию дистанционных уроков с учетом возрастных особенностей учащихся,
их уровня подготовленности; осуществлять мониторинг их деятельности,
контроль сроков выполнения заданий, индивидуальный подход к оцениванию
каждого
ученика,
использовать
инструменты
как
формирующего,
так
и
суммирующего оценивания.
Мною
использованы
разнообразные
элементы
системы
для
создания
тестов; заданий, реализующих интерактивность, что является обязательным
элементом
дистанционного
урока;
ресурсы
и
сервисы,
позволяющие
организовать
как
индивидуальную,
так
и
групповую
работу
учащихся
в
концепции
системно-
деятельностного
подхода,
нацеленную
на
развитие
универсальных
учебных
действий,
что
требуют
Федера льные
государственные образовательные стандарты.
Использование дистанционного обучения свою эффективность проявило
в прошлом учебном году в период карантина и в работе с обучающимися,
пропустившими
занятия
по
болезни.
Так,
например,
в
11б
классе
была
организована
индивидуальная
работа
с
материалами
по
подготовке
к
экзамену, что несомненно помогло моим обучающимся успешно сдать ЕГЭ
по русскому языку со средним баллом 74, 4. В мае, в период государственной
аттестации, нас снова ждет дистанционное обучение в 9 и 11 классах.
Как показывает практика, дистанционное обучение дает обучающимся
возможность
получать
высококачественное
обучение
на
месте
своего
проживания с учетом их индивидуальных особенностей и пожеланий. Данная
форма обучения явилась следствием объективного процесса информатизации,
вобрала в себя лучшие черты других форм обучения и за счет этого стала
наиболее перспективной, синтетической, гуманистической и интегральной
формой обучения.
Список литературы.
1.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
"Об
образовании
в
Российской Федерации". М.: Эксмо, 2014. – 208 с.
2.
Гогицаева
О.У.,
Кочисов
В.К.
Роль
дистанционного
образования
в
современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и
психология. 2013. №4. С.10-12.
3.
Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина,
М.В.Моисеева
/Под
ред.
Е.С.Полат.
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2004. – 416 с.