Автор: Мельник Вячеслав Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: План-конспект урока по физической культуре.
Тема: "Совершенствование техники передачи, ловли и ведения баскетбольного мяча". 3 а класс.
Раздел: начальное образование
План-конспект урока
«Баскетбол» Передача и ловля мяча.
3а класс
Преподаватель: Мельник В.В.
План-конспект урока по физической культуре на тему:
"Совершенствование техники передачи, ловли и ведения
баскетбольного мяча". 3а класс.
Тип урока: совершенствование.
Цели:
Образовательные:
совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном
движении; совершенствование техники ведения; совершенствование техники пере движений в стойке
баскетболиста.
Развивающие: развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые;
развитие специальной выносливости посредством игровой подготовки.
Воспитательные: воспитывать морально-волевые качества – смелость, честность, коллективизм,
ответственность.
Инвентарь: баскетбольные мячи, кегли, свисток.
Преподаватель: В.В. Мельник
Ход урока
.
Части урока
Содержание урока
Дози-
ровка
Методические
указания
Подготовит-
тельная
часть
12 мин
1. Построение, приветствие.
Сообщение задач урока.
Инструктаж по технике безопасности.
30 сек.
Отметить
отсутствующих,
обратить внимание на
спортивную форму
2. Строевые приемы - повороты на месте
30 сек.
3. Ходьба:
- обычная (по залу);
– на носках, руки вверх;
– на пятках, руки за голову, в сторону;
– ходьба на внешней стороне стопы;
- ходьба на внутренней стороне стопы.
2 мин
Соблюдать дистанцию,
спина прямая,
смотреть вперед
4. Медленный бег (по диагонали, через центр,
противоходом, змейкой)
- с высоким подниманием бедра;
- с захлёстыванием голени;
- с ускорением.
- по сигналу поворот на 180º
5. Передвижения приставными шагами
- правым, левым боком с имитацией передач,
бросков от груди
2 мин
Соблюдать
дистанцию, следить
за согласованностью
ног и рук; следить за
координацией
движений;
руки выпрямлять до
конца, кисти наружу.
6. Ходьба:
- обычная (по залу);
- руки вверх – вдох; руки вниз - выдох
30 сек.
2-3 раза
восстановление
дыхания
7. Перестроение в 2 колонны
30 сек
“Налево в колонну по
два – Марш”
1.Общие развивающие упражнения
1) – И.П. – ноги врозь, руки на пояс;
Наклон головы:
1 – вперед
2 – назад
3 – влево
4 – вправо
6 мин
3 р
спина прямая,
подбородком касаться
груди
Смена мест
шеренгами после
окончания
упражнения
- Упражнение закончили!
2) – И.П. – ноги врозь, руки к плечам;
1–4 – поочередное вращение рук вперед;
-5–8 – то же назад;
- Упражнение закончили!
3) – И.П. – ноги врозь, руки перед грудью в
замок;
1 – руки вперед;
2 – И.П.
3 – руки вверх;
4 – И.П.
-Упражнение закончили!
4) – И.П. ноги врозь, правая рука вверх
1-2 – рывок руками назад;
3-4 – смена рук, рывок назад
-Упражнение закончили!
5) – И.П. – ноги врозь, руки на пояс
1–2 – поворот туловища вправо, левая рука
вперёд;
3–4 – то же, влево
6) – И.П. – ноги врозь, руки на пояс.
1–2 – наклон вправо, левая рука вверх;
3–4 – то же влево, правая вверх
7) – И.П. – основная стойка
1 – руки вверх;
2 – наклон вперед;
3 – присед, руки вперед
4 – И.П.
3 р
3 р
3 р
3 р
3 р
3 р
вращения в большой
амплитудой
ладонь вывернуть
вперед, вверх
подняться на носки
стопы не сдвигать,
локти в стороны
ноги прямые, наклон
строго в сторону
прогнуться, руками
достать пол; спина
прямая
Основная
часть 30 мин
1. Ловля и передача мяча от груди (в игровой
форме)
1) Ведение правой-передача-ловля-ведение
левой-передача партнёру;
2) Ведение мяча при передвижении приставным
шагом (левым боком-правой рукой; правым
боком-левой рукой);
3) Ведение спиной вперёд-передача-ловля-
ведение спиной вперёд-передача партнёру
9 мин
Учащиеся строятся по
2
в д о л ь
л и ц е в о й
линии;
по
команде
выполняют
ведение
б/б мяча правой рукой
до
стены
(лицевой
линии)-выполняют
передачу –ловят мяч -
ведение
левой
рукой
-передача
партнёру;
ноги чуть согнуты в
кол е н я х ,
к и с т ь
в
форме
“ в о р о н к и ” ,
локти
в
стороны
–
вниз. При ловле руки
впереди
встречают
мяч
2. Перестроение
30 сек
в два круга
3.
Соверш енст вование
передач ,
л о в л и
баскетбольного мяча
1) Игра “Гонка мячей по кругу”.
По сигналу капитан передает мяч по кругу до тех
пор, пока он не вернется к капитану.
Получив мяч, капитаны поднимают руки с мячом
вверх.
10 мин
Следить за техникой
выполнения передач и
ловли мяча
2) Игра «Мяч капитану». Капитан в центре
круга. Передача мяча от груди 2 руками через
капитана.
3) «Карусель». Капитан в центре, по команде
передвижение по кругу приставными шагами с
передачей через центр.
4. Перестроение
30 сек.
в 2 колонны
5. Игра «Метко в цель». Учащийся с мячом стоит
на расстоянии от колонны. По сигналу передача
партнёру в колонне - присед и т.д.
5 мин.
Следить за
согласованностью
движений.
6.
Игра
«Кто
быстрей?».
Капитаны
команд
строят свою команду за линией в одну колонну.
Ведение до лицевой линии - бросок в щит –
ловля;
обратно
с
ведением
до
средней
линии
-передача партнёру.
5 мин.
Следить за
правильным
выполнением игры:
ведения, бросков,
ловли, передач.
Заключитель
ная часть
3 мин
1. Игра “Запретное движение”
Учитель выполняет разные движения, а ученики
их
выполняют
вместе
с
ним.
Одно
движение
запретное
и
его
выполнять
нельзя.
При
выполнении
движений
учитель
неожиданно
выполняет запретное движение. Ученик, который
повторит
его,
становится
в
круг
и
игра
продолжается дальше.
2 мин
Движения менять в
течение игры
2. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Прощание с классом:
- Спасибо за урок, до свиданья!
1 мин.
Отметить
отличившихся
учеников,
домашнее
задание:
отжимание,
н а к л о н
к о р п у с а
(пресс)
Методическая записка
В физическом воспитании школьников основная форма организации занятий –
урок,
содержание
которого
определяется
государственной
программой.
Однако
в
начальных
классах
игры
могут
являться
основным
содержанием
урока.
К
образовательным задачам уроков физической культуры относятся: совершенствование
естественных движений (ходьба, бег, лазанье, метание и др.) в изменяющихся условиях,
а также совершенствование двигательных навыков, полученных по различным разделам
программы.
В
образовательном
аспекте
очень
важны
те
игры,
которые
по
своей
структуре
или
по
характеру
действия
родственны
движениям,
изучаемым
в
соответствии с программой. Применение таких игр на начальном этапе ознакомления
с движением облегчает изучение техники. То есть игра выступает в роли подводящих
упражнений и создает благоприятные условия для дальнейшего выполнения движения.
Игра
оказывает
большое
воздействие
на
формирование
личности:
это
такая
сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать,
сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к
действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а
также в гимнастике, спорте и туризме.
Правила
и
двигательные
действия
подвижной
игры
закрепляют
в
сознании
играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о
поведении в реальной жизни.
Образовательное
значение
имеют
игры,
по
структуре
и
характеру
движений
подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой,
легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми, лыжным и другими видами спорта.
Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются
при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий и
облегчают овладение ими. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на
этапе начального освоения движений.
Многократное
повторение
двигательных
действий
во
время
игры
помогает
формировать
у
занимающихся
умение
экономно
выполнять
их.
Надо
приучать
играющих использовать приобретенные навыки и умения в нестандартных условиях.
Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и
временные параметры движений, одновременно воспринимать многое и реагировать на
воспринятое.
Игровая деятельность дает больше эффекта, так как всегда связана с
возникновением
и
развитием
между
играющими
определенных
отношений,
что
способствует активному общению детей, установлению контакта с одноклассниками.
Воспитательные возможности игры заключаются в ее содержании. Подбирая игру, надо
обязательно обдумать, с какой целью проводить ее, какие задачи она решает. Успех
игры,
эффективное
решение
образовательных
и
воспитательных
задач
во
многом
зависят от формирования команд, выбора капитана и водящего в игре. Необходимо
хорошо знать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовленности,
характер отношений в коллективе.
К оздоровительным задачам относятся содействие нормальному физическому
развитию
детей
и
укрепление
их
здоровья.
Полноценное
использование
оздоровительного потенциала каждой игры является важнейшим условием применения
подвижных игр на уроках физической культуры.
При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и
физической
подготовленности
занимающихся,
подвижные
игры
оказывают
благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата,
мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также
повышают функциональные возможности организма.
Самоанализ.
Тема урока: "Совершенствование техники передачи, ловли и ведения баскетбольного мяча".
На урок мною были поставлены следующие цели:
Цели:
Образовательные:
совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном
движении; совершенствование техники ведения; совершенствование техники пере движений в стойке
баскетболиста.
Развивающие:
развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые;
развитие специальной выносливости посредством игровой подготовки.
Воспитательные:
воспитывать морально-волевые качества – смелость, честность, коллективизм,
ответственность.
Место: Спортивный зал
Инвентарь: баскетбольные мячи, свисток.
Время: 45 минут.
Основной задачей урока является совершенствование технических элементов игры баскетбол. С
организационной точки зрения занятие прошло на оптимальном уровне, при постановке задач урока
была проведена актуализация знаний в форме фронтальной беседы эвристического характера.
(Учащимся задавались вопросы проблемной направленности).
Структура урока соответствовала классической. В разминку были включены упражнения,
способствующие качественному выполнению технических элементов игры в баскетбол и
исключающие возможность травм на занятии.
Для максимального исключения «простоя» учащихся на уроке я использовал фронтальный, поточный,
групповой методы и их комбинацию, которые способствовали более высокой плотности урока.
С целью решения образовательной и развивающей задач урока были подобраны именно те
упражнения, выполнение которых помогает избегать ошибок при выполнении передачи мяча в
движении и броска по кольцу от плеча одной рукой.
Помимо отработки технических навыков параллельно шло развитие физических качеств школьников:
быстрота, ловкость, координация движений.
С целью здоровьесбережения предусмотрел оптимальное чередование физических нагрузок и
отдыха.
Считаю, что урок поставленных целей достиг.