Напоминание

Урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"


Автор: Степанова Баирма Бадмаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Улюнская СОШ
Населённый пункт: Бурятия Баргузинский район с.Улюн
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по анализу романа «Преступление и наказание».

Урок 1.

Тема: «Приговоренный...». Путь Раскольникова к преступлению. (2 часа).

«...болезнь ли порождает самое преступление, или само

преступление/.../ всегда сопровождается чем-то вроде болезни?». /

Достоевский. «Преступление и наказание»/.

Ход урока

Урок начинается с чтения учителем сцены убийства Алены Ивановны:

«Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по

обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены..

«Удар прошелся в самое темя»...»Кровь хлынула»... «Она была уже мертвая»...»

/ учащиеся должны ощутить, что убийство- нечто ужасное, мерзкое, противное природе человека.

Вспомним: «на какую грязь способно, однако, мое сердце»./

Как человек мог решиться на такое?

Что заставило Раскольникова взять топор и опустить его на голову старухи?

(ответы: бедность заставила Раскольникова совершить преступление).

Слова учителя: знаете ли вы, что пройдут века и человечество провозгласит устами своей

премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть , нет и греха, а есть только голодные. «Накорми,

тогда и спрашивай с них добродетели!». Обратимся и к Библии:

«вызвав из небытия свое возлюбленное создание , человека, одарив его всякими дарами, Премудрый

господь вдохнул в него , при этом, душу свободную, чтобы возвысить ее еще больше собственною

заслугою самого человека.

Какая же была бы заслуга человека, если бы собственная добрая воля его не участвовала в его доброй

жизни? Не имея свободы, как поступить: хорошо или не хорошо, человек не имел бы и заслуги, если бы не

собственною волею предпочел хорошее- худому».

Очевидно, причины сложнее и не только «среда» повинна в том, какие поступки совершает человек.

Заглянем в душу Раскольникова, пока еще не совершившего убийства.

Запись на доске (выдержки из текста):

1.«раздражительное и напряженное состояние»;

2.«стукнуло в голову и потемнело в висках»;

3.«замирание сердца и нервная дрожь»;

4.«болезненное состояние»;

5.«желчь и конвульсия».

Задание: расположить их по мере нарастания отраженного в них душевного кризиса.

После небольших споров располагаем их так:

1.«раздражительное и напряженное состояние», « замирание сердца»;

2.

«болезненное состояние»; «желчь и конвульсия»; «стукнуло в голову и потемнело в висках»;

Перечитаем с учащимися соответствующие эпизоды:

1.

«Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в

раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». (гл.1.).

Ипохондрия- расположение к задумчивости, мрачным мыслям, хандра. Ипохондрик- человек,

подверженный этому недугу.

2.

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому..» (гл.1.).

3.

«чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он

шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось . что он не знал, куда деться от тоски

своей», (гл.1.)

4.

«Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему

прислуживать и заглядывавшей иногда в его комнату, возбуждало в нем желчь и конвульсии. Так бывает у

иных мономанов, слишком на чем-то сосредоточившихся». (гл.З).

Мономан - человек, находящийся во власти какой-либо идеи, мании.

5.

«но разница была в том, что месяц назад, и даже вчера еще, она была только мечтой, а теперь явилась

вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал

это...Ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах».

Итак, мы убеждаемся: душа Раскольникова больна. Истерзанная, измученная она рождает странную и

«безобразную» «мечту».

Что же ранило душу Раскольникова? Почему она «заболела»?

Обратимся к нескольким эпизодам романа и попытаемся найти ответ на поставленный вопрос.

Групповая работа (задания) (приложение):

1.

Перечитайте исповедь Мармеладова и сравните отношение к ней Раскольникова и других

посетителей трактира, (гл.2.) Запишите свои наблюдения в тетрадь.

2.

Обратитесь к эпизоду 3 главы- Раскольников получает письмо от матери.(перечитайте его).

Отметьте слова, передающие состояние Раскольникова, запишите их в тетрадь.

3.

Обратитесь к эпизоду встречи Р.с пьяной девочкой.(гл.4) Какие чувства возбуждает это явление у

Р.; как относятся к нему другие? Запишите в тетрадь.

Вывод: таким образом мы увидели как мучается Р. Встречаясь со страданиями , злом.

Д.Писарев писал: «Но когда вся жизнь состоит из таких мелочей, когда одна мучительная мелочь

следует за другою мелочью, такою же мучительною, когда человек постоянно попадает с булавки на

булавку, .... Тогда невозможно рассчитать, в каких безумных планах и в каких безобразных галлюцинациях

выразится уныние, озлобление и бешенство этого человека, которого люди и обстоятельства со всех сторон

продолжают теснить булавками в его незажившие и незаживающие раны.».

Беседа по следующим вопросам:

1.Какие чувства внушает прочитанное?

2.Все ли способны видеть несчастья других и переживать их так, как Р.?

3.какие слова из прочитанного текста могли бы объединить все три эпизода?

Возможно: прочитанное вызывает чувство безысходности: тяжело слушать исповедь Мармеладова, читать

письмо матери...знать, что можно надругаться над беззащитной. Эпизода всего лишь три, но кажется, что

весь мир устроен несправедливо и в нем нет ничего светлого.

В основе каждого эпизода-бедность, горе, надругательство над человеком. Но видят это не все. Кажется,

автор видет безмерность страданий глазами Р., чувствует их его отзывающейся душой.

«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»-

везде страдание и горе.

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»-всегда есть невинная жертва,

необходимая для благополучия остальных.

«Ко всему-то подлец человек привыкает!»- натура человеческая подла, если принимает эту жертву,

принимает безропотно, не противится ей.

Нашли ли мы ответ на вопрос, поставленный в начале урока?

Нельзя ответить безоговорочно утвердительно. Многие поколения читателей этого романа будут спорить,

предлагая свои ответы на него. Знает ли сам писатель ответ на него, ответ единственный и верный? Трудно

сказать, только во всех своих произведениях он будет защищать ценность любой человеческой жизни-

ребенка, старухи и даже... убийцы: «Сказано: «Не убий»,так за то, что он убил, и его убивать. Нет, это

нельзя.» (роман «Идиот»).

Приложение

1.Перечитайте исповедь Мармеладова и сравните отношение к ней Раскольникова и других посетителей

трактира, (гл.2.) Запишите свои наблюдения в тетрадь.

2.Обратитесь к эпизоду 3 главы- Раскольников получает письмо от матери.(перечитайте его). Отметьте

слова, передающие состояние Раскольникова, запишите их в тетрадь.

3.Обратитесь к эпизоду встречи Р.с пьяной девочкой.(гл.4) Какие чувства возбуждает это явление у Р.; как

относятся к нему другие? Запишите в тетрадь.



В раздел образования