Авторы: Вигуль Елена Владимировна, Корнеева Анжела Витальевна
Должность: инструктор по физической культуре, педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок"
Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Земля - наш дом. Как хорошо жить в нем!"
Раздел: дошкольное образование
МКУ «Управление образования»
МБДОУ «Детский сад № 37 "Теремок»»
Методическая разработка
Интегрированная непрерывная образовательная деятельность
«Земля – наш дом. Как хорошо жить в нем!»
ЗАТО Железногорск
г.Железногорск, 2017 г.
Авторы:
Вигуль Е.В., инструктор по физической культуре
Корнеева А.В., педагог – психолог
Чупина Н.М., преподаватель оригами
Аннотация
Данная
методическая
разработка
предназначена
для
педагогов
дошкольных
образовательных
организаций
и
описывает
содержание
интегрированной
непрерывной
образовательной
деятельности
в
старшей
возрастной
группе,
направленной
на развитие
двигательной
активности,
инициативы
и
самостоятельности
воспитанников, формирование
у
детей
представления об экосистеме окружающего мира и своего места в нем
Пояснительная записка
1.
Актуальность темы методической разработки:
Интегрированный характер непрерывной образовательной деятельности на
основе
сотрудничества
взрослых
и
детей
в
соответствующих
возрасту
видах
деятельности
способствует
всестороннему
развитию
личности
каждого
ребенка
и
сохранению
физического
и
психического
здоровья
(согласно ФГОС ДО).
2.
Адресат: воспитатели и специалисты ДОУ, работающие с детьми старшего
дошкольного возраста
3.
Цель
методической
разработки:
представить
эффективный
опыт
организации
интегрированной
непрерывной
образовательной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физическому
развитию.
4.
Задачи методической разработки:
Обобщить содержание образовательной деятельности с детьми по
теме педагогического проекта детского сада: «Земля – наш дом»
Описать
эффективные
методы
и
приемы
реализации
итогового
мероприятия педагогического проекта в группе для детей старшего
дошкольного возраста
5.
Организационная
характеристика
непрерывной
образовательной
деятельности (НОД), представленной в методической разработке:
5.1.Тема: «Земля – наш дом. Как хорошо жить в нем!».
5.2.Интегрированная
непрерывная
образовательная
деятельно сть,
представленная
в
методической
разработке,
направлена
н а развитие
двигательной
активности,
инициативы
и
с амо стоятельно сти
дошкольников, формирование
у
детей
представления
об
экосистеме
окружающего мира и своего места в нем.
5.3. Возрастная группа детей – старшая.
5.4. Продолжительность занятия - 25 минут.
5.5. Цель НОД: становление у детей ценностей здорового образа жизни через
обогащение представлений об экосистеме окружающего мира и своего
места в нем
5.6. Задачи НОД:
развитие
крупной
и
мелкой
моторики,
физических
качеств
выносливости и координации
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их
эмоционального благополучия
развитие любознательности, умения задавать уточняющие вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интереса
к
причинно
–
следственным
связям в мире живой и неживой природы, поддержка инициативы
делать самостоятельные элементарные умозаключения
активизация и уточнение имеющихся экологических представлений
развитие положительного отношения к миру, окружающим людям,
самому себе, умения договариваться со сверстниками
развитие инициативы и самостоятельности
развитие творческого воображения
развитие навыков соблюдения правил безопасного поведения при
взаимодействии со сверстниками в разных видах деятельности
развитие
навыков
построения
речевого
высказывания
в
ситуации
делового общения и культуры диалогического общения
5.7. Оборудование: мягкий модуль, маты, коврики, мячи, гимнастические
палки, мяч-фитбол, обручи, два платка, мольберт, заготовки оригамских
животных и растений
5.8.
Предварительная
работа:
беседы
«Путешествие
по
экологической
тропинке детского сада»,
«Животный и растительный мир Красноярского
края»,
сюжетно
–
ролевая
игра
«Поход»,
тематическая
мини-библиотека
«Какого цвета наша планета?»; выставка «Я возьму с собой в поход»; семейная
фотовыставка «Любимые места нашего отдыха», кружок оригами
Благодаря
интегрированному
содержанию
НОД
происходило
развитие
воспитанников
в
нескольких
дошкольных
видах
деятельности:
игровая;
двигательная;
коммуникативная;
познавательно
–
исследовательская;
музыкальная; конструирование из разного материала; самообслуживание.
Содержание деятельности охватило несколько образовательных областей:
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»;
«Социально
–
коммуникативное
развитие»;
«Художественно
–
эстетическое
развитие»
Ход НОД:
В музыкально-физкультурном зале дети увидели рюкзак, глобус, компас и
набор предметных картинок. Возник вопрос: «Что предлагает нам жизнь
(судя
по
обретенным
предметам)
и
как
мы
этим
воспользуемся?» Дети
предложили начать путешествие по планете Земля, озвучив, что они знают о
родной планете и что хотят, и могут еще узнать.
Набор
предметных
картинок
натолкнул
детей
на
возможность
их
классифицировать и оказалось, что все на планете можно разделить на
живую и неживую природу.
Потом
юным
исследователям
природы
было
предложено
догадаться,
почему мы начали говорить о живой и неживой природе
Началом дальнейшей игры – путешествия стало упражнение, знакомое
детям:
«Есть на земле огромный дом под крышей голубой»:
Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Землею – матушкой родной зовется этот дом!
Этот
этап
НОД
имел
следующий
результат: Беседа
активизировали
имеющиеся у детей знания по обсуждаемой теме, каждый ребенок озвучил
свою цель в общем деле. Упражнение «Есть на земле огромный дом под
крышей
голубой»
помогло
снять
напряжение,
оказать
эмоциональную
поддержку группы каждому ребенку, включиться в общую деятельность.
Далее игра – путешествие проходила под руководством инструктора по
физической культуре. Дети сыграли в свои любимые игры и упражнения, в
которых развивали свои физические навыки и смогли проявить инициативу,
самостоятельность:
«Туристы»:
ходьба
и
бег
с
тематическими
заданиями.
Дети
–
«туристы» ходили по высокой траве, перебирались через «бурелом»,
шли тихо на носках мимо «берлоги»
ОРУ «На лесной поляне»: дети петляли по лесу как зайцы, бежали как
волки, имитировали движения и повадки других животных. Ребята
самостоятельно построили полосу препятствий из мягкого модуля для
своего
дальнейшего
путешествия,
а
после
использования
полосы
препятствий дружно все убрали
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Невод», «Перелет птиц»
Социоигра «Помоги птице» (провела педагог – психолог): дети искали
способ, как перенести на 2 платках «птичьи яйца» - мячи, при этом
«яйца» трогать руками нельзя. Дети объяснили сами, почему такое
условие
Релаксация под пение птиц «На цветочной лужайке»: после активной
физической нагрузки наши путешественники отдохнули на ковре под
пение
птиц
(аудиозапись
птичьих
голосов
с
инструментальным
сопровождением)
Результат
второго
этапа
НОД:
В
играх
и
упражнениях
ролевого
и
имитационно-ролевого характера дети самостоятельно выбирали и примеряли
на себя роли животных и растений, воссоздавали их действия и состояния,
проникались чувством сопереживания к ним, закрепляли правила поведения в
природе и нравственные нормы.
В конце нашего путешествия дети совместно с преподавателем оригами
после
короткого
обсуждения
выполнили
коллективную
творческую
работу
«Животный мир планеты Земля».
Для этого они использовали большой мяч – фитбол голубого цвета с
наклеенными картонными материками и заранее изготовленные оригамские
фигурки животных (белый медведь, бурый медведь, волк, лиса, заяц, жираф,
кенгуру, слон, пингвин, морской котик, кит, тюлень, дельфин, лебедь, лягушка),
а также оригамские цветы, деревья. Дошкольники «заселяли землю животными,
растениями, птицами», приклеивая их на клей. Размещая своих животных в
местах их обитания на земном шаре, дети объясняли, почему именно в этом
месте может жить животное, а в другом нет.
В процессе выполнения творческой работы дети задали и обсудили с
преподавателем оригами многие познавательные вопросы, например:
- Почему на других планетах нет животных, людей?
- Почему мы называем Землю своим домом?
- Почему жираф не живет на Северном полюсе?
Результат
третьего
этапа
НОД:
включение
в
деятельность
оригами
сделало
ее
еще
более
интересной,
творческой,
способствовало
развитию
инициативы,
помогло
применить
на
практике
полученные
знания
об
окружающем мире, осознать причинно – следственные связи в мире живой и
неживой природы
В конце всей непрерывной образовательной деятельности дети подвели
итоги, отвечая на вопросы:
- Что вас больше всего заинтересовало?
- Что нового вы узнали?
- С кем вы можете поделиться своими знаниями?
Закончилась
наша
деятельность-путешествие
общим
хороводом
под
песню «Шире круг».
Результаты:
Изготовленный
макет
земного
шара
с
его
оригамскими
обитателями
впоследствии был использован во флешмобе детского сада
ко Дню
Земли. По данным опросов детей и родителей, чьи дети приняли участие
в интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Земля –
наш дом. Как хорошо жить в нем!» дети наглядно увидели социальную
значимость их деятельности, получили одобрение сверстников и более
младших ребят.
Интеграция
специалистов
в
нашей
непосредственно
образовательной
деятельности
экологической
направленности
позволила
нам
создать
условия
для
развития
каждого
ребенка,
помогла
позитивной
социализации
каждого
участника,
способствовало
личностному
развитию, развитию инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
соответствующих
возрасту видах деятельности (по ФГОС п.2.4)
Вывод:
Проведение
непрерывной
образовательной
деятельно сти
в
интегрированной форме требует большой подготовки специалистов. Но, при
всех
возможных
затруднениях,
интегрированная
форма
деятельности
интересная и эффективная. Участвуя в знакомых подвижных играх и выполняя
общеразвивающие упражнения, дети смогли оказать эмоциональную поддержку
друг
другу,
обменяться
знаниями,
побывать
в
роли
разных
животных,
потренироваться в имитации их повадок, попробовать решить проблемы их
жизни,
самостоятельно
догадаться,
в
каких
местах
и
почему
живут
определенные животные. Они задали и решили интересующие их вопросы по
затрагиваемым темам, смогли предложить собственные траектории и способы
продвижения
по
залу.
Таких
образом,
дошкольники
смогли
все
проиграть,
прожить
и
прочувствовать,
а
установление
положительных,
эмоционально
окрашенных связей - основа воспитания активной и инициативной личности.