Напоминание

"Становление и развитие логопедии за рубежом "


Автор: Раменская Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мадоу д/с "Тополёк"
Населённый пункт: г.Советский, Тюменская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Становление и развитие логопедии за рубежом "
Раздел: дошкольное образование





Назад





Становление и развитие логопедии за рубежом
С момента зарождения логопедии как науки наблюдалась ее дифференциация на две области — медицинскую и педагогическую, что и обусловило постоянное совместное участие и врачей, и педагогов в изучении этиологии, симптоматологии и терапии речевых нарушений. На раннем этапе развития логопедии (рубеж XVIII – XIX вв.) использовался сугубо эмпирический подход. В основном описывались только внешние, большей частью одиночные и разрозненные явления. Расстройства речи рассматривались преимущественно в медицине и касались главным образом отдельных клинических случаев. Большинство специалистов считали, что методы преодоления нарушений речи должны носить симптоматический характер, при этом доминирующими были медицинские методы. Однако наряду с ними использовались и методы дидактические «тренажерские». На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию всеобъемлющей классификации речевых нарушений. Учеными-логопедами одной из первых признана классификация Адольфа Куссмауля (1877), который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений и систематизировал их. Выделению учения о патологии речи в самостоятельную область знаний и появлению классификаций речевых нарушений во многом содействовало развитие исследований речи в норме как лингвистами, так и физиологами и выход в свет значительного числа работ, в которых рассматривались общеметодологические и частные вопросы патологии речи. В монографии, опубликованной в 1827 г., профессор Вильнюсского университета И. Франк одним их первых в Европе применил в обобщенном значении термин «дисла лия» как наименование вс ех в и д о в произносительных расстройств различной этиологии. В 30-х гг. XIX в. швейцарский врач Р. Шультесс также ввел этот термин в свои работы. Однако
он причислял к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. Именно точка зрения Р. Шультесса была принята в классификации А. Куссмауля. В 60-е гг. XIX в. А. Труссо предложил термин «афазия», который стал применяться в случаях утраты речи. Этот термин закрепился в медицине и получил широкое распространение. Среди проблем, связанных с патологией речи, обусловленной поражениями головного мозга, повышенным вниманием на всех этапах развития логопедии пользовались вопросы возникновения и преодоления афазии. Открытие французским врачом П. Брока локализации центра устной речи в лобных отделах мозга (1861), а также определение немецким психиатром К. Вернике центра восприятия речи положили начало дискуссии у ч е н ы х д в у х н а п р а в л е н и й — « л о к а л и з а ц и о н и с т о в » и «антилокализационистов». Первые привязывали сложные психические функции к определенным участкам мозга (Лихтгейм, 1885; Либманн, 1905). Вторые, в частности крупнейший афазиолог М.А. Гольдштейн (1870—1942), отмечали, что нарушения сложных функций нельзя соотносить с отдельными участками коры и мозг человека работает как единое целое. Встречались и ортодоксальные взгляды: П. Марк считал больных с афазией дементными, душевнобольными. Значительный вклад в понимание сложных психических функций внес выдающийся английский врач, физиолог и лингвист Джон Хьюлинг Джексон (1835 - 1911), который в 1863 г. доказал, что каждая функция имеет сложную вертикальную организацию, и утверждал, что нельзя локализовать функцию, так как она имеет сложное иерархическое строение («Избранные работы по афазии»). Проводились специальные исследования частных проявлений нарушений высших психических функций, например, различных видов апраксии, в том числе апраксии артикуляционного аппарата (Либманн), аграмматизма (А. Пик). Изучению нарушений сложных форм речевой
деятельности, проявляющихся при семантической афазии, были посвящены труды Х. Хэда. К концу XIX в. уточнилось мнение специалистов о заикании как сложном психофизическом расстройстве (Гутцманн А., 1879; Куссмауль А., 1878; Коэн А., 1878; и др.). Предпринимались попытки объяснять это нарушение различными видами неврозов - ожидания, с т р а ха , неполноценности, навязчивого невроза и др. Решающее значение для лечения этого типа речевого нарушения имели труд А. Гутцманна «Заикание и его надежное устранение методически разработанным и проверенным на практике способом» (1879), а также его практическая работа в качестве сурдопедагога и логопеда. Особенно благоприятные условия для развития логопедии в современном ее понимании сложились во второй половине XIX столетия, когда исправление недостатков речи явилось общественной потребностью. Это было связано с ростом больших городов и увеличением профессиональных групп учителей, служащих органов управления, деловых людей, а также служителей церкви, для которых владение правильной речью становилось необходимостью. Изучались вопросы влияния речевых нарушений на пригодность к военной службе. Научному становлению логопедии способствовали исследования Г. Гельмгольца в области физиологии слуха и анализа звука, открытие Даксами (отцом и сыном) зависимости нарушений речи от поражения коры головного мозга (1836), издание фундаментальных трудов А. Куссмауля. Указанные факторы послужили основой для включения логопедии как специального предмета в учебный план Берлинского университета, где педагоги и врачи вместе организовывали и осуществляли практическую помощь лицам с нарушениями речи. XIX век характеризуется бурным развитием естественных наук, усилением общественных устремлений к достижению средствами образования социальной полезности людей с ограниченными
возможностями. Наука (пока преимущественно медицина) еще накапливает необходимые знания, а развитие коррекционно-педагогических методов сдерживается отсутствием исследований соответствующих форм нарушений.


В раздел образования