Автор: Раменская Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Мадоу д/с "Тополёк" Населённый пункт: г.Советский, Тюменская обл. Наименование материала: статья Тема: "Становление и развитие логопедии за рубежом " Раздел: дошкольное образование
Становление и развитие логопедии за рубежом
С
момента
зарождения
логопедии
как
науки
наблюдалась
ее
дифференциация на две области — медицинскую и педагогическую, что и
обусловило постоянное совместное участие и врачей, и педагогов в изучении
этиологии, симптоматологии и терапии речевых нарушений.
На
раннем
этапе
развития
логопедии
(рубеж
XVIII
–
XIX
вв.)
использовался сугубо эмпирический подход. В основном описывались только
внешние, большей частью одиночные и разрозненные явления. Расстройства
речи рассматривались преимущественно в медицине и касались главным
образом
отдельных
клинических
случаев.
Большинство
специалистов
считали,
что
методы
преодоления
нарушений
речи
должны
носить
симптоматический характер, при этом доминирующими были медицинские
методы. Однако наряду с ними использовались и методы дидактические
«тренажерские».
На
протяжении
всей
истории
развития
логопедии
исследователи
стремились к созданию всеобъемлющей классификации речевых нарушений.
Учеными-логопедами одной из первых признана классификация Адольфа
Куссмауля
(1877),
который
подверг
критическому
анализу
сложившиеся
ранее представления о видах речевых нарушений и систематизировал их.
Выделению учения о патологии речи в самостоятельную область знаний
и появлению классификаций речевых нарушений во многом содействовало
развитие исследований речи в норме как лингвистами, так и физиологами и
выход
в
свет
значительного
числа
работ,
в
которых
рассматривались
общеметодологические и частные вопросы патологии речи.
В
монографии,
опубликованной
в
1827
г.,
профессор
Вильнюсского
университета И. Франк одним их первых в Европе применил в обобщенном
значении
термин
«дисла лия»
как
наименование
вс ех
в и д о в
произносительных
расстройств
различной
этиологии.
В
30-х
гг.
XIX
в.
швейцарский врач Р. Шультесс также ввел этот термин в свои работы. Однако
он
причислял
к
дислалии
лишь
произносительные
нарушения,
обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. Именно
точка зрения Р. Шультесса была принята в классификации А. Куссмауля.
В 60-е гг. XIX в. А. Труссо предложил термин «афазия», который стал
применяться в случаях утраты речи. Этот термин закрепился в медицине и
получил широкое распространение.
Среди
проблем,
связанных
с
патологией
речи,
обусловленной
поражениями
головного
мозга,
повышенным
вниманием
на
всех
этапах
развития
логопедии
пользовались
вопросы
возникновения
и
преодоления
афазии. Открытие французским врачом П. Брока локализации центра устной
речи
в
лобных
отделах
мозга
(1861),
а
также
определение
немецким
психиатром К. Вернике центра восприятия речи положили начало дискуссии
у ч е н ы х
д в у х
н а п р а в л е н и й
—
« л о к а л и з а ц и о н и с т о в »
и
«антилокализационистов».
Первые
привязывали
сложные
психические
функции к определенным участкам мозга (Лихтгейм, 1885; Либманн, 1905).
Вторые, в частности крупнейший афазиолог М.А. Гольдштейн (1870—1942),
отмечали, что нарушения сложных функций нельзя соотносить с отдельными
участками коры и мозг человека работает как единое целое. Встречались и
ортодоксальные взгляды: П. Марк считал больных с афазией дементными,
душевнобольными.
Значительный вклад в понимание сложных психических функций внес
выдающийся английский врач, физиолог и лингвист Джон Хьюлинг Джексон
(1835 - 1911), который в 1863 г. доказал, что каждая функция имеет сложную
вертикальную организацию, и утверждал, что нельзя локализовать функцию,
так как она имеет сложное иерархическое строение («Избранные работы по
афазии»).
Проводились
специальные
исследования
частных
проявлений
нарушений
высших
психических
функций,
например,
различных
видов
апраксии,
в
том
числе
апраксии
артикуляционного
аппарата
(Либманн),
аграмматизма
(А.
Пик).
Изучению
нарушений
сложных
форм
речевой
деятельности, проявляющихся при семантической афазии, были посвящены
труды Х. Хэда.
К
концу
XIX
в.
уточнилось
мнение
специалистов
о
заикании
как
сложном психофизическом расстройстве (Гутцманн А., 1879; Куссмауль А.,
1878;
Коэн
А.,
1878;
и
др.).
Предпринимались
попытки
объяснять
это
нарушение
различными
видами
неврозов
-
ожидания,
с т р а ха ,
неполноценности, навязчивого невроза и др. Решающее значение для лечения
этого типа речевого нарушения имели труд А. Гутцманна «Заикание и его
надежное
устранение
методически
разработанным
и
проверенным
на
практике способом» (1879), а также его практическая работа в качестве
сурдопедагога и логопеда.
Особенно
благоприятные
условия
для
развития
логопедии
в
современном ее понимании сложились во второй половине XIX столетия,
когда исправление недостатков речи явилось общественной потребностью.
Это
было
связано
с
ростом
больших
городов
и
увеличением
профессиональных групп учителей, служащих органов управления, деловых
людей, а также служителей церкви, для которых владение правильной речью
становилось
необходимостью.
Изучались
вопросы
влияния
речевых
нарушений на пригодность к военной службе.
Научному
становлению
логопедии
способствовали
исследования
Г.
Гельмгольца в области физиологии слуха и анализа звука, открытие Даксами
(отцом и сыном) зависимости нарушений речи от поражения коры головного
мозга (1836), издание фундаментальных трудов А. Куссмауля.
Указанные факторы послужили основой для включения логопедии как
специального
предмета
в
учебный
план
Берлинского
университета,
где
педагоги
и
врачи
вместе
организовывали
и
осуществляли
практическую
помощь лицам с нарушениями речи.
XIX
век
характеризуется
бурным
развитием
естественных
наук,
усилением
общественных
устремлений
к
достижению
средствами
образования
социальной
полезности
людей
с
ограниченными
возможностями. Наука (пока преимущественно медицина) еще накапливает
необходимые
знания,
а
развитие
коррекционно-педагогических
методов
сдерживается отсутствием исследований соответствующих форм нарушений.