Автор: Коншина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г. Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Экологический проект по трудовому воспитанию "ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ"
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Экологический
проект
по
трудовому
воспитанию
детей
в
старшей
группе
: «
Трудовой
десант
».
Воспитатель гр №5
Коншина Ирина Викторовна
Освоение
навыков
трудовой деятельности – это одно из основных
средств воспитания у детей стремления и способности трудиться. Как бы ни
был увлечен ребенок целью труда, не владея определенными трудовыми
навыками, он никогда не достигнет результата.
Трудовое
воспитание
-
важное
средство
всестороннего
развития
личности дошкольника через ознакомление с трудом взрослых, приобщения
детей к доступной трудовой деятельности.
Сформированные
трудовые
навыки
и
умения
являются
основой
воспитания у детей серьезного отношения к труду, активного
желания
трудиться
по
собственной
воле,
успешно
его
завершать
и
получать
положительный результат.
Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста —
это
деятельность,
направленная
на
развитие
трудовых
способностей
дошкольников,
ответственного
отношения
к
труду,
формирование
психологической
готовности,
а
также
положительно
влияющая
на
умственное и физическое развитие ребенка.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей
дошкольного
возраста,
так
как
на
этом
этапе
у
ребенка
происходит
формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Цель
проекта:
решать
задачи
экологического
образования
детей
дошкольного
возраста
через
трудовое
воспитание,
используя
раннее
приобретенные трудовые навыки и умения.
Задачи проекта:
•
Систематизировать знания об окружающем мире природы;
•
Формирование
позитивного
опыта
взаимодействия
ребёнка
с
окружающим миром, умений и навыков в трудовой деятельности;
•
Развивать познавательную активность;
•
Воспитание личностных качеств – трудолюбия и самостоятельности;
•
Воспитание
положительных
отношений
между
детьми
в
процессе
труда.
Образовательные области:
•
Коммуникативное – личностное развитие
•
Познавательно-речевое развитие
•
Художественно – эстетическое развитие
•
Физическое развитие
Ожидаемые результаты:
•
Воспитание бережного, ответственного отношения к природе во время
трудовых занятий.
•
В процессе коллективной трудовой деятельности дети должны уметь
согласовывать
свои
действия,
желания,
интересы
с
работающими
рядом,
приходить
при
необходимости
на
помощь
и
обращаться
за
помощью, использовать тактичные формы обращения.
•
Умение ухаживать за растениями, бережно, осторожно, ответственно.
Основные принципы работы:
•
Системность
•
Ориентация на возраст ребенка
•
Интеграция
•
Преемственность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
Условия организации труда детей:
•
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
•
Подбор оборудования для труда
•
Систематическое
включение
каждого
ребенка
в
труд
на
правах
партнера
•
Создание мотивации трудовой деятельности
•
Демонстрация заинтересованности педагога
•
Поощрения в процессе и по результатам труда
•
Создание
в
группе
трудовой
атмосферы,
постоянной
занятости,
стремление к полезным делам
•
Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка
Формы организации труда детей:
Поручения
•
Подгрупповые
•
Коллективные
Коллективный труд
•
Общий труд
•
Совместный труд
Средства, методы и приемы трудового воспитания:
•
Совместная деятельность в процессе режимных моментов
•
Наблюдения за трудом взрослых
•
Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
•
Художественные средства (изо, художественная литература и др.)
•
Дидактические, настольные, с/р игры
•
Рассматривание картин и иллюстраций.
Дидактическое обеспечении:
•
Картины, репродукции.
•
Инвентарь для труда в природе.
•
Подборка произведений по теме в соответствии с возрастной группой.
•
Художественная литература и детские энциклопедии, знакомящие детей
с трудовой деятельностью.
Педагогические методы:
•
Чтение художественных произведений.
•
Рассматривание иллюстраций.
•
Отбор предметных картинок по заданию воспитателя.
•
Рассказ воспитателя.
•
Исследовательская деятельность детей в поисках объекта наблюдения
в природе.
Подготовительный этап.
•
Чтение (прослушивание) рассказов В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Н.
И. Сладкова.
•
Выбор объектов исследования.
•
Научить проводить длительные наблюдения.
Основной этап.
Наблюдения
с
изменением
объекта
исследования. Ознакомление
с
трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Практический этап:
•
Чтение стихотворений, народных загадок, пословиц и поговорок.
•
Знакомство
с
объектами
исследования
в
природе,
наблюдение
за
работой дворника на участке.
•
Беседы.
Содержание
экологического
проекта
по
трудовому
воспитанию
Декабрь
1.
«Елочка в гости к нам пришла»
Операция «Зеленая елочка, живая иголочка». Введение детей в проблемную
ситуацию и решение проблемы: стоит ли из-за несколько праздничных дней
губить живое дерево.
Методическое обеспечение: письмо от лесной красавицы.
2.
Трудовой десант «Снежное покрывало для елочки».
Развивающая среда: лопатки, совки, ведерки для сбора снега. «Что такое
снегозадержание?».
Методическое обеспечение: экологический экскурс «Тепло ли тебе, елочка?»
Продуктивная деятельность: рисование красками «Елочка под снежным
покрывалом».
Январь
1.
«Наблюдение за работой дворника».
Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи,
орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Наблюдение: Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него
широкая,
зачем?
Предложить
детям
помочь
очистить
дорожки,
участок
площадки от снега.
2.
Трудовой десант: «Почистим дорожки от снега».
Формировать умение работать в коллективе.
Воспитание у дошкольников
позитивного
отношения
к
труду,
развитие
желания
научиться,
стать
самостоятельным,
умелым,
способным
справляться
с
возникающими
затруднениями и оказывать помощь и поддержку своим друзьям в случае
необходимости. Используем
поговорки: «Глаза боятся, а руки делают»,
«Один в поле не воин», «Без труда не вынешь рыбку из пруда».
3.
Развивающая среда: лопатки, совки, ведерки для сбора снега.
4.
Методическое
обеспечение:
экологический
экскурс-беседа
«Земля
–
наш общий дом».
Работа с родителями:
•
Беседы
•
Консультации, рекомендации
•
Тематические стенды
•
Участие в жизни ДОУ
Заключительный
этап:
Организация
фотовыставки
«НАШ
ТРУДОВОЙ
ДЕСАНТ».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М. : Просвещение
1983.
2.
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. Методическое пособие. - М. :
Педагогическое общество России,2003.
3.
Мирасова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках.
– М. : «Гном-Пресс», 1999
4.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
5.
Информация с интернет - ресурсов.