Автор: Акимова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ Детский сад №41
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Минутки здоровья"
Раздел: дошкольное образование
«Минутки здоровья»
Сформировать
у
маленького
ребёнка
интерес
к
своему
здоровью,
ответственность,
внутреннюю
активность,
повысить
самооценку,
а
также
расширить
кругозор
позволяют
«минутки
здоровья».
Это
разнообразные
упражнения,
направленные
на
профилактику
нарушений
опорно-
двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной
и
мелкой
моторики,
речи,
положительного
самоощущения.
«Минутки
здоровья» проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности
детей. Они хорошо вписываются в систему оздоровительной деятельности
любой
современной
программы
по
воспитанию
дошкольников,
так
как
построены
в
соответствии
с
современными
подходами
и
направлены
на
формирование здорового образа жизни.
Занятия с интеллектуальной нагрузкой требуют от детей различных сложно-
координированных
движений.
Однако
механизмы,
обеспечивающие
эти
движения,
ещё
не
сформированы.
Мышцы
ребёнка
могут
находиться
в
состоянии длительного статического напряжения, что приводит к общему
утомлению
дошкольников.
При
этом
ухудшаются
внимание,
память,
работоспособность и в целом резко снижается педагогическая эффективность
занятия.
«Минутки здоровья» включают в себя игровой, закаливающий массаж и
самомассаж, гимнастику здорового зрения, корригирующие упражнения для
мышц спины и стопы, дыхательную гимнастику, релаксационные игры и
упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения. Исходя из
особенностей
развития
детей,
именно
в
период
дошкольного
детства
накапливаются яркие, образные впечатления. Поэтому методическую основу
содержания «минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приёмы.
Использование в их контексте малых форм народного фольклора (потешек,
приговорок, закличек и т.п.) «оживляет» игровые ситуации общения яркими
образами, позволяющими детям обыграть выполняемые движения в нужном
темпе и ритме.
Содержание «минуток здоровья» требует чёткого соответствия смыслу
стихотворения и динамике развития сюжета. Очень нелегко подобрать
такие двустишия и четверостишия для всех видов «минуток здоровья» в
контексте обозначенных тем. Поэтому многие тексты авторские, в которых
слиты воедино слог, ритм, темп, движение, смысл.
Маленькие
«спектакли»,
которые
разыгрывают
дети,
оздоравливаясь
и
развиваясь,
длятся
всего
1-3
минуты,
а
текст
укладывается
в
маленькое
четверостишие.
Например,
игровой
самомассаж
шеи
и
грудной
области
«Лечим медвежонка» (текст автора), который предлагается в теме «Дикие
животные»:
Медвежонок наш простужен,
Мёд ему сегодня нужен.
Мы дадим ему на ужин.
(Поглаживать шею от подбородка к грудному отделе).
А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной
клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)
Каждый вид «минуток здоровья» своеобразен. Так, игровой самомассаж – это
уникальная тактильная гимнастика, которая проводится для разных частей
тела и биологически активных зон в направлении кроветока от периферии к
центру для положительного воздействия на все наши органы и системы.
Упражнения
здорового
зрения
–
необычные
путешествия
по
офтальмо-
тренажёрам, снимающие значительные зрительные нагрузки детей. Данные
упражнения
предусматривают
движение
глазного
яблока
по
всем
направлениям,
а
также
включают
самомассаж.
Для
фиксации
взгляда
используются
зрительные
метки
–
картинки,
деревянные
палочки
с
предметами
на
конце,
схемы
зрительно-двигательных
проекций,
составляющие единый игровой сюжет. Дыхательная гимнастика – тренинг
правильного дыхания, включающий отработку вдоха и выдоха, что позволяет
повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать
детей
на
занятии.
Гимнастика
для
мышц
спины
и
стопы
-
комплекс
интересных
поз
и
перевоплощений,
которые
снимают
статическое
напряжение
и
укрепляют
мышцы
спины
и
стопы.
Психогимнастика
–
психомышечная тренировка. Ребёнок, осваивая чередование напряжения и
расслабления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей,
корпуса), учится сознательно управлять своим телом и саморегулировать своё
эмоциональное состояние и поведение.
Ежедневное
применение
«минуток
здоровья»
в
работе
с
дошкольниками
позволит
снизить
умственное
утомление,
улучшить
функциональное
состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга,
насытить
энергетические
каналы
позитивной
энергией,
повысить
общий
тонус,
иммунитет
у
детей,
активизировать
их
познавательные
процессы,
создать положительный эмоциональный настрой.
Оригинальность
«минуток
здоровья»
по
своей
форме
и
содержанию
(например,
игровой
самомассаж
«Ёж»
(с
массажными
щётками,
имитирующими
ежика);
дыхательно-звуковой
комплекс
«В
зоопарке»
с
имитацией поз животных; «Пальминг» (оптическое голодание) – для глаз;
«Камень
превращается
в
верёвочку»
(контрастные
образы
напряжения
и
расслабления) и т.д.), а также их насыщенность разнообразной практической
и игровой деятельностью позволит ребёнку глубже познать свой организм и
возможности его использования, повысить интерес к собственному здоровью,
потребность в самостоятельном проведении оздоровительных пауз в детском
саду и семье, воспитать его в русле национальных традиций.