Напоминание

"Минутки здоровья"


Автор: Акимова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ Детский сад №41
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Минутки здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Минутки здоровья»

Сформировать

у

маленького

ребёнка

интерес

к

своему

здоровью,

ответственность,

внутреннюю

активность,

повысить

самооценку,

а

также

расширить

кругозор

позволяют

«минутки

здоровья».

Это

разнообразные

упражнения,

направленные

на

профилактику

нарушений

опорно-

двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной

и

мелкой

моторики,

речи,

положительного

самоощущения.

«Минутки

здоровья» проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности

детей. Они хорошо вписываются в систему оздоровительной деятельности

любой

современной

программы

по

воспитанию

дошкольников,

так

как

построены

в

соответствии

с

современными

подходами

и

направлены

на

формирование здорового образа жизни.

Занятия с интеллектуальной нагрузкой требуют от детей различных сложно-

координированных

движений.

Однако

механизмы,

обеспечивающие

эти

движения,

ещё

не

сформированы.

Мышцы

ребёнка

могут

находиться

в

состоянии длительного статического напряжения, что приводит к общему

утомлению

дошкольников.

При

этом

ухудшаются

внимание,

память,

работоспособность и в целом резко снижается педагогическая эффективность

занятия.

«Минутки здоровья» включают в себя игровой, закаливающий массаж и

самомассаж, гимнастику здорового зрения, корригирующие упражнения для

мышц спины и стопы, дыхательную гимнастику, релаксационные игры и

упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения. Исходя из

особенностей

развития

детей,

именно

в

период

дошкольного

детства

накапливаются яркие, образные впечатления. Поэтому методическую основу

содержания «минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приёмы.

Использование в их контексте малых форм народного фольклора (потешек,

приговорок, закличек и т.п.) «оживляет» игровые ситуации общения яркими

образами, позволяющими детям обыграть выполняемые движения в нужном

темпе и ритме.

Содержание «минуток здоровья» требует чёткого соответствия смыслу

стихотворения и динамике развития сюжета. Очень нелегко подобрать

такие двустишия и четверостишия для всех видов «минуток здоровья» в

контексте обозначенных тем. Поэтому многие тексты авторские, в которых

слиты воедино слог, ритм, темп, движение, смысл.

Маленькие

«спектакли»,

которые

разыгрывают

дети,

оздоравливаясь

и

развиваясь,

длятся

всего

1-3

минуты,

а

текст

укладывается

в

маленькое

четверостишие.

Например,

игровой

самомассаж

шеи

и

грудной

области

«Лечим медвежонка» (текст автора), который предлагается в теме «Дикие

животные»:

Медвежонок наш простужен,

Мёд ему сегодня нужен.

Мы дадим ему на ужин.

(Поглаживать шею от подбородка к грудному отделе).

А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной

клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

Каждый вид «минуток здоровья» своеобразен. Так, игровой самомассаж – это

уникальная тактильная гимнастика, которая проводится для разных частей

тела и биологически активных зон в направлении кроветока от периферии к

центру для положительного воздействия на все наши органы и системы.

Упражнения

здорового

зрения

необычные

путешествия

по

офтальмо-

тренажёрам, снимающие значительные зрительные нагрузки детей. Данные

упражнения

предусматривают

движение

глазного

яблока

по

всем

направлениям,

а

также

включают

самомассаж.

Для

фиксации

взгляда

используются

зрительные

метки

картинки,

деревянные

палочки

с

предметами

на

конце,

схемы

зрительно-двигательных

проекций,

составляющие единый игровой сюжет. Дыхательная гимнастика – тренинг

правильного дыхания, включающий отработку вдоха и выдоха, что позволяет

повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать

детей

на

занятии.

Гимнастика

для

мышц

спины

и

стопы

-

комплекс

интересных

поз

и

перевоплощений,

которые

снимают

статическое

напряжение

и

укрепляют

мышцы

спины

и

стопы.

Психогимнастика

психомышечная тренировка. Ребёнок, осваивая чередование напряжения и

расслабления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей,

корпуса), учится сознательно управлять своим телом и саморегулировать своё

эмоциональное состояние и поведение.

Ежедневное

применение

«минуток

здоровья»

в

работе

с

дошкольниками

позволит

снизить

умственное

утомление,

улучшить

функциональное

состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга,

насытить

энергетические

каналы

позитивной

энергией,

повысить

общий

тонус,

иммунитет

у

детей,

активизировать

их

познавательные

процессы,

создать положительный эмоциональный настрой.

Оригинальность

«минуток

здоровья»

по

своей

форме

и

содержанию

(например,

игровой

самомассаж

«Ёж»

массажными

щётками,

имитирующими

ежика);

дыхательно-звуковой

комплекс

«В

зоопарке»

с

имитацией поз животных; «Пальминг» (оптическое голодание) – для глаз;

«Камень

превращается

в

верёвочку»

(контрастные

образы

напряжения

и

расслабления) и т.д.), а также их насыщенность разнообразной практической

и игровой деятельностью позволит ребёнку глубже познать свой организм и

возможности его использования, повысить интерес к собственному здоровью,

потребность в самостоятельном проведении оздоровительных пауз в детском

саду и семье, воспитать его в русле национальных традиций.



В раздел образования