Автор: Иваничкина Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №65 "Калинка"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности
у
детей
дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая
личность,
и
закладываются
прочные
основы
опыта
жизнедеятельности,
здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям
не
может
самостоятельно
определить
всю
меру
опасности.
Поэтому
на
взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.
В
проекте
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
общего
образования
основным
направлением
является
создание
условий
развития
ребёнка,
открывающих
возможности
для
его
позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующими возрасту видами деятельности. Одним из условий для
полноценного
развития
подрастающего
поколения
является
воспитание
физически здорового ребенка. Решение этой задачи неразрывно связано с
обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.
Однако маленькие дети в силу своих физиологических и психологических
особенностей
не
могут
самостоятельно
осознавать
всю
меру
опасности,грозящей
им. Поэтому перед нами стоит важнейшая задача-
защитить детей, обучая их безопасному поведению. Выдающийся педагог
Януш Корчак писал: "Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется
быть здоровыми и сильными, только не знают, что для этого надо делать.
Объясни
им,
и
они
будут
беречься".
Одной
из
главных
задач
является
воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать
знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации.
Игра
–
ведущий
вид
деятельности
ребенка
дошкольного
возраста.
Она
занимает
в
жизни
дошкольника
особое
место.
Театрализованные
игры
используются
как
составляющая
образовательной
деятельности
,
в
свободное же время дети с удовольствием играют в придуманные ими игры.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее
тематика
не
ограничена
и
может
быть
использована
во
всех
видах
деятельности в детском саду. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим
миром
во
всем
его
многообразии,
а
умело
поставленные
воспитателем
вопросы и проблемные ситуации, побуждают думать, анализировать, делать
выводы и обобщения. Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем
лучше. А как это сделать без тягостных нравоучений и назиданий?
Как
подтверждают
многочисленные
исследования,
одним
из
самых
интересных занятий детей дошкольного возраста является театрализация.
Театр- один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его
основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной
театральной игры.
Театральная деятельность - кладовая для решения многих педагогических
задач:
-Углубление
и
систематизация
знаний
детей
о
навыках
безопасного
поведения;
- создание
условий
для усвоения и закрепления знаний детей и их
родителей основ безопасности жизнедеятельности;
- поддержание стремления детей самостоятельно искать выразительные
средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест;
- развитие творческой самостоятельности детей, побуждение передавать
настроение и характер музыки, создавать яркий образ героя;
-
воспитание
устойчивого
интереса
к
театрализованной
деятельности,
желания использовать различные роли.
С
помощью
таких
сказок
как
«Колобок»(непослушание
и
беспечность
привели к трагедии), «Красная шапочка»( разговор с незнакомцем(серым
Волком)
оканчивается
плачевно),
«Волк
и
семеро
козлят»(
беспечности
глупых козлят и невыполнение наказа матери-козы приводят к плохому),
«Три поросенка» (пренебрежение собственной безопасностью), , «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка» (несоблюдение правил поведения на улице),
«Гуси-лебеди»(
присмотр
за
малышом
оказался
менее
важным,
чем
развлечения) до детей доходит суть и они сами комментируют действиями и
дают спасительные советы.
Театрализованные занятия, проводимые с детьми, выполняют одновременно
познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание,
формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех
основных
целей:
развитию
речи
и
навыков
театрально-исполнительской
деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному
развитию детей.
Главная
цель
по
формированию
у
детей
безопасного
поведения
-
дать
каждому
ребенку
основные
понятия
опасных
для
жизни
ситуаций
и
особенностей поведения в них.
Литература:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н.
2. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007–144с. 2.
Дошкольная педагогика — 2013. — № 10. — С. 6–11.