Напоминание

"Музыкотерапия в лечебной педагогике"


Автор: Горшенина Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: город Салават, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкотерапия в лечебной педагогике"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Музыкотерапия в лечебной педагогике» (слайд №1)

Слайд№2

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.

Что такое музыка? Каждый человек ответит по - своему. Один скажет, что

это вид искусства, второй – что это ноты и звуки, а третий - мелодии и ритмы.

И все будут правы. Музыка – это вид искусства, в котором художественные

образы воплощаются через звуки. А что такое звуки? Это вибрации, колебании,

они заставляют вибрировать наши слуховые перепонки, и мы, таким образом,

улавливаем звук или импульс.

С л а й д

№ 3 Использование

музыки

в

целях

оздоровления

имеет

тысячелетнюю

историю.

Корни

возникновения

музыкотерапии

как

метода

лечения

уходят

в

четвертое

тысячелетие

до

н.э.

Высокую

оценку

лечебное

воздействие музыки получило в медицинских науках Египта, Греции, Рима. Сам

термин «МУЗЫКОТЕРАПИЯ» имеет греко-латинское происхождение и означает

«ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ». С 19 столетия музыкотерапию начали использовать в

психиатрических заведениях. После первой мировой войны немецкие терапевты

ее использовали при лечении язвы желудка и легких форм туберкулеза. Во

второй половине 20 столетия было доказано, что музыка активно влияет на

функции всех жизненно важных физиологических систем, на дыхание, сердечно-

сосудистую

систему,

кровообращение,

приводит

даже

к

гормональным

и

биохимическим изменениям.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние

человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый

плеск

волны,

например,

снимает

психическое

напряжение,

успокаивает.

Наиболее чувствительны к плеску волны, шуму дождя люди, родившиеся под

знаком Рыбы, Рака, Скорпиона, чья стихия — вода.

Однако

врачуют

не

только

естественные,

но

и

искусственно

созданные,

упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду,

улучшают настроение.

Слайд №4 К целебной музыке относятся: звуки природы, этническая музыка,

классическая музыка и мягкая инструментальная музыка.

Слайд №5 Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную

( пассивную), когда пациент занимает позицию простого слушателя, активную

когда

пациент

играет

или

поет; интегративную(связь

музыки

с

другими

видами

искусства),

например:

рисование

под

музыку,

создание

стихов,

музыкально-подвижные игры.

Слайд

№6

В

детском

саду

активная

музыкотерапия

подразделяется

на

вокалотерапию и инструментальную терапию.

Слайд №7 Аспекты воздействия музыкотерапии:

Психологическое – в процессе которого с помощью музыки осуществляется

лечебное воздействие на функции организма.

Психотерапевтическое

в

проце ссе

которого

с

помощью

музыки

осуществляется

коррекция

отклонений

в

личностном

развитии

и

психоэмоциональном состоянии.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме.

Слайд №8 Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, ученые

отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов

является музыкотерапия.

Музыкой можно просто наслаждаться, можно снимать стрессы, повышать

работоспособность, развивать художественные способности и способности к

учебе,

а

самое

главное,

лечить

детей

с

ограниченными

физическими

и

умственными возможностями, больными с болезнями синдрома Дауна, ДЦП и

др.

Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-

психических заболеваний. Она снимает меланхолию, а если верить библейской

легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.

Слайд

№9 Спокойная музыка способна изменить душевное и

физическое

состояние человека:

-

замедляет пульс

-

способствует расширению сосудов

-

нормализует артериальное давление

-

стимулирует пищеварение

-

улучшает аппетит

-

стимулирует дыхание и кровообращение

-

усиливает внимание

.Громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает и взрослого и

ребенка состояния уравновешенности, спокойствия. Например, на рок-концертах

она побуждает к разрушительным действиям. Такая музыка противопоказана

гипервозбудимым детям. Поэтому очень важно, какую музыку слушают дети.

Интересно,

что классическая

музыка

Баха,

Моцарта,

Бетховена

оказывает

удивительное

антистрессовое

воздействие

на

детскую

психику.

Например,

заснуть ребенку поможет «Лунная соната» Бетховена, избавиться от тревожных

переживаний и неуверенности помогут вальсы Страуса, поднимут настроение

«Времена года» Вивальди.

В

дошкольном

возрасте

активизирующий

эффект музыки

достигается

музыкальным оформлением различных игр.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и

речевых

расстройств

(тиков,

заикания,

нарушений

координации,

расторможенности, чувства ритма, речевого дыхания). С детьми дошкольного

возраста

она

осуществляется

в

форме

занятий

с

ритмическими

играми,

дыхательной

гимнастикой,

воспроизведением

заданного

ритма

как

в

ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной

работы,

когда

исключается

речевое

общение.

Исключение

составляет

мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей.

Разработка

и

проведение музыкотерапии в

детском

и

подростковом

в о з р а с т е

т р е б у е т

т в о р ч е с к о г о

с о т р уд н и ч е с т в а

с

в р а ч а м и ,

психологами, му з ы ка ль ны ми

пед а го га ми.

К а к

п о к а з ы в а е т

опыт, музыкотерапия способствует:

улучшению

общего

эмоционального

состояния

детей;

улучшению

исполнения

качества

движений

(развиваются

выразительность, ритмичность, координация, плавность); стимуляции речевой

функции.

Музыка

способна

помочь

страдающим

депрессией,

бессоницей,

больным раком, детям с ДЦП, с болезнью синдрома Дауна, людям с проблемами

желудка, сердца и прочее.

Слайд №10

Результаты исследований воздействия музыкальных инструментов на организм

человека показывают:

Скрипка

лечит

душу,

вызывает

сострадание,

благотворно

действует

на

меланхоликов, благотворно влияет на работу тонкого кишечника.

Орган- приводит ум в порядок.

Пианино – воздействует на желудок,

мочевой пузырь, очищает щитовидную

железу.

Барабан-

воздействует

на

позвоночник,

восстанавливает

ритм

сердца,

стимулирует кровеносную систему.

Флейта- очищает бронхо-легочную систему, лечит несчастную любовь, снимает

озлобленность, лечит печень.

Баян, аккордеон- активизирует работу брюшной полости.

Арфа – воздействует на легкие, устанавливает кровяное давление.

Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему, влияет на

работу почек.

Балалайка – лечит органы пищеварения.

Губная гармонь – благотворно влияет на работу толстого кишечника.

В

заключении

хочется

отметить,

что

музыка

самое

безопасное

профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных

последствий.

Она

показана

всем

без

исключения.

Это

то

средство,

которое

доступно каждому и никогда не принесет вреда. В человеке заложено стремление

к прекрасному, духовному. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести

гармонию с природой и окружающей жизнью.

Слайд

№11.

Музыкотерапия

метод,

основанный

на

целительном

воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Слайд № 12 Спасибо за внимание!



В раздел образования