Автор: Коняева Наталия Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: п. Ильинский Пермский край
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный
способ планирования своей деятельности»
Участники: педагоги ДОО
Цель: Обмен опытом педагогической деятельности по формированию
умения нестандартного планирования.
Задачи:
- познакомить коллег с методом планирования, интеллект – картой;
- научить основным приёмам создания интеллект – карты;
- отработать приём создания интеллект – карты в деятельностном режиме в
виде планирования праздника «Масленица» в ДОУ.
Оборудование: Ноутбук, проектор, доска магнитно- маркерная, маркеры,
фломастеры, цветные карандаши, ластик, ватман А3 – 6 листов, облако
«рефлексии» на слайде.
Раздаточный материал: буклет «Что такое интеллект-карты?»
Основные этапы мастер-класса:
I. Подготовительно-организационный:
Создание рабочего позитивного настроя;
Определение группы педагогов, для мастер-класса;
Постановка проблемы;
Знакомство с применением метода в практической деятельность
«мастера»;
Подготовка к практической деятельности.
II. Основная часть:
Практическое выполнение. Работа в группах.
Работа мастера с залом
III. Афиширование результатов.
Представление продукта деятельности участниками мастер-класса;
Дополнение мастером по теме продукта практической деятельности
IV. Рефлексия
1. Подготовительно-организационный
- Свой мастер-класс я предлагаю начать с «разминки для ума»
Просмотр видео «Нестандартное мышление»
- Отвечаем на вопросы дружно в слух!
Постановка педагогической проблемы
- Уважаемые коллеги!
Прошу встать с места счастливчиков,
обладателей
нестандартного
мышления.
Мои
аплодисменты,
дальнейшую
работу
мы
продолжим совместно!
Выбираются педагоги для работы мастер-класс, приглашаются за столы
Сегодня, в рамках своего мастер-класса я познакомлю вас с интересным
методом планирования – в виде интеллект-карты.
Такой метод планирования придумал английский психолог Тони Бьюзен
- по другому «ассоциативная карта» или «карта ума», ментальные карты и
др.
РИСУЮ – АССОЦИИРУЮ – ЗАПОМИНАЮ
- Что собой представляет интеллект-карта? И как она выглядит?
Наглядный показ на доске с помощью рисования
Алгоритм, как составить интеллект-карту:
1. Расположение листа – горизонтально, это более удобно и вы это поймёте.
2. Несколько цветных карандашей, почему? Их можно стереть! Но подойдут
и фломастеры. Использование цвета позволяет разделить информацию на
блоки.
3. Главное!
Начинайте
с
центра. В
центре
находится
самая
главная
мысль,
цель
построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся
новые идеи, чем ее дополнить.
Читайте
по
часовой
стрелке,
начиная
с
правого
верхнего
угла. Информация
считывается
по
кругу,
начиная
с
центра
карты
и
продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило
принято
для
чтения
всех
интеллект-карт.
Если
вы
задаете
другую
последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.
Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше
смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на
восприятие
текста
нужно
время.
Разные
цвета
могут
по-разному
восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных
людей.
4.Центральный образ
Одно
из
ключевых
понятий
в
создании
интеллект-карт,
без
которого
невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена
интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким
объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной
целью
создания
интеллект-карты.
Для
этого
максимально
четко
ставьте
задачу,
используйте
при
создании
центрального
образа
наиболее
«цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.
5. Оформление
Рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с
максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш
мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная
ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте —
достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет
необходимая информация.
Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень
индивидуально для каждого человека.
Используйте
ключевые
слова!
Их
должно
быть
немного,
чтобы
они
не
складывались в законченное предложение. Когда вы читаете лишь ключевые
слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество
новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.
Используйте
печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается
значительно дольше, чем обычный печатный.
Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты
или заносите в комментарии вокруг объектов карты
Связывайте
мысли!
Использование
связующих
ветвей
помогает
нашему
мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать
целостный образ.
Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не
больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший
человек.
- Как гласит китайская пословица "Расскажи — и я забуду, покажи — и я
запомню, дай попробовать — и я пойму!»
От слов к делу
- Вам предстоит разработать план подготовки праздника «Масленица» в ДОУ
с помощью создания интеллект карты. На работу 7-10 минут. После чего вы
должны
кратко
рассказать
о
своей
карте.
Всё.
Вперёд.
Включаем
воображение!!! На столах у вас имеется всё необходимое, но главное у вас в
ГОЛОВЕ!
II. Основная часть:
Практическое выполнение
Работа педагогов в группе (можно в двух группах)
III. Афиширование результатов.
По одному участнику от каждой группы кратко представляют свою работу.
Руководитель подводит итог, предлагает свою схему ПРАЗДНИКА.
- Совсем не обязательно быть художником, достаточно владеть графическим
навыком изображения.
Многих сейчас терзает вопрос «Да зачем эта карта мне нужна?!» может и
вполне справедливо, мы с вами разные, мышление и память у нас работают
по
разному.
Кто-то
запоминает
страницу
текста
легко,
а
кто-то,
как
я,
ассоциирует текст с графическим изображением. Достаточно посмотреть на
такой план, как основные мысли текста сами всплывают в памяти.
На слайде для сравнения: Алгоритм в тексте и нарисованная интеллект-
карта Алгоритма .
Область применения интеллект - карт в работе педагога безгранична:
-
составление
плана,
подготовка
к
презентации,
разработка
любого
мероприятия, экскурсии, подготовка опыта, подготовка к конкурсу, а главное,
с помощью этого метода можно с детьми познавать окружающий мир,
планировать предстоящую деятельность на день, неделю, сюжетную игру, что
требует стандарт и, безусловно, пригодится им в школе.
IV. Рефлексия
Рефлексия «Облако» на слайде
По два – три участника от группы выбирают и дополняют готовую фразу
из предложенного Слайда «Облако»
Руководитель подводит итог, раздаёт памятки «Что такое интеллект – карта?»
-
Психологи
считают,
что
лучше
всего
рисовать
от
руки,
максимально
активизируя
творческое
мышление,
тогда
вы
будете
думать
и
решать
проблемы
гораздо
эффективнее.
Современный
ритм
жизни
предлагает
использовать один из сервисов рисования карт на компьютере. Выбор за
вами. Считаю, что интеллект-карты – это классный инструмент в запасе
любого педагога.
Благодарю за работу!
Приложение 1
Фразы для «облака рефлексии»
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Приложение 2
Информация для слайда: сравнение Алгоритм в тексте и нарисованная
интеллект-карта Алгоритма .
У каждого цвета есть свое
значение, причем часто
это очень индивидуально
для каждого человека
Цвет
Значение
Крас
ный
цвет
Н а и б о л е е
б ы с т р о
воспринимающийся
цвет.
Максимально
фокусирует
внимание.
Сообщает
об
опасно сти,
п р о бл е ма х ,
которые могут возникнуть,
если
не
обратить
на
него
внимание
Сини
й
цвет
Строгий,
деловой
цвет.
Н а с т р а и в а е т
н а
эффективную
продолжительную
работу.
Отлично
воспринимается
большинством людей
Зеле
ный
цвет
Ц в е т
с в о б о д ы .
Расслабляющий,
умиротворяющий
ц в е т.
Позитивно воспринимается
большинством
людей.
Но
е г о
з н ач е н и е
с и л ь н о
з а в и с и т
о т
о т т е н к о в
(«энергичный
изумруд»
глаз или «тоска зеленая» в
больницах советского типа)
Желт
ый
цвет
Ц в е т
э н е р г и и ,
ц в е т
л и д е р с т в а .
О ч е н ь
раздражающий
цвет,
на
который
невозможно
не
обратить внимание.
Кори
чнев
ый
цвет
Цвет земли, самый теплый
цвет.
Цвет
надежности,
с и л ы ,
с т а б и л ь н о с т и ,
уверенности
Оран
жевы
й
цвет
О ч е н ь
я р к и й ,
провокационный цвет. Цвет
энтузиазма,
новше ства,
возбуждения,
э н е р г и и ,
д и н а м и к и .
О т л и ч н о
привлекает внимание
Голу
бой
цвет
Ц в е т
н е ж н о с т и ,
ц в е т
р ома н т и ки .
О тл и ч н ы й
ф о н о в ы й
ц в е т .
В
английском
языке
н е т
отдельного слова для этого
цвета (blue понимается как
и
синий,
и
голубой).
В
Р о с с и и
э т о т
ц в е т
обозначает обычно свободу
движения: к морю, к небу, к
мечте
Черн
ый
цвет
Строгий,
ограничивающий
ц в е т .
И д е а л е н
д л я
написания текста, создания
границ
Ц е л и
с о з д а н и я
интеллект-карт
Лучшее запоминание
прочитанного текста;
Создание
конспектов;
Написание проектов;
Создание
презентаций;
Управление
временем;
Чёткое видение «за и
против».
МБДОУ
«
Детский
сад
«
Росинка
»
Интеллект
-
карта
.
Что
это
?
Подготовила старший
воспитатель
Коняева Н.Н.
п.Ильинский, 2018
Введение
ФГОС
ДО
подчёркивает
необходимость
поиска
новых
средств
развития
ребёнка
,
применение
разных
образовательных
технологий
и
методик
,
которые
способствуют
приобретению
качеств
личности
,
а
именно
активности
и
любознательности
;
овладение
средствами
общения
и
способами
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками
.
Одним
из
таких
эффективных
методов
развития
ребёнка
является
использование
интеллектуальных
карт
.
Интеллект
карта
(Mind-
maps -
термин
может
переводиться
как
«
интеллект
карты
» ,
«
карты
ума
» ,
«
карты
мыслей
» ,
«
карты
мышления
»,
«
ментальные
карты
» ,
«
карты
памяти
»
или
«
карты
разума
» )
–
информация
,
изображаемая
в
графическом
виде
на
большом
листе
бумаги
.
Она
отражает
связи
(
смысловые
,
причинно
-
следственные
,
ассоциативные
и
т
.
д
. )
между
понятиями
,
частями
и
составляющими
рассматриваемой
области
.
Д л я
с а м ы х
маленьких
Дошкольнику
с о в е р ш е н н о
н е
обязательно
знать
всю
с у т ь
и
ф и л о с о ф и ю
создания
ментальных
карт. Малышам нравится
участвовать в процессе,
и хочется, чтобы процесс
б ы л
д и н а м и ч н ы й
и
веселый.
А
начать
знакомство
ребенка
с
ментальными
картами,
необходимо
с
выбора,
для
начала,
самых простых понятий,
знакомых
ребенку,
и
организовывать
элементы
в
основные
категории.
Хотя
первые
примеры
создания интеллект карт
м о ж н о
в с т р е т и т ь
в
н а у ч н ы х
т р у д а х ,
созданных еще столетия
н а з а д ,
ш и р о к о е
и х
применение началось во
в т о р о й
п о л о в и н е
д в а д ц а т о г о
в е к а
благодаря
английскому
психологу Тони
Бьюзену.
Б ь ю з е н
систематизировал
использование
м е н т а л ь н ы х
к а р т ,
разработал
правила
и
п р и н ц и п ы
и х
конструкции и приложил
м а с с у
у с и л и й
д л я
п о п у л я р и з а ц и и
и
распространения
этой
технологии. Из 82 книг
написанных Бьюзеном и
п о с в я щ е н н ы х
э т о й
т е м а т и к и
с а м о й
известной
является —
« Н а у ч и т е
с е б я
думать» —
она
входит
в
п е р е ч е н ь
1 0 0 0
в е л и ч а й ш и х
к н и г
тысячелетия.
Законы
интеллект
-
карт
и
рекомендации
по
их
составлению
При
построении
интеллект
-
карт
идеи
становятся
более
чёткими
и
понятными
,
хорошо
усваиваются
связи
между
ними
;
метод
позволяет
охватить
материал
«
единым
взором
» ,
воспринимает
как
единое
целое
.
Составление
интеллект
-
картыпредполагает
использование
различных
графических
средств
(
рисунки
,
символы
,
стрелочки
,
шрифты
) .
Лист
предпочтительно
располагать
горизонтально
:
так
отводится
больше
места
под
рисунок
,
что
позволит
его
модернизировать
и
расширить
.
Начинайте
с
центра
.
В
центре
находится
главная
мысль
,
цель
построения
интеллект
-
карты
.
Читаем
почасовой
стрелке
,
начиная
с
правого
верхнего
угла
.
Информация
считывается
по
кругу
,
начиная
с
центра
карты
.
Экспериментиру
йте
!
Так
как
мышление
каждого
человека
уникально
,
то
и
карта
оказывается
уникальной
и
неповторимой
.
Используйте
ответвления
.
Используйте
в
работе
разные
цвета
!