Напоминание

"Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности"


Автор: Коняева Наталия Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: п. Ильинский Пермский край
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный

способ планирования своей деятельности»

Участники: педагоги ДОО

Цель: Обмен опытом педагогической деятельности по формированию

умения нестандартного планирования.

Задачи:

- познакомить коллег с методом планирования, интеллект – картой;

- научить основным приёмам создания интеллект – карты;

- отработать приём создания интеллект – карты в деятельностном режиме в

виде планирования праздника «Масленица» в ДОУ.

Оборудование: Ноутбук, проектор, доска магнитно- маркерная, маркеры,

фломастеры, цветные карандаши, ластик, ватман А3 – 6 листов, облако

«рефлексии» на слайде.

Раздаточный материал: буклет «Что такое интеллект-карты?»

Основные этапы мастер-класса:

I. Подготовительно-организационный:

Создание рабочего позитивного настроя;

Определение группы педагогов, для мастер-класса;

Постановка проблемы;

Знакомство с применением метода в практической деятельность

«мастера»;

Подготовка к практической деятельности.

II. Основная часть:

Практическое выполнение. Работа в группах.

Работа мастера с залом

III. Афиширование результатов.

Представление продукта деятельности участниками мастер-класса;

Дополнение мастером по теме продукта практической деятельности

IV. Рефлексия

1. Подготовительно-организационный

- Свой мастер-класс я предлагаю начать с «разминки для ума»

Просмотр видео «Нестандартное мышление»

- Отвечаем на вопросы дружно в слух!

Постановка педагогической проблемы

- Уважаемые коллеги!

Прошу встать с места счастливчиков,

обладателей

нестандартного

мышления.

Мои

аплодисменты,

дальнейшую

работу

мы

продолжим совместно!

Выбираются педагоги для работы мастер-класс, приглашаются за столы

Сегодня, в рамках своего мастер-класса я познакомлю вас с интересным

методом планирования – в виде интеллект-карты.

Такой метод планирования придумал английский психолог Тони Бьюзен

- по другому «ассоциативная карта» или «карта ума», ментальные карты и

др.

РИСУЮ – АССОЦИИРУЮ – ЗАПОМИНАЮ

- Что собой представляет интеллект-карта? И как она выглядит?

Наглядный показ на доске с помощью рисования

Алгоритм, как составить интеллект-карту:

1. Расположение листа – горизонтально, это более удобно и вы это поймёте.

2. Несколько цветных карандашей, почему? Их можно стереть! Но подойдут

и фломастеры. Использование цвета позволяет разделить информацию на

блоки.

3. Главное!

Начинайте

с

центра. В

центре

находится

самая

главная

мысль,

цель

построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся

новые идеи, чем ее дополнить.

Читайте

по

часовой

стрелке,

начиная

с

правого

верхнего

угла. Информация

считывается

по

кругу,

начиная

с

центра

карты

и

продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило

принято

для

чтения

всех

интеллект-карт.

Если

вы

задаете

другую

последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше

смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на

восприятие

текста

нужно

время.

Разные

цвета

могут

по-разному

восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных

людей.

4.Центральный образ

Одно

из

ключевых

понятий

в

создании

интеллект-карт,

без

которого

невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена

интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким

объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной

целью

создания

интеллект-карты.

Для

этого

максимально

четко

ставьте

задачу,

используйте

при

создании

центрального

образа

наиболее

«цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

5. Оформление

Рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с

максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш

мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная

ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте —

достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет

необходимая информация.

Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень

индивидуально для каждого человека.

Используйте

ключевые

слова!

Их

должно

быть

немного,

чтобы

они

не

складывались в законченное предложение. Когда вы читаете лишь ключевые

слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество

новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Используйте

печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается

значительно дольше, чем обычный печатный.

Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты

или заносите в комментарии вокруг объектов карты

Связывайте

мысли!

Использование

связующих

ветвей

помогает

нашему

мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать

целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не

больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший

человек.

- Как гласит китайская пословица "Расскажи — и я забуду, покажи — и я

запомню, дай попробовать — и я пойму!»

От слов к делу

- Вам предстоит разработать план подготовки праздника «Масленица» в ДОУ

с помощью создания интеллект карты. На работу 7-10 минут. После чего вы

должны

кратко

рассказать

о

своей

карте.

Всё.

Вперёд.

Включаем

воображение!!! На столах у вас имеется всё необходимое, но главное у вас в

ГОЛОВЕ!

II. Основная часть:

Практическое выполнение

Работа педагогов в группе (можно в двух группах)

III. Афиширование результатов.

По одному участнику от каждой группы кратко представляют свою работу.

Руководитель подводит итог, предлагает свою схему ПРАЗДНИКА.

- Совсем не обязательно быть художником, достаточно владеть графическим

навыком изображения.

Многих сейчас терзает вопрос «Да зачем эта карта мне нужна?!» может и

вполне справедливо, мы с вами разные, мышление и память у нас работают

по

разному.

Кто-то

запоминает

страницу

текста

легко,

а

кто-то,

как

я,

ассоциирует текст с графическим изображением. Достаточно посмотреть на

такой план, как основные мысли текста сами всплывают в памяти.

На слайде для сравнения: Алгоритм в тексте и нарисованная интеллект-

карта Алгоритма .

Область применения интеллект - карт в работе педагога безгранична:

-

составление

плана,

подготовка

к

презентации,

разработка

любого

мероприятия, экскурсии, подготовка опыта, подготовка к конкурсу, а главное,

с помощью этого метода можно с детьми познавать окружающий мир,

планировать предстоящую деятельность на день, неделю, сюжетную игру, что

требует стандарт и, безусловно, пригодится им в школе.

IV. Рефлексия

Рефлексия «Облако» на слайде

По два – три участника от группы выбирают и дополняют готовую фразу

из предложенного Слайда «Облако»

Руководитель подводит итог, раздаёт памятки «Что такое интеллект – карта?»

-

Психологи

считают,

что

лучше

всего

рисовать

от

руки,

максимально

активизируя

творческое

мышление,

тогда

вы

будете

думать

и

решать

проблемы

гораздо

эффективнее.

Современный

ритм

жизни

предлагает

использовать один из сервисов рисования карт на компьютере. Выбор за

вами. Считаю, что интеллект-карты – это классный инструмент в запасе

любого педагога.

Благодарю за работу!

Приложение 1

Фразы для «облака рефлексии»

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

Приложение 2

Информация для слайда: сравнение Алгоритм в тексте и нарисованная

интеллект-карта Алгоритма .

У каждого цвета есть свое

значение, причем часто

это очень индивидуально

для каждого человека

Цвет

Значение

Крас

ный

цвет

Н а и б о л е е

б ы с т р о

воспринимающийся

цвет.

Максимально

фокусирует

внимание.

Сообщает

об

опасно сти,

п р о бл е ма х ,

которые могут возникнуть,

если

не

обратить

на

него

внимание

Сини

й

цвет

Строгий,

деловой

цвет.

Н а с т р а и в а е т

н а

эффективную

продолжительную

работу.

Отлично

воспринимается

большинством людей

Зеле

ный

цвет

Ц в е т

с в о б о д ы .

Расслабляющий,

умиротворяющий

ц в е т.

Позитивно воспринимается

большинством

людей.

Но

е г о

з н ач е н и е

с и л ь н о

з а в и с и т

о т

о т т е н к о в

(«энергичный

изумруд»

глаз или «тоска зеленая» в

больницах советского типа)

Желт

ый

цвет

Ц в е т

э н е р г и и ,

ц в е т

л и д е р с т в а .

О ч е н ь

раздражающий

цвет,

на

который

невозможно

не

обратить внимание.

Кори

чнев

ый

цвет

Цвет земли, самый теплый

цвет.

Цвет

надежности,

с и л ы ,

с т а б и л ь н о с т и ,

уверенности

Оран

жевы

й

цвет

О ч е н ь

я р к и й ,

провокационный цвет. Цвет

энтузиазма,

новше ства,

возбуждения,

э н е р г и и ,

д и н а м и к и .

О т л и ч н о

привлекает внимание

Голу

бой

цвет

Ц в е т

н е ж н о с т и ,

ц в е т

р ома н т и ки .

О тл и ч н ы й

ф о н о в ы й

ц в е т .

В

английском

языке

н е т

отдельного слова для этого

цвета (blue понимается как

и

синий,

и

голубой).

В

Р о с с и и

э т о т

ц в е т

обозначает обычно свободу

движения: к морю, к небу, к

мечте

Черн

ый

цвет

Строгий,

ограничивающий

ц в е т .

И д е а л е н

д л я

написания текста, создания

границ

Ц е л и

с о з д а н и я

интеллект-карт

Лучшее запоминание

прочитанного текста;

Создание

конспектов;

Написание проектов;

Создание

презентаций;

Управление

временем;

Чёткое видение «за и

против».

МБДОУ

«

Детский

сад

«

Росинка

»

Интеллект

-

карта

.

Что

это

?

Подготовила старший

воспитатель

Коняева Н.Н.

п.Ильинский, 2018

Введение

ФГОС

ДО

подчёркивает

необходимость

поиска

новых

средств

развития

ребёнка

,

применение

разных

образовательных

технологий

и

методик

,

которые

способствуют

приобретению

качеств

личности

,

а

именно

активности

и

любознательности

;

овладение

средствами

общения

и

способами

взаимодействия

со

взрослыми

и

сверстниками

.

Одним

из

таких

эффективных

методов

развития

ребёнка

является

использование

интеллектуальных

карт

.

Интеллект

карта

(Mind-

maps -

термин

может

переводиться

как

«

интеллект

карты

» ,

«

карты

ума

» ,

«

карты

мыслей

» ,

«

карты

мышления

»,

«

ментальные

карты

» ,

«

карты

памяти

»

или

«

карты

разума

» )

информация

,

изображаемая

в

графическом

виде

на

большом

листе

бумаги

.

Она

отражает

связи

(

смысловые

,

причинно

-

следственные

,

ассоциативные

и

т

.

д

. )

между

понятиями

,

частями

и

составляющими

рассматриваемой

области

.

Д л я

с а м ы х

маленьких

Дошкольнику

с о в е р ш е н н о

н е

обязательно

знать

всю

с у т ь

и

ф и л о с о ф и ю

создания

ментальных

карт. Малышам нравится

участвовать в процессе,

и хочется, чтобы процесс

б ы л

д и н а м и ч н ы й

и

веселый.

А

начать

знакомство

ребенка

с

ментальными

картами,

необходимо

с

выбора,

для

начала,

самых простых понятий,

знакомых

ребенку,

и

организовывать

элементы

в

основные

категории.

Хотя

первые

примеры

создания интеллект карт

м о ж н о

в с т р е т и т ь

в

н а у ч н ы х

т р у д а х ,

созданных еще столетия

н а з а д ,

ш и р о к о е

и х

применение началось во

в т о р о й

п о л о в и н е

д в а д ц а т о г о

в е к а

благодаря

английскому

психологу Тони

Бьюзену.

Б ь ю з е н

систематизировал

использование

м е н т а л ь н ы х

к а р т ,

разработал

правила

и

п р и н ц и п ы

и х

конструкции и приложил

м а с с у

у с и л и й

д л я

п о п у л я р и з а ц и и

и

распространения

этой

технологии. Из 82 книг

написанных Бьюзеном и

п о с в я щ е н н ы х

э т о й

т е м а т и к и

с а м о й

известной

является

« Н а у ч и т е

с е б я

думать»

она

входит

в

п е р е ч е н ь

1 0 0 0

в е л и ч а й ш и х

к н и г

тысячелетия.

Законы

интеллект

-

карт

и

рекомендации

по

их

составлению

При

построении

интеллект

-

карт

идеи

становятся

более

чёткими

и

понятными

,

хорошо

усваиваются

связи

между

ними

;

метод

позволяет

охватить

материал

«

единым

взором

» ,

воспринимает

как

единое

целое

.

Составление

интеллект

-

картыпредполагает

использование

различных

графических

средств

(

рисунки

,

символы

,

стрелочки

,

шрифты

) .

Лист

предпочтительно

располагать

горизонтально

:

так

отводится

больше

места

под

рисунок

,

что

позволит

его

модернизировать

и

расширить

.

Начинайте

с

центра

.

В

центре

находится

главная

мысль

,

цель

построения

интеллект

-

карты

.

Читаем

почасовой

стрелке

,

начиная

с

правого

верхнего

угла

.

Информация

считывается

по

кругу

,

начиная

с

центра

карты

.

Экспериментиру

йте

!

Так

как

мышление

каждого

человека

уникально

,

то

и

карта

оказывается

уникальной

и

неповторимой

.

Используйте

ответвления

.

Используйте

в

работе

разные

цвета

!



В раздел образования