Напоминание

Технология успешности или эффективности?


Автор: Овчинникова Ольга Валерьевна
Должность: заместитель директора по научно-методической работе
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: Городской округ Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Технология успешности или эффективности?
Раздел: среднее образование





Назад




Технология успешности или эффективности?

Слыша

фразы

«эффективная

школа»

или

«успешная

школа»,

мы

неизменно

представляем

себе

качественно

отремонтированное

здание,

укомплектованное

всем

необходимым учебным оборудованием; педагогов – победителей различных конкурсов и

обладающих всевозможными званиями; выпускников, сдающих ЕГЭ на 80-100 баллов и

выигрывающих, как минимум, региональные этапы Всероссийских олимпиад.

Наша же школа ничем подобным похвастаться не может, однако, наши достижения

на

пути

к

эффективности

соизмеримы

с

преодолением

марафонской

дистанции

неподготовленным атлетом.

Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

Городского

округа

Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 12» было открыто в 1988 году на

окраине города Железнодорожный. Микрорайон Павлино был заселен по преимуществу

семьями военнослужащих, уклад жизни павлинцев по этой причине был в большой степени

обособленным.

В

то

время

на

территории

микрорайона

находилась

только

одна

общеобразовательная

организация,

которая

в

полной

мере

удовлетворяла

имеющимся

потребностям и существующим требованиям общего образования. Однако в период с 2002

года по 2013 года, за 11 лет, в силу объективных обстоятельств, качество административного

управления школой заметно понизилось, что не самым лучшим образом отразилось и на

качестве обучения, и как следствие – школа стала неконкурентоспособной. В результате

миграции

граждан

состав

жителей

микрорайона

стремительно

изменялся,

активная

застройка близлежащих территорий многоквартирными жилыми домами привела к резкому

приросту

населения

и

окончательному

изменению

его

социального

облика.

Успешные

ученики и учителя стали покидать школу.

Из образовательного учреждения, работающего в три смены, школа превратилась в

практически малокомплектную и уже обучала всего 430 учащихся. Это стало причиной

слияния учреждения с вечерней школой, что в свою очередь ухудшило уровень дисциплины

и

без

того

не

вполне

благополучного

контингента

учащихся

и,

соответственно,

качественные показатели обучения.

К 2013 году практически не осталось высоко квалифицированных педагогов. На

работу учителями приходили случайные люди, ни в коей мере не заинтересованные в

развитии образовательной организации. Положение дел имело катастрофический характер.

Дети

не

хотели

учиться,

учителя-временщики

качественно

работать.

Важно

так

же

отметить,

что

и

материально-техническая

база

учреждения,

в

сравнении

с

общерегиональным уровнем, была практически нулевой, если не учитывать полученные в

рамках

внедрения

федерального

государственного

образовательного

стандарта

два

комплекта лабораторного оборудования для начальной школы.

В феврале 2013 года меняется состав администрации во главе с директором. Был

проведен

анализ

внутренних

факторов,

влияющих

на

результативность

деятельности

образовательной

организации.

Создана

команда

единомышленников,

разработан

проект

«Эффективная школа», целью которого являлось создание условий для перехода школы в

эффективный режим работы для обеспечения равенства возможностей детей в получении

качественного образования, независимо от социально-экономического контекста.

Анализируя четыре года работы и повторяя вопрос коллег из других образовательных

организаций «Как вы это сделали?», мы можем сказать, что выработали некую технологию,

позволившую добиться тех, результатов, которые имеем на сегодняшний момент. Много

было сделано, много раз опускались руки и хотелось остановиться, но мы, как истинные

марафонцы

бежали

вперед,

не

шли,

а

именно

бежали,

потому

что

в

нашем

случае

«промедление было подобно смерти».

Всю нашу работу можно разделить на этапы:

1.

Работа по обновлению и развитию кадрового состава.

2.

Преобразование

системы

образования

школы,

с

целью

повышения

качества

обучения посредством новых технологий и методик.

3.

Внедрение и развитие воспитательной системы «ЧУДО»

(

Честь, Ум, Доброта,

Оптимизм).

4.

Расширение связей с социальными партнерами и родительской общественностью.

Стала ли наша школа после проведенной работы эффективной или успешной?

Мы не ставим себя в один ряд с лицеями и гимназиями, но и они вряд ли когда-нибудь

находились в нашей ситуации. Наша школа также не пытается ни за кем угнаться. У нас свой

вектор развития, и мы ему следуем. Все рейтинги и сравнительные таблицы составляются

только с опорой на наш собственный результат. И, несмотря ни на что, он нас радует.

Итак, результатами нашей работы можно считать:

1.

Обновленный педагогический коллектив. На работу приглашаются молодые и

энергичные педагоги, готовые к трудностям и поступательному развитию. Надо заметить,

школа не боится принимать сотрудников без опыта педагогической деятельности и вовсе без

педагогического

образования.

Мы

готовы

их

обучать.

С

этой

целью

для

решения

разнообразных проблем, связанных как с повышением качества знаний через повышение

мотивации учащихся к учебному процессу, так и по вопросам взаимодействия с родителями,

создаются и эффективно работают КОУЧи (команды обучающихся учителей). Благодаря

грамотной работе методической службы увеличилось количество учителей, повышающих

2

свою квалификацию с 10 в 2013-2014 учебном году до 34 педагогов в 2016-2017 учебном

году; увеличилось количество учителей, прошедших аттестацию с целью подтверждения или

повышения квалификационной категории (учителей с первой категорией с 5 до 17 человек, с

высшей категорий с 6 до 11 человек).

2.

Изменился

имидж

школы.

Сегодня

наша

школа,

являясь

стабильно

функционирующим,

востребованным

образовательным

учреждением,

находится

в

постоянном поступательном развитии. С 2013 года по 2017 год – количество учащихся

увеличилось более чем на 500 человек – с 430 человек до 942 человек.

3.

По

итогам

2016-2017

года

школа,

впервые

с

2002

года,

выпустила

пять

медалистов, что составляет 28% от

общего

количества

выпускников.

В

центре

внимания

педагогического

коллектива

школы

кач е с т во

образовательного

процесса,

об

улучшении которого свидетельствует

увеличение

числа

участников

и

призёров Всероссийской олимпиады

школьников: два призера в 2014 году, три – в 2015 году,

девять – в 2016 году. Общее количество победителей и

призеров различного уровня конкурсов, соревнований и

слетов увеличилось за четыре года с 9 до 357 человек.

4.

На протяжении четырех лет наша школа

занимается развитием кадетского образования. За это

время

численность

Кадетского

отряда

«Вымпел»

увеличилась с 19 человек до 190 человек. Значимым

событием для нас стало вручение отряду собственного кадетского знамени в Зале славы

Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе 19 мая 2017 года.

5.

Одним из векторов развития нашей образовательной организации является

расширение

общественного

характера

управления

школой.

Переход

школы

от

административного

к

государственно-общественному

управлению

осуществляется

через

привлечение родительской, педагогической и ученической общественности к управлению

различными сторонами школьной жизни и возможности участия в принятии управленческих

решений. Результат-повышение родительской заинтересованности жизнью образовательной

организации.

Непосредственно

при

участии

родительской

общественности

созданы

и

реально действуют Управляющий совет и Общешкольный родительский комитет. Благодаря

3

их работе в школе отремонтирована сцена актового зала, установлены зеркала в школьных

туалетах, высажены растения в рекреациях, основана и каждый год обновляется Аллея

Бессмертного полка.

6.

В школе создан орган ученического самоуправления «Город ЧУДЕС» (город

Чести, Ума, Добра, Единства и Справедливости), целью которого является – сотрудничество

обучающихся в разнообразных делах.

7.

Весь педагогический коллектив на протяжении четырех лет и в настоящее

время работает над развитием организационной культуры в школе. Созданы герб, флаг и

гимн школы, еженедельно по понедельникам проводятся организационные общешкольные

линейки,

разработаны

и

реализуются

Единые

требования

семьи

и

школы,

введено

обязательное

ношение

бейджей

для

учащихся

и

педагогов,

что

еще

больше

помогает

осуществлять адресный подход и формирование личности каждого.

8.

Участие проектной команды школы в установочных, обучающих и проектных

семинарах

и

рабочих

группах

как

регионального,

так

и

межрегионального

масштаба

позволило повысить компетенции по вопросам эффективного управления и эффективного

преподавания,

профессионального

развития

педагогов

в

части

организации

работы

с

контингентом повышенной сложности, освоение необходимых для этого форм и методов

преподавания.

В результате совместной кропотливой работы всего педагогического коллектива был

создан банк новых технологий и методик, направленных на повышение мотивации обучения,

саморазвития,

социальной

активности

учащихся,

способы

стимулирования

учебно-

познавательной деятельности учащихся. Изменилось преподавание, фокус которого теперь

направлен на ученика. Подготовлена программа развития индивидуальных способностей

школьников, повышения мотивации обучающихся, социальной адаптации. Особое внимание

уделялось развитию взаимодействия с родителями, местным сообществом, а также развитию

партнерства с учреждениями образования, социокультурной сферы.

Модель эффективной школы стала основой для улучшения результатов работы. Вот

основные элементы в организации жизни эффективной школы, которые помогли перейти из

кризисного в рабочее состояние, повысили потенциал и жизнеспособность образовательного

учреждения:

1.

Учение находится в центре школьной деятельности.

2.

Весь школьный коллектив функционирует как единое целое.

3.

Школьная культура (ценности, убеждения и поведение всех, вовлечённых в

жизнь школы) является позитивной.

4.

Учение ценится ради учения и достижения ожидаются и поощряются; к людям

4

относятся с доверием и уважением.

На сегодняшний день школа работает над реализацией нового проекта, направленного

на создание школьной модели, функционирующей в сложном социальном контексте; школы

как социокультурного центра микрорайона, призванного повышать качество образования и

обеспечивать успешную социализацию обучающихся; школы, развивающей разностороннее

сотрудничество

с

представителями

социального

сообщества,

расширяющей

рамки

социального

партнерства.

В

рамках

проекта

планируется

создание

на

базе

учреждения

открытого

культурно-образовательного

центра,

доступного

для

всех

социальных

групп

микрорайона.

Уже

в

настоящее

время

разрабатывается

комплексная

программа

сотрудничества

родителей

учащихся,

всех

активных

жителей

микрорайона,

учреждений

системы

образования

и

культуры

по

организации

социально-значимой

деятельности

на

основе реализации культурно-образовательных проектов.

Так что же нам помогает, технология успешности или эффективности? Что позволяет

нам

получать

высокие

результаты,

несмотря

на

все

трудности,

которые

нас

окружают,

несмотря на то, что нам приходится конкурировать с "топовыми" лицеями, оказывающими в

год платных услуг на десять и более миллионов рублей? Пусть сегодня мы великим трудом

зарабатываем на самое необходимое - мы научимся зарабатывать. Пусть сегодня у нас нет

стобалльников по ЕГЭ – они обязательно будут. Пусть сегодня нас нет в ТОП 100 лучших

школ области... Сегодня у нас есть самое главное – дух солидарности, любовь к общему делу,

осознание истинности нашей миссии и вера в то, что наши любимые выпускники станут

успешными людьми. Перефразировав слова величайшей персоны истории Нового времени

королевы Елизаветы I, скажем: «У вас может быть лучшая школа, но никогда не будет более

любящей», потому что девиз нашей школы: «Будем ВМЕСТЕ – сможем ВСЕ».

5



В раздел образования