Напоминание

Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе


Автор: Рамазанова Светлана Василевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№4
Населённый пункт: г. Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе

Один из важнейших принципов развивающего обучения – это принцип активности и

сознательности. Если ребенок осознает цель того, что он изучает, необходимость учиться, если

каждое его действие является осознанным и понятным, то такой ребенок активен во время урока.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слово «рефлексия» происходит

от

латинского

reflexio”–«обращение

назад». Авторы

толкового словаря русского языка Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. определяют рефлексию как

размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Словарь иностранных слов определяет

рефлексию

как

размышление о

своем

внутреннем

состоянии,

самопознание. Современная

педагогика под

рефлексией

понимает

самоанализ

деятельности

и

её

результатов. Рефлексия

помогает

ученикам

сформулировать

получаемые

результаты,

рассмотреть

цели

дальнейшей

работы, спланировать и скорректировать свой образовательный путь.

Учитель может осуществлять рефлексию на любом его этапе. Прежде всего, она направлена

на осознание пройденного материала, набор в общую копилку обдуманного, понятого. Цель

рефлексии – не уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,

сравнить

свои

способы

и

методы

с

другими.

Рефлексия

позволяет

приучить

ученика

к

самоконтролю,

самооценке,

саморегулированию

и

формированию

привычки

к

осмыслению

событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,

осознанного отношения к своей деятельности.

Рефлексия

тесно

связана

с

целеполаганием.

Постановка

целей

своего

образования

предполагает

их

выполнение

и

последующую

рефлексию

осознание

способов

достижения

поставленных целей. Рефлексия в этом случае – это не только итог, но и стартовое звено для новой

образовательной деятельности и новых целей.

К функциям рефлексии в педагогике можно отнести:

диагностическую

функцию

выявление

уровня

взаимодействия

между

участниками

педагогического

процесса,

уровня

эффективности

данного

взаимодействия,

отдельных

педагогических средств;

проектировочную

моделирование,

проектирование

предстоящей

деятельности,

взаимодействия, целеобразование в деятельности;

организаторскую

выявление

способов

и

средств

организации

продуктивной

деятельности и взаимодействия;

коммуникативную – рефлексия выступает в качестве условия продуктивного общения

учителя и ученика;

смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса

смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;

коррекционную

побуждение

участников

педагогического

процесса

к

корректировке

своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Исходя из функций рефлексии, возможна ее классификация:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния. Учитель использует ее, чтобы

выяснить, насколько комфортно учащиеся себя чувствуют на уроке, каков эмоциональный фон.

(Личностные УУД);

2) рефлексия деятельности (дает возможность осмыслить способы и приемы работы с

учебным материалом, поиск наиболее рационального решения поставленных задач. Этот вид

приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида

рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока

(Личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД);

3) рефлексия содержания учебного материала. Она используется, чтобы выяснить, как

учащиеся осознали содержание пройденного материала (Познавательные УУД).

Рефлексия

способствует

развитию

трёх

важных

качеств

человека,

необходимых

современному члену общества:

1. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт

свои

возможности,

сам

делает

свой

собственный

выбор,

определяет

меру

активности

и

ответственности в своей деятельности.

1

2. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы

стало лучше. В случае ошибки или неудачи оценивает ситуацию и, исходя из новых условий,

ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

3.

Конкурентоспособность. Умеет

делать

что-то

лучше

других,

действует

в

любых

ситуациях более эффективно.

Одна из основных проблем при введении элементов рефлексии в учебный процесс состоит

в

том,

что

ученики

часто

не

испытывают

потребности

в

осознании

своего

развития

или

приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что

именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с

младшего школьного возраста. Задача учителя создать для ученика такие условия, чтобы он

захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

Существует множество форм образовательной рефлексии – устное обсуждение, письменное

анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и

трудности

учебного

материала,

способы

и

методы

обучения,

возрастные

и

психологические

особенности обучающихся.

Приемы организации рефлексии на уроках английского языка в начальном звене:

1. «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии – это карточки с изображением трех

лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не

только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности.

2. «Букет настроения». В начале урока раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На

доске рисуется ваза. В конце урока говорится: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что-

то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему –

голубой».

3. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки

красного цвета, если нет, зелёного.

4. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал

правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок. Каждый ученик наряжает

дерево соответствующими листочками.

5. «Солнышко и тучка». Во 2 классах можно применить карточки с изображением лица,

различных картинок («солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось,

«тучка» – у меня ничего не получилось).

6. «Ресторан». Одним

из

нестандартных

видов

работы

является

приём

«Ресторан».

Особенно интересно его применять, когда выполняются задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и

т. д. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:

«Я съел бы еще…»

«Я почти переварил…»

«Я переел…»

«Пожалуйста, добавьте еще…»

«Больше всего мне понравилось…»

7. «Гимнастика». Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то для

меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для

подведения итогов любого вида деятельности.

Присесть на корточки – низкая оценка.

Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка.

Обычная поза «Руки по швам» - удовлетворительная оценка.

Поднять руки в локтях – хорошая оценка.

Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».

Малыши очень любят физическую активность на уроках, тем более, на уроках английского

языка, поэтому данный прием рефлексии очень актуален и популярен среди учеников.

8. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком,

другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям

предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое

вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание,

которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению

ученика.

2

9. «Оценочная лесенка». Ученикам предлагается лесенка, шкала, на которой они должны

поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

10. «Рефлексивный экран». Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того,

что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в

начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность

выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал… (Today I have learnt (about)…)

2. Было интересно… (… was interesting to me)

3. Было трудно… (…. was difficult for me)

4. Я выполнял задания… (I did exercises …)

5. Теперь я могу… (Now I can …)

11.«Уборка в доме». Цель данного приема – выяснить и получить обратную связь от

учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было

бесполезным. К стене прикрепляются три больших листа, на первом нарисован чемодан, на втором

– мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На

«чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока, заберет с собой и будет активно применять.

На втором листе (мусорная корзина) то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно

отправить в корзину. На третьем листе (мясорубка) то, что оказалось интересным, но нужно ещё

додумать и доработать.

Личный опыт применения рефлексии на уроках в начальной школе

Урок в 3-м классе по теме “In My Room” (УМК Ваулиной Ю.Е. ”Spotlight”)

В

конце

пройденного

раздела

был

проведен

обобщающий

урок

с

целью

закрепления

полученных знаний по теме «Игрушки», «Мебель», «Употребление неопределенного артикля

перед существительными». Итог урока – проект ”In My Room”. Ученики должны были нарисовать

свою комнату и описать все, что в ней находится, используя пройденный в данном разделе

лексико-грамматический

материал.

После

защиты

проектов

учитель

предложил

заполнить

небольшую таблицу.

I know the

words

I can read and

understand the

text about house

and room

I can make up the

story about my

room

Very well

Ok

Not very well

Очень эффективна данная таблица и в 4 классе. Но отличается она большим количеством

вопросов.

На

обобщающем

уроке

по

теме

«Food»

ученикам

было

предложено

задание

на

рефлексию по пройденному материалу в виде таблицы.

I know the

words on

the topic

”Food”

I can use the

words in the

sentences,

speaking

about food

I can ask and

answer the

questions about

the food

I can listen the

text and do the

tasks after it

I can read and

understand the

text about the

food

I can make up

the story about

my favorite

food

Very well

Ok

Not very

well

3

В первом классе проводится кружок по английскому языку один час в неделю. После

изучения

темы

«Цвета»,

ученикам

было

предложено

следующее

упражнение

на

рефлексию:

каждый получил небольшой листочек с яблоней, на котором попросил раскрасить яблоки.

В красный

цвет

если

занятие

было

очень

интересное и все понравилось.

В

желтый

желтый цвет – урок мне понравился, но я не со

всем справился.

В разные цвета – я со всем справился, но занятие

было не очень интересное.

В зеленый – было скучно, я ничего не выполнил.

Во 2 классе среди моих учеников популярным приемом рефлексии является «Поезд». Он

помогает ученикам разобраться с тем, что им было понятно и интересно делать на уроке, а что

вызвало

затруднения,

и

на

что

мне

в

дальнейшем

стоит

уделить

больше

внимания

при

планировании урока.

В 4 классе после отработки грамматического материала использую метод незаконченных

предложений, например:

Продолжите фразы на доске:

I know …

I can …

It is difficult to …

I must …

В результате, младшие школьники не только оценивают свои силы и результаты работы,

вместе с этим они еще и совершенствуют свои навыки монологического высказывания, что

немаловажно в процессе изучения иностранного языка.

Подводя итог, важно отметить, что вся, работа по организации рефлексивной деятельности

на уроке – это не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии и развитию очень

важных

качеств

современной

личности:

самостоятельности,

предприимчивости

и

конкурентоспособности. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,

позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия на уроках позволяет формировать личностные, регулятивные и познавательные

УУД. Также она позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и

формированию привычки к осмыслению событий, проблем и жизни в целом. В конечном итоге,

рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления и осознанного отношения

к своей деятельности.

4

Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать с первых

классов. Чтобы этот процесс принес свои плоду, его можно разделить на несколько этапов:

1.

Умение анализировать свое настроение.

2.

Проводить анализ своих достижений.

3.

На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников.

4.

На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса.

Только постоянно работая в этом направлении, можно добиться хороших результатов, когда

ученики не будут бояться высказывать свое мнение и будут адекватно оценивать не только свою

работу, но и успехи своих одноклассников. Каждый учитель должен помнить, что урок для ребенка

– это не просто занятие по конкретному предмету, а это настоящий урок жизни, на котором он

учится

осознавать

себя

среди

людей,

ценить

свой

и

чужой

труд,

оценивать

свои

поступки,

формировать ответственность за себя и своих близких в этом мире. Необходимо научить детей

преодолевать трудности, потому что в жизни на пути их встречается немало. Только творческий

подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.

Использованная литература

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы //

Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2.

2. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная

школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Заир-Бек

С.И.,

Муштавинская

И.В.

Развитие

критического

мышления

на

уроке.

М.:

Просвещение, 2011.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:

пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) Под ред. А.Г.

Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

5



В раздел образования