Напоминание

"Развитие креативных способностей детей."


Автор: Тасканова Ольга Вячеславовна
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: БПОУ ОО СПО "Орловский автодорожный техникум"
Населённый пункт: Город Орёл, Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие креативных способностей детей."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор: Тасканова Ольга Вячеславовна.

Развитие креативных способностей детей.

Теоретическое обоснование темы.

На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей

учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых

различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии,

лингвистики

и

других.

Это

связано

с

постоянно

возрастающими

потребностями современного общества в активных личностях, способных

ставить

новые

проблемы,

находить

качественные

решения

в

условиях

н е о п р е д е л е н н о с т и ,

м н ож е с т в е н н о с т и

в ы б о р а ,

п о с т о я н н о г о

совершенствования накопленных обществом знаний, так как "в наши дни

талант

и

творческая

одаренность

становятся

залогом

экономического

процветания и средством национального престижа"

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления

содержания

образования

становится

лично стная

о р и е н т а ц и я ,

предполагающая

развитие

креативных

способностей

учеников,

индивидуализацию

их

образования

с

учетом

интересов

и

склонностей

к

творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается

в том, чтобы дать "возможность всем без исключения учащимся проявить

свои

таланты

и

весь

свой

творческий

потенциал,

подразумевающий

возможность реализации своих личных планов". Эти позиции соответствуют

гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой

характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их

непрерывное "наращивание". При этом на первый план выдвигаются цели

развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как

средства их достижения.

К

сожалению,

в

современной

российской

системе

образования

господствующим остаётся подход к обучению, как к усвоению определённой

суммы

знаний.

Очень

часто

обучение

сводится

к

запоминанию

и

воспроизведению приёмов, действий, типовых способов решения заданий, к

усвоению

знаний,

умений,

навыков.

А

ведь

требования

современной

ситуации

таковы,

что

простого

обладания

суммой

знаний

недостаточно,

необходима

постоянная

готовность

к

меняющимся

условиям

проблемной

ситуации и умение рассмотреть её с разных точек зрения, найти наиболее

рациональный

способ

решения.

Вот

почему

развитие

творческой

способности

должно

стать

краеугольным

камнем

системы

образования,

должно

целью

реализации

различных

образовательных

программ.

Такие

программы

должны

содержать

специальные

задания,

которые

способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых

разных видов деятельности. Кроме того, чем больше мы предоставляем детям

возможностей

для

конструктивного

творчества,

тем

более

вероятным

становится их позитивное самоопределение в процессе формирования их

личностных качеств.

Успешность решения проблемной ситуации зависит от способности по-

разному

использовать

данную

информацию

в

быстром

темпе.

Эта

способность

называется

креативностью.

Существует

пять

типов

креативности:

Шитальтистские, описывающие креативный процесс как разрушение

существующего шитальта для построения лучшего;

Инновационные, ориентированные на оценку креативности по новизне

конечного продукта;

Эстетические, или экспрессивные, делающие упор на самовыражение

творца;

Психоаналитические, или динамические, описывающие креативность в

терминах взаимоотношений “Оно”, “Я”, “Сверх-Я”;

Проблемный подход, определяющий креативность через ряд процессов

решения задач.

Креативность

это

процесс

дивергентного

мышления,

где

под

дивергентным

мышлением

понимается

не

направленное

мышление,

а

способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого

объекта; умение мыслить “в разных направлениях”.

Развитие креативности способствует решению следующих задач:

1.

Н ау ч и т ь

д е т е й

м ы с л и т ь

в

р а з н ы х

направлениях;

2.

Научить находить решения в нестандартных

ситуациях;

3.

Развить

оригинальность

мыслительной

деятельности;

4.

Научить детей анализировать сложившуюся

проблемную ситуацию с разных сторон;

5.

Развить

свойства

мышления,

необходимые

для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро

меняющемся мире.

Креативное обучение базируется на следующих принципах:

принцип

соответствия

внешнего

образовательного

продукта

учащегося его внутренним потребностям;

принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в

образовательном пространстве;

принцип

интерактивности

занятий,

осуществляемый

при

помощи

телекоммуникаций;

принцип

открытой

коммуникации

по

отношению

к

создаваемой

учащимся образовательной продукции.

Креативное

обучение

предполагает

развитие

творческого

мышления,

воображения, интуиции.

Для развития креативных способностей необходимы специальные условия:

благоприятная атмосфера, знающие свою работу преподаватели, вовремя

замеченные особенности развития ребенка и т.д.

При

обучении

креативных

детей

необходимо

учитывать

личностные

особенности

каждого

ребенка,

учитывать

особенности

их

развития,

относиться к ним как творческим детям, делать упор на те предметы, к

которым

у

ребенка

определенный

«дар».

Также

необходимо

проводить

различные работы с родителями таких детей: просвещение, беседа и т.д.

Особенностью

креативного

обучения

является

то,

что

педагог

должен

проводить не стандартное занятие. Он должен «подогнать» программу под

особенности детей.

Среди

условий,

препятствующих

развитию

креативности,

выделяют

следующее:

- конформизм - желание быть похожим на других, не отличаться от них в

своих суждениях и поступках;

- цензура - неодобрение со стороны окружающих;

-

ригидность

-

стремление

пользоваться

старыми

знаниями;

затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной

программы

деятельности

в

условиях,

объективно

требующих

её

перестройки; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по

отношению к меняющимся требованиям среды;

- желание найти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация,

часто способствующая принятию непродуманных решений;

- стремление к успеху, во что бы то ни стало.

Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать

их

познавательную

деятельность

таким

образом,

чтобы

ориентировать

учащихся

на

самостоятельное

или

частично-самостоятельное

получение

новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы

следует,

что

одной

из

наиболее

используемых

форм

в

организации

самостоятельной

работы

учащихся,

начиная

с

девятнадцатого

столетия,

была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.

Резюме

Важнейшей

задачей

в

развитии

творческих

способностей

учащихся

является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный

психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности,

взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия

для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности.

К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация

благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам, знаки

внимания,

интерьер

классной

комнаты,

разнообразные

формы

работы

воспитателя

на

классных

часах,

во

внеурочное

время,

речевые,

пластические, мимические средства и многое другое.

С целью формирования креативных способностей школьников в процессе

обучения необходимо сочетать предметно - познавательную и творческую

деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления,

ассоциативности,

использование

фантазии,

интуиции,

воображения,

исследовательских

методов

обучения

-

всё

это

способствует

развитию

креативных способностей учащихся. В постановке проблем, выдвижении

гипотез

решения

и

их

исследований

проявляется

такая

характеристика

креативного

мышления,

как

самостоятельность

при

приобретении

и

оперировании новыми знаниями.

Дж.

Гилфорд

выделил

следующие

способы

стимуляции

творческой

активности:

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны

учителя,

его

отказ

от

выставления

оценок

и

критики

в

адрес

ребенка

способствует свободному проявлению дивергентного мышления.

Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для

него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

Поощрение высказывания оригинальных идей.

Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое

использование вопросов дивергентного характера применительно к самым

разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.

Использование

личного

примера

творческого

подхода

к

решению

проблем.

Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Креативное обучение базируется на следующих принципах:

· принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося

его внутренним потребностям;

·

принцип

индивидуальной

образовательной

траектории

учащегося

в

образовательном пространстве;

·

принцип

интерактивности

занятий,

осуществляемый

при

помощи

телекоммуникаций;

·

принцип

открытой

коммуникации

по

отношению

к

создаваемой

учащимся образовательной продукции.

Среди

условий,

препятствующих

развитию

креативности,

выделяют

следующее:

- конформизм - желание быть похожим на других, не отличаться от них в

своих суждениях и поступках;

- цензура - неодобрение со стороны окружающих;

-

ригидность

-

стремление

пользоваться

старыми

знаниями;

затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной

программы

деятельности

в

условиях,

объективно

требующих

её

перестройки; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по

отношению к меняющимся требованиям среды;

- желание найти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация,

часто способствующая принятию непродуманных решений;

- стремление к успеху, во что бы то ни стало.

Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать

их

познавательную

деятельность

таким

образом,

чтобы

ориентировать

учащихся

на

самостоятельное

или

частично-самостоятельное

получение

новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы

следует,

что

одной

из

наиболее

используемых

форм

в

организации

самостоятельной

работы

учащихся,

начиная

с

девятнадцатого

столетия,

была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.

В

образовательных

учреждениях

можно

использовать

частично

синектический

метод.

Такой

метод

можно

использовать

при

подборе,

например, команды в клуб «Что? Где? Когда?».

Практический опыт реализации .

Анализ некоторых учебных программ по истории и обществознанию для

СПО (НПО) показал, что развитие креативных способностей не является

основной

целью

предложенных

программ

и,

следовательно,

в

них

не

отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития

творческого мышления, творческого воображения и применения методов

творчества в процессе выполнения предложенных заданий. Содержащиеся в

учебных курсах творческие задания в основном направлены на развитие

интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Творческая

деятельность

обучающихся

ориентирована

на

и с п ол ь зо ва н и е

преимущественно

методов

перебора

вариантов,

аналогию,

некоторых

приемов

фантазирования.

Но

программы

в

целом

не

предусматривают

развитие

креативных

способностей

учащихся

через

целенаправленное

выполнение

творческих

заданий.

Также

в

учебные

курсы

не

включены

задания,

содержащие

противоречия,

и

не

предполагается

обучение

выполнения такого типа творческих заданий.

С целью более рациональной организации самостоятельной работы над

заданиями,

а

также

экономичного

использования

времени

на

уроке

к

учебникам может быть разработана серия рабочих материалов по истории и

обществознанию. В них представлена свернутая информация в виде опорных

схем, необходимых для выполнения заданий рисунков, памяток и других

справочных

материалов.

Систематизированная

по

уровням

сложности

картотека творческих заданий, позволяющих информационно не перегружать

детей, а также привлекать к действию не только формальное знание по

предмету, но и изучение дополнительных источников, восполняющих пробел

в эмоциональном восприятии учебного материала – все это способствует

повышению

творческой

продуктивности

работы,

позволяет

корректно

использовать

систему

творческих

заданий

педагогами. Эффективное

обучение на уроках истории и обществознания строится на определенных

методиках, которые помогут не только приобрести знания, но также развить

социальные

и

интеллектуальные

навыки,

необходимые

гражданам

современного демократического общества.

Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую

работу,

моделирование,

ролевые

игры,

дискуссии,

индивидуальные

и

групповые проекты. Эти методы обучения не только повышают интерес

учеников к истории и обществознанию, но и обеспечивают более глубокое

усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков.

Все

методики,

используемые

на

уроках

истории

и

обществознания,

позволяют

включить

учащихся

в

целенаправленный

творческий

процесс

мыслительной деятельности.

Все

более

и

более

популярной

в

российском

образовании

становится

метапроектная деятельность учащихся. Это вызвано тем, что проект – это

открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и

педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и

творческое

решение.

Этого

не

может

в

полной

мере

обеспечить

традиционный урок. Проект устроен иначе. В нем основное содержание

деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора,

что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию,

но

и

накапливать

опыт

конструирования

своей

деятельности.

Система

проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить

мотивированный

интерес

к

тому,

что

он

выбрал

в

качестве

предмета

изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов,

развивая критическое мышление, соединяя под знаком истории свои находки

и открытия, связанные с другими сферами научного знания.

Здесь, как нельзя кстати, реализуется метапредметность: работу мы всегда

начинаем с задания - разработать какой-то проект и представить его. На

данном этапе увидеть инициативу в глазах учащихся невозможно. Всякого

рода доклады и сообщения - уже поперек горла.

«А тема какая?» - лениво спрашивают более ответственные. «Любая.» В

глазах – уже недоумение. «Как – любая!?!».

Только потом, когда поток идей уже зашкаливает, приоткрываю тайну:

«История не выбирает темы, потому что она и есть наша жизнь, наш мир. В

нем все взаимосвязано, и наша задача – уловить и отобразить эти связи, как

нам интересно. Но сделать это так, чтобы другим было интересно тоже.

Иначе смысл?»

Проекты такого рода часто рождаются мучительно, делаются кропотливо, но

всегда бывают интересными, причем не с точки зрения критериев оценки, а с

учетом того личностно-ориентированного подхода, с которым мы так любим

идти к своим учащимся.

Без

сомнения,

проектное

образование

организовать

труднее,

чем

традиционный

урок.

Однако

там,

где

проектная

деятельность

стала

привычной, дети обучаются легче, у них появляется заинтересованность в

результатах своего труда.

История

Отечества

традиционно

считается

важнейшей

частью

курса

исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при

изучении

столь

важного

предмета.

Школьникам

надо

дать

возможность

сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о

происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя

от

простого

собирания

фактов

к

их

сопоставлению,

осмыслению

и.

в

конечном счете, – к сознательному научному моделированию бесконечного

исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.

Эта

деятельность

требует

больших

совместных

умственных

усилий

учащихся и преподавателя. Важно, чтобы и те и другие получали как можно

больше удовлетворения в процессе работы. На уроках ребятам предлагается

решить

ряд оригинальных задач по отечественной истории, с учетом их

возрастных

особенностей.

Вопросы

эти,

как

правило,

трудные

и

редко

допускают однозначный ответ. Их обсуждение на уроках очень полезно: так

подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин

исторической мысли и познают на личном опыте вкус к научной работе.

Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием «

кластер».

Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-

либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:

написать ключевое слово или предложение на бумаге;

записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной

теме

выписывать можно столько идей, сколько захочется.

На

уроках

истории

и

обществознания

большим

успехом

у

учеников

пользуется

составление синквейна.

Синквейн

это

пять

строк,

которое

требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий

и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.

Для погружения учащихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций

по ранее изученному или новому вопросу.

В течение урока для отработки какого-либо понятия учащимся предлагается

прием «корзина идей». Ребятам задается вопрос – что вам известно по данной

теме?

Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной

теме.

Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом

известными им знаниями.

Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары.

В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.

Прием « инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как

эта

технология

проста

и

доступна,

а

польза

огромна:

эта

методика

эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление

– это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления

и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового

материала ученики помечают на полях «v» - если информация им известна;

«+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут

вразрез с имеющимися представлениями; « ?» - то, что осталось непонятным.

На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразных

творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды,

ситуация-сценка,

соцопрос,

анкетирование,

творческое

перо,

анаграммы,

историческая реконструкция, письмо к… и так далее.

Таким

образом,

правильно

подобранные

вопросы

и

задания

помогут

учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого

материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.

Список использованной литературы

1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж.

Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). --

СПб: ГП «Иматон», 1996. - 84 с.

2. Гордон У. Синектика: развитие творческого воображения. - М., 1961.

3.Система

творческих

заданий

как

средство

развития

творческих

способностей

школьников.

Актуальные

проблемы

образования

подрастающего поколения. 2001.

4. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. -- М., 1984. - 96

с.

5.

Понасенкова

С.В.

Одаренные

дети:

формирование

и

развитие

способностей (психологический аспект) // Праблемы выхавання. -- 2003. --

№2. -- С.21-35.



В раздел образования