Напоминание

Продуктивная деятельность дошкольников как средство интеллектуального и эстетического развития


Автор: Музянова Ольга Владиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 167"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Продуктивная деятельность дошкольников как средство интеллектуального и эстетического развития
Раздел: дошкольное образование





Назад





Продуктивная деятельность дошкольников как средство

интеллектуального и эстетического развития
Продуктивная деятельность дошкольников охватывает целый ряд конкретных видов детской активности – рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Короткова Н.А. [4] отмечает, что продуктивная деятельность в дошкольном воспитании – это тот вид культурной практики, который может быть организован в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Основными признаками совместной партнерской деятельности являются, по словам Коротковой Н.А., добровольное участие детей в предлагаемой форме и включенность в нее взрослого как живого образца осуществления деятельности. Эта совместная творческая активность взрослого и ребенка представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение результата в соответствии с конкретным замыслом, где результатом является как индивидуальный продукт, так и продукт коллективного творчества. Сам процесс и результат продуктивной, художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте является не только целью, а, более того, способом познания окружающего мира, это средство выражения определенных чувств (эстетических, интеллектуальных, познавательных), а так же осмысление и постижение замыслов авторов различных художественных произведений. Психолого-педагогический аспект взаимосвязи интеллектуального и эстетического развития в продуктивной деятельности отражается в связи процессов познания окружающей действительности и разнообразных видов художественно-творческой деятельности. Средства эстетического и интеллектуального воспитания: окружающий мир, все виды искусства, художественно-творческая деятельность способствуют познанию и осмыслению явлений событий, пониманию их образного воплощения в продукт художественной деятельности. По отношению к этим средствам Т.С. Комарова выделяет общие группы психических процессов: восприятие, представления и образное мышление, воображение, овладение способами художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности, а так же внимание, память, волю [3]. Исследователи интеграции интеллектуального и эстетического развития детей Лыкова И.А., Горелик Н.А. анализируя исследования Торшиловой Е.М., высказывают гипотезу о том, что гармоническое развитие ребенка, активизирующее образно-чувственную установку восприятия окружающего мира способствует общему, в том числе и интеллектуальному развитию дошкольника, а так же обосновали тезис о том, что раннее эстетическое развитие и есть универсальное развитие ребенка как представителя рода [5].
Моделирующий

характер
продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое – части, систематизировать свойства и отношения объектов предметного мира. Продуктивная деятельность в силу её «созидательного характера, как ни одна из
других форм активности ребёнка, создаёт условия для развития целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для развития способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребёнка. Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к планомерной «шаг за шагом», организации деятельности и её целевой регуляции и использованием различного рода опосредующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) – образов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а так же словесных описаний условий, которым должен соответствовать продукт. Развитие знаково-символического опосредования деятельности – важный показатель перехода ребёнка на боле высокий уровень психической организации. Следовательно, продуктивная деятельность посредством моделирующей функции приводит ребёнка к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении. Продуктивная деятельность является стимулом к развитию
творческой

активности
ребенка: разнообразные материалы (изобразительный, конструктивный, природный, бросовый и т.п.) направляют мыслительную деятельность ребенка, стимулируя воображение, порождают замысел и пути его воплощения. К общеразвивающим функциям продуктивной деятельности следует отнести и развитие ручной умелости, а так же развитие специфических умений и навыков, связанных с действиями с конкретными материалами, инструментами. Так Дрезнина М.Г., Куревина О.А. [2] отмечают что, продуктивная деятельность дошкольников содержит все этапы познания, присущие взрослым: созерцание, размышление, построение плана реализации идеи и практическая ее реализация. Следовательно, является самоценным видом детской деятельности в единстве познания и воплощения творческого замысла, что характеризует ее как значимую для развития художественно- творческого потенциала ребенка-дошкольника. Приобретение
изобразительных, конструктивных навыков
очень важно для развивающегося ребенка. Педагоги придают большое значение развитию мелкой моторики, мышечным ощущениям руки, так как с ними связаны развитие двигательного центра речи. Следовательно, в процессе самой продуктивной деятельности (рисования, аппликации, лепки, конструирования) развивается не только рука, но и речь ребенка. Кроме этого, происходит концентрация внимания, развивается логическое мышление, а волевые усилия, прилагаемые дошкольником в процессе создания продукта деятельности, воспитывают в нем усидчивость, терпение, работоспособность. Действия с разнообразными изобразительными материалами и инструментами обогащают практический опыт ребенка, обобщают и дают возможность переноса способов действий, изображений на любой другой изобразительный материал.
В процессе непосредственной продуктивной деятельности у дошкольников развивается
воображение
, и как процесс внутреннего плана мышления – экспериментирование и фантазирование. Далее, описывая свою работу, рассказывая о том, что изобразил, ребенок производит определенные мыслительные действия: подбирает нужные слова, словом, формирует мысль. Часто рассуждения ребенка выходят за пределы описания продукта своего творчества, приписывая определенный сюжет и происходящие события. Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Продуктивная деятельность так же играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий продуктивной деятельностью дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков. Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Грибанова М.В. [1], изучая художественное и эстетическое восприятие дошкольников, отмечает, что продуктивная деятельность дошкольников (как аналог художественного творчества) является не самоцелью (где достижение продукта является главным результатом ее освоения), а эффективнейшим средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественно-творческих способностей, формирования двух взаимосвязанных путей познания дошкольниками мира (формально-логического и эмоционально- образного) и, наконец, средством формирования субъективно-ценностного отношения к продуктивному, созидательному труду. Под влиянием продуктивной деятельности у детей формируются новые
мотивы

поведения
. При выполнении продуктивных заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье, своей группе и даже обществу в целом). Выполнение учебных заданий с п о с о б с т ву е т р а з в и т и ю у д е т е й
познавательных

мотивов


любознательности, желание узнать новое, а так же интересов к познанию отдельных областей действительности, с которыми дети знакомятся в процессе обучения. Мотивы, возникающие в продуктивной деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребёнка. Направленность на результат деятельности развивает
трудоспособность
– один из компонентов любой способности. Трудоспособность в большей мере обеспечивает успех продуктивной деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребёнка к новым достижениям.
Таким образом, по словам Коротковой Н.А., развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким спектром способностей, умений и навыков, которые можно разделить на общие и специфические (относящиеся к определённым материалам и инструментам) [4]. Общие развивающие функции продуктивной деятельности связаны с эмоционально- личностным развитием дошкольника, связанным с развитием активности, инициативы, возможностями проявить себя творцом, реализующего свои планы. Продуктивная деятельность так же обеспечивает одновременность развития способности к дифференцированному и целостному, аналитическому и образному видению предметов и явлений окружающей действительности. В работе со старшими дошкольниками советуют ориентироваться на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Но задачи развития специфических способов и умений так же учитываются, ребенок стремится к реализации определенной цели, воплощению замысла в продукте с условием включения новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу. Так Короткова Н.А. выделяет в развитии продуктивной деятельности дошкольников две линии: 1) движение к точности (копирование образца, учет заданных параметров образца); 2) творческая разработка собственного замыла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями. В связи с этим выделяются приоритетные задачи, решаемые в рамках продуктивной деятельности:  развитие «чувства инициативы» и стремление к созиданию;  развитие способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности в соответствии с условиями;  развитие воображения и творческих возможностей (создание замысла и его практическое воплощение);  освоение культурных (знаково-символических) средств фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей (планирование собственного замысла). Формирование и совершенствование специфических способов и навыков подчиняется приоритетным, общеразвивающим задачам. Предлагая создавать тот или иной продукт, т.е. намечая цель, можно использовать разные
формы представления
ее детям:  образец будущего продукта (в виде готовой вещи или ее графического изображения):  частично заданные в самом материале элементы будущего продукта (узлы-модули, незавершенные наброски), ориентирующие на определенный результат (завершение продукта разной степен готовности);  графические схемы создаваемого продукта (чертежи, схемы, эскизы, выкройки);  словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать продукт.
Исходя из этого, все многообразие содержания для продуктивной деятельности можно представить четырьмя типами работ: 1) Работа по образцам; 2) Работа с незавершенными продуктами; 3) Работа по схемам; 4) Работа по словесному описанию цели – условий. Предлагаемые таблицы для групп старшего дошкольного возраста, раскрывающие тип работы через форму представления цели, предложенные Коротковой Н.А., задают степень сложности работы, которую могут осуществлять дети и к которой следует стремиться. Основанием подбора содержания для совместной продуктивной деятельности служат культурно-смысловые контексты – это то, что наделяет смыслом всю деятельность. Могут быть определены исходя из субкультурных содержаний (привлекающих старших дошкольников) и общеобразовательных задач введения детей в мир общечеловеческой культуры – изобразительного, театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна. В качестве смысловых контекстов осмысливающих работу предлагается следующее:  изготовле ние пред ме тов д ля игры и п о з н а в а т е л ь н о - исследовательской деятельности;  создание произведений для собственной «художественной галереи»;  создание коллекций;  изготовление украшений, сувениров;  создание «книги»;  изготовление предметов для «театра». Каждая из предложенных тем наполняет конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов дошкольников, прочитанных художественных произведений, циклов познавательно- исследовательской деятельности, различных событий. Для дошкольников рекомендуется обозначать данную деятельность как работу в «мастерской» – особым образом организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи – красивые, интересные, особо нужные для детской жизни. Сама обстановка, антураж подталкивает дошкольников на создание эстетически оформленных продуктов творчества. Из вышесказанного следует, что продуктивная деятельность является:  средством интеллектуального и эстетического развития;  способствует развитию личности ребёнка;  активному познанию им окружающего мира;  воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в продукте (рисунке, лепке, аппликации). Таким образом, развитие продуктивной деятельности дошкольников связано с формированием эстетического чувства восприятия действительности и интеллектуального познания окружающего мира. Продуктивная деятельность дошкольников связана со способностью переноса знаний о предметах и явлениях и их свойствах, впечатлений, эстетически окрашенных переживаний в
художественно-творческую деятельность, результатом которой является продукт детского творчества. Литература. 1. Грибанова М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства): дис. … канд. пед. наук. – Пермь, 1999. – 157с. 2. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего и младшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 248 с. 3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. – 120 с. 4. Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С. 29-39. 5. Лыкова И.А., Горелик Н.А. Интеграция интеллектуального и эстетического развития детей как педагогическая проблема // Педагогика искусства. – 2010. – № 2. – С. 3-16.


В раздел образования