Продуктивная деятельность дошкольников как средство интеллектуального и эстетического развития
Автор: Музянова Ольга Владиславовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 167" Населённый пункт: город Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Продуктивная деятельность дошкольников как средство интеллектуального и эстетического развития Раздел: дошкольное образование
Продуктивная деятельность дошкольников как средство
интеллектуального и эстетического развития
Продуктивная
деятельность
дошкольников
охватывает
целый
ряд
конкретных видов детской активности – рисование, конструирование, лепку,
аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в
ней
существенное
место.
Короткова
Н.А.
[4]
отмечает,
что
продуктивная
деятельность в дошкольном воспитании – это тот вид культурной практики,
который
может
быть
организован
в
форме
совместной
партнерской
деятельности
взрослого
с
детьми.
Основными
признаками
совместной
партнерской деятельности являются, по словам Коротковой Н.А., добровольное
участие детей в предлагаемой форме и включенность в нее взрослого как
живого
образца
осуществления
деятельности.
Эта
совместная
творческая
активность взрослого и ребенка представляет собой «созидательную» работу,
направленную на получение результата в соответствии с конкретным замыслом,
где
результатом
является
как
индивидуальный
продукт,
так
и
продукт
коллективного
творчества.
Сам
процесс
и
результат
продуктивной,
художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте является не
только
целью,
а,
более
того,
способом
познания
окружающего
мира,
это
средство выражения определенных чувств (эстетических, интеллектуальных,
познавательных),
а
так
же
осмысление
и
постижение
замыслов
авторов
различных художественных произведений.
Психолого-педагогический
аспект
взаимосвязи
интеллектуального
и
эстетического
развития
в
продуктивной
деятельности
отражается
в
связи
процессов познания окружающей действительности и разнообразных видов
художественно-творческой
деятельности.
Средства
эстетического
и
интеллектуального
воспитания:
окружающий
мир,
все
виды
искусства,
художественно-творческая
деятельность
способствуют
познанию
и
осмыслению явлений событий, пониманию их образного воплощения в продукт
художественной деятельности. По отношению к этим средствам Т.С. Комарова
выделяет общие группы психических процессов: восприятие, представления и
образное
мышление,
воображение,
овладение
способами
художественной
деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и
к художественной деятельности, а так же внимание, память, волю [3].
Исследователи интеграции интеллектуального и эстетического развития
детей Лыкова И.А., Горелик Н.А. анализируя исследования Торшиловой Е.М.,
высказывают
гипотезу
о
том,
что
гармоническое
развитие
ребенка,
активизирующее
образно-чувственную
установку
восприятия
окружающего
мира
способствует
общему,
в
том
числе
и
интеллектуальному
развитию
дошкольника,
а
так
же
обосновали
тезис
о
том,
что
раннее
эстетическое
развитие и есть универсальное развитие ребенка как представителя рода [5].
Моделирующий
характер
продуктивной
деятельности
обеспечивает
развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое –
части, систематизировать свойства и отношения объектов предметного мира.
Продуктивная деятельность в силу её «созидательного характера, как ни одна из
других форм активности ребёнка, создаёт условия для развития целеполагания
и произвольной организации деятельности, а именно для развития способности
к
длительным
волевым
усилиям,
направленным
на
достижение
результата
(цели)
в
соответствии
с
внутренними
или
заданными
извне
стандартами
качества.
В
этом
смысле
продуктивная
деятельность
закладывает
основы
трудолюбия у ребёнка.
Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к
планомерной
«шаг
за
шагом»,
организации
деятельности
и
её
целевой
регуляции и использованием различного рода опосредующих звеньев между
целью (замыслом) и результатом (продуктом) – образов и графических моделей
(схем,
чертежей,
выкроек,
пооперационных
планов,
эскизов),
а
так
же
словесных
описаний
условий,
которым
должен
соответствовать
продукт.
Развитие
знаково-символического
опосредования
деятельности
–
важный
показатель
перехода
ребёнка
на
боле
высокий
уровень
психической
организации.
Следовательно,
продуктивная
деятельность
посредством
моделирующей функции приводит ребёнка к созданию реального продукта, в
котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное
воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.
Продуктивная деятельность является стимулом к развитию творческой
активности
ребенка:
разнообразные
материалы
(изобразительный,
конструктивный,
природный,
бросовый
и
т.п.)
направляют
мыслительную
деятельность ребенка, стимулируя воображение, порождают замысел и пути его
воплощения.
К
общеразвивающим
функциям
продуктивной
деятельности
следует отнести и развитие ручной умелости, а так же развитие специфических
умений
и
навыков,
связанных
с
действиями
с
конкретными
материалами,
инструментами.
Так
Дрезнина
М.Г.,
Куревина
О.А.
[2]
отмечают
что,
продуктивная
деятельность
дошкольников
содержит
все
этапы
познания,
присущие взрослым: созерцание, размышление, построение плана реализации
идеи
и
практическая
ее
реализация.
Следовательно,
является
самоценным
видом детской деятельности в единстве познания и воплощения творческого
замысла,
что
характеризует
ее
как
значимую
для
развития
художественно-
творческого потенциала ребенка-дошкольника.
Приобретение изобразительных, конструктивных навыков очень важно
для развивающегося ребенка. Педагоги придают большое значение развитию
мелкой
моторики,
мышечным
ощущениям
руки,
так
как
с
ними
связаны
развитие
двигательного
центра
речи.
Следовательно,
в
процессе
самой
продуктивной деятельности (рисования, аппликации, лепки, конструирования)
развивается не только рука, но и речь ребенка.
Кроме этого, происходит концентрация внимания, развивается логическое
мышление, а волевые усилия, прилагаемые дошкольником в процессе создания
продукта
деятельности,
воспитывают
в
нем
усидчивость,
терпение,
работоспособность.
Действия
с
разнообразными
изобразительными
материалами
и
инструментами
обогащают
практический
опыт
ребенка,
обобщают и дают возможность переноса способов действий, изображений на
любой другой изобразительный материал.
В процессе непосредственной продуктивной деятельности у дошкольников
развивается воображение ,
и
как
процесс
внутреннего
плана
мышления
–
экспериментирование
и
фантазирование.
Далее,
описывая
свою
работу,
рассказывая
о
том,
что
изобразил,
ребенок
производит
определенные
мыслительные действия: подбирает нужные слова, словом, формирует мысль.
Часто рассуждения ребенка выходят за пределы описания продукта своего
творчества, приписывая определенный сюжет и происходящие события.
Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач
эстетического
воспитания,
так
как
по
своему
характеру
является
художественной
деятельностью. Продуктивная
деятельность
так
же
играет
большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика
занятий продуктивной деятельностью дает широкие возможности для познания
прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к
действительности.
Продуктивная
деятельность
показывает
человеку
мир
реально
существующей
красоты,
формирует
его
убеждения,
влияет
на
поведение,
содействует
развитию
творческих
способностей
детей,
которое
возможно
лишь
в
процессе
усвоения
дошкольниками
и
практического
применения
ими
знаний,
умений
и
навыков.
Занятия
продуктивной
деятельностью
при
правильной
организации
положительно
влияют
на
физическое
развитие
ребенка,
способствуют
поднятию
общего
жизненного
тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
Грибанова М.В. [1], изучая художественное и эстетическое восприятие
дошкольников, отмечает, что продуктивная
деятельность дошкольников (как
аналог художественного творчества) является не самоцелью (где достижение
продукта
является
главным
результатом
ее
освоения),
а
эффективнейшим
средством
формирования
эстетического
отношения
к
миру,
развития
художественно-творческих способностей, формирования двух взаимосвязанных
путей познания дошкольниками мира (формально-логического и эмоционально-
образного)
и,
наконец,
средством
формирования
субъективно-ценностного
отношения к продуктивному, созидательному труду.
Под влиянием продуктивной деятельности у детей формируются новые
мотивы
поведения .
При
выполнении
продуктивных
заданий
дети
учатся
руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье,
своей
группе
и
даже
обществу
в
целом).
Выполнение
учебных
заданий
с п о с о б с т ву е т
р а з в и т и ю
у
д е т е й познавательных
мотивов
–
любознательности,
желание
узнать
новое,
а
так
же
интересов
к
познанию
отдельных областей действительности, с которыми дети знакомятся в процессе
обучения.
Мотивы, возникающие в продуктивной деятельности, создают условия для
развития общих и специальных способностей у ребёнка. Направленность на
результат деятельности развивает трудоспособность – один из компонентов
любой способности. Трудоспособность в большей мере обеспечивает успех
продуктивной
деятельности,
что
поощряется
общественным
признанием.
Удовлетворение
притязания
на
признание
побуждает
ребёнка
к
новым
достижениям.
Таким
образом,
по
словам
Коротковой
Н.А.,
развивающие
функции
продуктивной
деятельности
связаны
с
широким
спектром
способностей,
умений
и
навыков,
которые
можно
разделить
на
общие
и
специфические
(относящиеся
к
определённым
материалам
и
инструментам)
[4].
Общие
развивающие функции продуктивной деятельности связаны с эмоционально-
личностным
развитием
дошкольника,
связанным
с
развитием
активности,
инициативы,
возможностями
проявить
себя
творцом,
реализующего
свои
планы.
Продуктивная
деятельность
так
же
обеспечивает
одновременность
развития способности к дифференцированному и целостному, аналитическому
и образному видению предметов и явлений окружающей действительности.
В
работе
со
старшими
дошкольниками
советуют
ориентироваться
на
общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Но задачи развития
специфических способов и умений так же учитываются, ребенок стремится к
реализации определенной цели, воплощению замысла в продукте с условием
включения новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу.
Так
Короткова
Н.А.
выделяет
в
развитии
продуктивной
деятельности
дошкольников две линии:
1)
движение к точности (копирование образца, учет заданных
параметров образца);
2)
творческая разработка собственного замыла и его воплощение
в соответствии со своими внутренними критериями.
В связи с этим выделяются приоритетные задачи, решаемые в рамках
продуктивной деятельности:
развитие «чувства инициативы» и стремление к созиданию;
развитие
способности
к
целеполаганию
и
волевому
усилию,
произвольной организации деятельности в соответствии с условиями;
развитие
воображения
и
творческих
возможностей
(создание
замысла и его практическое воплощение);
освоение культурных (знаково-символических) средств фиксации
будущего
продукта
в
форме
словесного
описания
и
графических
моделей
(планирование собственного замысла).
Формирование и совершенствование специфических способов и навыков
подчиняется приоритетным, общеразвивающим задачам.
Предлагая
создавать
тот
или
иной
продукт,
т.е.
намечая
цель,
можно
использовать разные формы представления ее детям:
образец
будущего
продукта
(в
виде
готовой
вещи
или
ее
графического изображения):
частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
(узлы-модули,
незавершенные
наброски),
ориентирующие
на
определенный
результат (завершение продукта разной степен готовности);
графические
схемы
создаваемого
продукта
(чертежи,
схемы,
эскизы, выкройки);
словесное
описание
цели
или
условий,
которым
должен
соответствовать продукт.
Исходя
из
этого,
все
многообразие
содержания
для
продуктивной
деятельности можно представить четырьмя типами работ:
1)
Работа по образцам;
2)
Работа с незавершенными продуктами;
3)
Работа по схемам;
4)
Работа по словесному описанию цели – условий.
Предлагаемые
таблицы
для
групп
старшего
дошкольного
возраста,
раскрывающие тип работы через форму представления цели, предложенные
Коротковой
Н.А.,
задают
степень
сложности
работы,
которую
могут
осуществлять дети и к которой следует стремиться.
Основанием
подбора
содержания
для
совместной
продуктивной
деятельности служат культурно-смысловые контексты – это то, что наделяет
смыслом всю деятельность. Могут быть определены исходя из субкультурных
содержаний (привлекающих старших дошкольников) и общеобразовательных
задач введения детей в мир общечеловеческой культуры – изобразительного,
театрального
искусства,
архитектуры,
художественного
дизайна.
В
качестве
смысловых контекстов осмысливающих работу предлагается следующее:
изготовле ние
пред ме тов
д ля
игры
и
п о з н а в а т е л ь н о -
исследовательской деятельности;
создание произведений для собственной «художественной галереи»;
создание коллекций;
изготовление украшений, сувениров;
создание «книги»;
изготовление предметов для «театра».
Каждая
из
предложенных
тем
наполняет
конкретным
тематическим
содержанием
в
зависимости
от
актуальных
интересов
дошкольников,
прочитанных
художественных
произведений,
циклов
познавательно-
исследовательской деятельности, различных событий.
Для дошкольников рекомендуется обозначать данную деятельность как
работу в «мастерской» – особым образом организованном пространстве, где
целенаправленно созидаются вещи – красивые, интересные, особо нужные для
детской
жизни.
Сама
обстановка,
антураж
подталкивает
дошкольников
на
создание эстетически оформленных продуктов творчества.
Из вышесказанного следует, что продуктивная деятельность является:
средством интеллектуального и эстетического развития;
способствует развитию личности ребёнка;
активному познанию им окружающего мира;
воспитанию
способности
правдиво
и
творчески
отражать
свои
впечатления в продукте (рисунке, лепке, аппликации).
Таким
образом,
развитие
продуктивной
деятельности
дошкольников
связано с формированием эстетического чувства восприятия действительности
и интеллектуального познания окружающего мира. Продуктивная деятельность
дошкольников
связана
со
способностью
переноса
знаний
о
предметах
и
явлениях и их свойствах, впечатлений, эстетически окрашенных переживаний в
художественно-творческую
деятельность,
результатом
которой
является
продукт детского творчества.
Литература.
1.
Грибанова М. В. Формирование эстетического и художественного
восприятия
детей
старшего
дошкольного
возраста
(на
материале
изобразительного искусства): дис. … канд. пед. наук. – Пермь, 1999. – 157с.
2.
Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (программа
совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и
детей старшего и младшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007. –
248 с.
3.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-
Синтез, 2005. – 120 с.
4.
Короткова
Н.А.
Продуктивная
деятельность
детей
старшего
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С. 29-39.
5.
Лыкова
И.А.,
Горелик
Н.А.
Интеграция
интеллектуального
и
эстетического
развития
детей
как
педагогическая
проблема
//
Педагогика
искусства. – 2010. – № 2. – С. 3-16.