МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
НПРОДНЫЕ РЕМЕСЛА
Р.П.ЧУНСКИЙ
Технологическая карта урока (занятия) по живописи в 4 классе
Тема: «Декоративный пейзаж»
Автор: Шушканова Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории
р.п. Чунский
2016г.
Цель: самостоятельно задекорировать заготовку изделия «дерево» применяя
на практике изученные приемы декорирования, развивая умение сочетать и
творчески использовать различные художественные материалы, способы и
приемы
декорирования,
составить
из
готовых
деревьев
коллективную
композицию, воспитывая эстетическое вкус и красоту декоративных изделий.
Тип занятия: усвоения и закрепления новых знаний.
Планируемый
результат:
выполнение
коллективной
работы
-
панно
«Декоративный
пейзаж»
из
элементов
самостоятельно
задекорированных
шаблонов деревьев.
Формирование универсальных учебных действий :
Личностные: понимать и принимать значение красоты в жизни людей, иметь
положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять
интерес к работе живописными материалами.
Познавательные:
анализировать,
какие
средства,
приемы
и
способы
декорирования можно использовать в
учебно-творческой и повседневной
жизни, обобщать имеющуюся информацию и применять еев практической
деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск
способов решения творческой задачи.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, организовывать свое
рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, составлять план
при помощи педагога, самостоятельноследовать составленному плану.
Коммуникативные:
отвечать
на
вопросы
педагога,
участвовать
в
работе
класса, аргументировать свою точку зрения, выражать собственное мнение,
уметь поддерживать позитивный учебный диалог адекватно воспринимать
оценку своей работы педагогом, товарищами.
4. Основные понятия: «Декор», «Декоративный пейзаж», «Реалистический
пейзаж», «Стилизация».
5. Ресурсы: мультимедийный проектор, гуашь, контуры по ткани и керамике,
кисти №1,3, 5, стаканчик для воды; клей - карандаш.
Презентация к занятию.
«Деревья»– изделия-заготовки из ДВП.
Технологическая карта
№
Этапы
занятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащегося
1
Организаци
онный
Мотивация
Приветствие, проверка готовности
к уроку.
- Вспомним, какие основные
материалы должны быть на
занятии по живописи?
Организация
рабочего места.
Отвечают на
вопросы педагога.
Обеспечение
мотивации
и
принятия детьми нового учебно-
познавательной материала.
-Мы все с вами уже настоящие
художники, и умеем воображать.
Я
предлагаю
закрыть
глаза
и
представить чудесную сказочную
страну,
в
которой
живут
загадочные животные, порхают
волшебные
бабочки,
растут
необыкновенные деревья.
(Стихотворение)
-У
каждого
из
вас
возник
свой
образ.
И
собрав
в
единое
целое
ваши
представления,
мы
будем
учиться изображать их в одной
картине.
Согласны?
Тогда
открываем глазки и вспоминаем,
что
мы
изучали
на
прошлом
занятии и что очень пригодиться
нам в работе.
Настраиваются
на
получение
новых
знаний.
2
Актуализац
ия опорных
знаний
Опрос учащихся по прошлой
теме:
Предлагаю рассмотреть картину
русского художника-пейзажиста
И.И. Шишкина «Вид в
окрестностях Петербурга».
- В каком жанре
изобразительного искусства
Вступают в диалог
с учителем,
демонстрируют
познавательную
активность.
Перечисляют
особенности
пейзажа;
выполнена картина?
- А кто может дать определение
слову пейзаж?
- Как влияет данная картина на
ваше настроение. С помощью
чегохудожник передает
настроение в картине?
Предлагаю рассмотреть еще один
пейзаж и дать ему
характеристику.
- Что вы видите на картине?
- С помощью чего художник
передает форму предметов?
- А сравнив два пейзажа, как
можно назвать этот пейзаж
(указываю на нужный)?
- Что такое реалистический
пейзаж?
Объясняю, что у художников есть
еще один прием, позволяющий
превратить любой реальные
предмет в сказочный.
- Какой, вы скажите
самостоятельно, посмотрев на
доску.
- Кто может дать определение
стилизации?
Можно ли реалистический
пейзаж изобразить при помощи
стилизации?
- Такой пейзаж называется
декоративным.
Работа с презентацией.
Сравниваются изображения.
Подведение к теме урока.
- Ребята глядя на доску
самостоятельно озвучьте тему
нашего занятия.
Тема нашего занятия:
вспоминают, что
такое
«стилизация»,
«цвет» и основные
понятия в
изобразительной
деятельности.
Сравнивают
изображения.
Вспоминают
определение -
«реалистичный
пейзаж».
Пытаются
самостоятельно
сформулировать
определение
«декоративный
пейзаж», применяя
понятие
«стилизация».
.
«Декоративный пейзаж»
3
Постановка
цели
Предлагаю сформулировать тему
занятия.
- Если тема нашего занятия
звучит как – «Декоративный
пейзаж», то какую цель мы
поставим с вами на занятии?
Подвожу к цели занятия -
выполнить декоративный пейзаж.
- Но мы будем не просто
выполнять декоративный
пейзаж, а будем составлять
коллективное панно из деревьев,
используя приемы стилизации и
декорирования.
Работа с
презентацией.
Вступают в диалог
с учителем.
Обобщают
полученную
информацию.
Формулируют
тему и цель
занятия.
4
Формирован
ие новых
понятий
Объяснение нового материала.
- Вам знакомо слово «Декор»?
- «Декор» – украшение
- Как вы думаете где применяют
декор?
- Посмотрите вокруг, в кабинете
присутствует декор?
- Давайте подумаем, где кроме
занятий живописи, встречаются
приемы стилизации и декора?
Работа с презентацией.
Вступают в диалог
с учителем.
Обобщают
полученную
информацию.
Демонстрируют
познавательную
активность.
5
Практическ
ое
закрепление
базовых
знаний
Предлагаю выполнить творческое
упражнение на закрепление
понятия «стилизация» в группах
по 3-4 человека.
На работу отводится 5 минут.
- Ребята я вас поделила на
группы.
Приступая к выполнению задания,
вспоминаем правила работы в
группах и ТБ при работе с клеем.
Предлагаю обсудить ход
выполнения упражнения:
1. В конвертах находятся
Выполняют
творческое
задание. Выбирают
подходящие
геометрические
фигуры для
выполнения
задуманной
композиции.
Обсуждают ход и
защиту
практической
работы.
различные геометрические
фигуры. Ваша задача: составить
из фигур стилизованный пейзаж и
оценить работу друг друга.
2. Составляем план работы:
- обсудить идею пейзажа;
- решить какой пейзаж выбрали;
- составить свой пейзаж.
- На доске представлены примеры
стилизованных пейзажей,
можете смотреть и составлять
свой.
3. По завершению работы, группы
представляют свои пейзажи (по
схеме), а другие оценивают.
В ходе выполнения работы слежу
за осанкой учащихся и
правильной организацией
рабочего места.
Индивидуальная работа со
слабыми учащимися.
Самостоятельно
вспоминают
правила работы в
группах.
Представляют
работы,
анализируют
собственный
результат с
работами других
групп.
Динамическ
ая пауза
Использование средств
двигательной активности.
Самостоятельно
выполняют
разминку
6
Формирован
ие умений и
навыков.
Практическ
ая работа
Предлагаю выполнить
практическую работу на
закрепление нового материала.
Объясняю ход работы и
необходимые материалы.
- Нам понадобятся для работы:
гуашь, кисти, объемные контуры,
ватные палочки.
Обозначаю учебную проблему,
которую необходимо решить:
стилизовать реальные формы в
декоративные.
- Прежде вспомним цель занятия.
- В ходе практической работы
перед вами стоят следующие
Вспоминают цель
занятия.
С помощью
педагога ставят
учебную задачу и
способы ее
достижения.
Творческая
деятельность.
Осознанное
применение нового
учебного
материала.
задачи:
- обучиться приему стилизации
природных форм в декоративные;
- развивать фантазию и
творческое воображение.
Для работы отводится 15 минут.
Вспоминаем правила ТБ при
работе с материалами и
инструментами.
Составляем план работы:
- выбор идеи стилизованного
изображения;
- покрытие основного фона;
-украшение изделия при помощи
объемных контуров, ватных
палочек (по выбору).
Предлагаю самостоятельно
выбрать степень сложности в
работе.
Слежу за осанкой учащихся и
правильной организацией
рабочего места.
Индивидуальная работа с
неуспевающими и
испытывающими сложности
учащимися.
Самостоятельное
проговаривание
техники
безопасности при
работе с
материалами.
7
Итог
занятия
По завершению работы совместно
с детьми подвожу итог занятия.
- Кто воспользовался в работе
усложненным вариантом декора
и прочему?
Обобщение
изученного
материала.
- Какой прием в работе вы
использовали, выполняя
декорирование дерева?
- Какое новое понятие изучили?
- Испытывали ли вы затруднения
в практической работе?
Осмысление
выполненной
работы.
Высказывание
личного мнения о
достижении
учебной задачи
занятия.
- Достигли ли мы поставленной
цели?
- Какой она была?
- В качестве чего можно
использовать панно?
8
Рефлексия
Выполненный на завершающем
этапе практической работы
декоративный пейзаж
используется в качестве критериев
оценивания занятия.
- Если вам понравилось занятие,
вы справились с заданием, и на
протяжении всего урока вам было
интересно - прикрепите бабочку
на небо.
Если были затруднения в работе,
было что-то не понятно и
настроение испортилось из-за
этого – прикрепите бабочку на
свое дерево.
Если занятие не понравилось,
материал был сложным, вы не
справились с заданием и уходите с
занятия с плохим настроением–
прикрепите бабочку на полянку.
Самооценивание
работы на занятии.
Взаимооценивание
работы на занятии.
Оценивание своего
психологического
состояния.