Напоминание

"Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы"


Автор: Хузина Татьяна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 имени Т.Гиззата
Населённый пункт: город Агрыз Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс

«Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности

учащихся начальной школы»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –

педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ –педагогики, которые можно

использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и

самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства

участниками мастер-класса.

Задачи мастер-класса:

1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования

приемов ТРИЗ-педагогики.

2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с

участниками мастер-класса.

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-педагогики.

План проведения мастер-класса:

1. Представление собственной системы учебных занятий в режиме презентуемой

технологии

2. Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование

приемов ТРИЗ-педагогики участниками мастер-класса.

3. Рефлексия

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о ТРИЗ-

технологиях, обсудят возможности их применений в процессе обучения.

Ход проведения мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный. (Приветствие выступающего, вступительное

слово о себе)

2. Постановка проблемы. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В

условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески

применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность

таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Я считаю, что применение приёмов ТРИЗ-педагогики способствует формированию

познавательных универсальных учебных действий.

Что же это такое?

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание

творческой личности.

В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое

гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения

изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит

Г. С. Альтшуллеру. Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним -

Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории

развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности),

ученый, изобретатель, писатель.

Целью использования приемов ТРИЗ-педагогики в своей работе считаю развитие, с

одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с

другой - поисковой активности, стремления к новизне.

Приемы ТРИЗ – педагогики используются давно, но у меня сложилась своя система с

использованием отдельных приемов этой технологии.

Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики, , которые и позволяют

превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а

в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет

сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно

существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся

обстоятельства нашего общества. Приёмы ТРИЗ позволяют традиционный способ

обучения перевести в активно-деятельностный

Прием «Да-нет». Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые

можно отвечать «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким

образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял

сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Например, ведущим ( сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число

5.

Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:

Это число больше 6? Нет

Это число меньше 6? Да

Это число больше 3? Да

Это число больше 3 на 1? Нет

Это число меньше числа 6 на 1? Да

Это число 5? Да.

Такой прием можно использовать на всех предметах: математике, окружающем мире,

литературном чтении, русском языке.

Ещё примеры. Загадано природное явление (Радуга)

Это бывает зимой? Нет.

Это бывает в теплое время года? Да

Это бывает летом? Да

Это связано с осадками? Да

Это дождь? Нет

Это бывает после дождя? Да

Это радуга? Да

Прием «Морфологический ящик». Универсальный приём, используется на всех уроках.

На уроках литературного чтения помогает составить портрет персонажа.

Имя сказочного героя

Баба-Яга

Где живет?

В лесах, в избушке –на – курьих ножках

Волшебные свойства

Колдовать

Что умеет делать?

Летать на метле, летать в ступе, превращать

На кого похож?

На старушку

С кем дружит?

Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора

В каких сказках встречается?

?

После составления портрета Бабы-Яги, ребята заинтересовались, в каких сказках ещё она

встречается, её персонаж одинаков или в каждой сказке Баба-Яга индивидуальна,

встречается в сказках других народов похожий персонаж, откуда взялся этот персонаж,

может быть она реально когда-то существовала. Эти вопросы побуждают детей к

деятельности, им интересно искать ответы на свои вопросы. Собирая сведения, наш

«морфологический ящик» начал пополняться, т.к. ребята стали фиксировать свои

наблюдения. Этот приём, я считаю, является толчком к исследовательской работе учеников

начальных классов. Со временем наша поисковая деятельность выльется в

исследовательскую работу группы участников, которую мы представим на школьном

заседании «Я – исследователь».

Я пришла к выводу, что благодаря этому приёму, ребята делают свои первые шаги в

исследовательской работе, и уже потом ребятам легко выбрать и тему, и определить цели

своей работы, выдвинуть гипотезу, познакомиться с технологией написания

исследовательской работы.

Практическая работа

На уроках математики прием «Морфологический ящик» помогает решать логические

задачи. Например:

У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка,

Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу,

если кукла со светлыми волосами – Чернушка?

Куклы

Цвет волос

Светлые

Рыжие

Черные

Белянка

-

+

-

Чернушка

+

-

-

Лисичка

-

-

+

Практическая работа

На уроках русского языка помогает составлять различные копилки слов, например копилка

имён существительных, которые употребляются только в единственном или

множественном числе.

На уроках ИЗО помогают составить портрет фантастического или несуществующего

животного, которого ребята потом рисуют.

Алгоритм сочинения загадок.

Учит сочинять загадки . Именно такое задание получают дети уже в первом классе.

Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет? И такое задание вызывает у

него ,по меньшей мере, недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём

ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе

с детьми по заданному алгоритму.

Например, придумай загадку о расческе:

На что похоже?

Чем отличается?

забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы

Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

5.Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как

трава, но не растёт?»

Практическая работа

Пуговица (лампочка, гитара, арбуз, мяч, пылесос)

На что похоже?

Чем отличается?

обруч

нельзя крутить

с дырочками

не сыр

очки

без стекол

Сочинение загадок, используя признаки предметов

Динозавр

Какой?

Что такое же?

огромный

но, не подъемный кран

страшный

но, не приведение

опасный

но, не огонь

дикий

но, не волк

Сочинение загадок и нелепиц, используя действия предметов (Крот)

Что делает?

Какой объект делает так же?

роет

экскаватор

выкапывает

лопата

Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ,

развивает воображение, творческое мышление.

В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений:

загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Сочинение сказок учит детей и

фантазировать, а фантазия, как считал один из последователей и учеников

Г.С.Альтшуллера, является одним из простейших приемов изобретательства.

Этот приём помог ребятам сочинить экологические сказки. В основе - прием

«Морфологический ящик»:

Герои

Злодеи

Цели или

желания

Волшебные

предметы

Превращени

я героев

Волшебные

места

Алёнушка

Баба-Яга

Вернуть

домой

Шапка-

невидимка

В комара,

муху, шмеля

Страна

Лжецов

Гулливер

Кощей

Бессмертный

Достать

живую воду

Волшебная

палочка

Во льва,

мышку

Королевство

Кривых

Зеркал

Айболит

Бармалей

Найти

волшебный

предмет

Цветик-

семицветик

Карлика

Лилипутия

Красная

Шапочка

Мачеха

Вылечить

друга

Скатерть-

самобранка

Козлёночка

Изумрудный

город

Золушка

Леший

Спасти

огниво

Страна

Чудес

- на основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить

сказку.

Практическая работа

5. Рефлексия

-В заключении своего выступления предлагаю вспомнить приёмы ТРИЗ-педагогики. Буду

очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, сделав увлекательным

такое нелёгкое путешествие по океану Знаний, превратив каждый урок в маленькое

открытие.

Приложения

«Ребёнок, с детства приученный воспринимать мир как поток задач,

привыкший не бояться противоречий, будет более подготовлен к жизни и

более успешен.» А.Гин

Прием Морфологический ящик

1.

Составление портера персонажа

Имя сказочного героя

Баба-Яга

Где живет?

В лесах, в избушке –на – курьих

ножках

Волшебные свойства

Колдовать

Что умеет делать?

Летать на метле, летать в ступе,

превращать

На кого похож?

На старушку

С кем дружит?

Леший, Кощей Бессмертный,

Кикимора

В каких сказках встречается?

?

2.

Помогает решать логические задачи. Например:

У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала

их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают.

Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?

Куклы

Цвет волос

Светлые

Рыжие

Черные

Белянка

-

+

-

Чернушка

+

-

-

Лисичка

-

-

+

3.

Морфологический ящик геометрических фигур

На уроках знакомства с многоугольниками (2 класс) учащиеся собирали

копилку геометрических фигур, а затем на основе ее анализа конструировали

определение многоугольника и разбивали многоугольники на группы. В

итоге такой работы каждый ученик составил «Копилку плоских

геометрических фигур»

Дальнейшая работа проводилась по классификации каждой подгруппы

многоугольников. Например, на основе собранных копилок

четырехугольников были введены понятия прямоугольника, квадрата, ромба,

трапеции, рассмотрены их существенные признаки. Работа с копилкой

продолжается все эти годы. В начале 4-го обратились к копилке 2-го класса и,

используя знания, приобретенные в четвертом классе, построили

классификацию треугольников по видам углов и сторон и с ее помощью

ввели понятия равнобедренного, равностороннего, разностороннего

треугольников, а также остроугольного, тупоугольного и прямоугольного.

Такая работа позволила осознать понятие «многоугольник»,

«многогранник», повысить познавательную активность учащихся на уроках

математики. Учащиеся с интересом стали искать в окружающих их предметах

многоугольники и многогранники. Пытались преобразовывать

многоугольники в многогранники и интересовались, а как называется такой

вид многогранника (например, если сделать объемную фигуру, состоящую из

трапеций или ромбов).

4.

На уроках русского языка помогает составлять различные копилки

слов, например копилка имён существительных, которые

употребляются только в единственном или множественном числе.

5.

На уроках ИЗО помогают составить портрет фантастического или

несуществующего животного, которого ребята потом рисуют.

В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих

произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Этот

приём помог ребятам сочинить экологические сказки. В основе - прием

«Морфологический ящик»:

1. Алгоритм сочинения загадок.

Учит сочинять загадки . Именно такое задание получают дети уже в первом

классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет? И такое

задание вызывает у него ,по меньшей мере, недоумение. В худшем случае,

просто отторжение. Этот приём ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять

каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному

алгоритму.

Например, придумай загадку о расческе:

На что похоже?

Чем отличается?

забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы

Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от

расчески?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

5.Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не

пилит, как трава, но не растёт?»

Пуговица (лампочка, гитара, арбуз, мяч, пылесос)

На что похоже?

Чем отличается?

обруч

нельзя крутить

с дырочками

не сыр

очки

без стекол

Сочинение загадок, используя признаки предметов

Динозавр

Какой?

Что такое же?

огромный

но, не подъемный кран

страшный

но, не приведение

опасный

но, не огонь

дикий

но, не волк

Сочинение загадок и нелепиц, используя действия предметов (Крот)

Что делает?

Какой объект делает так же?

роет

экскаватор

выкапывает

лопата

Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить

сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление.

2. На основе таблицы можно составить много вариантов сочетания

элементов и сочинить сказку.

Сочинение сказок учит детей и фантазировать, а фантазия, как считал один из

последователей и учеников Г.С.Альтшуллера, является одним из простейших

приемов изобретательства.

Герои

Злодеи

Цели или

желания

Волшебные

предметы

Превращени

я героев

Волшебные

места

Алёнушк

а

Баба-Яга

Вернуть

домой

Шапка-

невидимка

В комара,

муху, шмеля

Страна

Лжецов

Гулливер

Кощей

Бессмертны

й

Достать

живую

воду

Волшебная

палочка

Во льва,

мышку

Королевство

Кривых

Зеркал

Айболит

Бармалей

Найти

волшебны

й предмет

Цветик-

семицветик

Карлика

Лилипутия

Красная

Шапочка

Мачеха

Вылечить

друга

Скатерть-

самобранк

а

Козлёночка

Изумрудный

город

Золушка

Леший

Спасти

огниво

Страна

Чудес

Раздаточный материал

1.

Портрет персонажа

Имя сказочного героя

Где живет?

Волшебные свойства

Что умеет делать?

На кого похож?

С кем дружит?

В каких сказках встречается?

2.

Сочинение загадок

Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

А) Пуговица, лампочка, гитара, арбуз, мяч, пылесос

На что похоже?

Чем отличается?

Б) Сочинение загадок, используя признаки предметов

Какой?

Что такое же?

В) Сочинение загадок и нелепиц, используя действия предметов

Что делает?

Какой объект делает так же?

3.

Решение логической задачи.

В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник

Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один

рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который

указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.

Какой цвет волос у художника?

Составим морфологический ящик для этой задачи.

Друзья

Цвет волос

Белые

Рыжие

Черные

Белов

Чернов

Рыжов

4.

Сочинить сказку.

Герои

Злодеи

Цели или

желания

Волшебны

е

предметы

Превращени

я героев

Волшебные

места

Алёнушк

а

Баба-Яга

Вернуть

домой

Шапка-

невидимка

В комара,

муху, шмеля

Страна

Лжецов

Гулливер

Кощей

Бессмертны

й

Достать

живую

воду

Волшебная

палочка

Во льва,

мышку

Королевство

Кривых

Зеркал

Айболит

Бармалей

Найти

волшебны

й предмет

Цветик-

семицветик

Карлика

Лилипутия

Красная

Шапочка

Мачеха

Вылечить

друга

Скатерть-

самобранка

Козлёночка

Изумрудны

й город

Золушка

Леший

Спасти

огниво

Страна

Чудес



В раздел образования