Автор: Ягупова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Савинская СШ"
Населённый пункт: Волгоградская область Палласовский район с.Савинка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения в 1 классе по стихотворению А.Л.Барто "Твоя игрушка - живая"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения в первом классе
по теме «Твоя игрушка – живая»
(по стихотворениям А.Л.Барто УМК Л.В.Занкова)
Цель урока:
с
оздать условия
- для знакомства обучающихся с жизнью, творчеством и произведениями
А.Л.Барто,
- для совершенствования навыков выразительного чтения, развития речи,
памяти и логического мышления.
Планируемые результаты:
развивать у обучающихся умения:
- читать наизусть стихотворения, определять героев произведения, отвечать
на вопросы учителя по тексту.
Метапредметные действия:
развивать у обучающихся умения:
регулятивные
- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей ,
познавательные
- извлекать из стихотворных произведений необходимую информацию,
анализировать произведение,
коммуникативные
- использовать доступные речевые средства для передачи своего
впечатления.
Личностные результаты:
- развивать первоначальные представления о нравственных понятиях
(доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость,
честность), отраженных в литературных произведениях.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 1 кл. (автор В.Ю.Свиридов), выставка книг
А.Л.Барто, карточки – задания, игрушки, презентация для фронтальной
работы, «сердечки».
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, я попросила вас принести ваши любимые игрушки, найти и выучить
про них стихотворения.
- Кто хочет рассказать? (дети рассказывают).
- Я тоже на урок чтения принесла игрушки (зайчик, лошадка, мяч, мишка,).
- Я буду показывать игрушку, а вы попробуйте все вместе вспомнить стихи,
«наша Таня громко плачет….», «я люблю свою лошадку….», «уронили
мишку на пол….».
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, а кто догадался о чем мы будем говорить на уроке?(о стихах) -
- Правильно, а как нужно читать стихи?
(Громко, выразительно
,
не торопясь…)
- Верно…, а кто написал эти стихи?
3. Введение в тему урока.
- А.Л.Барто (Показ слайда №1) - детская писательница. Она писала стихи для
детей, так как очень их любила. У неё была дочь Таня и внук Вова, им она
посвятила много стихов.
- Посмотрите на портрет этого талантливого человека. Что бы вы сказали о
ней? Кого, она вам напоминает? (маму, бабушку)
- Посмотрите на глаза. Ведь глаза –зеркало души человека. Что вы видите в
них?
- Все в ней просто, она такая домашняя, теплая, уютная, к ней хочется
прижаться, рассказать все, спросить обо всем. Она вызывает расположение,
доверие. Она такая близкая и родная.
А.Л.Барто написала очень много стихов: смешных и забавных, веселых,
озорных и печальных.
- Агния Львовна Барто (1906 – 19811) мечтала стать балериной, училась в
хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось
сильнее.
А
еще
она
вела
на
радиостанции
«Маяк»
передачу
«Найти
человека», ей удалось соединить 927 семей, разбросанных по белу свету
войной.
- Давайте посмотрим несколько детских книг с её стихами, у вас
обязательно есть какая-нибудь из них! ( выставка книг на доске)
4. Работа над стихотворением «Зайка».
- Вот вы сегодня на урок принесли любимые игрушки.
- Как вы с этими игрушками обращаетесь?
- А эта девочка по-другому относится к своей игрушке.
- Это стихотворение вы тоже знаете. Давайте его прочитаем! (Слайд №2
«Зайка» читает хорошо читающий ученик)
- Почему зайка остался на скамейке?
- Как относится девочка к своей игрушке?
- Можно ли её назвать хозяйкой?
5. Чтение и работа над стихотворением «Мишка».
( Чтение первой части стихотворения учеником)
- Какое настроение передает автор в этих строках? (печаль, сожаление,
грусть)
- Читаем окончание стихотворения.
- Какое настроение в этих строках?
( Чтение стих. целиком 2-3 ученика).
6. Работа над стихотворением «Козленок».
(Чтение стихотворения в парах).
- О чем это стихотворение? (о заботе, о доброте).
7. Работа в парах по карточкам.
- Про игрушки стихи мы уже вспомнили…
- У вас на парте лежат карточки, в которых названия стихотворений и строчки
из стихов, попробуйте правильно соединить:
Мишка Ох, доска кончается, сейчас я упаду!
Бычок Всё равно его не брошу- потому что он хороший
Лошадка Наша Таня громко плачет
Мячик Я люблю свою лошадку.
- Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием!!!!
8. Речевая разминка.
- Агния Львовна писала стихи, а давайте и мы попробуем составить
рифму!!!! У нас получатся речевые разминки:
НА-НА-НА
На небе яркая….(луна)
ОН-ОН-ОН
На столе лежит…(лимон)
АН-АН-АН
Купили новенький…(диван)!!!! Молодцы!!!!
9. Работа с пословицами и поговорками.
- Многие строчки из стихотворений А. Барто звучат как пословицы или
поговорки, их применяют в жизни….
«Мы с Тамарой
Ходим парой».
(«Мы с Тамарой»)
«А болтать – то мне когда?
Мне болтать – то некогда»
(«Болтунья»)
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
«Мама или я?»
(Слайд № 3 - пословица: «Доброе дело учит добру»)
- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
- Какие добрые дела вы делаете дома?
- Трудно быть добрым?
- Перед вами на доске «рассыпались» две пословицы, кто попробует их
собрать?(на доске две пословицы напечатаны крупным шрифтом, разного
цвета) «Жизнь дана на добрые дела.» и «За доброе дело берись смело!»
- Какие вы знаете добрые слова?
- Что вы понимаете под словом: ДОБРЫЙ?
- А какую песню о доброте вы знаете? «Если добрый ты»)
- Давайте её споём (один куплет «Если добрый ты,
Это хорошо,
А когда наоборот – плохо!))
10. Итог урока.
- Чем сегодня занимались на уроке? Дети отвечают…(итог урока строится по
усмотрению учителя)
11. Рефлексия.
- Повернитесь сейчас друг к другу, подарите «сердечки» и скажите что-то
доброе!