Напоминание

"Проектирование программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС"


Автор: Бабакова Ольга Петровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ Калачеевская СОШ №6
Населённый пункт: Город Калач Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектирование программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Проектирование

программы курса внеурочной деятельности по русскому языку в

6классе «К тайнам слова».

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова»

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с

учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач

формирования

у

школьника

умения

учиться

и

в

соответствии

с

целями

и

задачами

основной

образовательной

программы

общеобразовательного

учреждения,

примерной

программы

по

внеурочной

деятельности.

Свободное

владение

русским

языком

как

средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой

для

молодежи,

оканчивающей

средние

учебные

заведения.

Такой

уровень

владения

русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных

организационных форм учебной работы по русскому языку — различного типа уроков,

факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.

Такая

работа

дает

возможность,

с

одной

стороны,

закреплять

знания

и

навыки,

полученные

учащимися

на

уроках,

с

другой

вовлечь

обучающихся

в

системную

исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного

материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов

школьников — создание ситуации творческого саморазвития.

Актуальность программы.

Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для

активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает

благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для

формирования

устойчивых

умений

коммуникации,

учащихся

в

творческой

и

исследовательской

деятельности.

На

практико-ориентированных

занятиях

учащиеся

смогут

выйти

за

рамки

учебной

литературы,

научатся

самостоятельно

подбирать

и

анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный

диалог

со

сверстниками,

аргументировать

свою

точку

зрения

юного

исследователя,

составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной

проектной деятельности алгоритму. Еще одной из причин создания данной программы

является возможность удержать интерес к предмету «Русский язык» у обучающихся,

высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с

целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и

творческих способностей. Словарная работа на уроках русского языка в средней школе

является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам

работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря

детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные

их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна

быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение

словарным

составом

литературного

языка

является

для

обучающихся

необходимым

условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над

словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем

работа чисто грамматическая. В школьных программах по русскому языку для 5—6

классов придается большое значение лексической работе. Но в основном

эта работа

направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи

с

изучением

грамматики

и

правописания.

Восполнить

этот

недостаток

возможно

проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать

нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие

инициативы. Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные

особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью

детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»:

— создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению

дополнительного

предметного

материала

по

русскому

языку

в

разделе

«Лексика

и

фразеология»;

-формирование

мотивации

к

исследованию

лексического

содержания

слова,

фразеологических единиц;

- проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении

раздела «Лексика и фразеология»;

-

формирование

навыков

анализа

результатов

исследовательской

и

творческой

деятельности.

Задачи программы

Обучающие:

* развитие интереса к русскому языку;

* углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

*

пробуждение

потребности

у

учащихся

к

самостоятельной

исследовательской

и

проектной деятельности в познании родного языка;

* формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

* развитие творчества и обогащение словарного запаса;

* совершенствование общего языкового развития учащихся;

* совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

*

углубление

и

расширение

знаний

и

представлений

о

литературном

языке.

Воспитывающие: * воспитание культуры обращения с книгой;

* формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

*

воспитание

любви

и

уважения

к

родному

языку,

интереса

к

чтению

литературы.

Развивающие:

* развивать смекалку и сообразительность;

* приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

*

развивать

умение

пользоваться

разнообразными

словарями;

*

учить

организации

личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа

внеурочной

деятельности

реализуется

в

парадигме

системно-

деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и

организуется

в

проектно-исследовательском

направлении.

Формированию

метапредметных результатов обучения (УУД) во внеурочной деятельности способствуют

педагогические

технологии,

отвечающие

современным

требованиям,

которые

предъявляются также к качеству обучения.

Планируемые результаты освоения программы курса

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных

результатов школьников.

Личностные результаты:

* понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

русского

народа;

определяющей

роли

родного

языка

в

развитии

интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности;

* осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному

языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

* достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических

средств

для

свободного

выражения

мыслей

и

чувств

в

процессе

речевого

общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты.

Регулятивные: способности извлекать информацию из разных источников, включая

средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение

приемами

отбора

и

систематизации

материала

на

определенную

тему;

умение

вести

самостоятельный

поиск

информации,

ее

анализ

и

отбор;

умения

сопоставлять

и

сравнивать

речевые

высказывания

с

точки

зрения

их

содержания,

стилистических

особенностей

и

использованных

языковых

средств;

способность

определять

цели

предстоящей

исследовательской,

творческой

деятельности

(индивидуальной

и

коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с

разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных

типов,

стилей

речи

и

жанров

с

учетом

замысла,

адресата

и

ситуации

общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение

разными

видами

монолога

и

диалога;

способность

участвовать

в

речевом

общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки

зрения ее содержания, языкового оформления; умения находить грамматические и речевые

ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные: оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в

устной и письменной форме; проектировать, корректировать индивидуальный маршрут

восполнения

проблемных

зон

выполняемой

предметной,

метапредметной,

личностно

ориентированной

деятельности;

применять

само-

и

взаимодиагностику

при

перепроектировании

индивидуальных

маршрутов

восполнения

проблемных

зон

в

предметной, метапредметной деятельности. В процессе формирования метапредметных

результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя

и ученика.

Предметные результаты.

Диагностика сформированности универсальных учебных действий

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД 1. Целеполагание. Показатели: Выпускник научится.Выпускник

получит возможность научиться.

Раздел «Ярмарка идей».

Соблюдать основные лексические правила современного русского литературного языка;

извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников, использовать

ее

в

различных

видах

деятельности

Опознавать

основные

выразительные

средства

лексики; объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; выразительно

читать

прозаические

и

поэтические

тексты;

извлекать

необходимую

информацию

из

мультимедийных

словарей

и

справочников;

использовать

ее

в

различных

видах

деятельности,

составлять

творческую

работу

по

алгоритму

ее

выполнения

при

консультативной помощи учителя.

Раздел «Слово о словах»:

* лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к

группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение

слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу

употребления и стилистическую окраску слова;

* группировать слова по тематическим группам;

*подбирать к словам синонимы, антонимы;

* опознавать фразеологические обороты;

* соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

*использовать

лексическую

синонимию

как

средство

исправления

неоправданного

повтора

в

речи

и

как

средство

связи

предложений

в

тексте

Опознавать

омонимы,

синонимы, антонимы, паронимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с

точки

зрения

точного,

уместного

и

выразительного

словоупотребления;

опознавать

основные

выразительные

средства

лексики

и

фразеологии

в

публицистической

и

художественной речи и оценивать их, объяснять особенности употребления лексических

средств в текстах научного и официально- делового стилей речи.

Раздел

«Что

в

имени

тебе

моем…»

Выпускник

научится.

Выпускник

получит

возможность научиться

*пользоваться различными видами лексических, этимологических словарей (толковый

словарь, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь и др.) и использовать

полученную информацию в различных видах деятельности.

*

Извлекать

необходимую

информацию

из

лексических,

этимологических

словарей

разного

типа

(толковый

словарь,

словари

синонимов,

антонимов,

устаревших

слов,

иностранных

слов,

фразеологический

словарь

и

др.)

и

справочников,

в

том

числе

мультимедийных,

использовать

эту

информацию

в

различных

видах

творческой,

исследовательской, аналитической деятельности, определять цель учебной деятельности

с помощью учителя или самостоятельно; формулировать и удерживать учебную задачу.

1.Уровни сформированности: низкий — учащийся определяет цель учебной деятельности

с помощью учителя, при этом, включаясь в работу, быстро отвлекается; не мотивирует

необходимость

построить

и

реализовать

свой

маршрут

решения

предметной

(познавательной)

задачи; средний

-

осознает

свою

роль

в

постановке

цели

урока

и

решении его задач; четко выполняет требования коллективного решения познавательной

задачи,

при

этом

мотивирует

необходимость

построить

и

реализовать

свой

маршрут

решения предметной (познавательной) задачи, но осуществляет решение познавательной

задачи при консультативной помощи учителя, не изменяя ее и не выходя за рамки ее

требования; высокий — осознает свою роль в постановке цели урока и решении его

задач; четко выполняет требования коллективного решения познавательной задачи, при

этом

мотивирует

необходимость

построить

и

реализовать

свой

маршрут

решения

предметной

(познавательной)

задачи,

выдвигает

содержательные

гипотезы

решения

познавательной

задачи,

его

учебная

деятельность

приобретает

форму

активного

исследования способов действий.

2. Соотнесенность выполненного задания с образцом (эталоном). Показатели:

* соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

*

построить

индивидуальный

маршрут

восполнения

проблемных

зон

в

изучаемом

материале (решении предметной, познавательной задач).

Уровни

сформированности: низкий

без

помощи

учителя

не

может

обнаружить

несоответствие

усвоенного

способа

действия

новым

условиям,

при

этом

учащийся

осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и

контролировать их и как следствие затрудняется в построении индивидуального маршрута

восполнения

проблемных

зон

в

изучаемом

материале

(решении

предметной,

познавательной задач); средний — самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает

ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действий и условий задачи, и

вносит коррективы в индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом

материале

(решении

предметной,

познавательной

задач),

при

этом

задачи,

соответствующие усвоенному способу действий, решаются безошибочно; высокий

ошибки

исправляет

самостоятельно,

отслеживает

процесс

решения

задачи

другими

учениками, при этом контролирует соответствие выполняемых действий и при изменении

условий вносит коррективы в способ действия до начала решения, т. е. самостоятельно

проектирует

и

реализует

индивидуальный

маршрут

восполнения

проблемных

зон

в

изучаемом материале (решении предметной, познавательной задач). 3. Оценка решения

своей задачи

Показатели:

• оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание,

возникли ли сложности при выполнении;

• степень развития произвольного внимания.

Уровни

сформированности: низкий — приступая к решению новой задачи, может с

помощью учителя оценить свои возможности для ее решения и частично реализовать

индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученном материале (решении

предметной, познавательной задач); средний — приступая к решению новой задачи,

пытается

оценить

свои

возможности

в

построении

и

реализации

индивидуального

маршрута восполнения проблемных зон в изученном материале (решении предметных,

познавательных задач), при этом свободно и аргументированно оценивает уже решенные

им

задачи;

высокий

умеет

самостоятельно

оценить

свои

действия

и

обосновать

правильность или ошибочность выбранного маршрута восполнения проблемных зон в

изученном

материале

(решении

предметных,

познавательных

задач),

при

этом

может

оценить действия других учеников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 1. Коммуникация как кооперация.

Показатели:

* умение договариваться, находить общее решение;

* аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

* сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

* устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения

задания.

Уровни сформированности:

1.

низкий

не

может

и

не

хочет

договариваться,

пассивен

или

агрессивен,

не

предоставляет

помощь;

средний

не

всегда

может

договориться,

не

всегда

может

сохранить доброжелательность; предоставляет помощь только тем, с кем контактирует во

взаимодействии;

высокий

умеет

договариваться,

находить

общее

решение;

умеет

аргументировать свое предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения без

агрессии; владеет адекватными методами выхода из конфликта; всегда готов предоставить

помощь тем, с кем контактирует во взаимодействии.

2. Коммуникация как интериоризация Показатели: оформлять свои мысли в устной и

письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя

тексты учебников, других источников, понимать прочитанное. Уровни сформированности:

низкий — молчит, может оформить свои мысли, читает, но не понимает прочитанного;

средний — читает и понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов;

высказывает свое суждение по алгоритму выполнения задания при активной помощи

учителя (консультанта, тьютора, эксперта); высокий — имеет богатый словарный запас и

активно

им

пользуется,

бегло

читает,

при

этом

усваивает

материал;

демонстрирует

обратную

связь

(пересказ,

рассказ,

устное

монологическое

или

письменное

высказывание).

3. Коммуникация как интеракция Показатели: понимать возможности различных позиций

и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

уважать позиции других людей,

отличные

от

собственной;

*

учитывать

разные

мнения

и

умение

обосновывать

собственное. Уровни сформированности: низкий — редко понимает и принимает позицию

других,

считает

свое

мнение

единственно

верным;

средний

понимает

различные

позиции других, проявляет доброжелательность частично, обратную связь демонстрирует

не системно; высокий — различает и понимает различные позиции во взаимодействии,

системно демонстрирует обратную связь и доброжелательность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД 1. Общеучебные универсальные действия. Показатели:

*

самостоятельно

прогнозирует

информацию,

которая

будет

нужна

для

изучения

незнакомого

материала,

отбирает

необходимые

источники

информации

среди

предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; *

составляет сложный план текста;

* сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников. Уровни

сформированности: низкий — самостоятельно не может работать с текстом или допускает

много ошибок при работе с ним; средний — выполняет задания самостоятельно, но

допускает ошибки; выполняет задания репродуктивного характера; высокий — выполняет

задания самостоятельно

. 2. Логические учебные действия. Показатели:

* анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты;

* ориентируется в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе

изучения

данного

раздела.

Уровни

сформированности:

низкий

логические

связи

устанавливать не может: недостаточно развита аналитико-синтетическая деятельность;

самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые в

перспективе

будут

сформированы

на

основе

изучения

данного

раздела;

средний

логические связи устанавливает с трудом: допускает ошибки в обобщении, частично — в

анализе и синтезе; высокий — самостоятельно устанавливает логические связи, при этом

сравнивает

и

группирует

компоненты

анализа

и

синтеза;

самостоятельно

мыслит

и

ориентируется в учебнике

. 3. Постановка и решение проблем. Показатели:

* самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает ее,

представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;

* умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; * планирует

свою работу по изучению незнакомого материала. Уровни сформированности: низкий —

не может самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать

ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; средний — делает

выводы

частично

(фрагментарная

самостоятельность),

прибегает

к

консультативной

помощи

учителя,

ученика-эксперта;

высокий

делает

выводы

самостоятельно.

ЛИЧНОСТНЫЕ

УУД

1. Самопознание и самоопределение. Показатель: самооценка.

Уровни сформированности: низкий — не умеет адекватно оценивать свои способности;

самооценка

ситуативна

и

зависит

не

только

от

оценки

учителя,

но

и

от

процессов

самопознания и обратной связи со значимым окружением; средний — выполняет нормы

школьной жизни, положительно относится с одноклассниками и учителям, интересуется

процессом

учения;

высокий

адекватно

оценивает

себя

как

личность

и

свои

способности, осознает способы поддержания своей самооценки. 2. Смыслообразование

Показатель:

мотивация.

Уровни

сформированности:

н и з к и й

ч а с т и ч н а я

сформированность познавательных мотивов и интересов; сформированность социальных

мотивов (чувство долга, ответственность); склонность выполнять облегченные задания;

ориентирование

на

внеурочную

деятельность;

слабое

ориентирование

на

процесс

обучения;

средний

частичное

установление

связи

между

учением

и

будущей

профессиональной деятельностью; стремление к приобретению новых знаний и умений

по предметам, которые входят в круг любимых; высокий — установление связи между

учением и будущей профессиональной деятельностью; стремление к самоизменению:

приобретению

новых

знаний

и

умений;

мотивация

на

высокий

результат

учебных

достижений.

3.

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ

ОРИЕНТАЦИЯ

Показатели:

*

представление

о

моральных нормах; * позитивный опыт осуществления личностного морального выбора; *

умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм. Уровни

сформированности: низкий

знает

суть

нравственных

норм;

не

соотносит

знание

нравственных

норм

с

мотивами

поведения;

относится

к

нравственным

нормам

неопределенно;

сре д н и й

выражает

активное

положительное

отношение

к

нравственным нормам, но проявляет в поведении недостаточно устойчиво: частичная

сформированность уровня развития моральных суждений, разовый опыт осуществления

личностного

морального

выбора;

фрагментарное

принятие

решения

на

основе

соотнесения нескольких моральных норм; высокий — имеет устойчивое представление о

моральных нормах, позитивный опыт осуществления личностного морального выбора;

принимает решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

Содержание

программы «К тайнам слова»

В

первой

части

курса

«Ярмарка

идей»

происходит

формирование

Творческой

лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с

потребностями

учащихся,

с

диагностикой

проблемных

зон

в

изучении

учащимися

разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное

планирование

маршрутов

восполнения

проблемных

зон

(первичное

проектирование

индивидуальных

маршрутов

реализации

Программы

саморазвития)

с

учетом

необходимости

углубления

и

расширения

теоретических

знаний

и

представлений

о

лексическом,

фразеологическом

составе

русского

языка.

В

ходе

«Ярмарки

идей»

происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих

мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы

с этимологическим словарем.

Во

второй

части

«Слово

о

словах»

дети

подробно,

в

занимательной

форме

игры,

Творческих лабораторий, Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами,

паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению

фразеологизмов,

пословиц.

Выполняются

творческие

работы

по

составленным

в

коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения

проектных, презентационных, творческих работ.

В третьей части «Что в имени тебе моем...» особое внимание уделяется этимологии слова,

фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на

уроках.

Это

завершающий

этап

работы

Творческих

лабораторий

и

мастерских,

предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных

проектов: сборников статей научно-популярного содержания, тематических словарей по

теме

«Лексика.

Фразеология»,

выступлений

на

школьной

научно-практической

конференции в секции «Филология: исследование и поиск».

Дидактические принципы реализации программы:

* занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность;

связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

I. «ЯРМАРКА ИДЕЙ» (5 ч)

Тема

1.

Что

я

умею,

что

могу?

(1ч)

Формирование

Творческой

лаборатории

проектирования

индивидуального

маршрута

саморазвития

в

соответствии

с

потребностями

учащихся,

с

диагностикой

проблемных

зон

в

изучении

учащимися

разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).

Тема 2. Через тернии к звездам (1 ч) Совместное планирование маршрутов восполнения

проблемных

зон

(первичное

проектирование

индивидуальных

маршрутов

реализации

Программы

саморазвития)

с

учетом

необходимости

углубления

и

расширения

теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского

языка.

Темы

3-5.

Эврика!

(3

ч)

В

ходе

проведения

«Ярмарки

идей»

происходит

выбор

эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного

исследователя

художественного

текста,

Творческих

лабораторий

работы

с

этимологическим словарем. Составление плана исследовательской, аналитической работы,

выбор

необходимой

научной,

справочной

литературы,

определение

круга

проблем

исследователя.

Тем II. «СЛОВО О СЛОВАХ» (20 ч)

Тема 6. Имена вещей (1ч) Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы:

«Уточнение

понятия

о

лексическом

значении

слов»,

«Знакомство

с

лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной

статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение

умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема

7.

В

царстве

смыслов

много

дорог

(2

ч)

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Темы:

«Знакомство

с

многозначными

словами»,

«Знакомство

со

словами-омонимами»,

«Способы

и

причины

образования

нескольких

значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе

исследования худо- жественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра

«Грамматический аукцион».

Тема 8. Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова (2 ч)

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Тема

«Многозначность

слова»

(выделение

отличительных

признаков

многозначности

и

омонимии).

Работа

с

толковыми

словарями.

Ролевая

игра

«Прямое

и

переносное

значение

слов».

Игра

«Кулинарный поединок. Многозначные слова».

Тема 9. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? (2 ч) Работа Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Тема

«Исследование

художественных

произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление

презентации

«Лингвистический

портрет

поэта

(писателя),

использовавшего

в

своем

творчестве неологизмы». Защита презентаций.

Тема 10. Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об

истории слов (1ч) Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема

«Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с

различными

этимологическими

и

историческими

словарями.

Определение

первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь».

Тема 11. Об одном и том же разными словами (1ч) Работа Творческой мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Темы:

«Изучение

особенности

синонимического

ряда

слов»,

«Слова-синонимы:

правильное

употребление

в

речи»,

«Лексические

нормы

синонимов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов

(«Описание

зимнего

неба»,

«Воспоминания

о

летнем

дожде»,

«В

степи»).

Устное

иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей

синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов

школьных сочинений).

Тема

12.

Слова-антиподы

(1

ч)

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах».

Понятие

«антонимы».

Групповая

работа

с

пословицами

и

поговорками.

Работа

со

словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических

словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды

утром»).

Устное

иллюстрирование,

лингвистическое

рисование

с

использованием

антонимов

(словарей

антонимов).

Коллективный

проект:

«Легко

-

сложно»

(редактирование текстов школьных сочинений).

Тема 13. Ума палата, или О фразеологических оборотах (2 ч) Работа Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Темы:

«Особенности

фразеологических

сочетаний»,

«Фразеологический

оборот»,

«Лексические

нормы

употребления

фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в

отрывке

из

повести

А.

Рыбакова

"Приключения

Кроша"».

Коллективный

проект:

«Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса в

Стране чудес"». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».

Тема 14. Словари «чужих» слов (1ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ (ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных

слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со

словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный

проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».

Тема 15.

«Он весь свободы торжество»

(1 ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

.

Тема

«Языковые

особенности

произведений

АС.

Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект:

«Народная речь в произведениях АС. Пушкина».

Тема 16.

Мы говорим его стихами

(1 ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ) ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».

Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина

(Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)).

Индивидуальный

проект:

«Крылатые

выражения

и

фразеологизмы»

(редактирование

школьных сочинений).

Тема 17

.

Слова уходящие

(1ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ (ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Понятия

«архаизмы»,

«историзмы».

Тема

«Лексиче ские,

грамматические

нормы

употребления

историзмов,

архаизмов

в

речи».

Игра

«Грамматический

аукцион».

Групповой

проект:

«Лингвистическое

иллюстрирование

архаизмов, историзмов».

Тема 18. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (2 ч)

Работа Творческой мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Понятие

«паронимы».

Индивидуальный

проект:

«Виды

паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в

устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение

игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

Темы

19,

20.

Словарь-грамотей

(2

ч

)3

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Тема

«Словарная

статья

орфографического

словаря».

Беседа

о

значении

орфографического

словаря.

Коллективный

проект:

составление

тематических

словариков

с

использованием

слов

из

орфографического

словаря

(«Экскурсия

в

детство»,

«Незнайка

на

Луне»,

«Тайны

капитана

Немо»).

Индивидуальный

проект:

«Устное

(письменное)

лингвистическое

рисование

с

использованием

слов

орфографического

словаря».

Выставка

рисунков

по

словарным

словам.

III. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...» ( 10ч)

Тема

21.

Научная

этимология

(1ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Тема

«Словарная

статья

этимологического

словаря».

Индивидуальные

проекты

исполь-

зованием

этимологического

словаря):

«Значение этимологического словаря», «История происхождения слов "вол", "волк" и

"волынка"», «Родственники ли слова "запонка" и "запятая"?»

Тема

22.

Какие

бывают

имена?

(1

ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ) ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект:

«История

происхождения

традиционных

кличек

животных

на

Руси».

Коллективный

проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с

этимологическими сло- варями. Грамматическое иллюстрирование.

Тема

23.

Древнерусские

имена

(1ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ) ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Работа с этимологическим словарем. Темы:

«История

образования

древнерусских

имен»,

«Особенность

древнерусских

имен»,

«История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские

имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений

А.С. Пушкина).

Тема

24.

Отчество

и

фамилия

(2ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ) ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Темы: «История появления отчеств и фамилий в

русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения

фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова).

Тема 25. Времена года (1ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ (ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Тема

«Названия

месяцев».

Индивидуальный

проект:

«Как

назывались месяцы в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций

с использованием лингвистического материала.

Тема

26.

О

том,

что

мы

носим

(1

ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ

ПРОЕКТ:

«Названия

некоторых

предметов

одежды».

Лингвистическое

иллюстрирование.

Игра

«Лингвистический аукцион».

Тема 27. Растения — почему их так называют? (1 ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ (ЛАБОРАТОРИИ) ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:

«Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что?

Где? Когда?».

Тема 28. Птицы и звери — почему их так называют? (2 ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ

ПРОЕКТ:

«Названия некоторых животных».

Календарно - тематическое планирование

заня

тия

Тема занятия

Кол -

во

часов

1.

Что я умею, что могу?

1

2

Через тернии к звездам

1

3-5

Эврика!

3

6

. Имена вещей

1

7-8

В царстве смыслов много дорог (2 ч) Работа Творческой мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Темы:

«Знакомство

с

многозначными

словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины

образования

нескольких

значений

слова».

Проект:

«Отличие

многозначных

слов

и

слов-омонимов»

(на

основе

исследования

худо-

жественных,

научно-популярных

и

публицистических

текстов).

Игра

«Грамматический аукцион».

2

9-10

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Тема

«Многозначность

слова»

(выделение

отличительных

признаков

многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая

игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок.

Многозначные слова».

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова (2 ч)

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Тема

«Многозначность

слова»

(выделение

отличительных

признаков

многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая

игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок.

Многозначные слова».

2

11-

12

Как

и

почему

появляются

новые

слова

(неологизмы)?

(2

ч)

Работа

Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование

художественных

произведений

С.

Есенина,

В.

Маяковского

и

др.».

Коллективный

проект:

составление

презентации

«Лингвистический

портрет

поэта

(писателя),

использовавшего

в

своем

творчестве

неологизмы». Защита презентаций.

2

13

.

Откуда

катится

каракатица,

или

О

словарях,

которые

рассказывают

об

истории

слов

(1ч)

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Тема

«Строение

словарной

статьи

этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными

этимологическими

и

историческими

словарями.

Определение

первоисточников

слова.

Групповой

проект:

«Иллюст рируем

этимологический словарь».

1

14

Об

одном

и

том

же

разными

словами

(1ч)

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Те мы :

« И з у ч е н и е

особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное

упот ребление

в

речи»,

«Лексиче ские

нормы

с и н о н и м о в » .

Индивидуальный

проект:

составление

тематических

словариков

1

синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде»,

«В

степи»).

Устное

иллюстрирование,

лингвистическое

рисование

с

использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект:

«Какого

слова

не

хватает?»

(редактирование

текстов

школьных

сочинений).

15

Слова-антиподы (1 ч) Работа Творческой мастерской (лаборатории)

исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого

«Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами

и

поговорками.

Работа

со

словарем

антонимов

русского

языка.

Индивидуальный

проект:

составление

тематических

словариков

антонимов

(«Как

я

выполнял

домашнюю

работу

по...»,

«В

походе»,

«Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование

с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект:

«Легко - сложно» (редактирование текстов школьных сочинений).

1

16-

17

Ума

палата,

или

О

фразеологических

оборотах

(2

ч)

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Т е м ы :

«Особенности

фразеологических

сочетаний»,

«Фразеологический

оборот»,

«Лексические

нормы

употребления

фразеологизмов

в

речи».

Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке

из повести А. Рыбакова "Приключения Кроша"». Коллективный проект:

«Составление

ребусов

с

использованием

фразеологизмов

из

книги

Л.

Кэрролла

"Алиса

в

Стране

чудес"».

Игра

«Инсценирование

запомнившихся фразеологизмов».

2

18

Словари

«чужих»

слов

(1ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

.

Темы:

«Особенности

строения

словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты».

Индивидуальный

проект:

«Исследовательская

работа

со

словарем

иностранных

слов.

Определение

значения

иностранных

слов».

Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах

исконно русских».

1

19

.

«Он

весь

свободы

торжество»

(1

ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

.

Тема

«Языковые

особенности произведений АС. Пушкина». Понятия «литературный язык»,

«живая

народная

речь».

Коллективный

проект:

«Народная

речь

в

произведениях АС. Пушкина».

1

20

Тема 16.

Мы говорим его стихами

(1 ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

П о н я т и я

«крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и

крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н.

Толстого,

А.П.

Чехова

и

других

писателей»

(по

выбору

учащихся)).

Индивидуальный

проект:

«Крылатые

выражения

и

фразеологизмы»

(редактирование школьных сочинений).

1

21

Тема

17

.

Слова

уходящие

(1ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ) ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Понятия «архаизмы», «историзмы».

Тема

«Лексические,

грамматические

нормы

употребления

историзмов,

архаизмов в речи». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект:

«Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

1

.

22-

23

Тема

18.

Паронимы,

или

«Ошибкоопасные»

слова

(2

ч)

Работа

Творческой

мастерской

(лаборатории)

исследователя.

Понятие

«паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их

образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и

письменной

речи.

Игра

«Грамматический

аукцион».

Подготовка

и

проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления

паронимов.

2

24-

25

Словарь-грамотей

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Тема

«Словарная

с т ат ь я

орфографического

словаря».

Беседа

о

значении

орфографического

словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с

использованием

слов

из

орфографического

словаря

(«Экскурсия

в

детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный

проект:

«Устное

(письменное)

лингвистическое

рисование

с

использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по

словарным словам

2

26

МАСТЕРСКОЙ (ЛАБОРАТОРИИ) ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Тема «Словарная

статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с исполь-

зованием

этимологического

словаря):

«Значение

этимологического

словаря»,

«История

происхождения

слов

"вол",

"волк"

и

"волынка"»,

«Родственники ли слова "запонка" и "запятая"?»

Научная этимология (1ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ

1

27

Какие бывают имена? (1 ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Понятие

«ономастика».

Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек

животных

на

Руси».

Коллективный

проект:

«Способы

и

причины

образования

омонимов

среди

имен

собственных».

Работа

с

этимологическими сло- варями. Грамматическое иллюстрирование.

1

28

Древнерусские

имена

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Работа

с

этимологическим

словарем.

Темы:

«История

образования

древнерусских

имен»,

«Особенность древнерусских имен», «История происхождения русских

имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный

проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С.

Пушкина).

1

29-

30

Отчество

и

фамилия

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Темы:

«История

появления

отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный

проект:

«Объяснение

происхождения

фамилий»

(на

примере

стихотворения С. Михалкова).

2

31

Времена

года

(1ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Тема

«Названия

месяцев».

Индивидуальный

проект:

«Как

назывались

месяцы

в

Древней

Руси?»

Лингвистическое

рисование.

Конкурс

иллюстраций

с

использованием

лингвистического материала.

1

32

О том, что мы носим (1 ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ

ПРОЕКТ:

«Названия

некоторых

предметов

одежды».

Лингвистиче ско е

иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».

1

33

Растения — почему их так называют? (1 ч) РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ

М А С Т Е Р С К О Й

( Л А Б О РА Т О Р И И )

И С С Л Е Д О В А Т Е Л Я .

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

ПРОЕКТ:

«Названия

некоторых

растений».

Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».

1

34-

35

Птицы

и

звери

почему

их

так

называют?

(2

ч)

РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ

МАСТЕРСКОЙ

(ЛАБОРАТОРИИ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ

ПРОЕКТ:

«Названия

некоторых

животных».

Инсценирование, устное

(письменное) иллюстрирование на лингвистическом

материале.

2



В раздел образования