Напоминание

Игровые технологии в разновозрастной группе


Автор: Галиаскарова Гульфия Ганиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 137 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии в разновозрастной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игровые технологии в разновозрастной группе»

Галиаскарова Гульфия Ганиевна

ГБДОУ детский сад № 137

Выборгского района Санкт – Петербурга

В

рамках

образовательного

процесса

педагоги

должны

обеспечить

живое,

заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах

детской деятельности, ведущее место среди которых по – прежнему отводится игре.

Любая

игра

дает

«пищу»

для

развития

творческих

индивидуальных

способностей ребенка с самого раннего возраста.

Игра

является

сам оценной

формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М.

Дьяченко,

Е.Е.

Кравцовой,

замена

игры

другими

видами

деятельности

обедняет

воображение

дошкольника,

которое

признано

важнейшим

возрастным

новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И.

Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности

тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет

эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности,

достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

В

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

игра

рассматривается

как

важное

средство

социализации

личности

ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка .

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО),

посредством

которой

реализуются

содержание

пяти

образовательных

областей:

«Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое

развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а

так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой

деятельности

зависит

от

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей,

определяется задачами и целями основной образовательной программы ДОУ.

Особенности

развития

игровой

деятельности

ребенка

определены

в

нормативных документах ( пункт 2.7 ФГОС ДО ) и методической литературе:

- младенческий возраст (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение

с взрослым, манипулирование с предметами;

- ранний возраст (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и

динамическими

игрушками…

общение

с

взрослым

и

совместные

игры

со

сверстниками под руководством взрослого;

- дошкольный возраст (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-

ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и

взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это

позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик

(пункт 4.6 ФГОС ДО).

Деятельность детей строится на творческом использовании игры и игровых

действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей

возрастные потребности дошкольников, при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих

как

средство

побужден6ия,

стимулирования

к

образовательной

деятельности.

Поэтому все чаще встает вопрос о применении педагогических технологий в

работе с детьми дошкольного возраста, а в частности внедрения игровых технологий

в образовательную деятельность ДОУ.

Особенностью

игровых

технологий

является

то,

что

игровые

моменты

проникают

во

все

виды

деятельности

детей:

труд

и

игра,

образовательная

деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением

режима дня и игра.

Игровая

технология

организация

педагогического

процесса

в

форме

различных обучающих игр. Это последовательная деятельность педагога по:

- отбору, разработке, подготовке игр;

- включению детей в игровую деятельность;

- осуществление самой игры;

- подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной

основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий

функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Ее задачи:

1.Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и

умений за счет собственной активности ребенка.

2.Подобрать

средства,

активирующие

образовательную

деятельность

детей

и

повышение ее результативности.

Образовательная

деятельность

с

использованием

игровых

технологий

проходит

очень

в

эмоционально

благоприятной

психологической

обстановке.

Как

показывает опыт, изученный в процессе игровой деятельности, материал, забывается

детьми в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра

не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически

сочетается

занимательность,

делающая

процесс

познания

доступным

и

увлекательным для дошкольников, и деятельность, благодаря участию которой в

процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Обучение в форме игры должно быть интересным и занимательным. Для

реализации

такого

подхода

необходимо,

чтобы

игровые

технологии,

разрабатываемые

для

обучения

дошкольников,

имели

четко

обозначенную

и

пошагово

описанную

систему

игровых

заданий

и

различных

игр

с

тем,

чтобы,

используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он

получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного

содержания.

Условия, необходимые для успешного внедрения игровых технологий

в образовательный процесс разновозрастной группы:

1.

Предоставить каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и

интересы, поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребенка;

2.

Обеспечить условия для игровой деятельности детей;

3.

Поощрять инициативу каждого ребенка и желание их играть в подгруппах;

4.

Умение

воспитателя

включаться

в

совместную

игру

в

качестве

партнера,

придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры;

5.

Подводить ребенка к пониманию той или иной роли;

6.

Поощрять

стремление

ребенка

использовать

и

изготавливать

для

игры

предметы-замещения;

7.

Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и

игрушку, умение брать на себя любую роль в игре;

8.

Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности

в игре, активности в реализации игровых замыслов;

9.

Формировать у детей новые, более сложные способы построения игры;

10.

Вызывать у ребенка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и

сверстниками, чувство доверия к ним.

Применение

игровых

технологий

в

образовательном

процессе

по

каждой

образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие.

Игровая технология включает в себя:

игровые тренинги;

сюжетно – ролевые игры;

театрализованные игры.

Познавательное развитие.

Здесь

выбор

игр

огромен

и

разнообразен,

но

следует

выделить

игровые

технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так

называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии,

направленные

на

закрепление

полученных

знаний,

развитие

познавательных

способностей.

Речевое развитие.

Применение

игровых

технологий

позволяет

создавать

максимально

благоприятные условия для развития речи детей:

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие.

Игровые

технологии,

направленные

на

развитие

восприятия

и

понимания

произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений

о

видах

искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора,

изобразительного искусства.

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие

двигательной

деятельности

детей,

способствующих

правильному

формированию

опорно-двигательной

системы

организма,

развитию

равновесия,

координации

движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.

Игровые

технологии

тесно

связаны

со

всеми

сторонами

воспитательной

и

образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач.

Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества

педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе

его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из

механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

Что дошкольник получает от игры:

1.

Уменьшается чувство страха, беспокойства, раздражительность, стресс.

2.

Ребенок испытывает положительные эмоции, радость, от близости общения, у

него повышается чувство собственного достоинства.

3.

В детских играх он учится оттачивать свое мастерство, не теряя собственного

достоинства.

4.

Улучшается эмоциональная гибкость и открытость.

5.

Повышается спокойствие, устойчивость, он быстрее адаптируется.

6.

Снижается

тактильная

защита.

Нет

нужды

драться,

можно

объяснить

и

договориться.

7.

Развивается чувство принятия различий.

8.

Увеличивается способность переживать, сострадать.

9.

Учится находить компромисс. Учится предлагать варианты и выбирать.

10.

Развивается модель отношения на основе принятия, а не исключений.

11.

Понимание модели отношений агрессор-жертва.

12.

Снижает порыв мести и необходимости самообороняться.

13.

Улучшает

тактильные

и

невербальные

навыки

общения

(жесты,

прикосновения). Понимание эмоций других людей.

14.

Развивает внимание.

15.

Положительные эмоции повышают эффективность иммунной, эндокринной и

сердечно-сосудистой систем.

16.

Устойчивость к стрессам, усталости, травмам и депрессии.

Список литературы:

1.

Дыбина

О.В.

Игровые

технологии

ознакомления

дошкольников

с

предметным

миром: Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое

общество России, 2008. – 128 с.

2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г.

Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

3. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – М.Дрофа, 2010. –

4.

Касаткина

Е.И.

Игровые

технологии

в

образовательном

процессе

ДОУ

/

Е.И.

Касаткина // Управление ДОУ. – 2015. – №5.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К.

6.Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.



В раздел образования