Напоминание

Решение задач по информатике в форме ОГЭ


Автор: Мехоношина Екатерина Анатольевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Советский, ХМАО-Югра.
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Решение задач по информатике в форме ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №… г. …

«Согласовано» «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной работе директор МБОУСОШ№.. г. …

________________________ … ________________.....

« » ….. г. « » ….. г.

Программа внеурочной деятельности

«Решение задач по информатике в форме ОГЭ»

9 класс

20…- 20.. учебный год

Учитель: ………………………………

Квалификационная категория: …………

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от « » августа …. г.

г. ….

….. г.

1

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования (приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897) авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ М:БИНОМ. Лаборатория

знаний,2013г

Босова Л.Л., Босова А.Ю Информатика и ИКТ – М.: БИНОМ, 2016

Информатика и ИКТ, Подготовка к ОГЭ 2016, 9 класс, , Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю., 2015.

Цель курса:

Систематизировать

знания

и

умения

по

курсу

информатики

и

ИКТ

и

подготовить

к

государственной

итоговой

аттестации

по

информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Задачи курса:

выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;

сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении

заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);

сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.

Место курса в учебном плане

Курс «Решение задач по информатике в форме ОГЭ» изучается в 9 классе основной школы по одному часу в неделю, всего 35 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса

Личностные образовательные результаты

широкие познавательные интересы, инициатива

и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность

учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала

в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их

образного, алгоритмического и логического мышления;

готовность

к

повышению

своего

образовательного

уровня

и

продолжению

обучения

с

использованием

средств

и

методов

информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе,

технике как одну из важнейших областей современной действительности;

2

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в

области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению

индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и

технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных

дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи

на

основе

соотнесения

того,

что

уже

известно,

и

того,

что

требуется

установить;

планирование

определение

последовательности

промежуточных целей с учетом конечного результата;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание

учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и

выделение необходимой информации;

владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и

методами освоения новых инструментальных средств;

владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и

однозначно

сформулировать

мысль

в

понятной

собеседнику

форме;

умение

осуществлять

в

коллективе

совместную

информационную

деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью

средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные образовательные результаты

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном

устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм – и их свойствах;

развитие

алгоритмического

мышления,

необходимого

для

профессиональной

деятельности

в

современном

обществе;

развитие

умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в

Интернете.

3

Содержание предметной практики

1.

Системы счисления (5 ч)

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из различных систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах,

счисления

2.

Кодирование информации (3 ч)

Количество информации. Представление числовой информации. Кодирование текстовой информации.

3.

Построение алгебры высказываний (6 ч)

Простые

и

составные

высказывания.

Высказательные

переменные.

Основные

логические

связки.

Логические

операции

над

высказываниями. Формулы и их логические операции над высказываниями. Формулы и их логические возможности. Равносильные

формулы. Свойства логических операций.

4.

Алгоритмы (3 ч)

Способы задания алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.

5.

Введение в Паскаль (9 ч)

Основы языка программирования в Pascal. Величины и их характеристики. Структура программы. Линейная программа. Ветвление.

Циклы.

6.

Создание и обработка информационных объектов посредство текстовых редакторов (3 ч)

Создание и обработка информационных объектов посредством текстовых редакторов.

7.

Электронные таблицы (3 ч)

Работа с электронными таблицами в Excel.

8.

Базы данных (3 ч)

Работа с СУБД Access.

Тематическое планирование

1.

Системы счисления (5 ч)

2.

Кодирование информации (3 ч)

3.

Построение алгебры высказываний (6 ч)

4.

Алгоритмы (3 ч)

5.

Введение в Паскаль (9 ч)

6.

Создание и обработка информационных объектов посредство текстовых редакторов (3 ч)

7.

Электронные таблицы (3 ч)

8.

Базы данных (3 ч)

4

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Системы счисления

1

Позиционные

системы счисления.

2-ая, 8-ая, 16-ая

системы счисления

Общие сведения о системах счисления.

Понятие о непозиционных и позиционных

системах счисления. Знакомство с двоичной,

восьмеричной и шестнадцатеричной

системами счисления, запись в них целых

десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод

небольших целых чисел из двоичной

системы счисления в десятичную. Двоичная

арифметика.

Компьютерное представление целых чисел.

Представление вещественных чисел.

Аналитическая деятельность:

анализировать любую позиционную

систему как знаковую систему;

определять диапазон целых чисел в n-

разрядном представлении;

анализировать логическую структуру

высказываний;

анализировать простейшие электронные

схемы.

Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до 1024)

целые числа из десятичной системы счисления в

двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную

и обратно;

выполнять операции сложения и

умножения над небольшими двоичными

числами;

2

Перевод чисел в 10-

ю систему

счисления. Перевод

чисел из 10-ой

системы счисления

3

Перевод чисел из 2-

ой системы

счисления в 8-ую,

16-ую и обратно

4

Арифметические

операции в

позиционных

системах счисления

5

Итоговое

тестирование

Кодирование информации

5

6

Количество

информации.

Представление

числовой

информации

Обработка связанная с получением новой

информации. Поиск информации. Формы

представления информации. Язык как

способ представления информации:

естественные и формальные языки.

Алфавит мощность алфавита. Двоичный

код. Разрядность двоичного кода. Связь

дины (разрядности) двоичного кода и

количества кодовых комбинаций. Размер

сообщения как мера содержащаяся в нем

информации. Единицы измерения

информации.

Аналитическая деятельность:

-оценивать информацию с позиции ее свойств

-приводить примеры кодирования с

использованием различных алфавитов,

встречающихся в жизни.

- классифицировать информационные процессы

по принятому основанию

Практическая деятельность:

-кодировать и декодировать сообщения по

известным правилам кодирования

-определять количество различных символов,

которые могут быть закодированы с помощью

двоичного кода фиксированной длины

-определять разрядность двоичного кода,

необходимого для кодирования всех символов

алфавита заданной мощности

- оперировать с ед. измерениями информации

7

Кодирование

текстовой

информации.

8

Итоговое

тестирование

Построение алгебры высказываний

9

Простые и составные

высказывания.

Высказывательные

переменные.

Логика высказываний (элементы алгебры

логики). Логические значения, операции

Аналитическая деятельность:

- анализировать логическую структуру

высказываний

6

(логическое отрицание, логическое

умножение, логическое сложение),

выражения, таблицы истинности.

Практическая деятельность:

-строить таблицы истинности для логических

выражений

- вычислять истинное значение логического

выражения

10

Основные

логические связки.

Логические

операции над

высказываниями.

11

Формулы и их

логические

возможности.

12

Равносильные

формулы.

13

Свойства логических

операций (законы

логики).

14

Итоговое

тестирование

Алгоритмы

15

Способы задания

алгоритма.

Учебный исполнитель Робот. Понятие

алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы

записи алгоритмов. Алгоритмический язык.

Программа. Непосредственное и

программное управление исполнителем.

Аналитическая деятельность:

-определять по блок-схеме, для решения какой

задачи предназначен данный алгоритм

- анализировать изменение значений величин

при пошаговом выполнении алгоритма

16

Основные

алгоритмические

конструкции

7

-сравнивать различные алгоритмы решения

одной задачи

Практическая деятельность:

- исполнять готовые алгоритмы для конкретных

исходных данных

- преобразовывать запись алгоритма из одной

формы в другую

-строить цепочки, дающих нужный результат

при конкретных исходных данных для

исполнителя арифметических операций.

17

Итоговое

тестирование

Введение в Паскаль

18

Основы языка

программирования

Pascal. Величины и

их характеристики:

тип, имя, значение.

Язык программирования. Основные правила

языка программирования Паскаль:

Структура программы; правила

представления данных; правила записи

основных операторов (ввод, вывод,

присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению

программ в среде программирования

Паскаль

Аналитическая деятельность:

• анализировать готовые программы;

• определять по программе, для решения какой

задачи

Она предназначена;

• выделять этапы решения задачи на

компьютере.

Практическая деятельность

• программировать линейные алгоритмы,

предполагающие вычисление арифметических,

строковых и логических выражений;

19

Структура

программы. Ввод-

вывод данных.

20

Линейная

программа.

21

Оператор

присваивания.

Стандартные

функции

8

• разрабатывать программы, содержащие

оператор/операторы ветвления (решение

линейного неравенства,

Решение квадратного уравнения и пр.), в том

числе

с использованием логических операций;

• разрабатывать программы, содержащие

оператор

(Операторы) цикла

22

Ветвление.

23

Условные операторы

if и case

24

Цикл. Операторы

цикла for, while и

repeat.

25

Вложенные циклы.

26

Итоговое

тестирование

Создание и обработка информационных объектов посредством текстовых редакторов

27

Создание и

обработка

информационных

объектов

посредствам

текстовых

редакторов.

Текстовые документы и их структурные

единицы. Технологии создания текстовых

документов. Создание, редактирование и

форматирование текстовых документов на

компьютере. Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков,

таблиц, диаграмм, формул и графических

Аналитическая деятельность:

- Анализировать пользовательский интерфейс

используемого программного средства

- определять условия и возможности

применения программного средства для

решения типовых задач

9

объектов. Компьютерное представление

текстовой информации. Кодовые таблицы.

Американский стандартный код для обмена

с информацией, примеры кодирования букв

национальных алфавитов. Представление о

стандарте Юникод.

-выявлять общее и отличия в разных

программных продуктах, предназначенных для

решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

-создавать небольшие текстовые документы

посредством квалифицированного письма с

использованием базовых средств текстовых

редакторов

-форматировать текстовые документы

-вставлять в документы формулы, таблицы,

списки, изображения

Создавать гипертекстовые документы

-выполнять кодирование и декодирование

текстовой информации

28

Итоговое

тестирование

Электронные таблицы

29

Работа с

электронными

таблицами в Excel.

Электронные (динамические) таблицы.

Относительные, абсолютные и смешанные

ссылки. Использование формул.

Выполнение расчётов. Построение графиков

и диаграмм. Понятие о сортировке

(упорядочивании) данных

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский

интерфейс используемого программного

средства;

определять условия и возможности

применения программного средства для

решения типовых задач;

30

Практическая работа

в Excel

31

Практическая работа

в Excel

10

выявлять общее и отличия в разных

программных продуктах, предназначенных для

решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы,

выполнять в них расчёты по встроенным и

вводимым пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в

электронных таблицах

32

Итоговое

тестирование

Базы данных

33

Базы данных

Реляционные базы данных. Основные

понятия, типы данных, системы управления

базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей. Поиск,

удаление и сортировка данных

Практическая деятельность

-

исследовать с помощью

информационных моделей объекты в

соответствии с поставленной задачей;

работать с готовыми компьютерными

моделями из различных предметных областей;

Создавать однотабличные базы

34

Работа с СУБД

Access

35

Итоговое

тестирование

11



В раздел образования