Автор: Батрун Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина
Населённый пункт: г. Ельня, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Повторение и закрепление вычислительных навыков в пределах 100"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина
Разработка урока математики во 2 классе
на тему: «Повторение и закрепление вычислительных навыков в пределах
100»
Разработала: Л. М.Батрун
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г.Ельня,2017г.
Урок рефлексии по математике во 2 классе на тему
«Повторение и закрепление вычислительных навыков в пределах 100»
Цели:
- формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-
контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации
собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин,
построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.
- повторить и закрепить изученные приѐмы вычислений в пределах 100;
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать составные
задачи;
- развивать интерес детей к математике, их математические способности;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать воображение детей, интерес и познавательную активность;
- воспитывать чувство любви учащихся к представителям живой природы.
Оборудование: учебник «Математика- 2 класс» автор Н.Б. Истомина.
Смоленск: АссоциацияXXIвек, 2013г.; доска; индивидуальные карточки с
разноуровневыми заданиями, презентация.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности.
- Давайте, ребята,
Учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счѐта
Не сдвинется с места
Любая работа!
- Сегодня у нас необычный урок, мы с вами, ребята, отправимся в гости к
Мудрой Сове. Кто знает, где живет Мудрая Сова?
(в лесу) (Слайд № 1)
-Путешествие далѐкое, интересное, но опасное. С собой берѐм самых смелых,
дружных, находчивых и сообразительных математиков, а также весѐлое
Солнышко. Оно будет нас согревать и помогать в пути.
(На доску прикрепляется солнышко, без лучиков) (Слайд № 2)
- Вспомните, чему был посвящен прошлый урок?
А как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?(сформулировать
цель сегодняшнего урока)
Пожелайте друг другу удачи!
С чего начнете работу на уроке?
(С повторения необходимых знаний.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной
деятельности.
-Устно решим выражения и результаты запишем в тетрадь.
(По ходу работы проводится проверка работ по образцу)
- Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания?
(Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не
совпал.)
Задание № 1 – У девочки живут: собака, кот, канарейка и золотая рыбка.
Сколько у еѐ питомцев лап, крыльев, голов, хвостов?
(4+4+2=10, 2, 4, 4)
Задание №2- Найдите в каждой строчке лишнее число. Обоснуйте свой
ответ.
- 1, 9, 4, 14, 6, 2 (14 – двузначное число)
- 15, 11, 18, 14, 35 (35- отличается количеством десятков от
других чисел)
Задание № 3 – Загадка.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелѐный дом,
Чудеса увидишь в нѐм.
( лес)
- В лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете?
(…….)
- Для чего нам нужны деревья, лес?
(…….)
- Небольшой лиственный лес поглощает за год 70 тонн пыли, а такой же
хвойный лес – 35 тонн пыли. На сколько тонн пыли больше поглощает
лиственный лес, чем хвойный?
(70-35=35(т))
Задание №4 - Закрепление знаний по геометрическому материалу.
- Нам для путешествия необходимо иметь путевой лист. Изобразите его в
своих тетрадях. Внимательно послушайте задание.
- Начертите ломаную линию из 3-х звеньев. Длина звеньев: 2 см, 5см, 4см.
Найди длину этой ломаной линии.
(2+5+4=11см)
- Мы отправляемся в лес.
Давайте вспомним правила поведения в лесу:
(- По лесу ходи – под ноги гляди.
- Не будем рвать цветы.
- Не будем ломать деревья.
- Не будем разжигать в лесу костров.
- Не будем разорять птичьи гнѐзда.
- Не будем в лесу шуметь.)
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем. (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали.
- Ребята, кто это нас встречает на тропе?
Послушайте и отгадайте загадку.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы – другого цвета.
(заяц) (Слайд № 3)
- Заяц приготовил нам задание задачу № 11 стр.41(задание №5)
(дети читают условие задачи)
- Из чего делают пеналы, книги, альбомы?
(из деревьев)
- Если мы будем бережно относиться к своим школьным принадлежностям,
то сохраним не только их, но и деревья в лесу.
(дети решают задачу, проверка)
1)
50+10=60 (руб.) стоит пенал
2)
60-5=55 (руб.) стоит альбом
Физкультминутка.
«Деревья в лесу»
- Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Решение выражений.
- Солнышко привело нас к ещѐ одному другу леса и Мудрой Совы (загадка)
- Не доктор, а деревья лечит.
(дятел) (Слайд № 4)
- Особую службу несут в лесу дятлы.
Как внимательный доктор, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает
каждое дерево. И если дерево заражено, в его теле есть вредные личинки –
дятел принимается лечить его. По следам работы дятлов легко узнать,
заражѐн лес или здоров.
Но этого мало: дятел не только вроде врача, он ещѐ и вроде плотника. За
свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками
для скворцов, мухоловок, горихвосток, синиц и других очень полезных
птичек. Дятел устраивает соревнование по рядам (задание № 6)
54-4
78-8
89-9
76-70
36+4
54+6
65+20
87-80
94-90
64-9
52+20
24+30
75+5
62-8
83-5
98-6
54+5
88-7
32+6
86-4
54+3
(Проверка)
-
Что
вы
выяснили
для
себя,
проверив
работы
по
образцу?
(Где
есть
затруднения, а где всѐ получилось.)
- Вы это выяснили? (…)
- Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании № 1 (№ 2)…?
(Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в
каждом из заданий:
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.)
- Что
сейчас вы должны сделать?
(Проверить свои работы по образцу-
алгоритму решения. Те, у кого все плюсы должны проверить ход решения,
правильность рассуждений, а те, кто выявил, что есть затруднения, должны
определить место ошибки и определить на какое правило допущена ошибка.)
III. Локализация затруднений и коррекция выявленных затруднений.
(В ходе проверки каждого задания, учащиеся определяют каким образцом-
алгоритмом необходимо пользоваться и как исправить ошибки. У кого нет
затруднений,
начинают
тренироваться
в
выполнении
дополнительных
заданий. У кого были затруднения, исправляют ошибки, пользуясь образцом-
алгоритмом
исправления
ошибок.
Следуя
пошаговой
инструкции
самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае их затруднения учитель
организует фронтальную работу).
IV. Обобщение затруднений во внешней речи.
(Учитель
выясняет
в
каких
заданиях
возникло
наибольшее
количество
ошибок.
Просит
повторить
действия,
чтобы
эти
затруднения
снять
–
исправить. Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в
которых было допущено наибольшее количество ошибок).
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу-алгоритму.
Работа над уравнением №4 стр. 40. (Задание № 7)
- Мы забрались в лесную глушь. Нас встречает ещѐ один помощник Мудрой
Совы.
-
Его
называют
«санитаром
леса».
Он
охотится
на
слабых
и
больных
животных
–
ведь
их
легче
поймать.
Уничтожая
больных
животных,
он
приносит пользу лесу и его обитателям.
(волк) (Слайд № 5)
Физкультминутка для глаз.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
VI. Включение в систему знаний и повторение.
- Волк пронѐс новое задание№14 стр.41(задание № 8.)
- Вот мы и добрались до опушки леса.
- Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза
говорят у меня некрасивые. Кто я?
(Мудрая Сова) (Слайд № 6)
(Справка. Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова
уничтожает за лето 1000 мышей, а они могут уничтожить 1 тонну зерна).
- Мудрая сова благодарит ребят за умение вести себя в лесу, за знание его
обитателей и за работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
Индивидуальные карточки разного уровня.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(Проводится
один
из
вариантов
рефлексии
деятельности
на
уроке
и
содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность,
вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе
оценку. Прием «Солнышко».)
- Ребята, в начале урока на доску мы поместили изображение Солнышка.
Оно помогало нам в пути (изображение круга от солнца, а у ребят имеются
лучи и облака- тучки). Подойдите, пожалуйста, к Солнышку и прикрепите к
нему лучики, если урок вам понравился и вы узнали для себя что-то новое и
интересное, и закройте его тучкой, если ничего полезного для себя вы из
урока не извлекли и вам было неинтересно. Посмотрите, ребята, как засияло
наше Солнышко. Я вместе с Мудрой Совой и Солнышком очень рада, что
вам понравилось путешествие по лесу и встречи с его обитателями.
(Слайд № 7)