Авторы: Зотова Лариса Борисовна, Тамбовцева Алла Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №13 "Тополек"
Населённый пункт: Г. Ликино-Дулево Московской области
Наименование материала: Мастер-класс с элементами экспериментирования
Тема: "Земля - наш дом".
Раздел: дошкольное образование
Тема: " Земля - наш дом".
( слайд 1 - природа )
Звучит музыка А. Рамирес "Жаворонок". Дети входят в зал и встают перед стульчиками вдоль окна.
В.
--Дети, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Присаживайтесь.
(Звучит пение птиц - фон)
- Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг: тут-речка, там - зеленый луг.
Леса и горы, и моря - все называется - Земля.
- Ребята, мы живем на очень красивой планете.
(слайд 2 - море)
- У нас есть: реки, моря, океаны.
(слайд 3 - лес)
- Есть огромные материки, где много разных растений и животных.
(слайд 4 - животные)
- Есть горы и пустыни.
(слайд 5 - пустыня )
Земля - это общий дом для всех. Люди должны беречь его, заботиться обо всех, кто живет на Земле и
охранять природу. А если этого не делать, то может произойти беда, наша планета заболеет. Мы с вами
тоже должны научиться помогать природе.
( слайд 6 - лес)
(Выход Лесной Феи )
Л.Ф.
- Здравствуйте, ребята, я Лесная фея. Я пришла рассказать вам о том, что наша Земля в опасности.
Наша планета очень красивая, но на ней есть больные места. Люди построили много фабрик и заводов,
( слайд 7 - завод )
( слайд 8 - труба )
которые загрязняют воздух, реки, моря, и наносят вред природе. А когда загрязняется природа, страдают
люди и животные. Чтобы этого не было, надо научиться беречь и любить природу.
Ребята, скажите каких животных вы знаете?
(Ответы детей)
- В лесу, например, мы не всегда можем встретить зверей, но можем увидеть их следы. Особенно хорошо
видны следы зимой, на снегу.
(слайд 9 - лес Зима)
-Ребята, я покажу вам следы некоторых зверей, а вы попробуйте определить, чей это след. Попробуем?
А чтобы вам помочь, я загадаю загадки про этих животных.
(фон - пение птиц )
- Первый след.
(слайд 10 - следы медведя)
- Посмотрите, как вы думаете, чей это след?
Загадка 1.
Зверь лохматый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь) (Ответы детей)
(слайд 11 - медведь)
- Второй след.
(слайд 12 - следы зайца)
Загадка 2.
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) (Ответы детей)
(слайд 13 - заяц)
- Третий след.
( слайд 14 - следы белки)
Загадка 3.
В дупле живет, да орешки грызет. (Белка) (Ответы детей)
( слайд 15 - белка )
-Молодцы.
( слайд 16- лес Весна )
- Ребята, а давайте вспомним, как надо вести себя на природе?
( Ответы детей: не ломать веточки, не обрывать растения, не обижать насекомых, не бросать мусор, не
разорять гнезда и муравейники)
( слайд 17 - Муравейник)
(Звучит тревожная музыка)
- Ой, беда, беда, пропала муравьиная тропа.
На муравейник кто-то наступил, потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем, камни снова на тропинку сложим.
Д\и «Тропинка». (цифры от 1 до 10)
(фон - звуки природы )
- Дети, вам надо восстановить тропинку, расположить камешки по счету от 1 до 10. Справитесь?
(Дети выполняют задание)
– Молодцы, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
В.
-А теперь немного отдохнем. И пройдем по муравьиной тропе.
(Дети встают в круг под музыку "Весел. реб.")
( слайд 18 - лес Лето )
Физкультминутка ( под музыку).
Руки подняли и помахали -это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем- это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем, крылышки сложим назад.
( Дети остаются в кругу)
(слайд 19 - Солнечная система)
- Ой, ребята, смотрите, звездолет! Хотите посмотреть, как же наша планета выглядит сверху. Давайте
сядем в космический корабль и полетим.
(слайд 20 - земля)
(музыка, дети садятся)
- Ребята, а какой формы наша планета? Наша планета - это огромный-преогромный шар.
-А теперь вопрос такой: Так почему же голубой наш общий дом - наш шар земной?
( Ответы детей: потому что, большую часть поверхности Земли покрывает вода)
- Может вы знаете, как называются некоторые реки и моря?
( Ответы детей)
(слайд 21 - океан)
- На нашей планете очень много рек, есть моря и океаны. Но некоторые из них загрязнены. Человек
старается очищать воду. Для этого строят очистные сооружения. А вы знаете, как можно очистить воду?
(слайд 22 -опыты)
- Хотите сами попробовать? Давайте пройдем в нашу лабораторию.
( На столе: 3 стакана (1/2) с загрязненной водой(вода с крахмалом); 3 чистых стакана,
воронка, тарелочка - на ней: ватный диск, салфетка, кусок марли,
тарелочка - для использованных фильтров)
- Мы попробуем очистить воду с помощью: ватных дисков, материала, и бумаги. А еще мы посмотрим, что
лучше очистит воду.
эксперимент
- Ребята, все готовы? А теперь внимание. Будем выполнять работу.
- Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмем пустой стакан, вставьте в него воронку, а в
воронку положите фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана
тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
- Ребята, что у вас получилось, вода стала чистой? (ответы детей). Значить марля пропускает мелкий
мусор. Уберите использованные фильтры на тарелки. Вытрем руки салфеткой.
- Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку, вставьте во второй пустой стакан,
в воронку положите салфетку. Профильтруем воду. Посмотрите на воду. Какая вода в стакане?
(ответы детей). Значить этот фильтр лучше профильтровал воду.
- А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск. И фильтруем (и здесь
на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей). Ватный фильтр из несколько
слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
-Молодцы, все справились с заданием.
-Что мы делали? Какой фильтр лучше очистил воду?
Л.Ф.
-Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились, много узнали нового.
(слайд 23 - дети на природе)
"Сделал дело - гуляй смело". "Делу время - потехи час".
- А теперь мы возвращаемся обратно в лесок.
( Дети под музыку выходят на ковер парами )
.- Я буду вам задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «да» - если это можно делать и «нет» - если этого
делать нельзя.
Если я приду в лесок и сорву ромашку ? (нет).
Если съем свою конфетку, выброшу бумажку? (нет).
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да).
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да).
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет.)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет).
Я люблю свою природу, помогать ей буду! (да).
(слайд 24 - счастливые дети )
Флешмоб
В.
- Молодцы, ребята, хорошо вы запомнили как вести себя на природе. Нужно заботиться о нашей Земле.
А начнем мы с вами с нашего Д/С, с нашего участка.
(слайд 25 - земля)
Мы пройдем в группу и подумаем, что нам предстоит сделать. А с гостями мы прощаемся.