Автор: Лузина Карина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №11
Населённый пункт: город Североморск
Наименование материала: План-конспект классного часа
Тема: "Почему мы говорим неправду?"
Раздел: начальное образование
Классный час на тему:
«Почему мы говорим неправду?»
Цели:
1)
Формирование основ нравственного поведения воспитанников;
2)
Помощь детям в осознании чувства страха, вины и действий, которые
могут быть с ними связаны;
3)
Расширение представления детей о последствиях защитной реакции –
обмана, перекладывания своей вины на других;
4)
Развитие мышления на основе упражнений в установлении причинно-
следственных связей.
5)
Воспитание правдивости, чувства ответственности за свои поступки.
1.
Организационный момент.
Упражнение на соотнесение. Прочитать слово по карточке и поставить ее
под соответствующую картинку (страх, злость, радость, испуг)
- Когда мы испытываем такие чувства?
2.
Вводная часть.
Послушайте
стихотворение,
найдите
правильное
решение,
затруднительной ситуации.
Кто разбил большую вазу?
Кто разбил большую вазу?
Я признался, ноне сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
- Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может: «Нет».
Я еще поколебался
С полминуты – и признался.
А.Кушнер
- Почему мальчик не сразу признался, что он разбил вазу?
- Что помогло ему признаться?
- Что, наверное почувствовала кошка, когда ее хотели обвинить в том,
что она не сделала?
- Как называется поступок, действие, когда мы кого-нибудь обвиняем
вместо себя?
- Обман, наговор, неправда, вранье, клевета, ложь – все эти слова
обозначают намеренное искажение истины.
-Ребята, подумайте хорошенько: есть ли кто-нибудь из вас, кто никогда
никого не обманывал? Думаю, что даже самые правдивые из вас когда-
нибудь говорили неправду.
3.
Основная часть.
- На сегодняшнем занятии мы с вами постараемся найти ответ на вопрос:
почему мы говорим неправду? И какие при этом испытываем чувства.
- Мы установили с вами: мальчик не хотел сознаться, что вазу разбил он,
потому что побоялся наказания (вывешивается на доску первая табличка
«Чтобы избежать наказания»)
-
Сейчас
….(имя
ребенка)
прочтет
нам
стихотворение
С
Михалкова
«Тридцать шесть и пять»
- Зачем герою стихотворения захотелось притвориться больным? (ответы
детей)
- Вот и вторая причина вранья – «Чтобы тебя пожалели» (табличка на
доске)
/Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры»/
- Вам понравились Стасик и Мишутка? Можно ли их выдумки назвать
ложью?
Словарная работа: Таких ребят называют фантазерами, мечтателями или
сказочниками.
- Как вы оцениваете поступок
Игоря? Он не просто соврал, он еще и
улики, т.е. доказательства чужой вины придумал Для чего соврал Игорь?
(вывешивается табличка «Чтобы добиться выгоды»)
Релаксация
Проводится релаксационная пауза «Давайте пожалеем Иру», осыплем ее
дождем из конфет и цветов.
/Дочитывается окончание рассказа «Фантазеры»/
-
Зачем
обманули
Иру
Стасик
и
Мишутка?
(вывешивается
табличка
«Чтобы помочь другу пережить неприятные моменты»)
- Ребята, а теперь послушайте песню «совсем наоборот», вы ее знаете и
можете
подпевать
(исп.
Песня
на
слова
Т.Волгина,
композитора
Филиппенко)
- Героя этой песни можно назвать фантазером? Нет, он хочет, чтобы все
считали его лучше, чем он есть на самом деле – это еще одна причина, из-
за которой люди говорят неправду. (табличка «Чтобы завоевать признание
и интерес окружающих»)
/Просмотр мультфильма «Чужие следы»/
- Почему заяц помогал лисе? А как использовала помощь зайца лиса? Но
ведь и в нашей жизни случается такое. Ради своей выгоды и чтобы
избежать
наказания
используют
более
слабых,
наивных,
да
и
более
глупых. Вам такие примеры известны?
-
Ребята,
есть
много
причин,
чтобы
захотелось
сказать
неправду,
но
давайте сейчас назовем известные вам пословицы о лжи. Я просила вас
запомнить хотя бы одну пословицу.
/Дети
встают,
называют
пословицы,
после
того,
как
поймают
мяч,
брошенный учителем
*Тайное всегда становится явным
* Кто вчера соврал, тому сегодня не поверят
*Ложь дружбу губит
* Лжи много, а правда одна
* Маленькая ложь за собой большую тянет
* На обмане далеко не уедешь
4.
Закрепление.
Детям раздаются листочки с заданием: считаете ли вы, что можно
обманывать в таких ситуациях. Подчеркните «да», если считаете, что
можно обмануть; подчеркните «нет», если обман невозможен.
Все хотят быть честными, но у некоторых это не всегда получается.
Открыто, в глаза людям лгать трудно, но вот когда никто не видит,
словно кто-то толкает человека в бок: «Поступи нечестно! Что тебе
стоит, если это для твоей выгоды. Все равно никто не заметит». И
нужно быть действительно честным человеком, чтобы не пойти на
поводу у этого «невидимки».
Есть великое слово – совесть. Именно оно помогает человеку, даже
когда никто не видит, поступать честно, по совести. Кто честен, тот
живет без угрызений совести. Если все будут честными, жить всем
вместе в обществе будет удобно, приятно и радостно.
Считаешь
ли
ты,
что
можно
обманывать
в
таких
ситуациях:
- Чтобы избежать наказания?
Да
Нет
- Чтобы добиться выгоды?
Да
Нет
- Чтобы похвастаться?
Да
Нет
- По привычке?
Да
Нет
- Чтобы не испортить с кем-то отношения?
Да
Нет
-Чтобы
помочь
кому-то
пережить
тяжелое
событие?
Да
Нет