Напоминание

"Почему мы говорим неправду?"


Автор: Лузина Карина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №11
Населённый пункт: город Североморск
Наименование материала: План-конспект классного часа
Тема: "Почему мы говорим неправду?"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час на тему:

«Почему мы говорим неправду?»

Цели:

1)

Формирование основ нравственного поведения воспитанников;

2)

Помощь детям в осознании чувства страха, вины и действий, которые

могут быть с ними связаны;

3)

Расширение представления детей о последствиях защитной реакции –

обмана, перекладывания своей вины на других;

4)

Развитие мышления на основе упражнений в установлении причинно-

следственных связей.

5)

Воспитание правдивости, чувства ответственности за свои поступки.

1.

Организационный момент.

Упражнение на соотнесение. Прочитать слово по карточке и поставить ее

под соответствующую картинку (страх, злость, радость, испуг)

- Когда мы испытываем такие чувства?

2.

Вводная часть.

Послушайте

стихотворение,

найдите

правильное

решение,

затруднительной ситуации.

Кто разбил большую вазу?

Кто разбил большую вазу?

Я признался, ноне сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят:

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

- Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может: «Нет».

Я еще поколебался

С полминуты – и признался.

А.Кушнер

- Почему мальчик не сразу признался, что он разбил вазу?

- Что помогло ему признаться?

- Что, наверное почувствовала кошка, когда ее хотели обвинить в том,

что она не сделала?

- Как называется поступок, действие, когда мы кого-нибудь обвиняем

вместо себя?

- Обман, наговор, неправда, вранье, клевета, ложь – все эти слова

обозначают намеренное искажение истины.

-Ребята, подумайте хорошенько: есть ли кто-нибудь из вас, кто никогда

никого не обманывал? Думаю, что даже самые правдивые из вас когда-

нибудь говорили неправду.

3.

Основная часть.

- На сегодняшнем занятии мы с вами постараемся найти ответ на вопрос:

почему мы говорим неправду? И какие при этом испытываем чувства.

- Мы установили с вами: мальчик не хотел сознаться, что вазу разбил он,

потому что побоялся наказания (вывешивается на доску первая табличка

«Чтобы избежать наказания»)

-

Сейчас

….(имя

ребенка)

прочтет

нам

стихотворение

С

Михалкова

«Тридцать шесть и пять»

- Зачем герою стихотворения захотелось притвориться больным? (ответы

детей)

- Вот и вторая причина вранья – «Чтобы тебя пожалели» (табличка на

доске)

/Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры»/

- Вам понравились Стасик и Мишутка? Можно ли их выдумки назвать

ложью?

Словарная работа: Таких ребят называют фантазерами, мечтателями или

сказочниками.

- Как вы оцениваете поступок

Игоря? Он не просто соврал, он еще и

улики, т.е. доказательства чужой вины придумал Для чего соврал Игорь?

(вывешивается табличка «Чтобы добиться выгоды»)

Релаксация

Проводится релаксационная пауза «Давайте пожалеем Иру», осыплем ее

дождем из конфет и цветов.

/Дочитывается окончание рассказа «Фантазеры»/

-

Зачем

обманули

Иру

Стасик

и

Мишутка?

(вывешивается

табличка

«Чтобы помочь другу пережить неприятные моменты»)

- Ребята, а теперь послушайте песню «совсем наоборот», вы ее знаете и

можете

подпевать

(исп.

Песня

на

слова

Т.Волгина,

композитора

Филиппенко)

- Героя этой песни можно назвать фантазером? Нет, он хочет, чтобы все

считали его лучше, чем он есть на самом деле – это еще одна причина, из-

за которой люди говорят неправду. (табличка «Чтобы завоевать признание

и интерес окружающих»)

/Просмотр мультфильма «Чужие следы»/

- Почему заяц помогал лисе? А как использовала помощь зайца лиса? Но

ведь и в нашей жизни случается такое. Ради своей выгоды и чтобы

избежать

наказания

используют

более

слабых,

наивных,

да

и

более

глупых. Вам такие примеры известны?

-

Ребята,

есть

много

причин,

чтобы

захотелось

сказать

неправду,

но

давайте сейчас назовем известные вам пословицы о лжи. Я просила вас

запомнить хотя бы одну пословицу.

/Дети

встают,

называют

пословицы,

после

того,

как

поймают

мяч,

брошенный учителем

*Тайное всегда становится явным

* Кто вчера соврал, тому сегодня не поверят

*Ложь дружбу губит

* Лжи много, а правда одна

* Маленькая ложь за собой большую тянет

* На обмане далеко не уедешь

4.

Закрепление.

Детям раздаются листочки с заданием: считаете ли вы, что можно

обманывать в таких ситуациях. Подчеркните «да», если считаете, что

можно обмануть; подчеркните «нет», если обман невозможен.

Все хотят быть честными, но у некоторых это не всегда получается.

Открыто, в глаза людям лгать трудно, но вот когда никто не видит,

словно кто-то толкает человека в бок: «Поступи нечестно! Что тебе

стоит, если это для твоей выгоды. Все равно никто не заметит». И

нужно быть действительно честным человеком, чтобы не пойти на

поводу у этого «невидимки».

Есть великое слово – совесть. Именно оно помогает человеку, даже

когда никто не видит, поступать честно, по совести. Кто честен, тот

живет без угрызений совести. Если все будут честными, жить всем

вместе в обществе будет удобно, приятно и радостно.

Считаешь

ли

ты,

что

можно

обманывать

в

таких

ситуациях:

- Чтобы избежать наказания?

Да

Нет

- Чтобы добиться выгоды?

Да

Нет

- Чтобы похвастаться?

Да

Нет

- По привычке?

Да

Нет

- Чтобы не испортить с кем-то отношения?

Да

Нет

-Чтобы

помочь

кому-то

пережить

тяжелое

событие?

Да

Нет



В раздел образования