Автор: Захаренкова Елена Здуардовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1ени Н.М.Пржевальского"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование учебного проекта "Мой словарик" для организации работы над словарными словами в начальной школе
Раздел: начальное образование
Е.Э.Захаренкова
МБОУ «Гимназия №1
имени Н.М.Пржевальского»
города Смоленска
учитель начальных классов
Использование учебного проекта «Мой словарик»
для организации работы над словарными словами
в начальной школе
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным
занятием от нечего делать, но насущной необходимостью
А. Куприн
Снижение
уровня
грамотности
детей
и
взрослых
в
последнее
время
приобрело такие размеры, что вопрос об этом регулярно поднимается даже на
уровне правительства Российской Федерации.
И мы, как учителя, отмечаем, что в классе всё больше ребят, которых чаще
ставит в тупик написание самого диктанта, чем выполнение грамматического
задания к нему. Т.е. рассуждать ребята умеют, правила знают, но порой не видят
и
не
слышат
своих
ошибок.
Информация,
которая,
казалось
бы,
успешно
усвоена во время урока, на следующий день оказывается забытой под грузом
новой информации.
Словарные
слова
принадлежат
к
категории
слов,
как
правило,
не
поддающихся логическому объяснению с помощью правил и требуют именно
запоминания. Их необходимо постоянно применять в речевых ситуациях, иначе
происходит естественный процесс забывания. Сложность ещё и в том, что
таких слов в нашем языке довольно много, а в некоторых учебниках начальной
школы
не
предусмотрена
целенаправленная
и
систематическая
работа
с
«трудными» словами.
Конечно, современная педагогика предлагает большое количество форм и
методов работы со словарными словами. Мы же решили в рамках требований
ФГОС и реализации системно - деятельностного подхода использовать богатые
возможности проектного метода.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся младших классов, особенно
первоклассники,
не
могут
самостоятельно
выбрать
важную
для
себя
тему
проекта. Они готовы говорить о космосе, об устройстве мозга человека, о
породах собак и т. д. А проект должен приносить реальную пользу самому
ребёнку.
Организуя
проектную
работу
над
словарными
словами,
учитель
«убивает
двух
зайцев»:
формирует
все
виды
УУД,
повышает
культурный
уровень ученика, развивает интерес к слову не только у школьников, но и у их
родителей.
Поговорим о самом проекте. Цель проекта «Мой словарик»: повышение
уровня грамотности младшего школьника.
Задачи проекта:
через «погружение» ребёнка в мир словарных слов сделать для него
изучение родного языка интересным и продуктивным;
создание образа, в том числе зрительного и ассоциативного, каждого
такого слова;
включение словарных слов в активную лексику ученика;
доведение написания словарных слов до автоматизма.
Реализацию проекта лучше начинать в конце первого или в начале второго
класса, когда написание слов и предложений уже не является для ребёнка
трудностью, а словарный запас становится больше, нежели чем на начало
обучения в школе.
Как
и
любой
проект,
работа
над
«Моим
словариком»
начинается
с
презентации,
где
учитель
в
яркой,
наглядной
форме
предлагает
ребятам
обсудить
заготовленный
образец
(см.
Приложение)
и
совместно
заполнить
индивидуальную
карточку
формата
А5.
Такая
карточка
включает
в
себя
заголовок (словарное слово) и задания к нему: нарисовать (наклеить) картинку,
подобрать
родственные
слова,
составить
предложение
с
этим
словом,
придумать
загадку
или
ребус.
Карточка
–
заготовка
легко
выполняется
на
компьютере в текстовом редакторе, и для изготовления заготовки с новым
словом достаточно поменять в ней заголовок. Дальнейшая работа по карточкам
осуществляется
дома
или
во
внеурочной
деятельности.
Сроки
работы
над
одним словом зависят от степени сложности слов, частоты их использования в
речи. Для работы над первыми карточками давалась неделя, но потом, когда
ребята «набили руку», продолжительность работы по карточке сократилась до
2-3
дней.
Из
заполненных
карточек
формируется
индивидуальный
словарь
каждого ученика. По желанию ребята объединяли карточки по темам, например:
транспорт, овощи, одежда …
Содержание
рубрик
позволяет
организовать
разнообразную
работу
в
классе
и
дома.
Так,
можно
не
только
раскрасить
словарное
слово,
но
и
нарисовать
его
звуковую
схему,
поставить
ударение,
разделить
на
слоги,
отметить
орфограммы.
После
составления
предложения
можно
предложить
найти в нём грамматическую основу, выписать словосочетания.
Работая
по
системе
Л.В.Занкова,
мы
знакомим
ребят
с
понятием
«родственные слова» ещё на материале Азбуки. Поэтому задание «Подбери
родственные слова» не вызывает больших затруднений у учащихся, но если эта
тема не затрагивалась на момент начала работы над проектом, то эту рубрику
можно пропустить и вернуться к ней позже.
На
материале
словарика
можно
проводить
самодиктанты
и
взаимодиктанты
слов
на
определённую
тему,
осуществлять
группировку
словарных
слов
по
типу
орфограммы,
по
морфологическому
признаку,
выполнять фонетический разбор словарного слова, поиск словарного слова по
заданным
признакам.
Раз
в
четверть
устраиваются
конкурсы-смотры
«На
лучший словарик».
Приложение
Нарисуй картинку
Родственные слова
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Запиши предложение с этим словом.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Придумай загадку или ребус про это слово.