Напоминание

Использование учебного проекта "Мой словарик" для организации работы над словарными словами в начальной школе


Автор: Захаренкова Елена Здуардовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1ени Н.М.Пржевальского"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование учебного проекта "Мой словарик" для организации работы над словарными словами в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Е.Э.Захаренкова

МБОУ «Гимназия №1

имени Н.М.Пржевальского»

города Смоленска

учитель начальных классов

Использование учебного проекта «Мой словарик»

для организации работы над словарными словами

в начальной школе

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным

занятием от нечего делать, но насущной необходимостью

А. Куприн

Снижение

уровня

грамотности

детей

и

взрослых

в

последнее

время

приобрело такие размеры, что вопрос об этом регулярно поднимается даже на

уровне правительства Российской Федерации.

И мы, как учителя, отмечаем, что в классе всё больше ребят, которых чаще

ставит в тупик написание самого диктанта, чем выполнение грамматического

задания к нему. Т.е. рассуждать ребята умеют, правила знают, но порой не видят

и

не

слышат

своих

ошибок.

Информация,

которая,

казалось

бы,

успешно

усвоена во время урока, на следующий день оказывается забытой под грузом

новой информации.

Словарные

слова

принадлежат

к

категории

слов,

как

правило,

не

поддающихся логическому объяснению с помощью правил и требуют именно

запоминания. Их необходимо постоянно применять в речевых ситуациях, иначе

происходит естественный процесс забывания. Сложность ещё и в том, что

таких слов в нашем языке довольно много, а в некоторых учебниках начальной

школы

не

предусмотрена

целенаправленная

и

систематическая

работа

с

«трудными» словами.

Конечно, современная педагогика предлагает большое количество форм и

методов работы со словарными словами. Мы же решили в рамках требований

ФГОС и реализации системно - деятельностного подхода использовать богатые

возможности проектного метода.

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся младших классов, особенно

первоклассники,

не

могут

самостоятельно

выбрать

важную

для

себя

тему

проекта. Они готовы говорить о космосе, об устройстве мозга человека, о

породах собак и т. д. А проект должен приносить реальную пользу самому

ребёнку.

Организуя

проектную

работу

над

словарными

словами,

учитель

«убивает

двух

зайцев»:

формирует

все

виды

УУД,

повышает

культурный

уровень ученика, развивает интерес к слову не только у школьников, но и у их

родителей.

Поговорим о самом проекте. Цель проекта «Мой словарик»: повышение

уровня грамотности младшего школьника.

Задачи проекта:

через «погружение» ребёнка в мир словарных слов сделать для него

изучение родного языка интересным и продуктивным;

создание образа, в том числе зрительного и ассоциативного, каждого

такого слова;

включение словарных слов в активную лексику ученика;

доведение написания словарных слов до автоматизма.

Реализацию проекта лучше начинать в конце первого или в начале второго

класса, когда написание слов и предложений уже не является для ребёнка

трудностью, а словарный запас становится больше, нежели чем на начало

обучения в школе.

Как

и

любой

проект,

работа

над

«Моим

словариком»

начинается

с

презентации,

где

учитель

в

яркой,

наглядной

форме

предлагает

ребятам

обсудить

заготовленный

образец

(см.

Приложение)

и

совместно

заполнить

индивидуальную

карточку

формата

А5.

Такая

карточка

включает

в

себя

заголовок (словарное слово) и задания к нему: нарисовать (наклеить) картинку,

подобрать

родственные

слова,

составить

предложение

с

этим

словом,

придумать

загадку

или

ребус.

Карточка

заготовка

легко

выполняется

на

компьютере в текстовом редакторе, и для изготовления заготовки с новым

словом достаточно поменять в ней заголовок. Дальнейшая работа по карточкам

осуществляется

дома

или

во

внеурочной

деятельности.

Сроки

работы

над

одним словом зависят от степени сложности слов, частоты их использования в

речи. Для работы над первыми карточками давалась неделя, но потом, когда

ребята «набили руку», продолжительность работы по карточке сократилась до

2-3

дней.

Из

заполненных

карточек

формируется

индивидуальный

словарь

каждого ученика. По желанию ребята объединяли карточки по темам, например:

транспорт, овощи, одежда …

Содержание

рубрик

позволяет

организовать

разнообразную

работу

в

классе

и

дома.

Так,

можно

не

только

раскрасить

словарное

слово,

но

и

нарисовать

его

звуковую

схему,

поставить

ударение,

разделить

на

слоги,

отметить

орфограммы.

После

составления

предложения

можно

предложить

найти в нём грамматическую основу, выписать словосочетания.

Работая

по

системе

Л.В.Занкова,

мы

знакомим

ребят

с

понятием

«родственные слова» ещё на материале Азбуки. Поэтому задание «Подбери

родственные слова» не вызывает больших затруднений у учащихся, но если эта

тема не затрагивалась на момент начала работы над проектом, то эту рубрику

можно пропустить и вернуться к ней позже.

На

материале

словарика

можно

проводить

самодиктанты

и

взаимодиктанты

слов

на

определённую

тему,

осуществлять

группировку

словарных

слов

по

типу

орфограммы,

по

морфологическому

признаку,

выполнять фонетический разбор словарного слова, поиск словарного слова по

заданным

признакам.

Раз

в

четверть

устраиваются

конкурсы-смотры

«На

лучший словарик».

Приложение

Нарисуй картинку

Родственные слова

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Запиши предложение с этим словом.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Придумай загадку или ребус про это слово.



В раздел образования