"Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"
Автор: Петрова Любовь Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Увало-Ядринская СОШ" Населённый пункт: с.Увало-Ядрино, Любинский район, Омская область Наименование материала: технологическая карта урока Тема: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова" Раздел: начальное образование
Учитель: Петрова Любовь Александровна
Предмет: русский язык
Авторы учебника: М.Л.Каленчук
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова
Цель
формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности к умению
писать слова с удвоенной буквой согласного на границе частей слова.
Воспитание культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Задачи
Формировать умение писать слова с удвоенной согласной буквой на границе частей слова;
Развивать умение выполнять разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке, на
примере
словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н
Планируемый результат
УУД
Предметные:
Знать правило правописания слов с удвоенной согласной в корне слова и на стыках морфем. Уметь находить и группировать слова на
изученную орфограмму. Определять грамматические признаки имен существительных
- Личностные УУД: -
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
.
- Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- Коммуникативные УУД: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- развивать умение анализировать и рассуждать.
- Познавательные УУД: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме
Основные понятия
Удвоенные согласные
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре.
Этапы урока
Цель этапа
Действия учителя
Действия обучающихся
Результат
Оргмомент
Формирование
самооценки
готовности к
уроку.
1.Создание ситуации для оценки готовности
к уроку.
-Прозвенел звонок
Пора нам на урок.
2.Проверим своё рабочее место.
3. Положительный настрой на работу на
уроке
Посмотрим на гостей, улыбнёмся им,
улыбнёмся друг-другу, пожелаем удачи и
успехов.
Оценивают свою готовность,
настрой на работу.
Формулируют свои мысли.
Дежурный проговаривает, что
нужно к уроку.
Положительный настрой на
работу
Самооценка готовности к
уроку.
Повторение
изученного
Повторить и
закрепить знания
и умения по теме
«
Склонение
существительных».
-
Ребята, вы получили тесты по теме
«Склонение существительных». По моему
сигналу вы должны начать работу. Затем
проверим тест и оценим свою работу по 5-ти
б. системе. Памятка у вас на парте.
(Самостоятельная работа).
Самооценка(Сверка с ответами на доске)
-Выполняют тест
Самооценка
Закрепление изученного
материала.
Актуализация
знаний
Цель –
актуализировать
учебное
содержание,
необходимое и
достаточное
для
восприятия
нового материала;
организовать
самостоятельное
выполнение
пробного
действия и
фиксацию
затруднения в
выполнении
пробного
действия.
Откройте тетради, запишите дату, классная
работа.
- Минутка чистописания –Л,л ля, ле, ли
Лимон, луна, лунная.
-Разобрать по составу.
-Обратите внимание на последнее слово, что
вы заметили?
-Почему в данных словах мы написали две
одинаковых буквы?
- А как объяснить, почему в слове «лунная»
пишется удвоенная «н».
- Вот эту проблему мы и должны решить на
данном уроке.
Записывают дату.
Минутка чистописания.
Лимон, луна, лунная
-Высказывают свою точку зрения
на данную проблему.
Актуализированные знания,
необходимые для
понимания новой темы.
Учебно-познавательный
интерес к данному уроку
Постановка
учебной задачи
Формирование
умений
целеполагания,
представления о
результате
деятельности.
Создание условий для развития у
обучающихся умения ставить цель и
представлять результат деятельности.
(Управление ситуацией целеполагания)
-Как определить тему урока?
-на стр. 128
- Определите тему урока.
-Цель нашего урока?
- Посмотреть содержание.
-Озвучивают тему урока.
Написание удвоенной буквы
согласного на границе частей слова
-Узнать, почему в одних словах
пишется одна -н, а в других- две
нн.
Самостоятельное
определение темы и цели
урока
Представление о результате.
Построение плана работы
на уроке.
- Чему мы должны научиться на этом уроке?
План работы на урок
( 1. Делаю открытие.
2.Закрепляю.
3Самостоятельная работа.
4. Итог ).
-Научиться определять когда в
слове пишется одна буква –н, а
когда две.
- Чтение с доски.
(Сделать открытие, …)
Открытие нового
знания
Цель – познакомить
учащихся с
орфограммой
«Удвоенная согласная
на границе частей
слова»
Упражнение №122 стр.129. Работа в парах.
Открой Обратный словарь на –К. Найдите
слова на –ник. Выпишите только названия
кустарников .Разберите их по составу.
Покажите , как образовано любое из них.
Объясните соседу по парте, почему во всех
этих словах пишется удвоенная буква Н
Работа в паре
Малинник, рябинник.
Т.К. корень заканчивается на – н,
а суффикс начинается на –н, то
слово пишется с двумя -НН
Приобретение способа
действий по разграничению
слов с одной и двумя
буквами –н, -нн.
Первичное
закрепление
Формирование
прочных навыков
находить слова
с удвоенной
согласной –нн.
Организация деятельности обучающихся по
первичному закреплению новых знаний.
- Вернёмся к минутке чистописания лунная
-Так почему в данном слове имеется две
буквы –нн?
Самостоятельная работа с самопроверкой по
образцу. Упр.124, стр.131
- Откройте обратный словарь на букву «й».
Среди них найдите слова с удвоенной
буквой. Выпишите их.
- С каким суффиксом вы встретились
впервые
-т.к корень заканчивается на – н,
а суффикс начинается на –н, то
слово пишется с двумя -НН
Самостоятельное выполнение
задания.
Успешное применение
нового способа.
Физминутка
Формирование
ценностного
отношения к
своему здоровью.
Организация и проведение «физминутки» с
пояснениями, позволяющими обучающимся
понять значимость упражнений (ценностное
отношение к здоровому образу жизни).
Выполняют упражнения для
снятия усталости и напряжения,
упражнение на внимание.
Ценностное отношение к
здоровому образу жизни.
Обобщение и
систематизация
знаний
и способов
действий.
Обобщение и
систематизация
1) умение
пользоваться
содержанием
учебника;
2) умений
работать со
словарями
разного вида.
Организация деятельности обучающихся по
применению данного умения.
- Алгоритм по определению
СЛАЙД
Самостоятельная работа
Задание со слайда: Лимонный, ..
Содействие развитию у учащихся навыков
самоконтроля и самооценки.
- Проверим правильность выполнения.
СЛАЙД
Самостоятельная работают,
взаимопроверка.
Запись в тетради.
Вывод: чтобы правильно
написать слово с удвоенной
согласной надо подобрать
родственное слово, определить
корень и суфффикс
Высказывают собственные мн,
если корень заканчивается, а
суффикс начинается на одну и
туже буквы, то в слове пишется
две одинаковые согласные буквы.
Понимание всего хода
работы по данной теме.
Умение осуществлять
самоконтроль и самооценку.
Умение применять новое
знания.
Умение общаться,
доказывать свое мнение.
Итог урока.
Рефлексия
Развитие
рефлексивных
умений.
Направляет мысли, выслушивает ответы,
организует взаимо- и само-оценивание.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
Рефлексирует, оценивает себя и
других, по заранее озвученным
критериям, аргументирует оценку.
Высказывают свое мнение.
- Узнать, почему в одних словах
пишется одна -н, а в других- две
нн.
Осознание учащимися
практической и личностной
значимости результатов
каждого этапа урока.
- Мы узнали?
- можем ли мы определять когда в слове
пишется одна буква –н, а когда две.
Рефлексия
- С каким настроением вы заканчиваете наш
урок? Почему?
- Что нового узнали на уроке?
-За что ты похвалишь себя (товарища,
учителя)?
Надо ли это тебе когда ты вырастешь?
- ОЦЕНКА Своей деятельности
В своей рабочей тетради на полях, нарисуй
любой предмет, но если тема понята и
затруднений нет, то предмет должен быть
зелёного цвета. Если тема понята, но надо
ещё потренироваться, то предмет жёлтого
цвета. Если остались затруднения, то
предмет должен быть красного цвета.
Выставление отметок учителем за работу на
уроке, с учётом работы с тестом и, конечно,
с учётом мнений обучающихся.
Спасибо за урок.
Д/З упр.упр125
- Да, мы узнали, почему в одних
словах пишется одна -н, а в
других- две нн.
-Если корень заканчивается на –н,
а суффикс начинается с –н, то в
слове пишется удвоенная
согласная буква.
ОЦЕНКА Своей деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ.