Автор: Забалуева Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии урока." Приём обучения "Кластер"
Раздел: начальное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА
технология «критического мышления»
Приём обучения « Кластер» в начальной школе
Цели:
- представить наиболее общую современную модель комбинированного урока,
включающую три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексию;
- детально рассмотреть новый приём обучения «Кластер» , применение которого
возможно на каждом из этапов урока.
Большинство уроков, проводимых учителями в школе, по-прежнему
комбинированные, то есть традиционные. Если бы мы попытались в обобщённой
форме представить такой урок с применением современных технологий, то пришли
бы к выводу: почти на всех уроках такого типа используется технология «критического
мышления».
Новые образовательные стандарты устанавливают свои приоритеты:
- способность пользоваться приобретенными умениями;
- умение получать информацию и моделировать;
- сотрудничество и взаимопомощь.
Добиться таких результатов непросто. Хочу поделиться своими наработками, а
именно, как я использую технологию развития критического мышления на уроках..
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими
педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил. Ее применение в педагогической деятельности
позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных
ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные
виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического
мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении,
самоутверждении, общении, игре и творчестве т.е. дает возможность личностного
роста ребенка, развития его индивидуальности.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии
мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение
принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и
второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа:
ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.
1.Вызов – проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом
– «что знаю». Задача первой фазы урока - активизировать, заинтересовать детей,
мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать
ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо
формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно
хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов,
предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к
теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
2.На фазе
осмысления
идет непосредственная работа с информацией. На этой
стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» Поэтому основной этап урока
предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование
информации, ее анализ и оценку. Чтение и слушание становятся осмысленным.
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации)
3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление),
информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось?
Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные
операции во время урока.
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса)
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют
исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только
называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в
проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление»
-ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья
стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического
мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются
на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий
урока используются свои методические приемы. Их достаточно много: кластер,
синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения,
таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие.
Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический
прием систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или
предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова,
осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с
младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно
помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы:
направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения
и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю
им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно
2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики
с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при
желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только
урочной деятельностью.
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на
основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной
деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в
группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления,
редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя,
показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу
творческого поиска.
Кластер может применяться как на фазе вызова, так и на фазе осмысления или в
качестве стратегии урока.
Вывод: Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития
критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления,
формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология
отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя
способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей.