Напоминание

"Современные технологии урока." Приём обучения "Кластер"


Автор: Забалуева Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии урока." Приём обучения "Кластер"
Раздел: начальное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА

технология «критического мышления»

Приём обучения « Кластер» в начальной школе

Цели:

- представить наиболее общую современную модель комбинированного урока,

включающую три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексию;

- детально рассмотреть новый приём обучения «Кластер» , применение которого

возможно на каждом из этапов урока.

Большинство уроков, проводимых учителями в школе, по-прежнему

комбинированные, то есть традиционные. Если бы мы попытались в обобщённой

форме представить такой урок с применением современных технологий, то пришли

бы к выводу: почти на всех уроках такого типа используется технология «критического

мышления».

Новые образовательные стандарты устанавливают свои приоритеты:

- способность пользоваться приобретенными умениями;

- умение получать информацию и моделировать;

- сотрудничество и взаимопомощь.

Добиться таких результатов непросто. Хочу поделиться своими наработками, а

именно, как я использую технологию развития критического мышления на уроках..

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими

педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил. Ее применение в педагогической деятельности

позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных

ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные

виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического

мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении,

самоутверждении, общении, игре и творчестве т.е. дает возможность личностного

роста ребенка, развития его индивидуальности.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии

мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение

принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и

второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа:

ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

1.Вызов – проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом

– «что знаю». Задача первой фазы урока - активизировать, заинтересовать детей,

мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать

ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо

формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно

хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов,

предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к

теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

2.На фазе

осмысления

идет непосредственная работа с информацией. На этой

стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» Поэтому основной этап урока

предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование

информации, ее анализ и оценку. Чтение и слушание становятся осмысленным.

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации)

3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление),

информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось?

Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные

операции во время урока.

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса)

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют

исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только

называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в

проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление»

-ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья

стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического

мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются

на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий

урока используются свои методические приемы. Их достаточно много: кластер,

синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения,

таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие.

Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический

прием систематизации материала в виде «грозди».

Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:

1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или

предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;

2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,

подходящие для данной темы;

3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым

понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,

устанавливаются новые логические связи.

Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова,

осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с

младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно

помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы:

направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения

и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю

им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно

2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики

с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при

желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только

урочной деятельностью.

Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на

основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной

деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в

группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления,

редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя,

показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу

творческого поиска.

Кластер может применяться как на фазе вызова, так и на фазе осмысления или в

качестве стратегии урока.

Вывод: Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития

критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления,

формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология

отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя

способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.

Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:

умение ставить вопросы;

умение выделить главное;

умение делать сравнение;

умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:

не бояться записывать все, что приходит на ум;

дать волю воображению и интуиции;

продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

постараться построить как можно больше связей.



В раздел образования