Напоминание

"Гончарное ремесло"


Автор: Степанова Наталия Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 25
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Технологическая картаурока с реализацией системно - деятельностного подхода в начальной школе
Тема: "Гончарное ремесло"
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: О гончарном круге, керамике и фарфоре.

Имя урока: «Не боги горшки обжигают».

Тип урока: ознакомление с новым знанием.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению истории

возникновения и развития гончарного ремесла.

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

составлять карточку изделия в результате добытых знаний о новом

ремесле

сопоставлять свойства материалов и предметов из них изготовленных

ученик получит возможность научиться:

изготавливать изделие из глины

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями

общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные ученик

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учится работать по предложенному учителем плану;

познавательные ученик

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные ученик

слушает и понимает речь других;

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности

Оборудование урока.

Экран, презентация, видеофрагмент «Гончарное дело»

Раздаточный материал, глина для лепки.

«Маршрутные листы», карточки для групповой работы

Листы А3, картинки с изображением сосудов

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (Слайд 1)

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Дадим отпор мы всякой лени

И вместе сочиним урок.

- А как нужно себя вести на уроке, чтобы совместная работа была успешной?

(Ответы детей)

Слайд 2:

Будь вежлив

Умей слушать

Доказывай свою точку зрения

Умей работать с источником информации

- Какие источники информации вам известны? Еще один источник информации –

ваш МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ. Подпишите его.

2. Актуализация прежних знаний (работа в группах).

- Перед вами лежат карточки с красной меткой. Прочитайте внимательно

задание и выполните его в группах. Не забудьте показать сигнал готовности

Группа I. Соедините части предложения, чтобы получились

верные высказывания. Приготовьтесь, пожалуйста, их прочитать.

Труд ремесленников

В свободное от полевых работ время

Со временем орудия труда

Свои изделия мастера

выставляли на ярмарке

крестьяне мастерили изделия

совершенствовались

Группа II . Соедините линией рисунок изделия и название материала, из

которого оно сделано.

лоза

берёста

древесина

меч корзина

металл

глина

ложки туесок

Лишнее слово: _______________________

Группа III . Перед вами кроссворд. Запишите названия ремесленников

по горизонтали. Угадайте ключевое слово.

Кроссворд «Труд ремесленника»

(Слайд 3)

Группа I .

Труд ремесленника

мастерили изделия

участие в ярмарках

орудия труда совершенствовались

Группа II .

лоза корзина

береста туесок

древесина ложки

металл кувшин глина - лишнее слово

Группа III . Гончар – ремесленник, делающий посуду из глины.

3. Определение темы и цели урока.

- О чем сегодня пойдет речь на уроке? (О ремесле, связанном с глиной, о

ремесленниках и их труде, об изготовлении посуды из глины, о гончарном

ремесле). Верно. ТЕМА нашего урока «Гончарное ремесло»

(Слайд 4)

1. Изготавливает сапоги из кожи (Сапожник)

2. Работает по металлу, куёт железо (Кузнец)

3. Обрабатывает лён, ткёт ткань. (Ткач)

4. Работает по дереву, делает столы (Столяр)

г

р

а

н

ч

о

2

1

4

3

- Перед вами лежат МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ. Отметьте на шкале знаний,

уровень ваших знаний о гончарном ремесле (Дети отмечают).

Какую ЦЕЛЬ на уроке поставим перед собой? (Узнать, что такое гончарное

ремесло, познакомиться с историей его развития).

- Гончарное ремесло - одно из самых древних. Сначала посуду изготавливали из

коры и лозы, обмазывая ее глиной. По легенде однажды корзина, обмазанная

глиной, упала в огонь. Корзина сгорела, а глина затвердела. Увидев, что

получившееся изделие стало прочным, люди стали делать и использовать в быту

глиняную посуду.

- Какие еще свойства глины позволяют гончару делать из нее сосуды?

(Пластичность, упругость, плотность, не пропускает воду).

4. Определение места затруднения и выход из него.

- Сегодня я принесла вам изделия мастеров-ремесленников (обращаю внимание на

выставку). Есть здесь и посуда, и одежда, и украшения, и игрушки. Да вот от

гончара привет забыла, наверное, от волнения.

- Хотя, у меня есть его изображение. Посмотрите… (достаются листы А3, но на

них нет изображения изделия, только слова-названия частей сосудов). Что такое,

рисунки-то стерлись, одни названия остались. Что же делать? (Ответы детей).

- Из предложенных рисунков сосудов выберете тот, который имеет указанные

части. Наклейте на лист и поясните свой ответ.

( Раздаю группам плакаты с названиями частей сосуда и картинки с

изображениями горшка, кувшина, макитры)

Группа I . УСТЬЕ КОНУСООБРАЗНОЕ ТУЛОВО ДНО (макитра)

Группа II . УСТЬЕ РУЧКА ГОРЛЫШКО НОСИК ПЛЕЧИКИ ТУЛОВО

ДНО (кувшин)

Группа III . УСТЬЕ ГУБЫ ГОРЛЫШКО ПЛЕЧИКИ ТУЛОВО ДНО

(горшок)

(Дети выбирают рисунок, наклеивают его на лист)

Ответы детей.

- Для чего нужна макитра (кувшин, горшок)?

1. Макитра – широкий глиняный конусообразный сосуд с шероховатой

внутренней поверхностью для перетирания мака и других семян. Иногда в

макитре подогревают кислое молоко для приготовления творога.

2. Кувшин – сосуд для жидкости с ручкой и носиком.

3. Горшок - на Кубани его называли «глэчик» - горшок с высоким

широким горлом для хранения молока.

- Итак, мы с вами выяснили, что гончар делал изделия из глины, выяснили их

названия.

5. Знакомство с историей появления гончарного круга.

- Мы с вами знаем, что мастера - ремесленники использовали ручные орудия

труда. А какое орудие труда использовал гончар при изготовлении посуды?

(Гончарный круг).

- Давно ли существует гончарный круг, как вы думаете? (Ответы детей).

Давайте прочитаем о его истории в информационных карточках, которые есть

в МАРШРУТНЫХ ЛИСТАХ. При чтении будем делать пометы на полях (инсерт)

V (знал)

+ (новое)

? (есть вопрос)

поставьте "v" на полях,

если то, что вы читаете,

соответствует тому, что

вы знаете, или думали,

что знаете;

поставьте "+" на полях,

если то, что вы читаете,

является для вас новым;

поставьте "?" на полях,

если то, что вы читаете,

непонятно, или же вы

хотели получить более

подробные сведения по

данному вопросу.

Информационная карточка

«История гончарного круга»

Гончарное ремесло возникло около 7 тысяч лет назад. Сначала люди делали

посуду вручную из глиняных жгутиков.

Затем появились плоские подставки из листа растения, куска циновки и т.д. На

них изделие поворачивали руками во время придания формы. Эти подставки

позволяли влажной глине не прилипать к земле.

Позже появились диски на толстой ножке, которые устанавливали в

углубление и вращали одной рукой.

Затем появился гончарный круг. В нем подставка соединялась осью с

подпятником. Он позволял приводить круг в движение ногой.

Скорость вращения была невелика, но изделие получалось более

совершенным.

(Слайд 6)

- Как изготавливали посуду сначала?

- Как затем усовершенствовали процесс изготовления посуды? Чем был неудобен

ручной гончарный круг?

- Что позволял делать гончарный круг с подпятником?

- У кого возникли вопросы после чтения? (Ответы детей).

(Слайд 7)

- Вернемся к заданию, которое выполняла I группа. Какое утверждение может

служить основной мыслью текста? (Орудия труда совершенствовались)

- Обратите внимание на информацию, которую мы записали на «Карточке

изделия».

(Слайд 7)

«Карточка изделия»

1. Ремесленник: гончар

2. Название: горшок (глечик), макитра, кувшин

3. Материал: глина

4. Орудие труда для изготовления: гончарный круг

- Подобную «Карточку изделия» вы заполните дома. Обратите внимание, что

оценить изделие должны вы, родители, а затем и учитель.

6. Физминутка.

Легко ли гончару работать на гончарном круге? (Выполняется упражнение:

одновременное вращение правой рукой и левой ногой по и против часовой

стрелки соответственно).

7. Составление алгоритма для изготовления изделия.

Давайте понаблюдаем за работой гончара в ремесленной мастерской.

(Демонстрация фильма о работе гончара)

- Что чувствовали, когда наблюдали за работой мастера? (Ответы детей:

радость, интерес, удивление, равнодушие, спокойствие, собранность, покой).

- И это неспроста. Руки гончара – живые, а ведь в создании сосуда еще

соучаствует Душа. Поэтому наблюдение за тем, как в руках мастера возникает

новая жизнь, так завораживает и наполняет чувством гармонии и радости.

8. Практическая работа по изготовлению горшочков.

- Поработать на гончарном круге нам сегодня не удастся, но почувствовать себя

мастерами - гончарами хочется.

- Как вы думаете, что делает мастер, когда не ладится работа? (Ответы детей).

Почти у всех на этот случай припасены «уговоры», «заклинания», обращенные к

глине. Хотя на самом деле, это настрой самого мастера на работу.

- Напомните, какие свойства глины нам должны помочь при изготовлении

горшочков? (Пластичность, упругость, плотность). Вот и попросим быть ее

податливой, послушной.

(Дети шепчут глине добрые слова, разминают ее в руках, затем начинают

изготовление горшочков)

- Держа в руках керамическую вещь, чаще всего мы не можем понять,

выполнена она на гончарном круге, или сделана литьевым способом на заводе.

Как отличить гончарную вещь от отливки? Довольно просто. Загляните внутрь.

Руки гончара всегда оставляют там спиральные кольца: иногда еле заметные,

иногда – явные.

- Эти маленькие горшочки, которые вы сегодня изготовили сами, сохранят

тепло ваших рук, тепло вашей души и подарят энергию добра другому человеку.

Делая любое дело, мы оставляем отпечатки, пусть невидимые, но они есть.

Помните о том, что отпечатки должны нести энергию добра.

- Как можно распорядиться вашим изделием? (Можно выставить на ярмарке,

можно подарить). А кому можно вручить полученные изделия? (Ответы детей).

9. Домашнее задание (Слайд 10)

мне следует:

выполнить сушку изделия

заполнить «Карточку изделия»

прочитать текст информационной карточки

я могу:

прочитать легенду «Как горшок огонь и воду примирил»

найти в интернете адреса мастер – классов по гончарному делу и посетить

их

10. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую учебную задачу вы решали на уроке? Отметьте теперь на шкале, уровень

ваших знаний о гончарном ремесле (Дети отмечают). Думаю, что у всех он стал

выше. Помните, каждый урок дает возможность пополнить наш багаж знаний.

12. Подведение итогов.

(Слайд 11)

Крутись, крутись гончарный круг!

Живи в движении.

Ты мой кормилец, и мой друг,

И вдохновение!

Пусть сменят нас через года

Другие люди,

В кувшине ж чистая вода

Храниться будет

И чаши полные еды

Пусть всех накормят.

Не знают люди пусть беды,

Не рвутся корни!

(Наиль Насыров)



В раздел образования