Автор: Гундина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 95
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Безопасность и дети"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Моя безопасность»
для детей дошкольного возраста
Автор: Гундина Елена Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 95, г. Красноярск
Актуальность
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
в
наше
время
не
вызывает
сомнений. Это,
прежде всего, связано с потребностью общества. Дошкольный возраст- период
впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные особенности дошкольников. Здесь важна
роль педагога, который, подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в
социальный мир. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в
ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Поэтому многие педагоги стали
искать
возможность
для
плодотворной
работы
по
формированию
основ
безопасного
поведения
у
дошкольников.
Возникла
необходимость
в
поиске
эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями,
взаимодействии ДОУ с общественными организациями.
Цель
проекта:
формирование
и
систематизация
представлений
детей
о
безопасном поведении в окружающей среде.
Задачи проекта:
создать
условия
приобщения
детей
дошкольного
возраста
к
правилам
безопасного поведения,
дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и
особенностей поведения в них, организовать их практическое применение,
создать
единое
безопасное
пространство
развития
ребёнка
через
взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта:
педагоги детского сада;
дети всех возрастных групп;
родители воспитанников.
Направления проектной деятельности:
•
Информационный блок: переработка теоретических материалов,
•
Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием
развивающего обучения, моделирование игровых образовательных ситуаций с
детьми
•
Организационный блок: создание предметно–развивающей среды, подборка
известных
мультипликационных
и
телевизионных
фильмов,
показывающих
опасные ситуации; подбор детской познавательной литературы, приобретение и
оформление наглядного материала.
В ходе реализации проекта прослеживается интеграция областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Сроки реализации: долгосрочный - в течение четырех лет.
Этапы реализации проекта (в соответствии с возрастом детей):
I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).
Этапы реализации проекта (на каждом возрастном этапе):
1. Организационный:
-
Изучение
и
подбор
методической
литературы
и
детской
художественной
литературы по теме проекта,
- Организация предметно- развивающей среды.
- Составление перспективных планов по возрастным группам,
- Создание картотеки дидактических игр по ОБЖ,
-
Оформление
наглядной
информации
(буклеты,
плакаты,
папки-передвижки,
стенды).
- Анкетирование родителей по вопросам безопасности.
3. Основной
- Проведение разнообразных по содержанию и форме видов образовательной
деятельности:
моделирование
игровых
образовательных
ситуаций,
проведение
занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга с
детьми.
-
Организация
методических
мероприятий
с
педагогами
и
родителями
воспитанников (мастер-класс, семинар, консультация и др.).
4. Итоговый
Подведение итогов.
Прогнозы на дальнейшую деятельность.
Предполагаемые результаты:
-
организация
предметно-развивающей
среды,
отвечающей
современным
требованиям
и
задачам
формирования
культуры
безопасности
(оформление
уголков
безопасности,
детская
познавательная
литература,
приобретение
и
оформление наглядного материала, картотека сюжетно-ролевых игр по данной
теме, атрибуты к ним, дидактические игры, пособия, созданные руками педагогов
и родителей, газеты по темам ОБЖ, ЗОЖ, создание тематических альбомов);
- расширение представлений детей по данной теме, желание выявить и вникнуть в
существующие в нашем мире связи и отношения;
-
сформированность у
детей навыков
спокойного,
уверенного,
культурного
и
безопасного поведения в разных опасных ситуациях;
-
появление
потребности
утвердиться
в
своем
отношении
к
окружающей
действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях;
- повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности,
желание
поделиться со своими знаниями и умениями.
Содержание работы
В работу по обеспечению безопасной жизнедеятельности включены все
участники воспитательно-образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об
опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков
адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа
с
педагогами
строится
на
изучении
нормативно-правовых
документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике
безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением
данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может
осуществляться
в
виде
родительского
всеобуча
и
проектной
деятельности
в
соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
Содержание проектной деятельности с детьми
II младшей группы (I этап)
Раздел I. Безопасность в группе
Сентябрь
Тема
Цель
Материал
Литература
Опасности!
Закрепить знания детей о своей
группе.
Развивать
у м е н и е
ориентироваться
в
групповой
комнате. Развивать чувство
безопасности и самосохранения
Предметно-
пространственная
среда группы
В .
Н .
В о л ч к о в а
«Конспекты занятий во
2
м л а д ш е й
г р у п п е
детского сада».
Я
в
беду
не
попаду
Развивать чувство
безопасности и самосохранения
Тематические
картинки ситуаций
В .
Н .
В о л ч к о в а
«Конспекты занятий во
2
м л а д ш е й
г р у п п е
детского сада».
Раздел II. Ребенок и другие люди
Октябрь
«Что
случило сь
с
зайчиком,
который
ушел
г у л я т ь
б е з
П р е д о с т е р е ч ь
д е т е й
о т
неприятностей
связанных
с
конт актом
с
н е з н а ком ы м и
людьми (несовпадение приятной
внешности и добрых намерений)
Игрушка – зайчик
С ка з ка
« З а ю ш к и н а
избушка»
спросу?»
« Е с л и
б е д а
с т у ч и т с я
в
дом»
Учить
детей
правильно
вести
себя
дома,
когда
они
остаются
одни
Иллюстрации
из
альбома
«Безопасность»
Н.Н.
Авдеева,
О.Л .
Князева
«Безопасность»
Раздел III. Ребенок и природа.
Ноябрь
«Вкуснейшая-
чистейшая
вода»
Помочь
осознать
детям,
что
употребление
грязной
воды
м о ж е т
п р и в е с т и
к
нежелательным последствиям
И л л ю с т р а ц и и
к
сказке
«Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка»
С к а з к а
« С е с т р и ц а
Аленушка
и
братец
Иванушка»
« И д е м
п о
г р и б ы
и
п о
ягоды»
Закрепить
знания
детей
о
нормах поведения в лесу
Картинки,
муляжи
грибов
В .
Н .
В о л ч к о в а
«Конспекты занятий во
2
м л а д ш е й
г р у п п е
детского сада».
«Любимые
животные-
верные друзья»
Формировать
у
детей
навыки
бе зоп а с н ого
п оведе н и я
с
домашними животными
Игрушки:
кошка
и
собака
В .
Н .
В о л ч к о в а
«Конспекты занятий во
2
м л а д ш е й
г р у п п е
детского сада».
Декабрь
«Лесной
карнавал»
Помочь детям сделать выводы о
последствиях
неосторожного
обращения
с
опасными
для
жизни и здоровья предметами
Игрушки
Н.Н.
Авдеева,
О.Л .
Князева
«Безопасность»
«Мороз-береги
нос!»
У ч и т ь
д е т е й
н а в ы к а м
безопасного
поведения
зимой,
учить избегать обморожений
Картина
Н.Н.
Авдеева,
О.Л .
Князева
«Безопасность»
«Зимние
забавы»
Расширять представления детей
о
п р а в и л а х
б е з о п а с н о г о
поведения
во
дворе,
во
время
катания на санках
Рассматривание
картины
«Катаемся
на санках»
Н.Н.
Авдеева,
О.Л .
Князева
«Безопасность»
Раздел IV. Ребенок дома.
Январь - Февраль
«Один дома»
Научить
детей
правильно
вести
себя
дома,
когда
они
остаются одни
Игрушка
–
мишка;
истории,
рассказанные
игрушкой – мишкой
С .
Н .
Ш и н к а р ч у к
«Правила безопасности
дома и на улице»
Опасные
ситуации
«Мы
не
птички-не
летаем»
Закрепить
п р ед с т а вл е н и я
детей
о
некоторых
опасных
д л я
ж и з н и
и
з д о р о в ь я
предметах,
с
которыми
они
встречаются дома
И л л ю с т р а ц и и
и з
книги
Т.
Алекс андровой
«Кузька»
С .
Н .
Ш и н к а р ч у к
«Правила безопасности
дома и на улице»
«Спички детям
не игрушка»
Дать
детям
понятие
о
том,
какую
опасность
таят
в
себе
огонь
Иллюстрации к книге
В .
Н .
В о л ч к о в а
«Конспекты занятий во
2
м л а д ш е й
г р у п п е
детского сада».
С. Я. Маршак «Пожар»
«Внимание!
Опасность!»
Развивать представления детей
об
опасных
для
жизни
и
з д о р о в ь я
п р е д м е т о в ,
с
Загадки, картинки
Н.Н.
Авдеева,
О.Л .
Князева
«Безопасность»
которыми
они
встречаются
в
быту
Март
«Я знаю номер
- 01»
Знакомить детей с правилами
противопожарной
безопасности,
формировать
элементарные
знания
об
опасности шалостей с огнем
Картинки
В .
Н .
В о л ч к о в а
«Конспекты занятий во
2
м л а д ш е й
г р у п п е
детского сада».
Ситуация
«Внимание-
электрические
приборы»
Закрепить
предст авления
детей
о
некоторых
опасных
д л я
ж и з н и
и
з д о р о в ь я
предметах,
с
которыми
они
встречаются дома, о правилах
пользования ими
К а р т и н к и
с
изображением
бытовых
электроприборов
Н.Н.
Авдеева,
О.Л .
Князева
«Безопасность»
Раздел V. Ребенок на улице.
Апрель
«Лево-право,
вверх-вниз,
присоединись!»
Способствовать
формированию
способности
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
пространстве.
Мягкие
и г ру ш к и ,
автомобили
разного
размера.
Е.
Я.
Х а б и бул л и н а
«Дорожная
азбука
в
детском саду»
« Ч т о
у
н а с
какого
цвет а,
м ы
с е й ч а с
расскажем это»
Учить
различать
основные
цвета
и
формы
предметов;
р а з в и в а т ь
с п о с о б н о с т ь
с а м о с т оя т е л ь н о
р е ш а т ь
игровые задачи.
Непрозрачный
мешочек и маленькие
машинки
основных
цветов;
игрушечный
медведь и круги трёх
цветов.
Е.
Я.
Х а б и бул л и н а
«Дорожная
азбука
в
детском саду»
«Наш друг –
светофор»
Познакомить
с
назначением
светофора
для
пешеходов,
д а т ь
п о н я т и е
о
неукоснительном выполнении
сигналов светофора
Модель
светофора,
круги
трёх
цветов,
игрушки.
Е.
Я.
Х а б и бул л и н а
«Дорожная
азбука
в
детском саду»
Май
«Качу,
лечу
во
весь опор»
Учить различать и называть по
внешнему
виду
грузовые
и
легковые автомобили.
Игрушки,
легковые
и
г р у з о в ы е
автомобили.
Е.
Я.
Х а б и бул л и н а
«Дорожная
азбука
в
детском саду»
«Наши
лучшие
друзья - солнце,
воздух и вода»
Ф о р м и р о в а т ь
н а в ы к и
безопасного
поведения
в
жаркую солнечную погоду
Картинки
С .
Н .
Ш и н к а р ч у к
«Правила безопасности
дома и на улице»
Литература:
1.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева «Безопасность».
2. С. Н. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице».
3. Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».
4. Н. Мигунова Уроки малышам «Чтобы не было беды».
5. В. Н. Волчкова «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада».