Напоминание

"Формирование правовой культуры и активной гражданской жизненной позиции выпускника колледжа (из опыта работы)"


Автор: Белова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ РО "АГТК"
Населённый пункт: город Азов, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование правовой культуры и активной гражданской жизненной позиции выпускника колледжа (из опыта работы)"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование правовой культуры и активной гражданской жизненной

позиции выпускника колледжа (из опыта работы)

И.А. Шашина, Белова Т.И., Бутрова В.А.

преподаватели ГБПОУ РО«Азовский

гуманитарно-технический колледж»

(Ростовская обл.)

Во

исполнение

Указа

Президента

РФ

от

01.06.2012

г

761

«О

национальной стратегии действий в интересах

детей на 2012-2017 годы»,

Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической

помощи в Российской Федерации

в ГБПОУ РО «Азовский гуманитарно-

технический колледж» 20 ноября 2016 года прошёл День правовой помощи

детям.

Вся работа в колледже в рамках Дня правовой помощи детям строилась в

соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральными законами от

24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности

и

правонарушений

среди

несовершеннолетних»,

от

21.12.1996

г.,

от

29.12.2012 № 273 «Об образовании», Областными законами от 14.11.2013. №

26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»., от 22.10.2004 г. № 165-ЗС «О

социальной

поддержке

детства

в

Ростовской

области»,

Постановлением

Правительства Ростовской области от 03.08.2012 г. № 726 «О предоставлении

мер

социальной

поддержки

детям-сиротам

и

детям,

оставшимся

без

попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения

родителей,

а

также

отдельным

категориям

обучающихся

(воспитанников) государственными учреждениями Ростовской области».

В ходе проведения мероприятий, связанных с Днем правовой помощи

детям, решены следующие задачи:

воспитание

законопослушного

гражданина,

обладающего

знаниями

основных правовых норм и умениями использовать возможности правовой

системы государства;

– повышение уровня правовой культуры обучающихся;

– развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;

– профилактика правового нигилизма;

формирование

у

обучающихся

умения

защищать

свои

права

при

помощи закона;

– повышение правовой грамотности среди студентов из числа детей-

сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

В

колледже

была

проведена

социально-педагогическая

акция:

«Подросток

в

мире

прав

и

обязанностей»,

в

рамках

которой

прошли

следующие мероприятия:

1 Конкурс презентаций на тему «Права и обязанности подростков»;

2

Оформлены

информационные

стенды

«Социальная

защита

и

поддержка студентов: Я имею право…», «Социальные гарантии детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей»;

3

Оформлены

и

распространены

информационные

буклеты

«Права,

обязанности и ответственность подростков и их родителей», «Социальные

гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

4 На стенде в фойе колледжа размещена информация

с указанием

адресов, телефонов, приемных часов адвокатов и нотариусов г. Азова;

5 Проведен круглый стол с участием специалистов различных уровней

со

студентами

на

тему:

«Правовые

и

теоретические

проблемы

этно-

национальных отношений в современной России».

Хотелось

бы

поделиться

практическим

опытом

проведения

внеклассного мероприятия – круглый стол.

Тема внеклассного занятия:

Правовые и теоретические проблемы этно-национальных отношений в

современной России

Тип занятия: интегрированный

Форма проведения: круглый стол

Целевая

аудитория:представители

органов

муниципального

образования

«Город

Азов»,

органов

социальной

защиты

населения,

общественной организации, преподаватели колледжа, студенты.

Место

проведения: кабинет истории и обществознания ГБПОУ РО

«АГТК».

Цели:

Образовательные:

– систематизация и закрепление знаний в области права, истории и

обществознания по проблемам этно-национальных отношений в современной

России;

– обеспечить формирование общих компетенций.

Развивающие:

формирование

умений

по

работе

с

разными

источниками

информации, их критического анализа и осмысления.

создать

условия

для

развития

познавательной

активности,

творческих и коммуникативных способностей студентов;

Воспитательные:

– продолжение работы по воспитанию гражданского правосознания,

патриотизма, гордости и любви к Родине.

– воспитывать культуру общения;

– содействовать развитию чувства коллективизма, личной и взаимной

ответственности; умение аргументировать свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

технические средства обучения:ноутбук, проектор, экран.

Ключевые вопросы для обсуждения

1 Понятие нации: характеристика и роль в современном мире.

2 Национально-государственное устройство современной России.

3 Этнополитические конфликты и этнополитическая стабильность в

многонациональном государстве.

4

Проблемы

и

перспективы

языковой

политики

в

современном

многонациональном государстве.

5

Национальное

самосознании

и

национальная

идея

современной

России.

6

Правовой

аспект

государственной

национальной

политики

Российской Федерации.

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Организационный момент

1 В кабинете истории и обществознания № 203расставлены столы в

форме круглого стола для работы студентов и гостей, а также места для

зрителей.

2 На столах разложены программы заседания круглого стола.

3 Оснащение кабинета: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

1 Открытие заседания круглого стола

Преподаватель Шашина И.А.:

– Сталоуже традицией ежегодно в ноябре проводить День правовых

знаний среди обучающихся колледжа. И

сегодня мы собрались, чтобы

провести круглый стол на тему: «Правовые и теоретические проблемы этно-

национальных

отношений

в

современной

России».

Тема

в

современных

условиях

актуальна,

особенно

в

свете

последних

событий,

которые

происходят как в мире, так и в нашей стране.

Это

и

война

в

Сирии,

мигранты

и

беженцы

из

арабских

стран,

заполонившие почти всю Европу, и присоединение Крыма к России, и многие

другие события.

И

почти

в

каждом

из

этих

событий,

в

основании

лежат

межнациональные отношения или конфликты.

Сегодня мы попытаемся уточнить и разобраться в понятиях нация,

национальная

идея,

национальное

самосознание,

в языковой

политике

современного

многонационального

российского

государства,

а

также

определить

правовой

аспект

государственной

национальной

политики

Российской Федерации.

В работе нашего заседания будут принимать участие гости.

Пшеничный

Алексей

Анатольевич.,

депутат

Азовской

городской

Думы VI созыва;

– Асатуров Сергей Размикович, и.о. директора ГБУ СОН РО «Центр

социальной помощи семье и детям – Дом семьи г. Азова»;

– Дик Николай Францевич, член Союза писателей России и Союза

литераторов Европы;

– Чередниченко Ирина Александровна, заместитель директора ГБПОУ

РО «АГТК» по учебной работе;

– Кляченко Юрий Васильевич, заместитель директора ГБПОУ РО

«АГТК» по воспитательной работе;

– Петракова Лариса Владимировна, заведующая отделением ГБПОУ

РО «АГТК»;

– Оганесян Екатерина Георгиевна, методист ГБПОУ РО «АГТК»;

Студенты

1-2

курсов

гуманитарного

и

технического

отделений

ГБПОУ РО «АГТК»

Ведущими

круглого

стола

будут

преподаватели

высшей

квалификационной категории Белова Татьяна Ивановна, Бутрова Виктория

Анатольевна и Шашина Ирина Алексеевна.

2 Ведение заседания круглого стола

Преподаватель Бутрова В.А:

Тема заседания нашего круглого стола совсем не случайна. 31 октября

текущего года в нашей стране произошло знаковое событие - Президент РФ

В.В. Путин провел заседание Совета по межнациональным отношениям, на

котором

обсуждалась

Стратегия

государственной

национальной

политики

России, утвержденная четыре года назад.

Представители национальных диаспор и творческой интеллигенции,

видные политики и чиновники обсуждали проблемы и перспективы развития

этно-национальных

отношений

в

нашем

многонациональном

государстве,

высказывали предложения по их улучшению. Одно из таких предложений - о

принятии закона

«О

российской

нации

и

управлении

межэтническими

отношениями»

поддержал

Президент

России.

Е го

с л о в а ,

о

т о м ,

«межнациональные

отношения

это

сложнейшая

чувствительная

сфера. Она постоянно развивается, здесь постоянно появляются новые

проблемы и острые вызовы. Чтобы грамотно на них отвечать, нужны

современные

и

гибкие

решения»,

процитировали

практически

все

российские и зарубежные агентства.

Возникла общественная полемика. Высказались

а) Представители экспертного сообщества:

– Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский: «Если

есть

нация,

то

закон

не

нужен,

она

просто

есть.

И

основополагающим

законом является Конституция… я думаю, что это какая-то лишняя идея»;

Директор

Института

гуманитарно-политических

исследований

Вячеслов Игрунов: «Если и говорить о преобразованиях в национальной

политике,

то

нужно

стремиться,

чтобы

внедрялось

понятие

гражданин

России. По аналогии с США, где американец – и чернокожий, и желтокожий,

и выходец из СССР»;

б) Представители парламентских партий:

Лидер

партии

ЛДПР

Владимир

Жириновский: «Такой

закон

позволит убрать излишнее выпячивание национального вопроса…Он нужен,

чтобы не было самодеятельности и ненужных экстремистских вывертов…Не

исключено, что это будет самый важный закон в XXI веке»;

– Член фракции КПРФ Валерий Рашкин: «Переход к одной нации —

россияне — вызовет неприятие малых национальностей. Это исподволь, но

явно значит наступление на культуру и традиции этих наций»;

в) Представители не парламентских партий:

Лев

Шлосберг

(«Яблоко»):

«Это

же

то

же

самое,

что

единая

общность «советский народ». Пока писали закон о советском народе, СССР

разрушился.

Сейчас

будет

то

же

самое,

пока

будет

писаться

закон

о

российской нации»;

– Борис Титов(«Партия роста»): «Тут главное не допустить в нем

проявлений национализма и излишнего патернализма».

Приведенные мнения свидетельствуют о том, что в России еще не

сложилось полного понимания сущности этно-национальной политики как

средства

выстраивания

и

регулирования

этно-национальных

отношений.

Требуется уточнение и согласование многих аспектов, как сугубо правовых,

так и теоретических, поэтому мы пригласили наших уважаемых гостей и

воспользовались помощью студентов второго курса, которые уже завершают

изучение основного цикла общегуманитарных и социально-экономических

дисциплин при подготовке к обсуждению заявленных вопросов.

Прежде всего, необходимо уточнить понятие нация, ее сущность и

роль в современном обществе, поэтому слово предоставляется Колесниковой

Виктории, которая

подготовила

сообщение

на

тему

«Понятие

нации:

характеристика и роль в современном мире».

Выступление студентки группы1 ГСКолесниковой Виктории, в

котором

уточнила

понятие

нации,

ее

сущности

и

роли

в

современном

обществе.

Преподаватель Бутрова В.А.

П роизвод ны м

от

т е рмина

«на ция »

я вля е т с я

т е р м и н

«национальность»,

который

нередко

заменяется

выражение

«этническая

национальность». Например, когда говорят, что в Российской Федерации

проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность

всех форм социально-этнических общностей.

В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60

народностей и более 40 этнических и этнографических групп. Некоторые из

этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за

пределами

России.

Шкода

Дарья

расскажет

нам

о

национально-

государственном устройстве современной России.

Выступление студентки группы 7 ТУР Шкода Дарьи,

которая

рассказала о национально-государственном устройстве современной России.

Она

обратила

внимание

собравшихся

на

тот

факт,

что

производным

от

термина

«нация»

является

термин

«национальность»,

который

нередко

заменяется

выражение

«этническая

национальность».

Например,

когда

говорят,

что

в

Российской

Федерации

проживают

люди

более

130

национальностей,

то

имеют

в

виду

совокупность

всех

форм

социально-

этнических общностей.

Преподаватель Белова Т.И.:

Главный

редактор

журнала

«Форинполиси»

Ч.У.

Мейнс

предупреждает: «вражда между этническими группами начинает соперничать

по

важности

с

распространением

ядерного

оружия

в

качестве

наиболее

серьезной угрозы миру».

Известный американский журналист У. Пфафф утверждает, что «идея

этнической нации представляет собой постоянное провоцирование войны».

Значит

ли

это,

что

этнополитические

конфликты

неизбежны

и

любое

многонациональное

государство

обречено

на

этнополитическую

нестабильность? Какие вызовы ждут наше многонациональное государство в

этой сфере, и какие действия предпринимает наше общество для сохранения

этнополитической стабильности?

Шихбабаева

Кристинапредставляет

с о о б щ е н и е

н а

т е м у :

«Этнополитические

конфликты

и

этнополитическая

стабильность

в

многонациональном

государстве»,

в

котором

постарается

дать

ответ

на

данные вопросы.

Выступление студентки группы 7 ТУР Шихбабаевой Кристины, в

котором

постаралась

дать

ответ

на

данные

вопросы

и

уточнила,

что

этнополитика становится важнейшим фактором современной политической

жизни любого многонационального государства. Опираясь на национальное

самосознание, она требует формулирования национальной идеи, как основы

этнополитических,

этно-национальных

отношений,

вокруг

которой

и

формируется вся государственная политика и этнополитика в частности.

Преподаватель Бутрова В.А.:

– Итак, этнополитика становится важнейшим фактором современной

политической жизни любого многонационального государства. Опираясь на

национальное

самосознание,

она

требует

формулирования

национальной

идеи, как основы этнополитических, этно-национальных отношений, вокруг

которой

и

формируется

вся

государственная

политика

и

этнополитика

в

частности.

Сообщение на тему «Национальное самосознании и национальная

идея современной России» представляет студентка Петрова Мария.

Выступление

студентки

группы

1

ГС Петровой

Марии,

раскрывшей понятие и значение национального самосознания.

Преподаватель Бутрова В.А. :

– Национальное самосознание имеет свою созидательную силу только

в

том

случае,

когда

наряду

с

тягой

к

возрождению

своей

духовной

самобытности,

экономической

самостоятельности,

культуры,

языка

одновременно укрепляется чувство уважения к другим народам, которые

живут рядом и вместе. Библейская заповедь «не повреди» актуальна и для

современных этнонациональных отношений.

Тращенко

Юлия

и

Образцов

Олегизгруппы

2

ГС

подготовили

сообщение на тему: «Языковая политика в современном многонациональном

государстве».

Выступление студентки группы 2 ГС Тращенко Юлии.

Преподаватель Бутрова В.А.:

Для

стабилизации

этнополитической

ситуации

необходимо

соблюдение

принципов

демократической

национальной

политики,

четкое

следование

букве

закона. Шлыкова

Екатеринавыступит

с

сообщением

на

тему: «Правовой аспект государственной национальной политики Российской

Федерации».

Студентка группы 3 ГС Шлыковой Екатериныраскрыла правовые

и

организационные

основы

государственной

национальной

политики

в

Российской

Федерации

и

сделала

вывод

о

том,

что

для

стабилизации

этнополитической

ситуации

необходимо

соблюдение

принципов

демократической национальной политики, четкое следование букве закона.

Преподаватель Белова Т.И.:

– Выслушав предложенные сообщения обучающихся, мы хотели ли

бы задать вопросы нашим гостям.

Алексей

Анатольевич,

скажите,

пожалуйста,

как

решаются

вопросы развития этно-национальных отношений на уровне муниципального

образования?

Какое

участие

в

этом

процессе

принимают

депутаты

Азовской

Городской Думы VI созыва?

Пшеничный А.А. рассказал о состоянии национальных отношений в

муниципальном образовании «Город Азов» и в Азовском районе.

Преподаватель Бутрова В.А.:

– Николай Францевич, может ли сохранение и развитие русского

языка способствовать развитию национального самосознания и сплочению

многонационального народа в современной России?

Дик

Н.Ф.

рассказал

о

дружбе

народов

и

людей

различных

национальностей в годы Великой отечественной войны, об их сплочённости,

взаимовыручки.

Были

прочитаны

патриотические

стихи

собственного

сочинения о любви к России.

Преподаватель Шашина И.А.:

Сергей

Размикович,

Президент

РФ

В.

Путин

предложил

разработать Закон о российской нации, а лидер ЛДПР В. Жириновский –

закон о русском народе. Оба они определяют идею общности и единства в

качестве главных составляющих сильного государства. Хотелось бы узнать

Ваше мнение, не приведёт ли принятие Закона о русском народе к новым

межнациональным конфликтам внутри России?

Асатуров С.Р. подчеркнул необходимость изучения родного языка

гражданами

любой

национальности

для

сохранения

своей

культуры

и

самобытности.

Преподаватель Белова Т.И. :

Юрий

Васильевич,

этнополитическая

стабильность

в

многонациональном государстве начинается с малых социальных сообществ.

Как, по Вашему мнению, обстоят дела с этно-национальными отношениями в

нашем колледже?

Кляченко Ю.В. рассказал, как обстоят дела с этно-национальными

отношениями в колледже, о многонациональном составе студентов и тех

мерах,

которые

помогают

избегать

межнациональных

и

этнических

конфликтов в колледже.

Преподаватель Шашина И.А.:

Екатерина

Георгиевна,

как

отражаются

основные

положения

го сударственной

национальной

политики

в

го с уд а р с т в е н н ы х

образовательных стандартах и учебных планах нашего колледжа?

Оганесян

Е.Г.

рассказала,

как

отражаются

основные

положения

го сударственной

национальной

политики

в

го с уд а р с т в е н н ы х

образовательных стандартах и учебных планах колледжа.

3 Подведение итогов заседания круглого стола

Преподаватель Бeтрова В.А..:

– Подводя итог нашей работе, хотелось бы отметить, что сегодня нам

удалось:

– уточнить понятие нации и роли в современном мире;

– рассмотреть национально-государственное устройство современной

России;

– выявить сущность этнополитических конфликтов и уточнить истоки

этнополитической стабильности в многонациональном государстве;

понять,

каковы

проблемы

и

перспективы

языковой

политики

в

современном многонациональном российском государстве;

осмыслить

уровень

развития

национального

самосознания

и

национальной идеи современной России;

определить

правовой

аспект

государственной

национальной

политики Российской Федерации.

Заинтересованность всех участников нашего круглого стола сегодня

была очевидна. Позвольте выразить особую благодарность нашим гостям и

наиболее

активным

участникам

круглого

стола

из

числа

обучающихся

и

вручить им сертификаты участников.

Идёт вручение сертификатов.

Фотография на память.



В раздел образования