Автор: Белова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ РО "АГТК"
Населённый пункт: город Азов, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование правовой культуры и активной гражданской жизненной позиции выпускника колледжа (из опыта работы)"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование правовой культуры и активной гражданской жизненной
позиции выпускника колледжа (из опыта работы)
И.А. Шашина, Белова Т.И., Бутрова В.А.
преподаватели ГБПОУ РО«Азовский
гуманитарно-технический колледж»
(Ростовская обл.)
Во
исполнение
Указа
Президента
РФ
от
01.06.2012
г
№
761
«О
национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017 годы»,
Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации
в ГБПОУ РО «Азовский гуманитарно-
технический колледж» 20 ноября 2016 года прошёл День правовой помощи
детям.
Вся работа в колледже в рамках Дня правовой помощи детям строилась в
соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральными законами от
24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних»,
от
21.12.1996
г.,
от
29.12.2012 № 273 «Об образовании», Областными законами от 14.11.2013. №
26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»., от 22.10.2004 г. № 165-ЗС «О
социальной
поддержке
детства
в
Ростовской
области»,
Постановлением
Правительства Ростовской области от 03.08.2012 г. № 726 «О предоставлении
мер
социальной
поддержки
детям-сиротам
и
детям,
оставшимся
без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения
родителей,
а
также
отдельным
категориям
обучающихся
(воспитанников) государственными учреждениями Ростовской области».
В ходе проведения мероприятий, связанных с Днем правовой помощи
детям, решены следующие задачи:
–
воспитание
законопослушного
гражданина,
обладающего
знаниями
основных правовых норм и умениями использовать возможности правовой
системы государства;
– повышение уровня правовой культуры обучающихся;
– развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;
– профилактика правового нигилизма;
–
формирование
у
обучающихся
умения
защищать
свои
права
при
помощи закона;
– повышение правовой грамотности среди студентов из числа детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
В
колледже
была
проведена
социально-педагогическая
акция:
«Подросток
в
мире
прав
и
обязанностей»,
в
рамках
которой
прошли
следующие мероприятия:
1 Конкурс презентаций на тему «Права и обязанности подростков»;
2
Оформлены
информационные
стенды
«Социальная
защита
и
поддержка студентов: Я имею право…», «Социальные гарантии детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»;
3
Оформлены
и
распространены
информационные
буклеты
«Права,
обязанности и ответственность подростков и их родителей», «Социальные
гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
4 На стенде в фойе колледжа размещена информация
с указанием
адресов, телефонов, приемных часов адвокатов и нотариусов г. Азова;
5 Проведен круглый стол с участием специалистов различных уровней
со
студентами
на
тему:
«Правовые
и
теоретические
проблемы
этно-
национальных отношений в современной России».
Хотелось
бы
поделиться
практическим
опытом
проведения
внеклассного мероприятия – круглый стол.
Тема внеклассного занятия:
Правовые и теоретические проблемы этно-национальных отношений в
современной России
Тип занятия: интегрированный
Форма проведения: круглый стол
Целевая
аудитория:представители
органов
муниципального
образования
«Город
Азов»,
органов
социальной
защиты
населения,
общественной организации, преподаватели колледжа, студенты.
Место
проведения: кабинет истории и обществознания ГБПОУ РО
«АГТК».
Цели:
Образовательные:
– систематизация и закрепление знаний в области права, истории и
обществознания по проблемам этно-национальных отношений в современной
России;
– обеспечить формирование общих компетенций.
Развивающие:
–
формирование
умений
по
работе
с
разными
источниками
информации, их критического анализа и осмысления.
–
создать
условия
для
развития
познавательной
активности,
творческих и коммуникативных способностей студентов;
Воспитательные:
– продолжение работы по воспитанию гражданского правосознания,
патриотизма, гордости и любви к Родине.
– воспитывать культуру общения;
– содействовать развитию чувства коллективизма, личной и взаимной
ответственности; умение аргументировать свою точку зрения.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
технические средства обучения:ноутбук, проектор, экран.
Ключевые вопросы для обсуждения
1 Понятие нации: характеристика и роль в современном мире.
2 Национально-государственное устройство современной России.
3 Этнополитические конфликты и этнополитическая стабильность в
многонациональном государстве.
4
Проблемы
и
перспективы
языковой
политики
в
современном
многонациональном государстве.
5
Национальное
самосознании
и
национальная
идея
современной
России.
6
Правовой
аспект
государственной
национальной
политики
Российской Федерации.
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
1 В кабинете истории и обществознания № 203расставлены столы в
форме круглого стола для работы студентов и гостей, а также места для
зрителей.
2 На столах разложены программы заседания круглого стола.
3 Оснащение кабинета: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
1 Открытие заседания круглого стола
Преподаватель Шашина И.А.:
– Сталоуже традицией ежегодно в ноябре проводить День правовых
знаний среди обучающихся колледжа. И
сегодня мы собрались, чтобы
провести круглый стол на тему: «Правовые и теоретические проблемы этно-
национальных
отношений
в
современной
России».
Тема
в
современных
условиях
актуальна,
особенно
в
свете
последних
событий,
которые
происходят как в мире, так и в нашей стране.
Это
и
война
в
Сирии,
мигранты
и
беженцы
из
арабских
стран,
заполонившие почти всю Европу, и присоединение Крыма к России, и многие
другие события.
И
почти
в
каждом
из
этих
событий,
в
основании
лежат
межнациональные отношения или конфликты.
Сегодня мы попытаемся уточнить и разобраться в понятиях нация,
национальная
идея,
национальное
самосознание,
в языковой
политике
современного
многонационального
российского
государства,
а
также
определить
правовой
аспект
государственной
национальной
политики
Российской Федерации.
В работе нашего заседания будут принимать участие гости.
–
Пшеничный
Алексей
Анатольевич.,
депутат
Азовской
городской
Думы VI созыва;
– Асатуров Сергей Размикович, и.о. директора ГБУ СОН РО «Центр
социальной помощи семье и детям – Дом семьи г. Азова»;
– Дик Николай Францевич, член Союза писателей России и Союза
литераторов Европы;
– Чередниченко Ирина Александровна, заместитель директора ГБПОУ
РО «АГТК» по учебной работе;
– Кляченко Юрий Васильевич, заместитель директора ГБПОУ РО
«АГТК» по воспитательной работе;
– Петракова Лариса Владимировна, заведующая отделением ГБПОУ
РО «АГТК»;
– Оганесян Екатерина Георгиевна, методист ГБПОУ РО «АГТК»;
–
Студенты
1-2
курсов
гуманитарного
и
технического
отделений
ГБПОУ РО «АГТК»
Ведущими
круглого
стола
будут
преподаватели
высшей
квалификационной категории Белова Татьяна Ивановна, Бутрова Виктория
Анатольевна и Шашина Ирина Алексеевна.
2 Ведение заседания круглого стола
Преподаватель Бутрова В.А:
Тема заседания нашего круглого стола совсем не случайна. 31 октября
текущего года в нашей стране произошло знаковое событие - Президент РФ
В.В. Путин провел заседание Совета по межнациональным отношениям, на
котором
обсуждалась
Стратегия
государственной
национальной
политики
России, утвержденная четыре года назад.
Представители национальных диаспор и творческой интеллигенции,
видные политики и чиновники обсуждали проблемы и перспективы развития
этно-национальных
отношений
в
нашем
многонациональном
государстве,
высказывали предложения по их улучшению. Одно из таких предложений - о
принятии закона
«О
российской
нации
и
управлении
межэтническими
отношениями»
поддержал
Президент
России.
Е го
с л о в а ,
о
т о м ,
«межнациональные
отношения
—
это
сложнейшая
чувствительная
сфера. Она постоянно развивается, здесь постоянно появляются новые
проблемы и острые вызовы. Чтобы грамотно на них отвечать, нужны
современные
и
гибкие
решения»,
–
процитировали
практически
все
российские и зарубежные агентства.
Возникла общественная полемика. Высказались
а) Представители экспертного сообщества:
– Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский: «Если
есть
нация,
то
закон
не
нужен,
она
просто
есть.
И
основополагающим
законом является Конституция… я думаю, что это какая-то лишняя идея»;
–
Директор
Института
гуманитарно-политических
исследований
Вячеслов Игрунов: «Если и говорить о преобразованиях в национальной
политике,
то
нужно
стремиться,
чтобы
внедрялось
понятие
гражданин
России. По аналогии с США, где американец – и чернокожий, и желтокожий,
и выходец из СССР»;
б) Представители парламентских партий:
–
Лидер
партии
ЛДПР
Владимир
Жириновский: «Такой
закон
позволит убрать излишнее выпячивание национального вопроса…Он нужен,
чтобы не было самодеятельности и ненужных экстремистских вывертов…Не
исключено, что это будет самый важный закон в XXI веке»;
– Член фракции КПРФ Валерий Рашкин: «Переход к одной нации —
россияне — вызовет неприятие малых национальностей. Это исподволь, но
явно значит наступление на культуру и традиции этих наций»;
в) Представители не парламентских партий:
–
Лев
Шлосберг
(«Яблоко»):
«Это
же
то
же
самое,
что
единая
общность «советский народ». Пока писали закон о советском народе, СССР
разрушился.
Сейчас
будет
то
же
самое,
пока
будет
писаться
закон
о
российской нации»;
– Борис Титов(«Партия роста»): «Тут главное не допустить в нем
проявлений национализма и излишнего патернализма».
Приведенные мнения свидетельствуют о том, что в России еще не
сложилось полного понимания сущности этно-национальной политики как
средства
выстраивания
и
регулирования
этно-национальных
отношений.
Требуется уточнение и согласование многих аспектов, как сугубо правовых,
так и теоретических, поэтому мы пригласили наших уважаемых гостей и
воспользовались помощью студентов второго курса, которые уже завершают
изучение основного цикла общегуманитарных и социально-экономических
дисциплин при подготовке к обсуждению заявленных вопросов.
Прежде всего, необходимо уточнить понятие нация, ее сущность и
роль в современном обществе, поэтому слово предоставляется Колесниковой
Виктории, которая
подготовила
сообщение
на
тему
«Понятие
нации:
характеристика и роль в современном мире».
Выступление студентки группы1 ГСКолесниковой Виктории, в
котором
уточнила
понятие
нации,
ее
сущности
и
роли
в
современном
обществе.
Преподаватель Бутрова В.А.
–
П роизвод ны м
от
т е рмина
«на ция »
я вля е т с я
т е р м и н
«национальность»,
который
нередко
заменяется
выражение
«этническая
национальность». Например, когда говорят, что в Российской Федерации
проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность
всех форм социально-этнических общностей.
В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60
народностей и более 40 этнических и этнографических групп. Некоторые из
этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за
пределами
России.
Шкода
Дарья
расскажет
нам
о
национально-
государственном устройстве современной России.
Выступление студентки группы 7 ТУР Шкода Дарьи,
которая
рассказала о национально-государственном устройстве современной России.
Она
обратила
внимание
собравшихся
на
тот
факт,
что
производным
от
термина
«нация»
является
термин
«национальность»,
который
нередко
заменяется
выражение
«этническая
национальность».
Например,
когда
говорят,
что
в
Российской
Федерации
проживают
люди
более
130
национальностей,
то
имеют
в
виду
совокупность
всех
форм
социально-
этнических общностей.
Преподаватель Белова Т.И.:
–
Главный
редактор
журнала
«Форинполиси»
Ч.У.
Мейнс
предупреждает: «вражда между этническими группами начинает соперничать
по
важности
с
распространением
ядерного
оружия
в
качестве
наиболее
серьезной угрозы миру».
Известный американский журналист У. Пфафф утверждает, что «идея
этнической нации представляет собой постоянное провоцирование войны».
Значит
ли
это,
что
этнополитические
конфликты
неизбежны
и
любое
многонациональное
государство
обречено
на
этнополитическую
нестабильность? Какие вызовы ждут наше многонациональное государство в
этой сфере, и какие действия предпринимает наше общество для сохранения
этнополитической стабильности?
Шихбабаева
Кристинапредставляет
с о о б щ е н и е
н а
т е м у :
«Этнополитические
конфликты
и
этнополитическая
стабильность
в
многонациональном
государстве»,
в
котором
постарается
дать
ответ
на
данные вопросы.
Выступление студентки группы 7 ТУР Шихбабаевой Кристины, в
котором
постаралась
дать
ответ
на
данные
вопросы
и
уточнила,
что
этнополитика становится важнейшим фактором современной политической
жизни любого многонационального государства. Опираясь на национальное
самосознание, она требует формулирования национальной идеи, как основы
этнополитических,
этно-национальных
отношений,
вокруг
которой
и
формируется вся государственная политика и этнополитика в частности.
Преподаватель Бутрова В.А.:
– Итак, этнополитика становится важнейшим фактором современной
политической жизни любого многонационального государства. Опираясь на
национальное
самосознание,
она
требует
формулирования
национальной
идеи, как основы этнополитических, этно-национальных отношений, вокруг
которой
и
формируется
вся
государственная
политика
и
этнополитика
в
частности.
Сообщение на тему «Национальное самосознании и национальная
идея современной России» представляет студентка Петрова Мария.
Выступление
студентки
группы
1
ГС Петровой
Марии,
раскрывшей понятие и значение национального самосознания.
Преподаватель Бутрова В.А. :
– Национальное самосознание имеет свою созидательную силу только
в
том
случае,
когда
наряду
с
тягой
к
возрождению
своей
духовной
самобытности,
экономической
самостоятельности,
культуры,
языка
одновременно укрепляется чувство уважения к другим народам, которые
живут рядом и вместе. Библейская заповедь «не повреди» актуальна и для
современных этнонациональных отношений.
Тращенко
Юлия
и
Образцов
Олегизгруппы
2
ГС
подготовили
сообщение на тему: «Языковая политика в современном многонациональном
государстве».
Выступление студентки группы 2 ГС Тращенко Юлии.
Преподаватель Бутрова В.А.:
–
Для
стабилизации
этнополитической
ситуации
необходимо
соблюдение
принципов
демократической
национальной
политики,
четкое
следование
букве
закона. Шлыкова
Екатеринавыступит
с
сообщением
на
тему: «Правовой аспект государственной национальной политики Российской
Федерации».
Студентка группы 3 ГС Шлыковой Екатериныраскрыла правовые
и
организационные
основы
государственной
национальной
политики
в
Российской
Федерации
и
сделала
вывод
о
том,
что
для
стабилизации
этнополитической
ситуации
необходимо
соблюдение
принципов
демократической национальной политики, четкое следование букве закона.
Преподаватель Белова Т.И.:
– Выслушав предложенные сообщения обучающихся, мы хотели ли
бы задать вопросы нашим гостям.
–
Алексей
Анатольевич,
скажите,
пожалуйста,
как
решаются
вопросы развития этно-национальных отношений на уровне муниципального
образования?
–
Какое
участие
в
этом
процессе
принимают
депутаты
Азовской
Городской Думы VI созыва?
Пшеничный А.А. рассказал о состоянии национальных отношений в
муниципальном образовании «Город Азов» и в Азовском районе.
Преподаватель Бутрова В.А.:
– Николай Францевич, может ли сохранение и развитие русского
языка способствовать развитию национального самосознания и сплочению
многонационального народа в современной России?
Дик
Н.Ф.
рассказал
о
дружбе
народов
и
людей
различных
национальностей в годы Великой отечественной войны, об их сплочённости,
взаимовыручки.
Были
прочитаны
патриотические
стихи
собственного
сочинения о любви к России.
Преподаватель Шашина И.А.:
–Сергей
Размикович,
Президент
РФ
В.
Путин
предложил
разработать Закон о российской нации, а лидер ЛДПР В. Жириновский –
закон о русском народе. Оба они определяют идею общности и единства в
качестве главных составляющих сильного государства. Хотелось бы узнать
Ваше мнение, не приведёт ли принятие Закона о русском народе к новым
межнациональным конфликтам внутри России?
Асатуров С.Р. подчеркнул необходимость изучения родного языка
гражданами
любой
национальности
для
сохранения
своей
культуры
и
самобытности.
Преподаватель Белова Т.И. :
–
Юрий
Васильевич,
этнополитическая
стабильность
в
многонациональном государстве начинается с малых социальных сообществ.
Как, по Вашему мнению, обстоят дела с этно-национальными отношениями в
нашем колледже?
Кляченко Ю.В. рассказал, как обстоят дела с этно-национальными
отношениями в колледже, о многонациональном составе студентов и тех
мерах,
которые
помогают
избегать
межнациональных
и
этнических
конфликтов в колледже.
Преподаватель Шашина И.А.:
–
Екатерина
Георгиевна,
как
отражаются
основные
положения
го сударственной
национальной
политики
в
го с уд а р с т в е н н ы х
образовательных стандартах и учебных планах нашего колледжа?
Оганесян
Е.Г.
рассказала,
как
отражаются
основные
положения
го сударственной
национальной
политики
в
го с уд а р с т в е н н ы х
образовательных стандартах и учебных планах колледжа.
3 Подведение итогов заседания круглого стола
Преподаватель Бeтрова В.А..:
– Подводя итог нашей работе, хотелось бы отметить, что сегодня нам
удалось:
– уточнить понятие нации и роли в современном мире;
– рассмотреть национально-государственное устройство современной
России;
– выявить сущность этнополитических конфликтов и уточнить истоки
этнополитической стабильности в многонациональном государстве;
–
понять,
каковы
проблемы
и
перспективы
языковой
политики
в
современном многонациональном российском государстве;
–
осмыслить
уровень
развития
национального
самосознания
и
национальной идеи современной России;
–
определить
правовой
аспект
государственной
национальной
политики Российской Федерации.
Заинтересованность всех участников нашего круглого стола сегодня
была очевидна. Позвольте выразить особую благодарность нашим гостям и
наиболее
активным
участникам
круглого
стола
из
числа
обучающихся
и
вручить им сертификаты участников.
Идёт вручение сертификатов.
Фотография на память.