Автор: Нефедова Антонина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 12 г. Пугачева"
Населённый пункт: г. Пугачев, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные формы работы учителя-логопеда с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Некоторые формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ
Работая над проблемой организации работы учителя- логопеда с семьей,
пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из
сложных сторон деятельности логопеда. Педагоги испытывают трудности в
установлении контакта с родителями воспитанников.
Традиционные
формы
работы
с
родителями
(беседы,
консультации,
родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками
обучающего
процесса.
Как
правило,
они
выступали
в
роли
пассивных
наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли
учитывать
особенность
ребёнка
и
семьи.
Родители
не
могли
влиять
на
коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на
свою сторону родителей как непосредственных помощников.
Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в
детском саду показал, что:
-
работа
с
родителями
велась
не
дифференцированно,
без
учета
особенностей ребенка и семьи;
- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались
только к осуществлению организационных моментов.
Эти формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают
своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были
направлены
на
взаимодействие
с
широким
кругом
родителей,
со
всем
родительским коллективом группы.
В
современных
же
условиях
модернизации
дошкольного
образования
более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают
решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Именно
поэтому
в
настоящее
время
востребованным
является
такое
взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое
предполагает
обмен
мыслями,
чувствами,
переживаниями;
оно
так
же
направлено
на
повышение
педагогической
культуры
родителей,
т.
е.
сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Одним
из
важнейших
направлений
коррекционной
работы
с
дошкольниками
является
исправление
нарушений
речи,
профилактика
речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями
речи к школьному обучению. Из своего многолетнего опыта работы могу
сделать вывод, что успех коррекционного обучения во многом определяется
тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и
родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере
эффективной, если в ней не задействована семья.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах
психического
и
речевого
развития
детей.
Для
того
чтобы,
партнерство
логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить
задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к
коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи.
Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот,
убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить
родителей
в
том,
что
необходимо
закреплять
изученный
материал
в
домашних условиях.
Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ
по преодолению речевых недостатков.
Ведение тетрадей для домашних заданий.
Основная
моя
форма
работы.
Логопед
предоставляет
родителям
возможность
проследить
динамику
обучения
ребёнка,
организовать
их
участие
в
выполнении
домашнего
задания.
Данный
вид
работы
считаю
основным и наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями.
Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса.
Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе
обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем
ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность
оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном
процессе
по
качеству
выполняемых
домашних
заданий.
Тетрадь
для
домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-
родитель». Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед
имеет
возможность
в
полной
мере
реализовать
индивидуальный
подход.
Ведение
домашних
тетрадей
напрямую
оказывает
влияние
на
результативность работы логопеда.
Родительские собрания.
Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям
предлагаются
различные
темы
собраний:
«Результаты
обследования
речи
детей
на
начало
учебного
года»,"Знакомство
родителей
с
задачами
и
содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и
родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой
моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за
год".)
Тестирование и анкетирование.
Проводится
в
начале
учебного
года.
Во-первых,
позволяет
выявлять
наиболее
актуальные
проблемы
для
родителей.
Во-вторых,
позволяют
логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с
потребностями родителей.
Домашние игротеки.
Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а
главное
полезными
играми
для
детей,
в
нее
входят
описание
игр,
способствующих
развитию
речи
ребенка,
в
которые
родители
могли
бы
поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге
в детский сад", "В свободную минутку".
Копилка методических рекомендаций.
Хорошо
себя
зарекомендовала
в
организации
домашней
работы
родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в
копилку
добавляется
новая
информация,
рекомендуемые
задания
для
родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми
овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям
увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома
по закреплению этих навыков.
Дни открытых дверей.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят,
как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит
поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.
Родительские пятиминутки.
Рекомендуются
при
работе
как
в
логопедической
группе,
так
и
на
логопункте,
где
родители
получают
возможность
кратковременной
консультации лично или по телефону.
Семинары - практикумы.
На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя
новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться
в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством
логопеда.
Например,
в
выполнении
артикуляционной
гимнастики,
дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе
некоторые
виды
пособий,
которые
логопед
использует
на
занятиях.
Как
правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы
сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.
Мастер-классы.
Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к
специалисту
и
самим
становится
немного
педагогом
в
работе
со
своим
ребёнком.
Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины.
Для участия привлекаются родители. В конце года или в течение года
родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все
свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители
также становятся активными участниками данных мероприятий.
Совместные проекты.
Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с
новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и
навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный
процесс, сделать его более интересным.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные
средства:
-
специальные
логопедические
уголки
«Говорим
правильно»
«Советы
логопеда»;
- информационные стенды;
- пособия, буклеты, памятки, образцы выполненных заданий.
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить,
приходя за своими детьми, пока те собираются домой.
Родителям предлагаю видео и аудио задания, ссылки на бесплатные сайты
для домашних гаджетов (планшеты, телефоны, ноутбуки и компьютеры с
материалом для автоматизации звуков и отработки пройденного материала.
Преимущество
новых
форм
и
методов
взаимодействия
педагогов
с
родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых,
это
положительный
эмоциональный
настрой
педагогов
и
родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители
всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических
проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и
предложения
по
взаимодействию
с
ребенком.
Педагоги,
в
свою
очередь,
заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в
самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется
данное взаимодействие.
Во-вторых,
это
учет
индивидуальности
ребенка.
Педагог,
постоянно
поддерживает
контакт
с
семьей,
знает
особенности
каждого
ребенка
и
учитывает
их
при
работе,
что,
в
свою
очередь,
ведет
к
повышению
эффективности педагогического процесса.
В-третьих,
это
укрепление
внутрисемейных
связей,
что
также,
к
сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на
сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания
и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать
тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ
результатов
своего
труда
радует
и
детей
и
конечно,
их
родителей.
Они
начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь,
контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Данные
формы
работы
позволяют
привлечь
родителей
к
активному
участию
в
коррекционном
процессе,
предполагают
установление
между
педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание
родителями
своей
роли
в
обучении
и
воспитании
ребенка.
В
итоге
достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально
благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.