Напоминание

"Современные формы работы учителя-логопеда с семьей"


Автор: Нефедова Антонина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 12 г. Пугачева"
Населённый пункт: г. Пугачев, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные формы работы учителя-логопеда с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Некоторые формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ

Работая над проблемой организации работы учителя- логопеда с семьей,

пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из

сложных сторон деятельности логопеда. Педагоги испытывают трудности в

установлении контакта с родителями воспитанников.

Традиционные

формы

работы

с

родителями

(беседы,

консультации,

родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками

обучающего

процесса.

Как

правило,

они

выступали

в

роли

пассивных

наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли

учитывать

особенность

ребёнка

и

семьи.

Родители

не

могли

влиять

на

коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на

свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в

детском саду показал, что:

-

работа

с

родителями

велась

не

дифференцированно,

без

учета

особенностей ребенка и семьи;

- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались

только к осуществлению организационных моментов.

Эти формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают

своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были

направлены

на

взаимодействие

с

широким

кругом

родителей,

со

всем

родительским коллективом группы.

В

современных

же

условиях

модернизации

дошкольного

образования

более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают

решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно

поэтому

в

настоящее

время

востребованным

является

такое

взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое

предполагает

обмен

мыслями,

чувствами,

переживаниями;

оно

так

же

направлено

на

повышение

педагогической

культуры

родителей,

т.

е.

сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним

из

важнейших

направлений

коррекционной

работы

с

дошкольниками

является

исправление

нарушений

речи,

профилактика

речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями

речи к школьному обучению. Из своего многолетнего опыта работы могу

сделать вывод, что успех коррекционного обучения во многом определяется

тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и

родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере

эффективной, если в ней не задействована семья.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах

психического

и

речевого

развития

детей.

Для

того

чтобы,

партнерство

логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить

задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к

коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи.

Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот,

убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить

родителей

в

том,

что

необходимо

закреплять

изученный

материал

в

домашних условиях.

Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ

по преодолению речевых недостатков.

Ведение тетрадей для домашних заданий.

Основная

моя

форма

работы.

Логопед

предоставляет

родителям

возможность

проследить

динамику

обучения

ребёнка,

организовать

их

участие

в

выполнении

домашнего

задания.

Данный

вид

работы

считаю

основным и наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями.

Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса.

Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе

обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем

ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность

оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном

процессе

по

качеству

выполняемых

домашних

заданий.

Тетрадь

для

домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-

родитель». Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед

имеет

возможность

в

полной

мере

реализовать

индивидуальный

подход.

Ведение

домашних

тетрадей

напрямую

оказывает

влияние

на

результативность работы логопеда.

Родительские собрания.

Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям

предлагаются

различные

темы

собраний:

«Результаты

обследования

речи

детей

на

начало

учебного

года»,"Знакомство

родителей

с

задачами

и

содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и

родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой

моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за

год".)

Тестирование и анкетирование.

Проводится

в

начале

учебного

года.

Во-первых,

позволяет

выявлять

наиболее

актуальные

проблемы

для

родителей.

Во-вторых,

позволяют

логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с

потребностями родителей.

Домашние игротеки.

Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а

главное

полезными

играми

для

детей,

в

нее

входят

описание

игр,

способствующих

развитию

речи

ребенка,

в

которые

родители

могли

бы

поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге

в детский сад", "В свободную минутку".

Копилка методических рекомендаций.

Хорошо

себя

зарекомендовала

в

организации

домашней

работы

родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в

копилку

добавляется

новая

информация,

рекомендуемые

задания

для

родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми

овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям

увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома

по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят,

как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит

поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки.

Рекомендуются

при

работе

как

в

логопедической

группе,

так

и

на

логопункте,

где

родители

получают

возможность

кратковременной

консультации лично или по телефону.

Семинары - практикумы.

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя

новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться

в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством

логопеда.

Например,

в

выполнении

артикуляционной

гимнастики,

дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе

некоторые

виды

пособий,

которые

логопед

использует

на

занятиях.

Как

правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы

сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы.

Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к

специалисту

и

самим

становится

немного

педагогом

в

работе

со

своим

ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины.

Для участия привлекаются родители. В конце года или в течение года

родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все

свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители

также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты.

Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с

новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и

навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный

процесс, сделать его более интересным.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные

средства:

-

специальные

логопедические

уголки

«Говорим

правильно»

«Советы

логопеда»;

- информационные стенды;

- пособия, буклеты, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить,

приходя за своими детьми, пока те собираются домой.

Родителям предлагаю видео и аудио задания, ссылки на бесплатные сайты

для домашних гаджетов (планшеты, телефоны, ноутбуки и компьютеры с

материалом для автоматизации звуков и отработки пройденного материала.

Преимущество

новых

форм

и

методов

взаимодействия

педагогов

с

родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых,

это

положительный

эмоциональный

настрой

педагогов

и

родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители

всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических

проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и

предложения

по

взаимодействию

с

ребенком.

Педагоги,

в

свою

очередь,

заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в

самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется

данное взаимодействие.

Во-вторых,

это

учет

индивидуальности

ребенка.

Педагог,

постоянно

поддерживает

контакт

с

семьей,

знает

особенности

каждого

ребенка

и

учитывает

их

при

работе,

что,

в

свою

очередь,

ведет

к

повышению

эффективности педагогического процесса.

В-третьих,

это

укрепление

внутрисемейных

связей,

что

также,

к

сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на

сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания

и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать

тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ

результатов

своего

труда

радует

и

детей

и

конечно,

их

родителей.

Они

начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь,

контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные

формы

работы

позволяют

привлечь

родителей

к

активному

участию

в

коррекционном

процессе,

предполагают

установление

между

педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание

родителями

своей

роли

в

обучении

и

воспитании

ребенка.

В

итоге

достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально

благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.



В раздел образования