Автор: Жидкова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МДОБУ " ЦРР детский сад № 105 ЛГО"
Населённый пункт: Приморский край г. Лесозаводск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мой веселый яркий мяч"
Раздел: дошкольное образование
Цели:
Вызвать у детей интерес к разным видам монологической речи (описанию). Учить
описывать разноцветные мячи по образцу логопеда.
Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями
мячей, предназначенных для спортивных игр.
Обогащать словарь детей прилагательными, упражнять в произнесении звука «с».
Ввести в активный словарь слово "насос".
Закрепить знания о круглой и овальной форме, умение ориентироваться на плоскости
листа.
Совершенствовать умение рисовать и раскрашивать предмет круглой формы. Развивать
творческое воображение, мелкую мускулатуру рук. Уточнить знания детей о правилах
безопасности при игре с мячом. Воспитывать потребность ребенка получать новую
информацию о знакомых предметах.
Оборудование:
Мячи. Насос. Картинка (демонстрационная) с изображением нескольких пар
одинаковых мячей. Картинка (демонстрационная) с изображением мяча для регби
среди круглых мячей. Картинка-символ «Насос» для дифференциации звука «с».
Зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, вырезанные из картона
футбольные мячи.
Листы бумаги для рисования разного размера. Палитра с гуашевыми красками.
Оборудование для рисования, ножницы.
Предварительная работа:
Наблюдение за мячом и его свойствами. Загадывание загадок, чтение стихотворений о
мячах.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, закончите фразу:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку ... (мячик)
Логопед: Эти строчки знакомы вам с ясельной группы. Ребята, а вы знаете, откуда
взялся мяч? Каким он был? Сегодня вы узнаете историю появления мяча.
Беседа «История появления мяча»
Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах мяч не
только любили, но и... уважали. Например, в Древней Греции он считался самым
совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и
набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц.
Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами.
Дидактическое упражнение «Найди два одинаковых мяча».
(Побуждать детей не показывать одинаковые мячи, а описывать их словами).
В нашей стране мячи были разные. В старые времена дети играли легкими мячиками
из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже
сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки
шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в
бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение
слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий
шар. У девушек была любимая песенка-частушка:
Пущу мячик по дорожке,
Пущай мячик катится...
Физкультминутка «Мячики»
Девочки и мальчики прыгают как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают.
Логопед: С тех пор изобрели много мячей. Тряпичных, войлочных, каменных,
деревянных!.. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами!.. Играть в них
считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств
прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые
мячи.
Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Надувают мячи специальным
приспособлением. Вот, взгляните. Это насос. Повторите это слово и запомните его.
Дидактическое упражнение «Насос»
Будем накачивать мяч воздухом с помощью насоса. Воздух выходит из насоса и
свистит «ссссс». (Показ картинки-символа «Насос»).
Современные мячи делают из самых разных материалов. Зато форма у мяча всегда
одинаковая. Какой формы мяч?
Дети: Круглый.
Логопед: Мяч для игры регби. Взгляните не него. Какой он формы?
Дети: Овальной формы (как дыня).
Дидактическое упражнение «Найди мяч для регби»
(Побуждать детей аргументировать, почему они решили, что именно этот мяч
предназначен для игры в регби.)
Логопед: Послушайте, о чем мечтает каждый мяч.
Стукнешь о стенку - а я отскочу,
Бросишь на землю - а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать я никак не хочу.
Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если
забывать правила безопасности.
Правила безопасности
Логопед: Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему?
Дети: Мяч может разбить стекло.
Логопед: Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему?
Дети: Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И
конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
Логопед: Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему?
Дети: Это испортит мяч.
Логопед: Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры
существует
свой мяч, особенный. Мы уже знаем, что этот овальный мяч, необходим
для игры в регби.
- А знаете ли вы для какой игры нужен этот мяч?
Дети: Для игры в футбол.
Логопед: Знаком ли вам этот мяч?
Дети: Он предназначен для игры в баскетбол.
Логопед: В этой игре мяч нужно забросить в высоко висящую корзину.
- А знаете ли вы, для какой игры нужен этот мяч?
Дети: Для игры в теннис.
Логопед: Может быть кто-то видел такой мяч, и знает для какой игры он
предназначен?
Дети: Этот мяч для игры в волейбол.
Логопед: В этой игре нужно перебрасывать мяч через натянутую сетку.
Мы с вами поиграем в волейбол и футбол во время прогулки, а сейчас потренируемся в
игре «Мяч на поле». Перед вами лежат листы зеленой бумаги с нарисованным полем
для игры в футбол. Возьмите в руки вырезанный из картона мяч, внимательно
слушайте и выполняйте задания:
Дидактическая игра «Мяч на поле»
Положите мяч в центр поля. Мяч отправляется в левый верхний угол. Гол! Мяч
положите в правые ворота. Положите мяч в центр поля.
Мяч в правом нижнем углу. Мяч в правом верхнем углу. Гол! Мяч в левые ворота. Мяч
в левом нижнем углу.
Ребята, вы узнали сегодня что-нибудь новое, чего раньше не знали. Тогда вы сможете
сыграть в игру «Мяч передавай, что узнал - называй».
Дидактическая игра «Мяч передавай, что узнал - называй»
(Дети в быстром темпе передают мяч из рук в руки под музыку. Ребенок в чьих руках
остался мяч, когда прекратилась музыка, говорит, что нового узнал он про мячи.)
Логопед: А сейчас давайте нарисуем мячи. Каждый из вас подумает, какой мяч он
хочет нарисовать: большой или маленький, одноцветный или разноцветный, а может
мяч для спортивной игры. Закройте глаза и представьте себе свой мяч.
Дайте свободу воображению и создайте свой чудо - мяч.
Рисование «Мяч»
После того, как краска высохнет, детям предлагается вырезать свой мяч ножницами по
контуру, а на обратной стороне воспитатель записывает составленные детьми
описательные рассказы о своем мяче.
Составление описательных рассказов о мячах
Давайте расскажем о мячах, которые нарисовали. В начале рассказа надо сказать, что
именно вы нарисовали. Далее сказать, какой формы мяч, какого размера, назвать его
цвет. Рассказать, чем вам нравится именно такой мяч, как можно с ним играть.
Постарайтесь, чтобы в ваших рассказах было больше красивых слов. Тогда ваш
рассказ будет интересным. Я запишу ваши рассказы на обратной стороне рисунка и
устроим выставку рисунков и рассказов под названием «Мой веселый, яркий мяч».
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка- детский сад № 105 Лесозаводского городского округа»
Мой веселый яркий мяч
Разработала: Жидкова Татьяна Геннадьевна
учитель-логопед первой квалификационной категории
Лесозаводск
2018г.