Напоминание

"Мой веселый яркий мяч"


Автор: Жидкова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МДОБУ " ЦРР детский сад № 105 ЛГО"
Населённый пункт: Приморский край г. Лесозаводск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мой веселый яркий мяч"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цели:

Вызвать у детей интерес к разным видам монологической речи (описанию). Учить

описывать разноцветные мячи по образцу логопеда.

Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями

мячей, предназначенных для спортивных игр.

Обогащать словарь детей прилагательными, упражнять в произнесении звука «с».

Ввести в активный словарь слово "насос".

Закрепить знания о круглой и овальной форме, умение ориентироваться на плоскости

листа.

Совершенствовать умение рисовать и раскрашивать предмет круглой формы. Развивать

творческое воображение, мелкую мускулатуру рук. Уточнить знания детей о правилах

безопасности при игре с мячом. Воспитывать потребность ребенка получать новую

информацию о знакомых предметах.

Оборудование:

Мячи. Насос. Картинка (демонстрационная) с изображением нескольких пар

одинаковых мячей. Картинка (демонстрационная) с изображением мяча для регби

среди круглых мячей. Картинка-символ «Насос» для дифференциации звука «с».

Зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, вырезанные из картона

футбольные мячи.

Листы бумаги для рисования разного размера. Палитра с гуашевыми красками.

Оборудование для рисования, ножницы.

Предварительная работа:

Наблюдение за мячом и его свойствами. Загадывание загадок, чтение стихотворений о

мячах.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, закончите фразу:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку ... (мячик)

Логопед: Эти строчки знакомы вам с ясельной группы. Ребята, а вы знаете, откуда

взялся мяч? Каким он был? Сегодня вы узнаете историю появления мяча.

Беседа «История появления мяча»

Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах мяч не

только любили, но и... уважали. Например, в Древней Греции он считался самым

совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и

набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц.

Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами.

Дидактическое упражнение «Найди два одинаковых мяча».

(Побуждать детей не показывать одинаковые мячи, а описывать их словами).

В нашей стране мячи были разные. В старые времена дети играли легкими мячиками

из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже

сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки

шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в

бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение

слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий

шар. У девушек была любимая песенка-частушка:

Пущу мячик по дорожке,

Пущай мячик катится...

Физкультминутка «Мячики»

Девочки и мальчики прыгают как мячики,

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают.

Логопед: С тех пор изобрели много мячей. Тряпичных, войлочных, каменных,

деревянных!.. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами!.. Играть в них

считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств

прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые

мячи.

Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Надувают мячи специальным

приспособлением. Вот, взгляните. Это насос. Повторите это слово и запомните его.

Дидактическое упражнение «Насос»

Будем накачивать мяч воздухом с помощью насоса. Воздух выходит из насоса и

свистит «ссссс». (Показ картинки-символа «Насос»).

Современные мячи делают из самых разных материалов. Зато форма у мяча всегда

одинаковая. Какой формы мяч?

Дети: Круглый.

Логопед: Мяч для игры регби. Взгляните не него. Какой он формы?

Дети: Овальной формы (как дыня).

Дидактическое упражнение «Найди мяч для регби»

(Побуждать детей аргументировать, почему они решили, что именно этот мяч

предназначен для игры в регби.)

Логопед: Послушайте, о чем мечтает каждый мяч.

Стукнешь о стенку - а я отскочу,

Бросишь на землю - а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу.

Смирно лежать я никак не хочу.

Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если

забывать правила безопасности.

Правила безопасности

Логопед: Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему?

Дети: Мяч может разбить стекло.

Логопед: Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему?

Дети: Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И

конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

Логопед: Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему?

Дети: Это испортит мяч.

Логопед: Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры

существует

свой мяч, особенный. Мы уже знаем, что этот овальный мяч, необходим

для игры в регби.

- А знаете ли вы для какой игры нужен этот мяч?

Дети: Для игры в футбол.

Логопед: Знаком ли вам этот мяч?

Дети: Он предназначен для игры в баскетбол.

Логопед: В этой игре мяч нужно забросить в высоко висящую корзину.

- А знаете ли вы, для какой игры нужен этот мяч?

Дети: Для игры в теннис.

Логопед: Может быть кто-то видел такой мяч, и знает для какой игры он

предназначен?

Дети: Этот мяч для игры в волейбол.

Логопед: В этой игре нужно перебрасывать мяч через натянутую сетку.

Мы с вами поиграем в волейбол и футбол во время прогулки, а сейчас потренируемся в

игре «Мяч на поле». Перед вами лежат листы зеленой бумаги с нарисованным полем

для игры в футбол. Возьмите в руки вырезанный из картона мяч, внимательно

слушайте и выполняйте задания:

Дидактическая игра «Мяч на поле»

Положите мяч в центр поля. Мяч отправляется в левый верхний угол. Гол! Мяч

положите в правые ворота. Положите мяч в центр поля.

Мяч в правом нижнем углу. Мяч в правом верхнем углу. Гол! Мяч в левые ворота. Мяч

в левом нижнем углу.

Ребята, вы узнали сегодня что-нибудь новое, чего раньше не знали. Тогда вы сможете

сыграть в игру «Мяч передавай, что узнал - называй».

Дидактическая игра «Мяч передавай, что узнал - называй»

(Дети в быстром темпе передают мяч из рук в руки под музыку. Ребенок в чьих руках

остался мяч, когда прекратилась музыка, говорит, что нового узнал он про мячи.)

Логопед: А сейчас давайте нарисуем мячи. Каждый из вас подумает, какой мяч он

хочет нарисовать: большой или маленький, одноцветный или разноцветный, а может

мяч для спортивной игры. Закройте глаза и представьте себе свой мяч.

Дайте свободу воображению и создайте свой чудо - мяч.

Рисование «Мяч»

После того, как краска высохнет, детям предлагается вырезать свой мяч ножницами по

контуру, а на обратной стороне воспитатель записывает составленные детьми

описательные рассказы о своем мяче.

Составление описательных рассказов о мячах

Давайте расскажем о мячах, которые нарисовали. В начале рассказа надо сказать, что

именно вы нарисовали. Далее сказать, какой формы мяч, какого размера, назвать его

цвет. Рассказать, чем вам нравится именно такой мяч, как можно с ним играть.

Постарайтесь, чтобы в ваших рассказах было больше красивых слов. Тогда ваш

рассказ будет интересным. Я запишу ваши рассказы на обратной стороне рисунка и

устроим выставку рисунков и рассказов под названием «Мой веселый, яркий мяч».

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад № 105 Лесозаводского городского округа»

Мой веселый яркий мяч

Разработала: Жидкова Татьяна Геннадьевна

учитель-логопед первой квалификационной категории

Лесозаводск

2018г.



В раздел образования