Автор: Тарасова Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Ивнянского района Белгородской области
Населённый пункт: п. Ивня Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у воспитанников социально – реабилитационного центра.
Раздел: дополнительное образование
Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у
воспитанников социально – реабилитационного центра.
В настоящее время наше общество находится на пути становления
новой
альтернативной
модели
отношений
воспитателя
и
ребёнка.
Педагогическое творчество - непременное условие современного процесса
воспитания,
центральной
фигурой
которого
становится
ребёнок.
Он
представляет
собой
неповторимую
личность.
А
значит,
требует
к
себе
особых,
индивидуальных
способов
воздействия
и
форм
общения.
Таким
образом, педагог в настоящее время испытывает необходимость творчески их
преобразовывать, творчески и взаимодействовать, а так же сотрудничать со
своими воспитанниками. Поэтому одним из важных условий нравственного
воспитания является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми.
Одним
из
направлений
в
нравственном
развитии
ребенка
является
воспитание культуры поведения. Умение жить и работать в коллективе, быть
внимательным и вежливым по отношению к товарищам и взрослым, бережно
относиться к общественному имуществу, иметь культурный облик, соблюдать
гигиенические требования –являются основными требованиями в культуре
поведения. Формирование этих качеств возможно с раннего детства, поэтому
воспитание их должно занять соответствующее место в работе воспитателя
социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
С
самого
раннего
детства
ребенок
вступает
в
сложную
систему
взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду, школе и
т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей
навыки
поведения,
воспитывать
сознательно,
активное
отношение
к
порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
Подростковый возраст – время познавать взрослую жизнь, примерять
на
себя
роль
зрелого
человека,
определять
свое
собственное
место
в
обществе. Когда подросток не имеет возможности самореализоваться, его
действия направлены на привлечение внимания взрослых, и часто имеют
негативные последствия.
Очевидно, что воспитанники социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних крайне ограниченны в общении с взрослыми людьми.
Можно
подумать,
что
в
таких
условиях
подростки
учатся
быть
самостоятельными,
организованными,
но
исследования
показывают
обратное: дети не в состоянии организовать собственное время, придумать
себе занятие. Для подростка нормально стремиться к самостоятельности,
равенству в правах с взрослыми, но дети, оказавшиеся в трудной жизненной
ситуации,
не
имеют
возможности
развить
подобные
стремления.
Это
связанно с такими особенностями проживания в социальных учреждениях
для
несовершеннолетних,
как
существование
четкого
расписания
дня,
контроля со стороны воспитателей.
Следующей
особенностью
воспитанников
является
повышенное
желание
обратить
на
себя
внимание
взрослого,
его
похвалу,
стремление
общаться
с
ним,
испытать
положительные
эмоции.
Эта
потребность
практически не удовлетворяется в условиях социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних. Воспитатель крайне редко разговаривает с
каждым ребенком по отдельности, разбирает конкретные проблемы каждого.
Указанные особенности общения подростков с взрослыми исключают
необходимое
для
любого
ребенка
ощущение
того,
что
он
нужен
окружающим,
подросток
становится
неуверенным
в
себе,
и
это
затормаживает
развитие
личности.
Наряду
с
этими
проблемами
неблаготворно влияет частая смена воспитателей детских учреждений, что
приводит к лишению ценности отношений с окружающими взрослыми.
Существует более простое объяснение проявления грубости со стороны
подростка, где агрессивность считается последствием неудовлетворенности
потребности
в
материнской
заботе,
внимании.
К
этому
добавляется
недостаток в интимном общении, в самореализации и т.д.
Даже
после
первых
наблюдений
за
подростками
можно
выделить
важные особенности общения с воспитателями: во-первых, существование
острой нехватки данного вида общения, во-вторых, нереальность быстрого
решения проблемы.
В
нашем
центре
для
этого
немало
возможностей.
В
процессе
повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе,
овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают
регулировать
отношения
с
окружающими.
При
воспитании
навыков
необходимо помнить, что формирование их должно проходить в процессе
повседневной
деятельности
ребенка
под
руководством
воспитателя.
Чтобы ребенок мог овладеть навыками, он должен знать правильные приемы
действия, осознать значение навыка, а затем в процессе занятия закрепить
его.
Для
этого
воспитатель
должен
показать
приемы
того
или
иного
действия, объяснить его понятно для ребенка, проследить за правильностью
его выполнения. Надо помнить, что ребенок легче и быстрее овладевает
навыками, если педагог в процессе воспитания их опирается на чувства
детей, не ограничивается только словесными объяснениями.
В воспитании навыков культурного поведения, так же как и во всей
работе
с
детьми,
необходимо
избегать
случайных
приемов.
Эта
работа
должна быть построена воспитателем в определенной системе, основываясь
на твердых педагогических принципах.
Такими принципами являются систематичность, последовательность и
непрерывность воспитательного воздействия. Работа с детьми строится с
учетом возрастных особенностей, что дает возможность определить круг
навыков культурного поведения детей согласно их возраста.
Воспитатель
социально-реабилитационного
центра
должен
помнить,
что он имеет дело с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и
поэтому к нему предъявляются особые требования-по матерински, любовно
з а б о т и т ь с я
о
к а ж д о м
р е б е н к е ,
с о з д а т ь
а т м о с ф е р у
с е м ь и .
Влияние
личности
воспитателя
на
детей
особенно
велико.
Воспитатель
должен быть мастером своего дела. Он не только учит и воспитывает но и
согревает душу подростка. Только тот воспитатель, который сам владеет
практическими
умениями
и
навыками,
сможет
правильно
руководить
активной деятельностью детей, привить детям навыки культурного поведения
в игре и труде. Являясь образцом дисциплинированности, аккуратности и
порядка, он воспитывает тем самым культурные навыки и привычки у детей.
Культурный воспитатель сумеет создать культурную обстановку в группе,
поддержать чистоту и порядок, отвести для каждого предмета определенное
место, научить всем этим правильно пользоваться. Большое воспитательное
значение имеет внешний облик воспитателя. Он должен быть аккуратно и со
вкусом
одет,
иметь
скромную
прическу
и
опрятные
руки.
Воспитатель
должен быть приветливым, отзывчивым и в то же время требовательным.
Ласковое
и
внимательное
обращение
с
детьми
и
взрослыми,
вежливые
манеры служат примером для детей, учат их культурному обращению друг с
д р у г о м
и
в з р о с л ы м и .
Единая
педагогическая
направленность
воздействия
на
детей
всего
коллектива дадут возможность воспитать устойчивые навыки культурного
поведения детей.