Напоминание

Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у воспитанников социально – реабилитационного центра.


Автор: Тарасова Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Ивнянского района Белгородской области
Населённый пункт: п. Ивня Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у воспитанников социально – реабилитационного центра.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у

воспитанников социально – реабилитационного центра.

В настоящее время наше общество находится на пути становления

новой

альтернативной

модели

отношений

воспитателя

и

ребёнка.

Педагогическое творчество - непременное условие современного процесса

воспитания,

центральной

фигурой

которого

становится

ребёнок.

Он

представляет

собой

неповторимую

личность.

А

значит,

требует

к

себе

особых,

индивидуальных

способов

воздействия

и

форм

общения.

Таким

образом, педагог в настоящее время испытывает необходимость творчески их

преобразовывать, творчески и взаимодействовать, а так же сотрудничать со

своими воспитанниками. Поэтому одним из важных условий нравственного

воспитания является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми.

Одним

из

направлений

в

нравственном

развитии

ребенка

является

воспитание культуры поведения. Умение жить и работать в коллективе, быть

внимательным и вежливым по отношению к товарищам и взрослым, бережно

относиться к общественному имуществу, иметь культурный облик, соблюдать

гигиенические требования –являются основными требованиями в культуре

поведения. Формирование этих качеств возможно с раннего детства, поэтому

воспитание их должно занять соответствующее место в работе воспитателя

социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

С

самого

раннего

детства

ребенок

вступает

в

сложную

систему

взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду, школе и

т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей

навыки

поведения,

воспитывать

сознательно,

активное

отношение

к

порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Подростковый возраст – время познавать взрослую жизнь, примерять

на

себя

роль

зрелого

человека,

определять

свое

собственное

место

в

обществе. Когда подросток не имеет возможности самореализоваться, его

действия направлены на привлечение внимания взрослых, и часто имеют

негативные последствия.

Очевидно, что воспитанники социально-реабилитационного центра для

несовершеннолетних крайне ограниченны в общении с взрослыми людьми.

Можно

подумать,

что

в

таких

условиях

подростки

учатся

быть

самостоятельными,

организованными,

но

исследования

показывают

обратное: дети не в состоянии организовать собственное время, придумать

себе занятие. Для подростка нормально стремиться к самостоятельности,

равенству в правах с взрослыми, но дети, оказавшиеся в трудной жизненной

ситуации,

не

имеют

возможности

развить

подобные

стремления.

Это

связанно с такими особенностями проживания в социальных учреждениях

для

несовершеннолетних,

как

существование

четкого

расписания

дня,

контроля со стороны воспитателей.

Следующей

особенностью

воспитанников

является

повышенное

желание

обратить

на

себя

внимание

взрослого,

его

похвалу,

стремление

общаться

с

ним,

испытать

положительные

эмоции.

Эта

потребность

практически не удовлетворяется в условиях социально-реабилитационного

центра для несовершеннолетних. Воспитатель крайне редко разговаривает с

каждым ребенком по отдельности, разбирает конкретные проблемы каждого.

Указанные особенности общения подростков с взрослыми исключают

необходимое

для

любого

ребенка

ощущение

того,

что

он

нужен

окружающим,

подросток

становится

неуверенным

в

себе,

и

это

затормаживает

развитие

личности.

Наряду

с

этими

проблемами

неблаготворно влияет частая смена воспитателей детских учреждений, что

приводит к лишению ценности отношений с окружающими взрослыми.

Существует более простое объяснение проявления грубости со стороны

подростка, где агрессивность считается последствием неудовлетворенности

потребности

в

материнской

заботе,

внимании.

К

этому

добавляется

недостаток в интимном общении, в самореализации и т.д.

Даже

после

первых

наблюдений

за

подростками

можно

выделить

важные особенности общения с воспитателями: во-первых, существование

острой нехватки данного вида общения, во-вторых, нереальность быстрого

решения проблемы.

В

нашем

центре

для

этого

немало

возможностей.

В

процессе

повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе,

овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают

регулировать

отношения

с

окружающими.

При

воспитании

навыков

необходимо помнить, что формирование их должно проходить в процессе

повседневной

деятельности

ребенка

под

руководством

воспитателя.

Чтобы ребенок мог овладеть навыками, он должен знать правильные приемы

действия, осознать значение навыка, а затем в процессе занятия закрепить

его.

Для

этого

воспитатель

должен

показать

приемы

того

или

иного

действия, объяснить его понятно для ребенка, проследить за правильностью

его выполнения. Надо помнить, что ребенок легче и быстрее овладевает

навыками, если педагог в процессе воспитания их опирается на чувства

детей, не ограничивается только словесными объяснениями.

В воспитании навыков культурного поведения, так же как и во всей

работе

с

детьми,

необходимо

избегать

случайных

приемов.

Эта

работа

должна быть построена воспитателем в определенной системе, основываясь

на твердых педагогических принципах.

Такими принципами являются систематичность, последовательность и

непрерывность воспитательного воздействия. Работа с детьми строится с

учетом возрастных особенностей, что дает возможность определить круг

навыков культурного поведения детей согласно их возраста.

Воспитатель

социально-реабилитационного

центра

должен

помнить,

что он имеет дело с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и

поэтому к нему предъявляются особые требования-по матерински, любовно

з а б о т и т ь с я

о

к а ж д о м

р е б е н к е ,

с о з д а т ь

а т м о с ф е р у

с е м ь и .

Влияние

личности

воспитателя

на

детей

особенно

велико.

Воспитатель

должен быть мастером своего дела. Он не только учит и воспитывает но и

согревает душу подростка. Только тот воспитатель, который сам владеет

практическими

умениями

и

навыками,

сможет

правильно

руководить

активной деятельностью детей, привить детям навыки культурного поведения

в игре и труде. Являясь образцом дисциплинированности, аккуратности и

порядка, он воспитывает тем самым культурные навыки и привычки у детей.

Культурный воспитатель сумеет создать культурную обстановку в группе,

поддержать чистоту и порядок, отвести для каждого предмета определенное

место, научить всем этим правильно пользоваться. Большое воспитательное

значение имеет внешний облик воспитателя. Он должен быть аккуратно и со

вкусом

одет,

иметь

скромную

прическу

и

опрятные

руки.

Воспитатель

должен быть приветливым, отзывчивым и в то же время требовательным.

Ласковое

и

внимательное

обращение

с

детьми

и

взрослыми,

вежливые

манеры служат примером для детей, учат их культурному обращению друг с

д р у г о м

и

в з р о с л ы м и .

Единая

педагогическая

направленность

воздействия

на

детей

всего

коллектива дадут возможность воспитать устойчивые навыки культурного

поведения детей.



В раздел образования