Автор: Шляхтенко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: методический материал
Тема: конспект занятия "Формирование элементарных математических представлений" (подготовительная к школе группа)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Гнёздышко»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(подготовительная к школе группа)
«Волшебное путешествие в страну Математика»
Составитель:
Шляхтенко Любовь Викторовна, воспитатель
г.Междуреченск
Цели и задачи:
- Учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
- Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на
два меньших числа в пределах 10.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Закрепить знание детей о геометрических фигурах плоских и объёмных.
Оборудование:
- Карточки с цифрами, знаками.
- Картинки с изображением животных.
- Макеты листьев, деревьев.
- Линейка.
- Наборы геометрических фигур.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие. Но
для начала давайте улыбнёмся друг другу, ведь в путь отправляются в
хорошем настроении.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
А теперь ребятки посмотрите на меня и подарите мне улыбку. Вот таких
радостных я и приглашаю в путешествие. Хотите узнать, куда мы
отправимся? Тогда отгадайте загадку.
Она царица всех наук,
Без неё мы – как без рук,
Научит думать и решать,
И много действий совершать (математика).
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами отправляемся в волшебную страну
«Математика». Путь наш будет не простой, поэтому я предлагаю вам сделать
разминку.
Интеллектуальная разминка.
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько времён года? (4)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько хвостов у трёх коров? (3)
- Сколько пальцев на левой руке, а на правой ноге? (5)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас мы превратимся в водителей, сядем в свои
волшебные машины и поедем (дети садятся на стульчики и едут на своих
воображаемых машинах).
Мы едем, мы едем вперёд и вперёд.
Дорога нам новые силы даёт.
Мы едем в машине куда захотим,
И едем так быстро, как будто летим.
Мы едем, мы едем вперёд и вперёд
Машина везёт нас и не устаёт.
Так много дорог, впереди поворот,
Свернули - и снова вперёд и вперёд!
Воспитатель: Чтобы не скучать в пути мы будем загадывать загадки, и
отвечать на весёлые вопросы.
1.
Я так мила, я так кругла.
Я состою из двух кружочков.
И я довольна, что нашла
Себе таких, как вы, дружочков (8)
2.
Цифра вроде буквы «О»,
но не значит ничего (о).
3.
Нам вы можете не верить,
но попробуйте проверить:
Эта цифра – кочерга.
У неё одна нога (7)
4.
ОТ неё ведётся счёт, и за это ей почёт.
Тонкая, как спица, цифра …(1)
5.
Острый локоть оттопыря, за тремя идёт..(4).
Воспитатель: Вот мы и приехали в сказочную страну. Первый город этой
страны, который мы посетим – «Весёлый счёт». Его жители – цифры.
Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти
своё место.
Работа с числовой последовательностью.
- С чего начинается числовой ряд? (с единицы)
- Почему это число первое? (оно самое маленькое)
- Почему число называется предыдущим? (то, которое стоит перед
названным).
- Какое число называется последующим? (то, которое стоит после названного
числа).
Игра «Назови число»
Воспитатель называет число, дети называют предыдущее и последующее
числа.
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием и помогли жителям
города. Поехали дальше.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая полянка. А кто это сидит под
деревом? (зайчики).
Составление и решение задач.
Воспитатель:
-Посмотрите, сколько листочков прилетело к нам с деревьев? (4)
- Сколько ещё к ним прилетело? (воспитатель ставит ещё 3).
Давайте составим про них задачу.
- О чём задач? Что говорится о листьях?
- Сколько их было сначала? (4)
- Сколько ещё прилетело? (3)
- Листьев стало меньше или больше?
- Если больше, то, что нужно сделать: сложить или вычесть? (сложить)
- А какой вопрос в задаче? (сколько всего прилетело листьев?). Составим
задачу?
Ребёнок: Сначала ветер принёс 4 листочка, потом ещё 3. Сколько всего
листьев принёс ветер?
Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Ребёнок
пишет мелом на доске решение 4+3=7).
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Сейчас мы с вами немного
отдохнём и дальше в путь пойдём.
Физкультминутка.
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать,
Так осанку мы исправим, один, 2,3, 4, 5!
Наклоняемся вперёд, а потом наоборот.
Вот ещё одно заданье – выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать! Один, 2,3,4,5!
Воспитатель: Вот и отдохнули немного. А теперь нас ждёт новая игра.
Игра – соревнование «Кто самый умный».
1.
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера сем штук конфет,
Съел одну конфету внук
Сколько же осталось штук? (7-1=6)
2.
Пять пушистых щенят
все в корзиночке лежат,
а один решил сбежать.
Сколько их останется лежать? (5-1=4).
3.
Три пушистых кошечки
улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала,
сколько кошек вместе стало? (3+1=4)
4.
Девять грибов нашёл Максим,
а потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос:
сколько он грибов принёс? (9+1=10).
5.
Четыре гусёнка и двое утят
в озере плавают, громко кричат,
а ну, посчитай поскорей -
сколько в воде всего малышей? (4+2=6)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием справились на
отлично. Едем дальше. И следующий город – это город чисел. Нам
предстоит здесь отгадывать числа.
Игровое упражнение «Назови соседа».
Задание: «Назови число, которое стоит между 7 и 9 (8), 11 и 13 (12), 6 и 8
(7), 15 и 17 (16).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Навели порядок
во всей математической стране. Нам теперь нужно возвращаться домой.
Итог занятия:
- Ребята, где мы с вами сегодня путешествовали? (в стране «Математика»).
- Какие задания мы выполняли?
- Вам понравилось путешествие?
Воспитатель:
Ну что же, ребята, я очень рада, что вы меня не подвели.
Каждый - просто молодец!
Путешествию - конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!