Напоминание

"Развиваем речь - развиваем мышление"


Автор: Фарахутдинова Рауфина Шарифулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 7 МР Учалинский район Республика Башкортостан
Населённый пункт: г.Учалы, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем речь - развиваем мышление"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развиваем речь –развиваем умение общаться.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком

разговорного

языка,

становления

и

развития

всех

сторон

речи

фонетической,

лексической,

грамматической.

Полноценное

владение

родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием

умственного,

эстетического

и

нравственного

воспитания

детей.

Чем

раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок

будет

им

пользоваться

в

дальнейшем.

В

дошкольном

возрасте

расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными,

дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться

со

сверстниками.

Расширение

круга

общения

требует

от

ребенка

полноценного

овладения

средствами

общения,

основным

из

которых

является

речь.

Высокие

требования

к

развитию

речи

предъявляет

и

усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее

практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем

речь становится основой перестройки психических процессов, орудием

мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их

готовности к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным

лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не

находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

В

развитии

словаря

детей

дошкольного

возраста

выделяют

две

стороны:

количественный

рост

словарного

запаса

и

его

качественное

развитие, т. е. овладение значениями слов.

В период от рождения ребенка до 7 лет формируются и активно

развиваются речевые умения и навыки.

Существует четыре вида речевых умений:

Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;

Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);

Умение излагать свои мысли в письменной речи;

Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).

В

младшем

дошкольном

возрасте

огромное

внимание

уделяется

развитию

звуковой

культуры

речи,

используются

разнообразные

упражнения:

шутки-чистоговорки;

потешки;

поговорки;

фразы,

содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание

слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).

Упражнения

на

развитие

речевого

дыхания

(чтобы

научиться

выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен

уметь делать достаточно сильный вдох): «Одуванчик» (прогулке найти

одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки); «Бабочка,

лети!» (дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему-

либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более

10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова).

Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»; «Исполни песенку

ветра, мотора, жука …»;

«Отгадай, кто к нам пришел?»:

– «Му – Му –у» – кто это мычит?

– «Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

– «Ко-ко-ко» – кто теперь?

– «Ква-ква-ква» – а это кто?

Формирование грамматического строя речи:

Чаще

всего

затруднения

у

младших

дошкольников

вызывают

следующие грамматические формы:

Окончание сущ. мн. ч. Р.п. (ов): не матрешков, а матрешек; тортов –

это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.

Образование

мн.

ч.

существительных,

обозначающих

детенышей

животных: не львенки, а львята.

Образование

ср.

ст.

прилагательного:

например,

резкий

резче;

сладкий – сладче; дорогой – дороже; при помощи других корней,

например, хороший – лучше; плохой – хуже.

Один из важных приемов словарной работы с дошкольниками — это

работа

с

семантическим

полем

слова.

Семантические

поля

это

отношения

слов

между

собой,

система

этих

отношений.

Слова

связываются между собой не только по формальным признакам, но и по

смыслу.

Упражнение: подберите слова, которые связаны по смыслу со словом

игла: «игла для шитья», «игла хвойного дерева».

Комплексная

работа

над

семантикой

слов,

формирование

представлений, что одним словом могут называться разные предметы

(явление полисемии), что об одном и том же можно сказать различными

словами

(синонимами),

что

существуют

слова,

противоположные

по

смыслу (антонимы).

Дидактические игры:

Игра с мячом «Я знаю пять (насекомых…)».

Игра

с

мячом

«Ассоциации»

(

«Красный»:

ребенок

ловит

мяч,

добавляет

слово,

обозначающее

предмет,

обладающий

этим

признаком (мак).

Игра «Назови другим словом» (бросить мяч – кинуть мяч, глядеть в

окно – смотреть в окно)

Лексическая работа:

Составление сравнений (Как солнышко, как ежик, как снег и т.д.).

Обсуждение олицетворений (человек идет, часы идут; ребенок смеется,

солнышко смеется и т.д.).

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными

процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.

Поэтому

научить

ребёнка

владеть

речью,

как

средством

общения

и

культуры – главная задача. А это значит, надо сформировать устную речь

детей

на

таком

уровне,

чтобы

они

не

испытывал

трудностей

в

установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь

была понятна окружающим.

Воспитатель МАДОУ Детский сад №7 Фарахутдинова Р.Ш.



В раздел образования