Автор: Фарахутдинова Рауфина Шарифулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 7 МР Учалинский район Республика Башкортостан
Населённый пункт: г.Учалы, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем речь - развиваем мышление"
Раздел: дошкольное образование
Развиваем речь –развиваем умение общаться.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком
разговорного
языка,
становления
и
развития
всех
сторон
речи
—
фонетической,
лексической,
грамматической.
Полноценное
владение
родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием
умственного,
эстетического
и
нравственного
воспитания
детей.
Чем
раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок
будет
им
пользоваться
в
дальнейшем.
В
дошкольном
возрасте
расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными,
дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться
со
сверстниками.
Расширение
круга
общения
требует
от
ребенка
полноценного
овладения
средствами
общения,
основным
из
которых
является
речь.
Высокие
требования
к
развитию
речи
предъявляет
и
усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее
практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем
речь становится основой перестройки психических процессов, орудием
мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их
готовности к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным
лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не
находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
В
развитии
словаря
детей
дошкольного
возраста
выделяют
две
стороны:
количественный
рост
словарного
запаса
и
его
качественное
развитие, т. е. овладение значениями слов.
В период от рождения ребенка до 7 лет формируются и активно
развиваются речевые умения и навыки.
Существует четыре вида речевых умений:
Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
Умение излагать свои мысли в письменной речи;
Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).
В
младшем
дошкольном
возрасте
огромное
внимание
уделяется
развитию
звуковой
культуры
речи,
используются
разнообразные
упражнения:
шутки-чистоговорки;
потешки;
поговорки;
фразы,
содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание
слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).
Упражнения
на
развитие
речевого
дыхания
(чтобы
научиться
выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен
уметь делать достаточно сильный вдох): «Одуванчик» (прогулке найти
одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки); «Бабочка,
лети!» (дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему-
либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более
10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова).
Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»; «Исполни песенку
ветра, мотора, жука …»;
«Отгадай, кто к нам пришел?»:
– «Му – Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
Формирование грамматического строя речи:
Чаще
всего
затруднения
у
младших
дошкольников
вызывают
следующие грамматические формы:
Окончание сущ. мн. ч. Р.п. (ов): не матрешков, а матрешек; тортов –
это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.
Образование
мн.
ч.
существительных,
обозначающих
детенышей
животных: не львенки, а львята.
Образование
ср.
ст.
прилагательного:
например,
резкий
–
резче;
сладкий – сладче; дорогой – дороже; при помощи других корней,
например, хороший – лучше; плохой – хуже.
Один из важных приемов словарной работы с дошкольниками — это
работа
с
семантическим
полем
слова.
Семантические
поля
—
это
отношения
слов
между
собой,
система
этих
отношений.
Слова
связываются между собой не только по формальным признакам, но и по
смыслу.
Упражнение: подберите слова, которые связаны по смыслу со словом
игла: «игла для шитья», «игла хвойного дерева».
Комплексная
работа
над
семантикой
слов,
формирование
представлений, что одним словом могут называться разные предметы
(явление полисемии), что об одном и том же можно сказать различными
словами
(синонимами),
что
существуют
слова,
противоположные
по
смыслу (антонимы).
Дидактические игры:
Игра с мячом «Я знаю пять (насекомых…)».
Игра
с
мячом
«Ассоциации»
(
«Красный»:
ребенок
ловит
мяч,
добавляет
слово,
обозначающее
предмет,
обладающий
этим
признаком (мак).
Игра «Назови другим словом» (бросить мяч – кинуть мяч, глядеть в
окно – смотреть в окно)
Лексическая работа:
Составление сравнений (Как солнышко, как ежик, как снег и т.д.).
Обсуждение олицетворений (человек идет, часы идут; ребенок смеется,
солнышко смеется и т.д.).
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными
процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.
Поэтому
научить
ребёнка
владеть
речью,
как
средством
общения
и
культуры – главная задача. А это значит, надо сформировать устную речь
детей
на
таком
уровне,
чтобы
они
не
испытывал
трудностей
в
установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь
была понятна окружающим.
Воспитатель МАДОУ Детский сад №7 Фарахутдинова Р.Ш.